Германский опыт
Итак, за всю войну, а точнее, за 1917 — 1918 годы Германия построила всего 20 серийных A7V и в дополнение к ним несколько опытных танков. Для сравнения: Франция в 1916 — 1918 годах выпустила 800 средних и 3177 легких танков, Великобритания — 1615 тяжелых, 200 средних и 35 специальных танков. «Не гений маршала Фоша победил нас, а генерал Танк», —заявил после войны германский генерал Цвель.
Три страны — Великобритания, Франция и Германия — положили в годы первой мировой начало своему танкостроению. Германия оказалась последней и наименее удачливой из них. Между тем, как это часто бывает с проигравшей стороной, она извлекла из опыта войны более глубокие и ценные выводы в отношении танков и противотанковой обороны, нежели победители. Причем наибольшую службу сослужил им не технический, а тактический опыт, свидетельствовавший о боевой роли танков и основных принципах их применения.
28 июня 1919 года в Версале был подписан мирный договор. Его 171-я статья запрещала «производство и ввоз в Германию броневиков, танков или всякого рода других подобных машин, могущих служить для военных целей».
Но запреты Версальского договора просто не могли соблюдаться страной, заботящейся о боеспособности своих вооруженных сил.
Вскоре после окончания войны в Германии началось тщательное изучение накопленного опыта. В 1920 году Й.Фольмер подробно рассказал о своих работах в журнале «Мо-тореаген». Командир танка A7V № 560, участник боя у Виллер-Бре-тоне лейтенант Фолькгайм выпустил брошюру «Германские танки в наступлении 1918 года», а позже — книгу «Танки в современной войне». Внешне соблюдая версальские ограничения, Германия возобновила опыты с танками, но на чужой территории — в нейтральной Швеции и заключившей Раппальский договор Советской России.
В октябре 1926 года был подписан протокол об организации под Казанью советско-германской танковой школы (объект «Кама»). Ряд немецких конструкторов, включая и «ветерана» Фольмера,трудились, выполняя советские заказы. После войны Фольмер работал над конструкциями тракторов для фирмы «Ганомаг», а по договору с Советским Союзом участвовал в работах «Германского общества конструкторов автомобилей» (DAC) над дизельными двигателями. Ему же советской стороной был заказан проект колесно-гусеничного танка.
Проект не был реализован в СССР, однако разработанное Фольмером шасси с опускаемым колесным ходом послужило основой для чешских танков типа КН, а также шведской машины «Ландсверк-5» (1929 г.) и танка «Ландсверк» La-30 (1931 г.).
Йозеф Фольмер имел самое непосредственное отношение к зарождению шведского танкостроения.
По его проекту на заводе «Ландсверк» уже в начале 20-х годов начали выпускать первый шведский танк М.21. Эта машина и ее модификация М.21/29 были прямым развитием пулеметного варианта LK-II. Главными отличиями М.21 от LK-M стали вращающаяся башня с командирским куполом, увеличенный до 4 человек экипаж, повышенная защищенность лобовой проекции, дополнительная кормовая дверь. Танк состоял на вооружении механизированного батальона, ставшего учебной базой не только для шведских танкистов. Боевая учеба первых шведских танковых подразделений находилась под пристальным вниманием германских специалистов. Так, осенью 1928 года в четырехнедельную командировку в Швецию был направлен майор Г.Гудериан. На базе механизированного батальона он провел танковые учения по собственной программе.
Хронология
работ на создание и развитием германских танков 1916-1918 гг.
|
Легкие танки |
Тяжелые танки |
Сверхтяжелые танки |
Прототипы |
1916 год, октябрь |
|
Создание комиссии А7V |
|
|
1916
год, декабрь |
|
Демонстрация макета. Проект заказа на 100 шасси |
|
|
1917 год, январь |
|
Представление проекта |
|
|
1917 год, февраль |
|
|
|
"Треффасваген" |
1917 год, март |
|
|
Задание на разработку |
|
1917 год, апрель |
Проект легкого танка Круппа |
Демонстрация прототипа A7V |
|
Задание
на разработку A7VU |
1917
год, май |
|
Демонстрация прототипа A7V
командованию |
Утверждение проекта "K" |
|
1917
год, июнь-август |
|
|
|
|
1917 год, сентябрь |
Представление проекта LK |
|
|
|
1917
год, октябрь |
|
|
|
|
1917 год, ноябрь - декабрь |
|
Постройка первого танка A7V.Заказ
на шасси A7V |
|
|
1918
год, январь - февраль |
Разрешение на постройку LK-I |
Первое штурмовое отделение |
|
|
1918 год, март - апрель |
Испытания LK-I. Задание на
разработку LK-II |
Первый бой A7V у Виллер-Бретоне |
Начало постройки "К" |
|
1918 год, май-июнь |
Демонстрация макетов LK-II и
легкого танка Круппа |
|
|
Проект "Обершлезиен".
