Бронетехника мира    

-->Вы вошли как Гость | Группа "Гости" .Приветствую Вас  Гость 

Главная | Бронетехника | Регистрация | Вход                                                                                         

Воскресенье, 23.04.2017, 13:00

Меню
Категории раздела
Первые танки [24]
Между войнами [33]
Вторая мировая война [63]
Послевоенное время и современность [61]
Наш опрос
Какой самый важный компонент соверменного танка по Вашему мнению?
Всего ответов: 300
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Популярные статьи
Бронетехника Румынии
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Легкие немецкие танки Первой мировой войны
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Крейсерский танк CROMWELL(Англия)
Миномет под именем «Тюльпан»
Свежие материалы
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
Краткая история СС
Предыстория и причины появления танков
Германские танки Первой мировой войны.Итоги и уроки
Немецкие проекты 1918 года
Главная » Статьи » Танки » Послевоенное время и современность

ПОДВИЖНЫЙ, НЕСТАРЕЮЩИЙ, ЗАЩИЩЕННЫЙ Т-55(СССР)
Даже беглый взгляд на историю военных конфликтов конца прошлого столетия показывает, что для них характерно использование в тех или иных масштабах различной бронетанковой техники от самых новейших моделей до раритетов, состоящих на вооружении уже пятый десяток лет. Так было в 1991 г. во время операции "Буря в пустыне", где сталкивались "поросшие мхом" Т-55 и пахнущие свежей заводской краской "Абрамсы"М1А1 НА, так было и в Югославии, где можно было встретить даже и Т-34-85 выпуска времен Второй мировой войны. Последние события в Афганистане показывают, что эта тенденция присуща вооруженным конфликтам и начала века нынешнего. Вновь основной ударной силой сухопутных войск как с одной, так и с другой стороны выступает нестареющий Т-55. В чем же причина такого поистине уникального долголетия?

Скорее всего она кроется в колоссальном боевом и эксплуатационном потенциале этого танка, заложенном в него коллективом талантливых конструкторов при создании. Для того чтобы понять это, необходимо немного вернуться в прошлое - в середину 50-х, когда создавалась эта машина.

В те годы основными соперниками Советского Союза в танкостроении были США и Великобритания. Германия еще только создавала свою армию и восстанавливала тяжелую промышленность, а Франция приступила к капитальной реорганизации танкостроения с учетом опыта Второй мировой войны и военных конфликтов, имевших место после нее. Уроки корейской войны заставили США, да и другие страны НАТО тоже, искать пути создания бронетанковой техники, адекватной той, что противостояла американцам на полях Кореи. Один за другим поступают на вооружение американской армии танки М47 "Паттон II" (1951) и М48 "Паттон III"(1953), в Великобритании - "Центурионы". В течение нескольких лет эти машины были неоднократно модернизированы, но все эти меры не позволяли превзойти стоявший на вооружении Советской армии Т-54 ни по огневой мощи, ни по защищенности, ни, тем более, по подвижности. В качестве основного вооружения американские и английские танки использовали 90-мм и 83,8-мм (20-фунтовую) нарезные пушки соответственно, которые на дальностях стрельбы более 1000 м не пробивали лобовую броню советского танка. Кроме того, все эти машины в качестве силовой установки использовали бензиновые двигатели, которые имели высокую пожароопасность.

В связи с этим в США было принято решение о разработке нового танка с более мощным вооружением и защитой. В качестве силовой установки на перспективном танке устанавливался дизельный двигатель с воздушным охлаждением. Так в 1959 г. появился основной боевой танк М60. Эта машина вооружена 105-мм пушкой М68 (видоизмененная английская L7A1, выпускаемая в США по лицензии) и имеет толщину брони в лобовых проекциях до 200 мм.


В это же время в Великобритании была проведена очередная модификация танка "Центурион", который получил обозначение "Центурион" Mk.10. Он отличался от своих предшественников увеличенной огневой мощью и толщиной броневых деталей лобовой части корпуса и башни. В качестве основного вооружения была установлена 105-мм нарезная пушка L7A1, ставшая в последствии на протяжении долгих лет основной танковой пушкой всех стран НАТО. В силовой установке использовался бензиновый двигатель.

