Бронетехника мира    

-->Вы вошли как Гость | Группа "Гости" .Приветствую Вас  Гость 

Главная | Бронетехника | Регистрация | Вход                                                                                         

Четверг, 21.09.2017, 08:11

Меню
Категории раздела
БТР [26]
САУ(ЗСУ) [21]
БМП [26]
Наш опрос
Лучший тяжёлый танк Второй Мировой Войны
Всего ответов: 869
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Популярные статьи
Бронетехника Румынии
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Легкие немецкие танки Первой мировой войны
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Крейсерский танк CROMWELL(Англия)
Миномет под именем «Тюльпан»
Свежие материалы
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
Краткая история СС
Предыстория и причины появления танков
Германские танки Первой мировой войны.Итоги и уроки
Немецкие проекты 1918 года
Главная » Статьи » БТР БМП САУ ЗСУ » САУ(ЗСУ)

2С9 «Нона-С» (СССР)

...Разведка доложила: противник готовит контратаку. Множество бронемашин, самоходных реактивных пусковых установок и артиллерийских систем, проскочив на огромной скорости открытый участок местности, укрылось в обширной котловине. Чтобы сорвать замысел противника, необходимо, не мешкая, уничтожить это скопление техники. Каким оружием? Вопрос важный, а принимать решение в бою надо быстро. Командир должен выбрать такие огневые средства, которые позволили бы поразить цель надежно и в кратчайшее время. Попробуем вместе с командиром решить эту задачу.

Рядом на открытой огневой позиции стоят пушки, готовые в любой момент открыть огонь прямой наводкой. И до цели, как говорится, рукой подать - всего полтора километра. Но разве "достанешь" такую цель пушечным снарядом! У него настильная траектория: снаряд в буквальном смысле слова "стелется" над землей, и в котловину его не забросишь. А такую цель надо поражать только сверху.

Тогда, может быть, выручит авиация! В принципе это возможно, но ведь прифронтовой - аэродром не рядом, а время не терпит, да и погода не всегда летная.

В такой ситуации неоценимую помощь командиру окажут минометы. В самом деле, эта артиллерийская система отличается тем, что имеет не только максимальную дальность стрельбы, исчисляемую несколькими километрами, но также и наименьшую - в пределах нескольких сотен метров. К тому же мины летят по очень крутой траектории и падают на цель практически отвесно, сверху. Сочетание таких характеристик придает миномету чрезвычайно важное боевое качество: в пределах диапазона дальностей для него не существует непоражаемого пространства. Минометы тем и хороши, что успешно применяются для уничтожения и подавления таких целей, которые, образно говоря, являются "трудными", так как укрыты в окопах, траншеях, ходах сообщения, блиндажах, в оврагах, лощинах и на обратных скатах высот.

Какие же средства использовал командир для выполнения задачи! Ни первые, ни вторые, ни третьи. Он приказал открыть огонь самоходным артиллерийским орудиям (САО). Стволы резко пошли вверх, почти в зенит, и в считанные минуты на скопление живой силы и техники противника обрушились десятки увесистых мин. Огневой налет был неожиданным и мощным. Когда же уцелевшая боевая техника попыталась выбраться из котловины, ее расстреляли прямой наводкой те же орудия, но уже снарядами.