Испытания A7VU |
1918
год, август |
|
|
|
Проект
"малого штурмового танка Круппа" |
1918 год, сентябрь |
|
Прекращение работ по A7VU |
|
|
1918 год, октябрь |
Испытания легких танков. Решение о выпуске LK-II |
Последний A7V |
|
Решение
о постройке "Обершлезиен II". Проекты LK-III,
"Ганновер", "Гессен-Кассель" |
Судьба германских танков
Начиная с книги Р.Крюгера «Танки», стало расхожим мнение, что «германские танки, дошедшие до родины... постигла, согласно Версальскому договору, печальная участь бесславной гибели в собственном тылу». Действительно, оставшиеся на ходу танки эвакуировали в Эрбенхайм, близ Висбадена, куда в ноябре 1918 года перевели штаб командующего бронечастями.
Здесь их и застало перемирие. Сразу же после его объявления штурмовые отделения были распущены. Танки попали в руки французов, которые приступили к их разборке и уничтожению уже в декабре 1918 года — до подписания Версальского договора. Однако они уничтожили не все машины. Некоторые A7V, захваченные на фронте, использовались как экспонаты «трофейных» выставок. A7V № 504 и № 528, «взятые» новозеландской пехотой, выставлялись в Великобритании, а после подписания Версальского мира пошли на слом (видимо, в знак «окончательной победы»). Танк №529 в конце концов достался американцам и был перевезен в США, где «дожил» до 1942 года; № 561 почти сразу сдали в металлолом, а № 526 и № 527, ржавевшие у форта Помпель, эта участь постигла в 1921 году.
Есть упоминания о том, что несколько исправных A7V союзные державы передали вместе с бронеавтомобилями «Эрхард» вновь образованному Польскому государству, но речь скорее всего идет не о танках, а о небронированных шасси. Во время уличных боев в Берлине в январе 1919 года рейхсвер использовал некое подобие танка под именем «Хайди» (Heidi) — срочно построенную на уцелевшем шасси копию A7V, вооруженную только пулеметами. Там же применялись и бронированные полугусеничные «Мариенваген II» и трофейные Мк IV. Последние также прекратили свою службу после подписания Версальского договора.
Танк A7V № 506, носивший имя «Мефисто» и ставший трофеем австралийской пехоты, переправили в Австралию и установили в музее провинции Квинсленд в г.Брисбен. Австралийцы не стали закрашивать чертика с британским танком под мышкой, но в отместку изобразили на борту «Мефисто» британского имперского льва, накрывшего лапой германский A7V, и крупными буквами вывели номер подразделения, взявшего танк. Австралийцы менее других победителей нуждались в металлоломе, и «Мефисто» миновала участь его собратьев. В 1972 году его отреставрировали и привели в первоначальный вид. Это единственный настоящий A7V, сохранившийся до наших дней. Он послужил образцом при воссоздании танка № 563 «Вотан» (действовал в составе 3-го штурмового отделения) для германского танкового музея в г.Мюнстере. «Комитет постройки танка A7V» был образован в апреле 1987 года и был весьма представителен: председателем стал бригадный генерал бундесвера Р.Ротенбергер, членами — профессор В.Функ, финансист Р.Хун, полковники У.Ларсен и С.Паульсен. «Вотан» был заново построен и в 1990 году установлен в специальной диараме танкового музея.
Судьба танков A7V
№ шасси |
Имя
танка |
Штурмовое отделение |
Судьба танка |
501 |
Gretchen |
1-е,
3-е а затем снова 1-е |
Дошел до конца войны |
502/503 |
|
1-е, затем 3-е |
Брошен в октябре 1918 года, затем разобран |
504\544 |
Schnuck |
2-е |
Захвачен британской армией, разобран в 1919 году |
505 |
Badem I |
1-е,
затем 3-е |
Дошел до конца войны |
506 |
Mephisto |
1-е,
затем 3-е |
Захвачен австралийскими частями британской армии,
установлен в музеи штата Квинсленд(Австралия) |
507 |
Cyklop |
1-е,
затем 3-е |
Дошел до конца войны |
525 |
Siegfried |
2-е |
|
526 |
|
1-е |
Потерян под Реймсом, разобран в 1921 году |
527 |
Lotti |
1-е |
Потерян под Реймсом, разобран в 1919
году |
528 |
Hagen |
2-е |
Захвачен британской армией, разобран в 1919 году |
529 |
Nixe II |
2-е |
Захвачен на фронте, привезен в США, разобран в 1919 году |
540 |
Heiland |
3-е,
затем 1-е |
Дошел о конца войны |
541 |
|
1-е |
Дошел до конца войны |
542 |
Elfreid |
2-е |
Захвачен на фронте британскими войсками, передан
Франции, разобран в 1919 году. |
543 |
Hagen Adalbert Konig
Wilhelm |
2-е, затем 3-е |
Дошел до конца войны |
560 |
Alter Fritz |
1-е |
Подбит 11 октября 1918 года |
561 |
Nixe |
2-е |
Разобран до конца войны |
562 |
Herkules |
1-е, затем 2-е |
Захвачен британской армией, разобран |
563 |
Wotan |
2-е |
Дошел до конца войны. В 1990 году воссоздан вновь для
музея в г.Мюнстер |
564 |
|
3-е |
Дошел до конца войны |
Организация германских танковых частей
Танки сводились в «штурмовые отделения бронированных машин» (Sturmpanzerkraftwagen Abteilung). Еще до окончания постройки первого A7V, 20 сентября 1917 г., военное министерство распорядилось о формировании двух «штурмовых отделений» по пять танков. Формирование 1-го отделения закончили 5 января 1918 г. и направили в школу вождения в Седане. Водителей и механиков набирали из инженерных войск, наводчиков и заряжающих — из артиллеристов, пулеметчиков — из пехоты, офицеров — из пехоты или автомобильных частей.