Не стояли на месте и советские танкостроители. В конструкторском бюро "Уралвагонзавода" (КБ УВЗ) в Нижнем Тагиле под руководством Леонида Карцева с целью повышения огневой мощи и подвижности Т-54,серийно выпускаемого с 1945 г., был создан новый средний танк Т-55, который был принят на вооружение в 1958 г. Он имел почти такое же вооружение (нарезная пушка калибром 100 мм) и толщину брони. Однако при этом высота советского танка была почти на метр ниже, а пушка вместе со спаренным пулеметом была стабилизирована в двух плоскостях. Это означает, что, в отличие от своих иностранных конкурентов, Т-55 имел почти полуторакратное превосходство в защищенности и огневой мощи, за счет возможности вести эффективный огонь с ходу. Превосходил новый советский танк основные танки США и Великобритании и по подвижности.

Но самым главным показателем, по которым эта машина превосходит своих западных конкурентов, являются ее эксплуатационные характеристики, такие как надежность и высокая ремонтопригодность. Этими качествами отличаются и современные российские танки.

Использование в конструкции Т-55 надежной силовой установки с дизельным двигателем с жидкостным охлаждением и мощного вооружения обусловили широкое применение этой машины во многих уголках земного шара. По данным ежегодника JANE'S Defence Equipment, на июнь 1999 г. различные модификации Т-55 находятся на вооружении армий более 60 стран мира, общий их выпуск, с учетом стран, выпускавших эти машины по лицензии и китайской модификации (Т-59), составил около 100 тыс. единиц! За всю историю мирового танкостроения нет больше примеров выпуска танков одного типа в таких количествах.

Новый советский средний танк внешне очень напоминал своего предшественника Т-54, в связи с этим многие специалисты по советским (российским) танкам на западе их часто путают. В то же время новая машина имеет ряд отличий, незаметных на первый взгляд.

Мощность дизельного двигателя была увеличена с 520 до 580 л.с., а для увеличения запаса возимого топлива и боекомплекта на танке были применены баки-стеллажи. Казалось бы, размещение топлива в передней части машины не повышает ее живучести, а совсем даже наоборот. Однако проведенные полигонные испытания показали, что заполненные дизельным топливом баки играют роль дополнительной защиты при пробитии брони кумулятивным снарядом, при этом топливо из них просто вытекает, а не воспламеняется. Естественно, при заправке баков бензином, как это делалось на танках НАТО того времени, пробитие кумулятивным снарядом брони грозило взрывом топлива. Благодаря плотной компоновке, удалось увеличить суммарную емкость забронированных топливных баков до 680 л, что составляло 50% общего возимого запаса топлива.

Вооружение танка Т-55 отличалось от вооружения Т-54Б (к тому времени на Т-54Б основное вооружение было стабилизировано в двух плоскостях) отсутствием зенитного пулемета. Позднее, в 1970 г. зенитный пулемет ДШКМ калибром 12,7 мм был установлен. Боекомплект 100-мм нарезной танковой пушки Д-10Т2С был увеличен с 34 до 43 унитарных выстрелов. Бронепробиваемость кумулятивного снаряда по вертикально расположенной броневой плите составляла 390 мм, а подкалиберного оперенного снаряда на дальности 1000 м - 275 мм.

В результате установки воздушного компрессора появилась возможность осуществления основного запуска двигателя сжатым воздухом, что значительно сохраняло ресурс аккумуляторных батарей, а также позволяло заводить двигатель при разряде или даже отсутствии их. Для повышения защиты экипажа при действиях в условиях применения оружия массового поражения (ОМП) впервые на танках была применена автоматическая система коллективной защиты, в состав которой была включена фильтровентиляционная установка, обеспечивающая герметизацию обитаемого отделения танка и подачу очищенного воздуха экипажу. Повышению живучести танка на поле боя способствовала и автоматическая система противопожарного оборудования (ППО). Для маскировки танка вместо дымовых шашек стала применяться термодымовая аппаратура (ТДА), создававшая дымовую завесу за счет испарения топлива, впрыскиваемого в выхлопной коллектор и, таким образом, позволявшая устанавливать дымовые завесы многократно.