Вот так несколько неожиданно закончился эпизод учебного боя. Что же представляет собой этот своеобразный артиллерийский универсал! Один из образцов современной боевой техники, который имеет официальное наименование - "120-мм артиллерийское самоходное орудие". Если поставить САО на открытую огневую позицию - станет как пушка вести огонь по целям прямой наводкой. Если займет закрытую огневую позицию - будет стрелять подобно гаубице. Более того, спустившись на дно какого-нибудь оврага, САО уподобится классическому миномету, поражающему цели огнем на крутых траекториях. К тому же этот универсал - самоходный, а в сущности, вездеходный, бронированный, авиатранспортабельный и даже способный плавать. Вот какой комплекс отличных качеств совмещает в себе эта боевая машина. Отсюда и та сумма задач, которые возлагаются на этот образец вооружения: уничтожение и подавление огневых средств противника и его живой силы, как открыто расположенной, так и находящейся в укрытиях полевого типа. Орудие может привлекаться также для поражения артиллерийских и минометных батарей, различных бронецелей, ракетных установок и пунктов управления. Для решения столь разнообразных n важных задач в боекомплекте САО предусмотрены различные артвыстрелы: с осколочно-фугасиыми и кумулятивными снарядами; с артиллерийскими минами - осколочно-фугасиыми, осветительными, дымовыми, зажигательными.

В связи с тим особо подчеркнем универсальность и гибкость тактического применения самоходного артиллерийского орудия: поразив, например, огнем прямой наводки бронемашину, самоходная пушка может в считанные секунды трансформироваться в самоходный миномет, и вместо снарядов из его ствола будут вылетать уже мины. Этому способствуют технические характеристики собственно орудия: угол горизонтального наведения ствола находится в пределах +35°, а в вертикальной плоскости ствол может занять любое положение от угла снижения - 4° до угла возвышения +80°. Столь удачное сочетание боевых качеств в одном образце трудно переоценить. И это еще далеко не все.

САО можно десантировать не только посадочным, но и парашютно-реактивным способом из самолетов ан-12, Ил-76, Ан-22 в диапазоне высот от 300 до 1100 м. При этом площадки приземления могут располагаться на высотах до 2500 м над уровнем моря (другими словами - в горах), а собственно десантирование допускается при скорости ветра у земли до 15 м/с. И что важно, самоходное орудие после приземления практически сразу может вступать в бой: расшвартовка на платформе занимает минимум времени, а на перевод САО из походного положения в боевое расчету отводится по нормативу не более 30 с, к тому же не требуется никакой предварительной подготовки огневой позиции.

Из других тактико-технических характеристик отметим в первую очередь те, которые относятся к условиям боевой эксплуатации. САО позволяет вести боевую работу и сохраняет свои зксплуатационные качества в любое время года и суток при температурах от -40 до +40° С, а безопасность стрельбы гарантируется в еще более широком диапазоне температур: от -50 до +50° С. Причем независимо от того, где находится самоходное орудие - на равнине или в горах, на высотах до 3000 м над уровнем моря. Что касается внешних условий, то их сочетание может быть самое невероятное: "брызгонесущая среда", другими словами, дождь или снег; относительная влажность воздуха до 98% (при температуре +25° С); наземный ветер до 20 м/с (в обыденной жизни такую скорость ветра мы называем ураганной) и, наконец, запыленность воздуха, в котором содержание твердых взвешенных частиц может достигать 2 г/м3.

Основа СДО - его вооружение, то есть 120-мм орудие. Каковы его боевые возможности! Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом не менее 8800 м. Достаточно высока и максимальная прицельная скорострельностъ - при ведении огня подготовленными артвыстрелами с закрытой огневой позиции она составляет в среднем 6-8 выстр./мин. Особо подчеркнем: речь идет о скорострельности в условиях прицельной стрельбы, когда после каждого выстрела наводчик проверяет правильность всех установок на прицельных приспособлениях и уточняет, а при необходимости исправляет наводку орудия. В итоге через каждые 8-10 с производится прицельный выстрел - такой показатель отвечает современным требованиям.

Среди габаритных и массовых характеристик САО назовем следующие. Масса самоходного орудия в боевом положении, то есть с расчетом в составе четырех человек, полным боекомплектом, полной заправкой ГСМ и одиночным комплектом ЗИП составляет 8000 кг. Среднее удельное давление гусениц на грунт 0,5 кгс/см2.

Существенная особенность - конструкторы предусмотрели в СДО регулируемый клиренс. Механик-водитель, не выходя из отделения управления, может изменять его в пределах от 100 до 450 мм. Для этого достаточно перевести переключатель в положение "Подъем" или "Опускание". Такое техническое решение придает СДО важные боевые качества.

Обратимся к примеру. Что делает стрелок в бою, когда услышит свист пуль над головой! Инстинктивно пригнется, присядет, а может быть, и ляжет на землю. Нечто подобное делает и самоходное орудие: при сильном огневом воздействии противника оно может быстро опуститься до минимального клиренса, буквально лечь "на брюхо", и тогда даже небольшие складки местности надежно укроют боевую машину. Но зато максимальный клиренс (почти полметра!) очень пригодится при движении по бездорожью, в том числе по заболоченной местности, снежной целине, пескам,

В связи с этим есть необходимость дать маневренные характеристики самоходного орудия. Известно, что маневренность - комплексный показатель, составляющими которого являются подвижность, проходимость и поворотливость.

Под подвижностью понимается способность СДО преодолевать за определенное время значительные расстояния. Основные показатели подвижности - средняя скорость и запас хода. Мощная силовая установка и совершенный гусеничный движитель позволяют самоходному орудию двигаться в условиях бездорожья, а по сухой грунтовой дороге развивать среднюю скорость в пределах 30- 35 км/ч. Максимум скорости по бетонному или асфальтовому шоссе - 60 км/ч. Очень важна и такая характеристика, как запас хода по топливу - если так можно выразиться, дальность действия боевой машины: сколько она пройдет на одной заправке. Эта характеристика неоднозначна и зависит от состояния пути. Однако специалисты в любом случае гарантируют среднюю цифру - 500 км. Значителен и запас хода на плаву - до 75-90 км.

Термин "поворотливость" заимствован непосредственно из жизни: насколько быстро машина может повернуться в ту или иную сторону. С технической точки зрения, здесь следует учитывать радиус поворота, а у СДО он равен ширине колеи.

Еще одна слагаемая маневренности - проходимость, иначе - способность машины двигаться по бездорожью и преодолевать препятствия. Если подходить к этому с грубой оценкой, то критерий довольно прост: пройдет самоходная машина или не пройдет. Однако есть и установленные цифровые показатели. Например, предельная крутизна склона горы или холма, по которым предстоит подъем или спуск самоходного орудия, не должна превышать 32°. Допустимый крен машины на правый или левый борт ограничен 18°. Угол входа с берега в воду установлен до 30°, а выхода на берег - 25°. Двумя последними характеристиками лишний раз подчеркивается важное боевое качество СДО - способность самостоятельно преодолевать водные преграды. В любом виде боя, когда фактор времени имеет первостепенное значение, не надо ждать результатов разведки брода ' или наведения переправы: можно с ходу форсировать водную преграду, лишь бы волнение не превышало 2 баллов. Мощные водометные движители обеспечивают максимальную скорость движения на плаву 9 км/ч. И что важно: в отдельных случаях (например, на мелководье или при сильном течении) механик-водитель может направить СДО в воду с одновременно работающими гусеницами и водометами. Д когда машина полностью всплывет, необязательно выключать гусеничный движитель - такое состояние допускается, если водное пространство имеет малую протяженность, недостаточно разведано, прерывается мелями и перекатами.

Немного о конструкции СДО. С технической точки зрения - это легкобронированная артиллерийская установка, размещенная на быстроходном гусеничном шасси. В ней имеются три отделения: управления, боевое и силовое.

Отделение управления занимает носовую часть корпуса. Здесь размещены сиденья командира и механика-водителя; рычаги, педали и органы управления; средства связи. В крыше корпуса отделения - люки механика-водителя и командира. Причем перед люком командира установлены танковый перископ и два призменных перископических прибора наблюдения, а перед люком механика-водителя - три таких прибора.