Формально германскими войсками было введено в дело 45 танков: 15 A7V и 30 трофейных Мк IV (в результате контрнаступления у Камбрэ рейхсвер получил в качестве трофеев около 100 Мк IV — в основном неисправных).
Но с учетом отремонтированных и резервных машин, германцы использовали 49-50 танков. Так, 1-е «штурмовое отделение» за время боев полностью обновило матчасть.
Всего сформировали девять «штурмовых отделений»: I, 2 и 3-е укомплектовали A7V (еще пять A7V оставили как резерв), 2 И, 12, 13, 14, 15 и 16-е — трофейными британскими Мк IV. Танки составляли «боевой эшелон* отделения. «Технический эшелон» включал эвакуационный отряд на грузовиках, подвижную мастерскую, машины подвоза боеприпасов, ГСМ и запчастей, полевую кухню и тягач — всего 9-10 грузовых, 2 легковых автомобиля и мотоцикл. Отделение A7V включало 176 человек, отделение Мк IV — до 140.
«Штурмовые отделения» подчинялись командующему бронечастей, штаб которого располагался в Шарлеруа (Бельгия), где размещался 20-й Баварский армейский автопарк. В его мастерских готовились к бою и проходили ремонт как A7V, так и трофейные MklV. Были подготовлены к бою также несколько трофейных Мк А «Уиппет», но их немцы так и не пустили в бой. В ходе очищения бельгийской территории оставшиеся на ходу танки эвакуировали в Эрбенхайм, куда в ноябре 1918 г. перевели штаб командующего бронечастями. Здесь их и застало перемирие.
Окраска и обозначения германских танков
Немецкие танки окрашивались различно. Поначалу преобладала однотонная окраска в светло-зеленый или серо-стальной цвет «фельдграу». Затем некоторые танки — по примеру английских — стали покрывать деформирующей пятнистой окраской. На бортах, лобовом и кормовом листах рисовались черные «тевтонские» кресты. Поначалу на каждом борту рисовался один крест, а с мая 1918 г. — по два. Большие кресты служили для предохранения от обстрела своими же войсками — ведь немецкая пехота и артиллерия больше привыкла к наличию танков у противника. Некоторые танки имели кресты и на вентиляционных решегках крыши — очевидно, в расчете на свои самодеты-штурмовики. Посередине борта, на лобовом и кормовом листах помещалась римская цифра — номер танка в подразделении. Каждая бронемашина имела, подобно кораблю или форту, собственное имя — «Эльфриде», «Мефисто». «Лозснге», «Вотан», «Шнук">, «Старый Фриц». Системы в наименованиях не было. Танк мог и менять имя — так, A7V № 543 во 2-м «штурмовом отделении» нес имя «Хаген», после передачи в 3-е отделение переименован в «Адалберт», а позже — в «Король Вильгельм». Танки 1-го отделения несли изображения черепа и скрещенных костей — старинного символа бессмертия, принятого в качестве эмблемы еще прусской кавалерией эпохи наполеоновских войн (череп с костями был, кстати, популярен и у русских бронечастей). «Череп с костями» как бы роднил танковые «штурмовые отделения» со штурмовыми группами пехоты. В сентябре 1918 г. систему обозначения и окраски танков упорядочили — кроме термина «Sturmpanzerwagen» вводится и типовая деформирующая окраска
Поверх «фельдграу» наносятся пятна и полосы неправилmной формы красно-бурого, светло-зеленого и лимонно-желтого цветов. Изображение черепа и костей наносится на все танки, включая трофейные. Тевтонские кресты заменяются прямыми черными с белым окаймлением. Большие кресты и череп с кос тями рисовали и на трофейных британских танках (в Военно- историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке таким образом раскрасили стоящий там британский Мк V «Композит», хотя таких танков как раз рейхсвер и не использовал).
С.Федосеев.
|