Появление на вооружении армий стран НАТО новых танков, обладающих улучшенными характеристиками огневой мощи и защищенности, вынудило советских танкостроителей совершенствовать и Т-55. Так, например, уже в 1961 г. появилась новая модификация машины - танк Т-55А. Он отличался от своего предшественника улучшенной защищенностью. Для 100-мм танковой пушки были разработаны новые бронебойные снаряды, имеющие большую бронепробиваемость.

Учитывая опыт применения советскими войсками танков во время войны в Афганистане, в 1983 г. на базе Т-55 в результате глубокой модернизации были созданы Т-55М и Т-55АМ. Ценой умеренных затрат удалось повысить боевую эффективность машины, при этом основное внимание уделялось усилению огневой мощи и защищенности при сохранении прежнего уровня подвижности. С этой целью на танках Т-55М был установлен комплекс управляемого вооружения 9К116 "Бастион". Комплекс 9К116 включает выстрел ЗУБК10-1 с управляемой ракетой 9М117 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя, блока управления и электронного блока. Все блоки комплекса управляемого вооружения смонтированы внутри машины. По основным внешним размерам выстрел ЗУБК10-1 не отличается от обычного и может размещаться в любой боеукладке. Метательное устройство сообщает ракете начальную скорость 400-500 м/с, которая поддерживается в полете за счет работы маршевой двигательной установки. Для управления ракетой используется полуавтоматическая система наведения по лучу лазера, имеющая высокую помехозащищенность. Кроме того, достоинством системы является малый объем, занимаемый аппаратурой управления в боевом отделении.


Для повышения эффективности стрельбы из основного оружия танка обычными боеприпасами на нем была установлена автоматизированная система управления огнем "Волна". В СУО, устанавливаемую на танке Т-55М, входят лазерный дальномер, баллистический вычислитель, новый прицел ТШСМ-32ПВ и стабилизатор вооружения "Циклон"М1, выполненный с использованием современной элементной базы. Баллистический вычислитель БВ-55 обеспечивает автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе всеми типами снарядов (кроме управляемых ракет).

Новый прицел ТШСМ-32ПВ, установленный на танке Т-55М, отличается от штатного прицела танка Т-55 главным образом наличием независимой стабилизации поля зрения в вертикальной плоскости. Кроме того, на модернизированной машине был установлен теплозащитный кожух пушки, уменьшающий влияние неравномерного нагрева на изгиб трубы ствола.

Повышение защищенности танка достигнуто за счет дополнительного бронирования корпуса и башни. Дополнительное бронирование корпуса представляет собой сварную коробчатую конструкцию из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой с зазором 30 мм размещены 5-мм стальные пластины. Полость между ними заполняется пенополиуретаном. Конструкция приваривается снаружи к верхнему лобовому листу корпуса.

Дополнительная защита лобовой части башни изготовлена из двух блоков, расположенных справа и слева от амбразуры пушки. Они имеют одинаковый уровень защиты и однотипную схему бронирования с верхней лобовой частью корпуса танка. Борта корпуса танка закрыты противокумулятивными резинотканевыми экранами по всей его длине. Экипаж танка обеспечивается индивидуальными противорадиационными жилетами, а рабочие места танкистов имеют локальную защиту от проникающей радиации. Кроме того, проведен ряд мероприятий по защите танка от напалма.

Противоминная защита механика-водителя повышена за счет дополнительного бронирования днища путем приварки к нему снаружи каркаса из броневых листов толщиной 20 мм. Справа за механиком-водителем установлен пиллерс между днищем и крышей корпуса.

Для улучшения возможностей по маскировке танка установлена система запуска дымовых гранат 902Б. Она включает в себя восемь пусковых установок на правом борту башни и может использовать дымовые или аэрозольные гранаты.

В связи с тем, что боевая масса танка Т-55АМ возросла по сравнению с массой Т-55, для сохранения показателей подвижности на нем был установлен двигатель В-55У с увеличенной до 620 л.с. мощностью. Для улучшения плавности хода был увеличен динамический ход опорных катков за счет применения торсионных валов, изготовленных по новой технологии.