Внутренний объем башни и средняя часть корпуса шасси с установленными в ней боеукладками образуют боевое отделение. В его передней части - орудие. Слева от него оборудовано рабочее место наводчика. Здесь размещены сиденье с откидной спинкой, которое регулируется по высоте и расстоянию относительно прицела; прицельные приспособления; механизмы наводки. Справа от орудия - рабочее место заряжающего, оборудованное съемным сиденьем и откидывающейся подножкой. Под руками у этого номера расчета расположены рукоятка открывания затвора, кнопка досылания выстрела, различные механизмы. Сзади обоих сидений на скате башни находятся приборы наблюдения, а над сиденьями - люки.

Силовое отделение - в кормовой части корпуса; оно отделено от боевого герметичной перегородкой. В нем расположены двигатель и трансмиссия.

Внутри броневого корпуса СДО размещены сотни узлов, агрегатов, механизмов и деталей. Одни из них объединены в автоматические и автоматизированные системы, другие выполняют самостоятельные функции. Однако надо особо подчеркнуть, что все эти детали, механизмы и системы изготовлены по строгим законам рационального конструирования, и каждой из них определено наиболее удобное место. Конечно, в полной мере учтены и рекомендации эргономики и инженерной психологии, чтобы v ограниченном заброневом пространстве создать для расчета максимум комфортных условий. В этом большой смысл - добиться, чтобы личный состав, находясь в замкнутой среде обитания, как можно меньше утомлялся и мог бы длительное время четко и надежно выполнять свои обязанности в различных боевых условиях.

Упомянем, например, систему противоатомной защиты, систему противопожарного оборудования, органы управления, механизмы натяжения гусениц и бесступенчатого изменения клиренса, вентиляторы, боеукладки, приборы наблюдения и т. п. Назначение и функции этих устройств не требуют пояснений. Вместе с тем в конструкции СДО предусмотрены такие механизмы, на которые необходимо обратить внимание.

Простейший из них - удержник. Что и где он удерживает) Артвыстрел в канале ствола при его заряжании. Другими словами, он предотвращает выпадание артвыстрела из зарядной каморы. Удержник со всеми деталями смонтирован на задней грани казенника. Когда заряжающий, выполняя очередную команду, берет из боеукладки артвыстрел, он сначала вставляет его переднюю часть в камору ствола, а хвостовую укладывает в лоток удержника. Примечательно, что это можно делать на любых углах возвышения. Но это еще не все. В составе запирающего механизма затвора есть пневмоцилиндр с рамой, которые в совокупности выполняют функции досылателя. В результате заряжающий избавлен от затраты значительных физических усилий, связанных с досылкой артвыстрела в канал ствола. Эти функции взяло на себя роботизированное устройство, заменившее руку человека, что особенно важно при стрельбе на больших или даже предельных углах возвышения, когда ствол орудия направлен практически в зенит. Механическая "рука" досылателя приводится в действие заряжающим. Он нажимает кнопку на пульте досылки - срабатывает электровоздушный клапан, сжатый воздух под давлением 150 кгс/см2 поступает в полость цилиндра, резко подает его вперед, артвыстрел досылается в канал ствола, затвор закрывается.

Пневмооборудование выполняет еще одну очень полезную работу. При выстреле, в момент открывания затвора, цилиндр с рамой откидываются назад, и часть сжатого воздуха принудительно подается в канал ствола и в течение 1,2 с мощным потоком продувает его насквозь, выбрасывая в атмосферу пороховые газы. В результате продукты сгорания метательного заряда не успевают вырваться в боевое отделение и номерам расчета не придется работать в загазованной атмосфере.

В целом артиллерийское самоходное орудие, совмещая в себе лучшие боевые качества отечественных артиллерийских систем, способно выполнять в современном бою разнообразные по назначению и объему огневые задачи.



Самоходное артиллерийское орудие 2С9:
1-120-мм орудие, 2-бронировка прицела прямой наводки, 3 - колпак панорамы, 4 - штырь с мерной базой, 5 - смотровой прибор ТНПО-170А, 6 - воздухозаборная труба в походном (боевом) положении, 7-антенна, 8-ведущее колесо, 9-фара ФГ-126, 10-смотровой прибор МК-4, 11-колпак клапанной коробки, 12 - направляющее колесо, 13-трак гусеничной цепи, 14-опорный каток, 15-поддерживающий ролик, 16-водно-отражающий щиток, 17-фара ФГ-127, 18-смотровой прибор командира ТНПП-220, 19-люк механика-водителя, 20-люк командира, 21 -люк заряжающего, 22-люк наводчика, 23-стопор башни, 24 - люк для загрузки выстрелов, 25 - приспособление для подачи выстрелов с грунта, 26 - водяной радиатор с защитной сеткой, 27 - буксирное устройство, 28 - защитная крышка над выпускным клапаном водооткачивающего насоса, 29 - заслонка водомета, 30 - воздухозаборная труба в положении для преодоления водных преград, 31 - клапан нагнетателя коллективной защиты, 32 - сигнал. На виде А ходовая часть условно не показана. Б - размещение ящиков ЗИП на крыше моторного отделения. Чертежи деталей увеличены в 2 раза по сравнению с общими видами.


Кроме буксируемого варианта «НОНЫ», конструкторами в Перми под руководством Юрия Калачникова был создан и с 1990 г. начал поступать на вооружение еще один вариант этого орудия - 2С23 «НОНА-СВК».

САО 2С23 было создано на шасси колесного бронетранспортера БТР-80. Для этого штатная башня базовой машины была заменена новой с усовершенствованным орудием 2А60. Больший по объему корпус БТРа позволил увеличить и возимый боекомплект до 30 выстрелов. Кроме того, при стрельбе со стационарных огневых позиций, для подачи снарядов с грунта на правом борту машины крепится специальное приспособление.


В качестве дополнительного оружия на крыше башни установлен 7,62-мм пулемет ПКТ с дистанционным управлением от прицела командира машины. В САО также перевозится два переносных зенитно-ракетных комплекса «Игла», четыре автомата, пятнадцать ручных гранат и сигнальные ракеты. Снаружи на башне закреплены гранатометы для постановки дымовых завес.

Использование шасси бронетранспортера позволило повысить подвижность новой «НОНЫ». Так, максимальная скорость передвижения по шоссе возросла до 80 км/ч, а запас хода — до 600 км. Кроме того, колесное шасси обладает большей надежностью, особенно при переброске войск своим ходом на большие расстояния, что характерно для российских просторов. Размещение САО на шасси штатной боевой машины сухопутных войск облегчило обслуживание и ремонт, обучение личного состава, а также снизило эксплуатационные расходы. В конечном счете стоимость 2С23 оказалась в 1,5 раза меньше, чем 2С9.

К сегодняшнему дню создан и четвертый вариант «НОНЫ» — легкий полуавтоматический казнозарядный миномет «НОНА-М». Расчет может разобрать его на несколько частей и переносить на себе или на вьючных животных, что позволяет использовать «НОНУ-М» для огневой поддержки в горной и горно-лесистой местности, недоступной для движения колесных и гусеничных машин.

На сегодняшний день все «НОНЫ» по своей универсальности и гибкости тактического применения не имеют равных в мире. Используя разнообразные и единые для всех систем боеприпасы, они способны оказать действенную огневую поддержку наземным войскам. По оценкам специалистов, огневые возможности батареи САО «НОНА» более чем в 1,5 раза превышают возможности штатных минометных подразделений мотострелковых батальонов России.

Основные идеи, заложенные в САО «НОНА» Авениром Новожиловым, ныне успешно реализуются в новейших артиллерийских системах.



В. Князьков


Категория: САУ(ЗСУ) | Добавил: Ariec (03.03.2010)
Просмотров: 4033 | Рейтинг: 5.0/1
Форма входа
Найти бронемашину
Реклама
Баннерная Сеть ARMY Best Sites
Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz