Хотя появившиеся у англичан в начале
1917 г. танки Mk.II и Mk.III (по 50 шт. каждого типа) и были несколько
лучше MK.I, особым совершенством они не отличались. Поэтому вслед за
ними последовал заказ на танки МК.V, в конструкцию которых внесли
изменения, продиктованные полученным боевым опытом. Толщину брони
спереди и по бортам на них увеличили (с 12 до 16 и с 6 до 12-мм), а на
крыше довели до 8-мм, что помогло защитить их от обстрела бронебойныйми
пулями сверху. Спонсоны при транспортировке по железной дороге теперь
можно было задвигать в корпус по специальным салазкам. Правда, случалось
и так, что в бою при большом крене танка спонсоны срывали фиксаторы и
внезапно заползали в танк, калеча экипаж. На «самках» спонсоны сильно
уменьшили. Топливные баки, находившиеся раньше в передней части
корпуса под ногами у водителя, теперь разместили вне корпуса между
задними ветвями гусениц с принудительной подачей топлива к двигателю. На
выхлопную трубу был поставлен глушитель, так что теперь при
сосредоточении танков перед атакой рев танковых двигателей можно было и
не заглушать артиллерийской стрельбой. Улучшили смотровое устройство
водителя. Теперь оно представляло собой перфорированную броневую плиту,
защищавшую глаза от свинцовых брызг при пулевых попаданиях. На
первых танках были установлены ручные пулеметы «Льюис» с воздушным
охлаждением, но из-за большого кожуха на стволе, закрывавшего радиатор
охлаждения, для них пришлось делать большие амбразуры, что привело к
увеличению ранений стрелков. Поэтому на машинах поздних выпусков
поставили специальные танковые 8-мм пулеметы «Гочкис». Стволы орудий
было решено укоротить с 40 до 23 калибров, чтобы они не утыкались в
землю при крене и не задевали о деревья и стены домов. МК.V выпускались в
течение всего 1917 г., пока вместо них не начали производство еще более
улучшенного танка МК.V. На нем был установлен специальный танковый
двигатель «Рикардо» и четырехскоростная планетарная коробка передач
конструкции Вильсона. Теперь им мог управлять всего один человек, а
бывших механиков превратили в пулеметчиков. Улучшилась и система
охлаждения двигателя, воздухозаборники которой расположили сзади по
бортам. В корме разместили еще один пулемет, в результате чего «мертвых
зон» вокруг танка теперь не осталось, и улучшили условия обитаемости.
Английский танк Мк. V, 1918 г.
Первые Мk.V стали поступать в армию в
начале мая 1918 г., а всего до конца войны их было выпущено 400 шт.
(«самцов» и «самок» поровну).
Когда перед англичанами встала задача по преодолению германских
широких траншей, было решено заваливать их фашинами — огромными
связками из хвороста, которые танки должны были перевозить на себе на
специальных рельсах наверху крыши. Одновременно на этих же рельсах
перевозили окованное металлом квадратное бревно для самовытаскивания.
Когда танк начинал буксовать, его опускали на гусеницы и закрепляли на
траках, после чего танк начинал движение и затягивал бревно под
машину, что помогало самовытаскиванию. Специально для танков МК.V
проект «тедпол тейл» — «хвост головастика», по которому хвостовая часть
гусениц удлинялась за счет переноса ведущих колес. Длина танков при
этом увеличивалась до 11 метров и они могли проходить над широкими
вражескими окопами. Вдобавок между задними гусеницами установили
специальную площадку для 152-мм траншейного миномета, что резко повышало
огневую мощь «танков-головастиков». Впрочем, очень скоро
оказалось, что разумнее будет удлинять танки МК.V (модель МК.V* - «со
звездой»), врезая в их корпус двухметровую секцию. Теперь в корпусе
танка могли помещаться 25 пехотинцев или же дополнительные запасы
топлива и боеприпасов. Впрочем, попытка англичан высадить при помощи
такого корпуса танковый десант под Амьеном 8 августа 1918 г. так и не
удалась, потому что из-за плохой вентиляции солдаты в танках угорели.
Тем не менее переделке подверглось 579 танков МК.V, а еще 25 машин
изготовили специально, обозначив как МК.V** («с двумя звездами»). До
конца войны были выпущены также машины МК.VII и МК.V///, а на многих
пулеметных танках предыдущих серий один пулеметный спонсон решили
заменить на пушечный, чтобы они могли бороться с появившимися танками
противника.
Англо-американский танк Мk. VIII, 1918г.
М.k.VIII в 1919г. стал тяжелым танком у
англо-американцев, причем планировалось выпустить 1500 таких машин,
рассматривавшихся как венец английского танкостроения. Заказ полностью
не был выполнен из-за окончания войны, но 100 танков этого типа
американцы все же построили и долгое время использовали их в качестве учебных
МК.IХ создали в 1918 г. как пехотный транспортер. Другим его
предназначением было сопровождение пехоты в бою в качестве машины
сопровождения. Внешне он напоминал все прочие тяжелые танки англичан, и
был вооружен только двумя пулеметами спереди и сзади, а по бокам имел
большие овальные двери для десанта численностью 60 человек. МК./Х,
прозванный «пиг» («свинья») мог перевозить 10 т груза, причем англичане
попытались превратить его в амфибию, установив понтоны по обеим
сторонам корпуса. Всего было выпущено 35 таких транспортеров, которые
так и не успели показать себя в боевой обстановке.
Английский опытный плавающий танк МК. IX держался на воде при помощи металлических понтонов, крепившихся к корпусу Источник: http://pro-tank.ru/ |