Позднее на базе танка Т-55М был создан и серийно производился первый в мире танк с активной защитой, получивший обозначение Т-55АД. Комплекс активной защиты ЮЗОМ "Дрозд" включает в себя две радиолокационные станции миллиметрового диапазона, аппаратуру управления и четыре блока с двумя 107-мм защитными снарядами в каждом.

С принятием на вооружение советских танковых войск навесной динамической защиты, в 1988 г. она стала использоваться и на модернизированных танках Т-55, которые получили наименование Т-55МВ и Т-55АМВ. Применение этих мер значительно повысило стойкость от поражения боевых машин кумулятивными боеприпасами, в том числе и ПТУР. Кроме того, на некоторые модернизированные машины семейства Т-55 стали устанавливать двигатель В-46-5М мощностью 780 л.с. Танки с таким двигателем получили обозначения: Т-55М 1, Т-55АМ-1, Т-55АД-1 и Т-55МВ-1.

Кроме Советского Союза, производство танков Т-55 осуществлялось в ЧССР и ПНР по лицензии. В этих странах, а также в Ираке, Израиле, Египте, Румынии и Финляндии проводилась их глубокая модернизация, в ходе которой усиливались огневая мощь, защищенность и подвижность машины. Несколько видоизмененный вариант танка производился в Китае.

Не раз Т-55 выходили победителями в противоборстве с танками производства стран НАТО в большинстве военных конфликтов, имевших место на протяжении последних четырех десятилетий в различных регионах мира. Зачастую их противниками были машины последних разработок, но, тем не менее, при хорошей подготовке экипажей Т-55 могли дать достойный отпор.

Наиболее массированное применение этих боевых машин имело место в ходе арабо-израильских войн 1967, 1973 и 1982 гг., ирано-иракской войны 1980- 1988 гг., войны в Афганистане 1979-1989 гг., операции "Буря в пустыне" в 1991 г. и гражданской войны в бывшей Югославии. В этих боях Т-55 приходилось бороться с американскими М60А1, М60АЗ и даже М1А1 "Абрамсами", с английскими "Центурионами" Mk. 10, Mk.13 и "Чифтенами", с израильскими "Меркавами". Участники описываемых событий высоко отзывались о боевых качествах советских танков. Так, например, участник арабо-израильских войн 1967 и 1973 гг. бывший командир египетской танковой бригады, а ныне проходящий службу в бронетанковой школе армии ОАЭ капитан Мухаммед, на вопрос об оценке бронетанковой техники участвовавших в этих войнах сторон ответил так: "Если бы я воевал на каких-нибудь американских или английских танках, а не на советских Т-55, то я сейчас бы с вами не разговаривал. Все потери египетских танков в боях происходили из-за низкой обученности экипажей и командиров, которые не умели правильно использовать эти танки. В тех случаях, когда в боях Т-55 с подготовленными египетскими танкистами сталкивались с М60А1 и "Центурионами", последние несли потери и отступали".

Во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. иракские танкисты на Т-55 успешно боролись и с английскими "Чифтенами". Неравной была борьба иракских Т-55 с новейшими американскими танками М1А1 и М1А1 НА "Абраме" во время операции "Буря в пустыне". Тем не менее в воспоминаниях американских солдат, которые участвовали в этой операции, опубликованных в журналах "Armor" и "Army", говорилось, что в большинстве случаев при встрече с иракскими танками, танкисты армии США старались в прямой бой с ними не вступать. Для их уничтожения вызывались огонь артиллерии или армейская авиация, в крайнем случае, противника обходили с тылу или уничтожали огнем ПТРК с большой дальности, на которой огонь Т-55 был не эффективен. Об этом свидетельствует и статистика поражения иракских танков - 75% всех поражений иракских танков приходится на бортовые и тыльные их проекции. Таких цифр не было в истории ни одной из войн, где бы широко использовались танки.

Осенью 1991 г. Т-55 широко использовались в боях в бывшей Югославии. Несмотря на то, что эти машины давным-давно уже считались устаревшими, они неплохо показали себя в этих сражениях. Слабость бортовой брони старых танков экипажи пытались компенсировать навешиванием на башни и корпуса своих боевых машин мешков с песком. Часто эти меры приносили положительный результат. Так, хорватский танк с надписью "MARINA" выдержал два попадания ПТУР, после чего экипаж этого танка уничтожил два бронеавтомобиля, один грузовик и один танк противника.


В настоящее время Т-55 успешно используются войсками северного альянса против талибов в Афганистане. И хотя афганским борцам за независимость не приходится вести крупные танковые сражения, факт использования в боевых действиях в Афганистане Т-55 заслуживает особого внимания. Все дело в том, что имеющиеся в Афганистане танки советского производства были поставлены в эту страну более двадцати лет тому назад. В течение всего этого времени для них не поставлялось никаких запасных частей, не проводились регламентные работы и качественное обслуживание. Тем не менее все имеющиеся на вооружении афганской армии танки советского производства находятся в строю и используются в боевых действиях, а афганские танкисты на вопрос о новых танках в один голос отвечают, что лучше Т-55 для них танка не существует.

Мощная нарезная пушка этого танка позволяет использовать его в гористой местности для ведения огня прямой наводкой и с закрытых огневых позиций, ее максимальная дальность стрельбы составляет более 15 км. Хорошая защищенность машины и высокая точность стрельбы из основного и вспомогательного вооружения превратили Т-55 в одно из основных средств уничтожения укрепленных огневых точек талибов в горах. Для снижения вероятности поражения танков от огня ПТРК, которых у талибов имеется большое количество, афганские танкисты прикрывают наименее защищенные места своих танков мешками с песком. По последним сводкам новостей потерь в танках армия Афганистана не имеет ни от огня противника, ни по техническим причинам...

Учитывая то обстоятельство, что машина, о которой идет речь в данной статье, до сих пор находится на вооружении армий более чем пятидесяти государств в количестве нескольких десятков тысяч единиц, в настоящее время конструкторским бюро транспортного машиностроения в г. Омске разработана программа глубокой модернизации Т-55. Проведение мероприятий по модернизации машины в соответствии с этой программой позволяет при небольших затратах повысить боевую эффективность танка-ветерана до уровня новейших танков по всем основным показателям: огневой мощи, защищенности и подвижности. Неизменным остается только один показатель этой поистине уникальной машины - высочайшая надежность.

Сравнительные тактико-технические характеристики танка Т-55 с основными танками НАТО

Характеристика T-55 M60 "Центурион" Mk.10
Страна изготовитель СССР США Великобритания
Год выпуска 1958 1960 1958
Боевая масса, т 38.5 52-54 51,82
Экипаж, чел. 4 4 4
Размеры,м      
- длина по корпусу 6,2 6,946 7,823
- ширина 3,27 3,63 3,39
- высота по крыше башни 2,21 3,21 3,009
- клиренс 0,5 0,46 0,51
Вооружение:      
Тип и калибр пушки, мм Нарезная 100 Нарезная 105 Нарезная 105
Количество и калибр пулеметов, мм 2х7.62 1х7,62,1х12,7 1х7,62,1х12,7
Боекомплект, шт.      
- выстрелов к пушке 43 57 64
- патронов к пулемету 3500 6000 и 900 4750 и 600
Стабилизатор вооружения В двух плоскостях Нет Нет
Толщина брони, мм      
- лоб корпуса 100 120 118
- лоб башни 200 175 152
Двигатель:      
- марка/тип B-55
Многотопливный дизель
AVDS-1790-2A
Дизель
Rolls-Royce Mk.lV
Бензиновый
- мощность, л с. 580 750 650
Удельная мощность двигателя, л.с./т 15,89 14,24 12,54
Максимальная скорость, км/ч 50 48 34,6
Запас хода, км 500 800 190
Удельное давление на грунт, кГ/см2 0,81 0,8 0,95
Преодолеваемые препятствия:      
- высота вертикальной стенки, м 0.8 0,914 8,914
- ширина рва, м 2.8 2.В9 3,38
- брод без подготовки/ с ОПВТ, м 1,4/5 1,22/2,44 1,45/2,74
- угол подъема/крена, град. 32/30 30/15 30/15
Сергей Суворов
Категория: Послевоенное время и современность | Добавил: Ariec (13.08.2009)
Просмотров: 1883 | Рейтинг: 5.0/2
Форма входа
Найти бронемашину
Реклама
Баннерная Сеть ARMY Best Sites
Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz