ОКРАСКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКИХ ТАНКОВ
Базовым цветом французских танков был темный сине-зеленый колер. Во
французскую камуфляжную схему входили: темный красно-коричневый,
песочный и светло-лимонный цвета. Судя по всему, первые машины имели
четырехцветный камуфляж с окантовкой черной краской. Камуфляжные цвета
наносились на машину вручную в вышеперечисленном очередном порядке.
Машины окрашивались на заводе, но нередко, из-за их острой нужды на
фронте, поступали в войска в базовом темно-зеленом. Такие машины
впоследствии окрашивались силами экипажей в полевых условиях.
Границы предполагаемого колера отмечались графитовым карандашом и
закрашивались подручными средствами. Встречается и трехцветное
нанесение камуфляжа с отсутствием светло-лимонного цвета. Зачастую при
покраске в полевых условиях обводка черной краской наносилась частично,
или вообще отсутствовала, а плотность перекрытия краской базового цвета
оставляла желать лучшего. Ближе к концу войны встречаются танки с
упрощенным вариантом окраски и применением только песочного колера по
базовому темно-зеленому.
Интересной вариацией камуфляжа было нанесение колеров с «рваными»
краями, по форме напоминавшими языки пламени. Очень оригинальным
являлся вариант раскраски машины в «клеточку». К концу войны часто
встречаются машины со сложным комбинированным камуфляжем, где
стандартная схема триколора сочеталась с «клеточкой», нанесенной на
светлые тона.
В сражении у Мальмезона в октябре 1917 года на некоторых
«Сен-Шамонах» рисовались псевдопулеметные установки для отвлечения огня
вражеских стрелков от действительных уязвимых элементов. Не следует
также забывать о применении серо-голубого цвета, принятого за основной
колер для всей техники французской армии.
Французы довольно серьезно отнеслись к проблемам камуфлирования, и
разработали разветвленную систему окраски применительно к местности и
времени года. Эксперименты в выработке системы деформирующего камуфляжа
французской армии оказали большое влияние, и впоследствии легли в
основу подхода покраски танков во многих странах.
Первые «Шнейдеры», поступавшие в Шамплие, обозначались однозначными
цифрами. По мере поступления танков начали формирование дивизионов
(AS), состоящих из четырех батарей обозначаемых карточными мастями:
первая батарея - пики; вторая - черви; третья - бубны, четвертая -
трефы. Символ батареи наносился белой краской, в центре масти рисовался
круг предположительно синего или красного цвета. Обычно под знаком
батареи писалось сокращение AS и его номер.
В 1918 году принимается новая система обозначений танковых полков
(сформированных из «Рено»). Батальоны, входящие в состав танкового
полка, обозначались: первый - голубым, второй - красным и третий -
желтым цветами.
Роты различались геометрическими фигурами: первая рота - круг,
вторая - квадрат, третья - равнобедренный треугольник. Взводы
обозначались карточными мастями. Это система, видимо, применялась и на
средних танках, включенных в состав смешанных полков. Все обозначения
наносились через трафарет.
На «Шнейдерах» и «Сен-Шамонах» серийные номера машин наносились
белой краской, но в войсках их, как правило, закрашивали. Часто
встречаются пятизначные номера, видимо обозначающие учетный армейский
номер.
Во французских танковых частях большое распространение получило
присвоение машинам собственных имен. Если в британской армии имена
собственные имели систематизацию, то во французской армии времен
Великой войны, экипажи могли их давать по собственному усмотрению. Ниже
перечислены известные надписи.
«Сен-Шамон»: «Veni, Vidi, Vici», «Risque-test», «Teddy», «Chanteco 9», «Fantomas», «Reve de Valse», «Yette», «Mibella»;
«Шнейдер»: «Maleche», «Fleur d Ajonc», «Jen Ecrase», «Fee Kapeu».
Помимо названий были распространены различные изображения, такие как:
Жанна д Арк, череп со скрещенными костями, а также некоторых животных -
крокодила, тигра, петуха. В основном все надписи и изображения
наносились кистью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не смотря на то, что первые французские средние танки оказались не
очень удачными они, несомненно, внесли большой вклад в победу в Великой
войне, и спасли десятки тысяч жизней солдат. По статистике «Шнейдеры»
участвовали в боях 473 раза, а «Сен-Шамоны» - 375 раз. «Штурмовая
артиллерия» уступила место более надежным и простым в производстве и
эксплуатации легким танкам «Рено» FT-17. Тактико-технические характеристики
ТТХ французских средних танков |
«Шнейдер» CA.1 |
«Сен-Шамон» H.16 |
Боевая масса, т |
14,6 |
22 |
Общая длина, м |
6,32 |
8,83 (с пушкой T.R.) 9,24 (с пушкой обр. 1897 года) |
Длина по корпусу, м |
6,32 |
7,91 |
Ширина, м |
2,05 |
2,67 |
Высота, м |
2,3 |
2,36 |
Клиренс, м |
0,4 |
0,41 |
Толщина брони, мм Лоб |
11,4 |
17 |
Борт |
11,4 |
8,5 + 8,5 |
Корма |
11,4 |
8 |
Крыша |
5,4 |
5 |
Днище |
5,4 |
5 |
Экипаж, чел. |
6 |
8 |
Вооружение: Тип орудия |
«Шнейдер», специальной постройки |
T.R. специальной постройки или полевое обр. 1897 года |
Калибр, мм |
75 |
75 |
Пулеметы, количество х калибр, мм |
2x8 мм Гочкис модели 1914 года |
4x8 мм Гочкис модели 1914 года |
Боекомплект, шт.: Снарядов |
90 |
106 |
Патронов |
4032 |
7488 |
Двигатель: Марка |
«Шнейдер» или «Пежо» |
«Панар» |
Тип |
карбюраторный |
карбюраторный |
Цилиндры, шт |
4 |
4 |
Мощность, л.с. |
65 |
90 |
Запас топлива, л |
160 |
250 |
Трансмиссия |
механическая |
электрическая |
Коробка передач |
3-скоростная с реверсом |
|
Механизм поворота |
дифференциал |
изменением оборотов ходовых электромоторов |
Подвеска |
блокированная, с винтовыми пружина ми |
блокированная, с винтовыми пружинами |
Ходовая часть (на один борт) |
7 сдвоенных опорных катков, 5 поддерживающих роликов |
8 сдвоенных опорных катков, 5 поддерживающих роликов |
Тип гусеницы |
металлическая, крупнозвенчатая, с открытым шарниром |
металлическая, крупнозвенчатая, с открытым шарниром |
Траков в цепи, шт |
34 |
36 |
Ширина трака, мм |
360 |
324,412 и 500 (на машинах разных серий) |
Максимальная скорость, км/ч |
8 |
8 |
Запас хода, км |
48 |
60 |
Удельное давление, кг/см2 |
0,72 |
0,79 (с траками 500 мм) |
Преодолеваемый подъем, град. |
30-35 |
32 |
Ширина преодолеваемого рва, м |
1,7-1,8 |
1,8-2,4 |
Высота стенки, м |
0,3-0,4 |
0,3-0,4 |
Глубина брода, м |
0,8 |
0,8 |
Толщина сваливаемого дерева, м |
0,4 |
0,4 | |