Бронетехника мира    

-->Вы вошли как Гость | Группа "Гости" .Приветствую Вас  Гость 

Главная | Бронетехника | Регистрация | Вход                                                                                         

Четверг, 14.12.2017, 01:20

Меню
Категории раздела
Начало танкостроения [15]
Развитие танковых войск [8]
Вторая Мировая Война [8]
После Первой мировой войны [24]
Наш опрос
Какой самый важный компонент соверменного танка по Вашему мнению?
Всего ответов: 309
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Популярные статьи
Бронетехника Румынии
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Легкие немецкие танки Первой мировой войны
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Крейсерский танк CROMWELL(Англия)
Миномет под именем «Тюльпан»
Свежие материалы
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
Краткая история СС
Предыстория и причины появления танков
Германские танки Первой мировой войны.Итоги и уроки
Немецкие проекты 1918 года
Главная » Статьи » История БТВТ » После Первой мировой войны

Танки Европы и США

В период между двумя мировыми войнами число танкостроящих государств значительно увеличилось:

  • с 1921 г. - Швеция
  • с 1925-го - Чехословакия
  • с 1927-го - Япония
  • потом - Польша и
  • спустя два года - Венгрия
  • Германия начала строить танки в 1934 г.

И теперь в производстве бронетанковой техники участвовало 11 государств, включая СССР. 
Тяжелая экономическая обстановка, наступившая после охватившего весь мир затяжного экономического кризиса, больно отразилась на странах с рыночной экономикой, но хуже всего дела с танкостроением в это время обстояли в Англии. К 1936 г. здесь имелось всего 375 танков, из которых 209 были легкими. В то же время британские военные специалисты довольно много упражнялись в теории и, анализируя имевшийся у них опыт, пришли к заключению, что в будущей войне им потребуются танки трех типов: легкие танки-разведчики, быстроходные крейсерские танки и тихоходные танки поддержки пехоты. Вооружение на двух последних предусматривалось примерно одинаковым: однако главной защитой для первых двух должна была являться высокая скорость, а для пехотных надежная броня. Чуть позже англичанам пригодился и опыт гражданской войны в Испании, однозначно показавший, что их старая техника для будущей войны уже не годится. Вот тогда-то англичанам и пришлось срочно создавать совершенно новые танки для обороны страны.

Английский опытный танк Mk.I

 

Завершающей моделью английских легких танков 30-х гг. ока­зался МК.\/I, выпускавшийся фирмой «Виккерс-Армстронг» с 1935 по 1940 г. Танки имели командирскую башенку и вооружение, состоявшее из спаренных пулеметов калибра 7,7 и 12,7-мм, впоследствии замененных на чешские пулеметы калибра 7,92 и 15-мм, имевших воздушное охлаждение в отличие от английских и, следовательно, более надежных в боевых условиях. Максимальная скорость у этих машин составляла 56 км/ч, однако броня была тонкой, из-за чего в начальном этапе Второй мировой войны, в боях на севере Франции, а также в Африке, эти машины понесли большие потери. Весной 1936 г. Д. Карден предложил конструкцию среднего танка, который впоследствии переквалифицировали в крейсерский Mk.I (А9)... и выпустили малой серией, посчитав не очень-то удачным. Внешне этот танк сильно напоминал советский Т-28 (также 2 пулеметные башни спереди и одна башня с пушкой и пулеметом позади них), однако калибр орудия был всего 40-мм. Возможности орудия были весьма ограничены еще и тем, что в его боекомплекте отсутствовали осколочно-фугасные снаряды.
За этими танками последовали крейсерские танки Mk.II (А10) уже без пулеметных башенок. Специалистами фирмы «Виккерс» машины были предложены армии в качестве пехотных. Однако слабость бронирования заставила переквалифицировать и эти танки в крейсерские, причем производство их начали, когда уже шла Вторая мировая война — в декабре 1939 г.

Английский опытный танк T-2

 

В ноябре 1936 г. на заводе фирмы «Наффилд» началось создание быстроходного танка Mk.IV (А13), английского варианта танка У. Кристи. Потом за этим танком последовали машины Mk.IV (А13 Мk.II), Mk.V «Ковенантер» (А13 Мк.Ш) и Mk.VI «Крусейдер» (А15), поступивший на вооружение в ходе войны.

Английский пехотный танк "Матильда" Mk.I, 1936 г.

 

На танках этого типа англичане ис­пользовали только американскую подвеску, но от перемены хода от­казались, так что их танки были чи­сто гусеничными.
В 1935 г. Д. Карден приступил к разработке весьма своеобразного танка, который при весе в 11 т имел броню толщиной 60-65 -мм, скорость 13 км/ч, экипаж из 2 человек и один пулемет. Танк получил обозначение Mk.I (А11) «Матильда 1» и стал первым английским танком с противоснарядным бронированием. Большинство их было потеряно во время неудачных для англичан боев на территории Северной Франции.
Всего к началу войны британская армия получила 792 легких танка и только 130 крейсерских. В то же время в Англии было разработано более 50 образцов бронетехники, из которых серийно выпускалось-10. Интересно, что ни один из серийных, не говоря уже об опытных танках, не отвечал в полной мере потребности армии в надежном и хорошо вооруженном танке для самостоятельных танковых соединений.
Остается только удивляться, почему страна, строившая прекрасные корабли, самолеты и автомобили, в течение многих лет не могла добиться эксплуатационной надежности танковых двигателей и элементов ходовой части, а так­же создать танки с наклонной, а не с вертикальной броней, хотя располагала для этого и всей информацией, и соответствующей технической базой.
Чехословакия начала с закупки нескольких танков «Рено», после чего там увлеклись колесно-гусеничными танками, которые, как известно, в серию не пошли. За заказам армии, выпускали свои танкетки на экспорт.
В 1934 г. ЧКД уже по собственной инициативе разработала легкий танк Р-11, вооружавшийся 37-мм полуавтоматическим орудием «Шкода» и двумя пулеметами. Танк был выпущен в количестве 50 штук и принят на вооружение под маркой LT-34. Специалисты фирмы «Шкода» решили не отставать и в 1935 г. предложили для армии свою версию легкого танка S-IIA или Т-11, получившего армейское обозначение LТ-35.

Чехословацкий легкий танк LT-35, 1936 г.

 

Таким обра­зом, фирма ЧКД и раньше зависевшая от «Шкоды», поскольку та была единственным в стране производителем танковых орудий, лишилась своей монополии на танковом рынке Чехословакии.
Тем не менее обе фирмы сумели договориться о совместном выпуске LТ-35, причем на двух разных предприятиях эти танки должны были выпускаться практически поровну. Такое решение ЧКД, повидимому, не удовлетворило, и она представила сразу два новых образца — «совсем легкий танк» АН-IV с пулеметным вооружением в корпусе и в башне и легкий танк TNH с вооружением, подобным LТ-35, но совершенно отличной от него ходовой частью.

Чехословацкий легкий танк LT-38, 1938 г

 

На момент оккупации чехословацкая армия насчитывала всего 418 танков, включая 70 танкеток. LТ-38, по сути дела, еще не выпускался, однако теперь последние две машины стали выпускаться для нужд вермахта и под германским обозначением чаще всего просто 35 (t) и 38 (t), где t означало «чешский». Множество этих машин получили сателлиты Германии, а ходовая часть танков использовалась и для создания новых боевых машин.
Так, танк LТ-35 немцы первым делом отправили в Германию, где поменяли на них оптику, установили радиостанции и шанцевый инструмент. Фирму ЧКД немцы переименовали в БММ и поторопили ее с выпуском заказанных ей 150 танков, а когда машины были получены, тут же дали ей еще 3 заказа на 325 танков LТ-38.

Опытный танк-разведчик фирмы БММ

 

Испытав чехословацкие танки, немецкие специалисты сделали вывод, что танк 35 (t) практически не уступает Pz-II, а по многим по­казателям его превосходит. 38 (t), по их мнению ни в чем, за исключением средств связи и наблюдения, так же как и 35 (t), не уступал текущей модификации танка Pz-III. Действительно, и тот, и другой танк имели множество новшеств, которые на танках других стран по­явились несколько позднее. Так, на танке LТ-35 для облегчения управления трансмиссией и тормозами были установлены сервоприводы, работавшие при помощи сжатого воздуха, и ими же осуществлялся запуск двигателя. Танк имел весьма совершенную коробку передач. Что же касается конструкции подвески, то, несмотря на ее уязвимость, она обеспечивала танку высокую плавность хода, а средний пробег гусеницы достигал 6000 км вместо 1500-2000 у других машин. На танке имелась командирская башенка, что облегчало наблюдение из машины.

Легкий танк PzKpFW 35 (t), 1942 г.

 

На LТ-38 подвеска состояла из 4 одинаковых катков большого диаметра и 2 поддерживающих роликов с каждого борта. Все катки имели резиновые бандажи, а их амортизация, как и на LТ-35, осуществвлялась на листовых горизонтальных рессорах, имевших механические амортизаторы. Детали подвески не занимали внутренние объемы танков, что повышало ремонтопригодность ходовой части, а то, что на LТ-38 рессоры подвески находились позади колес, являлось хорошей защитой для всех ее элементов.

Легкий танк PzKpfwg 38 (t), 1941 г.

 

Недостатком обоих танков была броня на заклепках, неправильные углы наклона броневых плит, отсутствие внутренней звуковой связи между командиром и водителем, а также наличие всего двух люков для входа и выхода.
Толщина броневых листов колебалась от 8 до 25 мм, и хотя лобовая броня могла выдержать обстрел из 20-мм пушки «Эрликон» с дистанции 250 м, даже во время выпуска машин такая защита была уже недостаточна.
Поставить более мощное орудие на эти танки также было нельзя, поскольку на такое перевооружение они не рассчитывались. К тому же во время сильных морозов на советско-германском фронте система сервоприводов на танках LТ-35 замерзала, и после зимы 1941-1942 гг. ее пришлось заменить механической. На танке LТ-38 немцы посчитали недостаточным экипаж и 4-го члена экипажа посадили в башню.
Поляки начали с того, что в 20-е гг. модернизировали парк старых «Рено», а в 1930 г. приобрели в Англии лицензию на производство танкетки «Карден-Лойд» Mk.VI, на базе которых они выпустили свои собственные танкетки ТК-3 и ТКS, переработанные столь основательно, что это были по сути дела совершенно другие машины. Тогда же поляки купили и 16 танков «Виккерс-6 тонн» и еще несколько таких машин построили по лицензии. Танки понравились, но было решено на их основе сделать свой собственный танк, который в отличие от английского оборудовали дизельным двигателем «Заурер» с водяным охлаждением. Это привело к существенным изменениям кормовой части танка, однако на первых его образцах, выпущенных весной 1935 г. под маркой 7ТР (семитонный польский), по-прежнему устанавливалось две башни.


 Поскольку преимущества однобашенных танков с пушечно-пулеметным вооружением были уже очевидны, вторую партию этих машин решили сделать однобашенными, но годной для этого артиллерийской системы в Польше не нашлось. Пришлось обращаться в Швецию, где подходящая башня с 37-мм орудием фирмы «Бофорс» оказалась на танке «Ландсверк-60». С 1937 г. танки 7ТР начали выпускаться теперь уже с новой башней, и тогда же ее установили на опытном танке 10ТР (10-тонный польский), представлявшем польский вариант колесно-гусеничного танка У. Кристи. Четвертая пара катков на этом ганке была ведущей, а крутящий момент на нее передавался шестеренчатой передачей, как у советских БТ. Вторая колесная пара во время движения на колесах приподнималась с помощью специального гидравлического устройства, что улучшало маневренность на колесном ходу. Корпус на этом танке поляки сделали сварным, а в лобовом листе дополнительно установили пулемет. Тем не менее из-за множества технических недостатков этот танк в серию запускать побоялись. Было решено сосредоточив усилия на более совершенном танке 14ТР, однако и этим планам помешала война.
Сравнивая 7ТР с советскими танками Т-26 образца 1937 г., можно заметить, что польский был легче, слабее вооружен и обладал меньшим запасом хода. С другой стороны, благодаря более мощному дизельному двигателю, который, кстати, именно в Польше впервые установили на серийно выпускавшийся танк, он был быстроходнее и менее опасен в пожарном отношении. К тому же у него была более толстая броня. Однако главным вкладом поляков в мировое танкостроение оказался танковый перископ, сконструированный майром Р. Гундляхом — настолько хороший, что под маркой Mk.IV его потом устанавливали на танках Англии, США и СССР!
По вооружению и бронированию 7ТР превосходил германские танки Pz-I и Pz-II, но уступал им в скорости, к тому же его броня уже пробивалась бронебойными пулями.
На 1 сентября 1939 г. Войско польское имело всего 867 танков и танкеток.
Получается, что польские танковые войска и качественно, и количественно уступали германским.
Тем не менее польские танки не раз вступали в бой с танками вермахта, и почти все были уничтоженны. Немцы захватили только несколько танков 7ТР и впоследствии использовали их только против партизан.

 

В Швеции танки разрабатывали германские конструкторы И. Фольмер и О. Меркер, работавшие на заводе «Ландсверк» в городе Ландскрона. После опытов с колесно-гусеничными машинами, так и не ставшими полноценными танками для армии, О. Меркер в 1934 г. создал легкий разведывательный танк La-100, имевший торсионную подвеску опорных катков, наклонные бронелисты, автомобильный двигатель и коробку передач. Очень высокая удельная мощность позволяла ему развивать скорость 60 км/ч. Однако вооружение его было чисто пулеметным, из-за чего шведы решили создать более тяжелый танк, Lа-100, вооружив его 20-мм автоматической пушкой, поставляли Норвегии. В том же году появился и самый удачный шведский танк 30-х гг., разработанный все тем же Меркером — Lа-60 или М/33, выпускавшийся в нескольких вариантах вплоть до 1942 г.
Модель Lа-60В и лицензию на его производство приобрела Венгрия, где этот танк начали производить с германским бензиновым двигателем и опятьтаки лицензионным вооружением — швейцарским 20-мм 5-зарядным противотанковым ружьем «Солотурн».
Изготовление танков поручили венгерским фирмам «Ганц» и МАВАГ. Из-за нехватки опыта и задержек поставок из Германии ряда узлов дело продвигалось медленно, и лишь в мае 1940 г. первые «Толди» 38.М начали поступать в венгерскую армию, а весь заказ на 80 танков этого типа был выполнен лишь в марте 1941 г.


В Швеции чехословацкие «танчики» АН-IVSv, приобретенные в 1938 г. получили обозначение М/37 (иногда их называют La-61). Заказанные в том же году чехословацкие танки TNH-Sv были захвачены немцами, но позже все же достались Швеции и были приняты на вооружение под маркой м/38. По лицензии, полученной теперь уже от немцев, фирма «Скания-Вабис» начала выпускать для шведской армии TNH под маркой М/41.

В апреле 1941 г. модифицированные танки «Толди-II» 38.М участвовали в боях в Югославии и на советско-германском фронте, где из-за своей очень тонкой брони они понесли серьезные потери. Оставшиеся в строю танки перевооружили 40-мм орудиями и назвали их «Толди-IIА». Танк этот был бы ничем особенно не примечателен, если бы в 1940 г. на его базе венгерские специалисты не выпустили несколько десятков самоходных орудий 40.М «Нимрод», вооруженных 40-мм автоматическими зенитными пушками «Бофорс». Расчет был на то, что эти установки можно будет использовать в качестве истребителей танков, однако на деле у венгров получилась одна из самых удачных зенитных самоходных установок Второй мировой войны. Обслуживал машину экипаж из 6 человек, включавший двух заряжающих. Само орудие устанавливалось в открытой сверху рубке, имевшей круговое вращение и сваренной из бронелистов толщиной 13-мм.
Нельзя не заметить какого-то странного предубеждения конструкторов и военных к орудиям крупных калибров, поэтому танки в большинстве своем вооружались орудиями калибра не выше 37, 40 и 47-мм и даже 20-мм противотанковым ружьем. Как будто бы их создатели совершенно не заботились о будущем и не стремились создать танки, способные одинаково эффективно поддерживать пехоту и в то же время бороться с другими танками.

 

В Соединенных Штатах Америки за период с 1920 по 1935 г. сделали всего 31 танк, и хотя там по испытаниям того же 1920 г. было прекрасно известно, какое мощное действие при стрельбе по танкам производят 75-мм снаряды, главным видом оружия на американских машинах продолжал оста­ваться только- пулемет.
75-мм орудия в США были установлены на средний танк, стандартизированный как М1, но так и не принятый на вооружение армией. Лишь в 1938 г. рокайлендским арсеналом был сконструирован новый средний танк, получивший обозначение М2, имел 37-мм пушку и 6 пулеметов. Даже в 1940 г., когда в Европе уже полыхала война, американцы все еще не имели бронетанковых войск, не считая 20 средних и около 300 легких танков, а также большого количества опытных образцов.

Источник: http://pro-tank.ru/

Категория: После Первой мировой войны | Добавил: Ariec (31.10.2010)
Просмотров: 2383 | Рейтинг: 4.0/1
Форма входа
Найти бронемашину
Реклама
Баннерная Сеть ARMY Best Sites
Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz