Бронетехника мира    

-->Вы вошли как Гость | Группа "Гости" .Приветствую Вас  Гость 

Главная | Бронетехника | Регистрация | Вход                                                                                         

Вторник, 19.03.2024, 11:45

Меню
Категории раздела
Начало танкостроения [15]
Развитие танковых войск [8]
Вторая Мировая Война [8]
После Первой мировой войны [24]
Наш опрос
Лучший тяжёлый танк Второй Мировой Войны
Всего ответов: 914
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Популярные статьи
Бронетехника Румынии
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Легкие немецкие танки Первой мировой войны
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Миномет под именем «Тюльпан»
Крейсерский танк CROMWELL(Англия)
Свежие материалы
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
Краткая история СС
Предыстория и причины появления танков
Германские танки Первой мировой войны.Итоги и уроки
Немецкие проекты 1918 года
Главная » Статьи » История БТВТ » Вторая Мировая Война

Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
    На корпусах ИС-2, производившихся в Танкограде (ЧКЗ), новая лобовая деталь сохранила цельнолитое исполнение. Но на танках производства завода «Уралмаш» (УЗТМ), который подключился к выпуску ИС-2 в мае 1944 г., был реализован полностью сварной лобовой узел корпуса. Так появилась две разновидности ИС-2 обр. 1944 г.




ИС-2 обр. 1943 г. (сверху) и обр. 1944 г. (снизу) Хорошо видно основное отличие корпусов: на ИС-2 выпуска 1943 г. нос «ломаный», на машине выпуска 1944 г. - «спрямленный»

    Появление сварной лобовой детали было обусловлено особенностями бронекорпусного производства завода «Уралмаш» и стремлением создать предпосылки для перехода к выпуску лобовых и бортовых проекций корпуса ИС из брони более высокой твердости. При данных толщинах бронирования такой переход теоретически позволил бы значительно повысить стойкость корпуса к воздействию 88-мм бронебойных снарядов перспективных германских ПТП, однако требовал сварно-катаного исполнения всех узлов, поскольку термообработка на высокую твердость столь массивных литых деталей была чревата резким увеличением опасных отколов в тыльных слоях брони. С позиций же конструкции бронезащиты воспроизведение плоскими бронелистами «обтекаемой» конфигурации литой детали было нерационально. Во-первых, при этом увеличивалась масса изделия, а, во-вторых, при обстреле лобовой части корпуса под курсовыми углами ±15 — 30° сварные швы оказывались в зоне интенсивного снарядного воздействия, что было крайне нежелательно. В целом переход к новой лобовой бронедетали позволил в случае горизонтального обстрела почти в два раза повысить защищающую толщину ее верхней части по сравнению с уровнем базовой модели. В результате при той же максимальной габаритной толщине защищающая толщина брони достигла 240 мм! Это исключало ее пробитие не только калиберными, но и подкалиберными снарядами 75-мм РаК 40 и 88-мм танковой пушки KwK 36 практически при стрельбе в упор! Переход на новый профиль лобовой броне-детали корпуса в самый разгар наращивания объемов выпуска ИС-2 был связан с неизбежными трудностями. Но объективные предпосылки для этого перехода очевидны. Во-первых, в противотанковой артиллерии вермахта увеличивалось количество 88-мм пушек РаК 43 и РаК 43/41, бронебойные снаряды которых пробивали броню толщиной около 200 мм на дальности 500 м. Лобовую броню корпуса ИС-2 обр. 1943 г. они пробивали на дальностях свыше 1000 м. Во-вторых, деталь «спрямленной» формы была технологичнее в литейном производстве. И, наконец, подключение к выпуску корпусов ИС-2 завода «Уралмаш» с его ориентированным на сварочные операции бронекорпусным производством могло быть осуществлено лишь в случае принципиальной возможности «аппроксимации» поверхности литой лобовой бронедетали листами из бронепроката.


Схема бронирования танка ИС-2 обр.1944 г.

    Как показало время, организация выпуска корпусов ИС-2 на «Уралмаше», было дальновидным и правильным в стратегическом плане решением. В 1945 г. советские войска столкнулись со сверхглубокой обороной противника. Глубина тактической зоны группировок вермахта превысила 30 км, при этом полевая оборона за счет использования укрепрайонов на территории Германии стала включать в себя элементы долговременной. Глубина инженерного оборудования обороны группы армий увеличилась до 120— 150 км! Для успешного взлома столь мощной обороны потребовалось массирование тяжелых танков на направлениях главных ударов в операциях 1945 г. она доходила до 30 — 40 машин на километр фронта!). С целью обеспечения такого массирования в декабре 1944 г. в Красной Армии стали формироваться гвардейские тяжелые танковые бригады прорыва (было сформировано 7 бригад по 65 танков ИС-2). Кроме того, продолжали формироваться тяжелые танковые полки (по 21 танку ИС-2). Очевидно, что обеспечение техникой всех этих частей и соединений стало возможным только благодаря своевременному подключению к программе выпуска ИС-2 всех крупных промышленных сил, в том числе и «Уралмаша» (справедливости ради, надо отметить, что при размахе операций 1944— 1945 гг. тяжелых танков, к сожалению, все равно не хватало).


Лобовая деталь корпуса различных модификаций ИС-2.
1. Корпус ИС-2 обр. 1943 г. имел цельнолитую лобовую деталь «ломаной» формы.
2. Челябинский корпус ИС-2 обр. 1944 г. - цельнолитую лобовую деталь «спрямленной» формы.
3. Свердловский корпус ИС-2 обр. 1944 г. - сварную лобовую деталь «спрямленной» формы. В лобовой детали свердловского корпуса обращает на себя внимание нетехнологичность конструкции сварных соединений

   Возвращаясь к модернизации бронезащиты ИС-2, необходимо сказать, что поиск путей повышения уровня его защищенности не ограничивался лишь корпусом танка. Были попытки усиления бронирования и лобовой части башни. Но в рамках данной конструкции это оказалось невозможным. Даже при незначительном перераспределении массы бронезащиты башня, первоначально разрабатывавшаяся еще под 85-мм' пушку, становилась неуравновешенной. Для решения этой проблемы требовалась слишком глубокая модернизация всей машины. Впервые участие в боевых действиях танки ИС приняли в ходе зимне-весенних операций советских войск на Правобережной Украине. Противник не имел там хорошо подготовленной тактической зоны обороны, поэтому полки ИС-2 применялись в основном для атак отдельных сильно укрепленных опорных пунктов и для отражения танковых контратак противника. По своему прямому предназначению, то есть для качественного усиления стрелковых соединений при прорыве сильной позиционной обороны, они стали применяться с июня 1944 г. В целом опыт летних операций подтвердил высокий уровень боевых свойств новых тяжелых танков, в том числе и их противоснарядной защиты. Но в первых же боях по прорыву тактической зоны обороны ИС-2 столкнулись с новым крайне опасным видом противотанкового оружия — пехотными ручными ПТС с кумулятивной боевой частью . Основную опасность представлял не сам факт кумулятивного исполнения боевой части, а широкие возможности по тактическому применению этих ПТС.




Атака пехоты при поддержке танков НПП.1944 г. На первый взгляд вопрос об уровне защиты танка достаточно прост: он должен быть максимально высоким. В действительности все намного сложнее. Получивший в последнее время распространение тезис, что главным критерием оценки защиты танка является сохранение жизни экипажа, применительно к танкам, предназначенным для использования в широкомасштабных военных действиях, является не более чем спекуляцией в духе «общечеловеческих ценностей». Ценой сверхвысокого уровня защиты германских тяжелых танков стала сложность их конструкции и, как следствие, низкие темпы и объемы выпуска: танков «Тигр» было выпущено 1354, «Королевский тигр» - 489 единиц. Советские тяжелые танки были не столь сложны и ресурсоемки по конструкции, соответственно темпы и объемы их выпуска были в несколько раз выше. В 1943-1945 гг. было выпущено 5174 единиц танков серии ИС (менее защищенных Т-34 только в 1944 г. было выпущено 14648 единиц). Несмотря на это, нехватка тяжелых танков НПП в Красной Армии ощущалась вплоть до самого конца войны. В результате на прорыв хорошо подготовленной тактической зоны обороны пехота зачастую шла без поддержки танков НПП и, оставшись в глубине обороны без артиллерийского «огневого вала», оказывалась один на один с немецкими пулеметами. Так, платой за высокий уровень защиты тяжелого танка становилась кровь пехоты. Точно также потерями немецкой пехоты оборачивалась нехватка столь мощного средства активизации и цементации обороны, каким являлись батальоны тяжелых танков Pz. VI «Тигр». Как видим, вопрос об уровне бронезащиты танка далеко не так однозначен и тривиален, как это представляется на первый взгляд... Возвращаясь же к вопросу о потерях личного состава и боевой техники, нельзя не отметить, что действительно минимальными они оказывались в тех случаях, когда боевая задача выполнялась «с первой попытки», а операция разворачивалась в соответствии с разработанным планом: при таком развитии событий предотвращались потери в ходе повторных атак, своевременно обеспечивались фланги, сохранялись матресурсы для выполнения последующих задач, а противник лишался времени для переброски резервов

   Из противотанкового орудия обстрел танка в реальных боевых условиях происходил под неблагоприятными для боевой части кумулятивного снаряда курсовыми углами (либо кумулятивная воронка разрушалась при «косом» ударе о броню, либо толщина брони по ходу кумулятивной струи оказывалась больше ее бронепробивной способности). В противоположность этому, пехотинцы, вооруженные «Фаустпатронами» или «Офенрорами», стреляя в наиболее уязвимые проекции танка (борт, корма), имели возможность выбирать для выстрела момент, когда положение танка обеспечивало оптимальный курсовой угол встречи гранаты с целью. Насыщенность германских войск ручными кумулятивными ПТС постоянно росла, и это требовало от советских специалистов начать поиск путей противокумулятивной защиты бронетанковой техники.

Бронепробиваемость пехотных ручных противотанковых кумулятивных средств вермахта 1944-1945 гг.
 Название  Калибр (мм)  Вес заряда (кг)  Начальная скорость (м/с)  Дальность(м)  Бронепробиваемость (в калибрах)
 Ручная граната   -  1,0   -   -  150мм/0
130мм/30
 Граната "Малый фаустпатрон"  95  0,73  28  30-50  1,35
 Граната "Большой фаустпатрон"  150  1,66  28  30-50  1,65
 Мина к РПГ "Оффенрор"  88  0,66  80  150  2
 Граната к станковыму гранато мету обр.43 г. "Пупхен"  88  0,66  160  800  >2

    Сравнив характеристики бронепробиваемости немецких кумулятивных ПТС и схемы бронирования наших танков, нетрудно убедиться, что даже для ИС-2 обеспечить противокумулятивную стойкость бортовой брони путем увеличения ее толщины было невозможно по весовым ограничениям. О разработке же и внедрении комбинированных бронепреград, значительно превосходящих по противокумулятивной стойкости стальную броню равной массы, в условиях необходимости дальнейшего наращивания выпуска тяжелых танков просто не могло быть речи В силу этого работы по противокумулятивной защите танка ИС-2 велись по пути его оснащения взводными бортовыми экранами. Принцип действия такого экрана основан на использовании эффекта снижения бронепробивной способности кумулятивной струи при ее подрыве (взводе) до контакта с основной броней. Разработанные конструкции обеспечивали защиту бортов корпуса ИС-2 при вполне допустимом приросте массы танка.

    Однако обеспечить боевую живучесть крепления экранов так и не удалось. В результате серийные машины так и не получили штатные противокумулятивные экраны. Тем не. менее, работы по повышению живучести крепления дали много интересных идей. Например, были опробованы экраны из листов со множеством отверстий, позволяющих разгрузить крепления от фугасной нагрузки. Постепенно эта идея «трансформировалась» в многорядные решетчатые экраны, предназначенные не только для взведения взрывателя кумулятивной гранаты, но и для изменения угла атаки подкалиберного снаряда. Одновременно с разработкой технических средств защиты танков НПП от ручных кумулятивных ПТС велась выработка тактических приемов, обеспечивающих эффективное противодействие новой угрозе. В этом направлении успехи оказались более весомы. Во-первых, удалось значительно повысить глубину сопровождения атаки пехоты и танков огневым валом. К концу войны она увеличилась до 2 —5 км. Соответственно на глубину 2 — 5 км почти полностью исключалась возможность применения по танкам ПТС ближнего боя. А, во-вторых, на тактическом уровне было возрождено децентрализованное использование танков.


Пехотный десант на тяжелом танке ИС-2. В ходе Второй мировой войны (к 1944 г.) взгляды на роль тяжелых танков существенно изменились. Поэтому несмотря на их определение «танки непосредственной поддержки пехоты» не будет большой ошибкой сказать, что не столько танки теперь поддерживали пехоту, сколько пехота - танки

   Если в 1943 г. танки НПП придавались стрелковым соединениям вообще, то теперь за каждым подразделением закреплялся определенный танк. Это значительно повышало эффективность прикрытия танков ружейно-пулеметным огнем при их прохождении через траншеи противника! Опыт прорыва тактической зоны обороны в операциях 1945 г. показал, что меры тактического характера оказались весьма эффективны и достаточно надежно (вопреки распространенному в настоящее время мнению) защищали ИС-2 от огня ПТС ближнего боя. На средних же дальностях,- где основным средством поражения являлся артиллерийский огонь, высокий уровень боевой живучести танку обеспечивала его собственная броневая защита. Наиболее ярко это проявилось в ходе Берлинской операции при прорыве мощнейшей вражеской обороны. Глубина германской тактической зоны на Одерско-Нейсенском рубеже достигала 40 — 50 км. Все полевые и долговременные оборонительные сооружения заранее были заняты войсками, оперативная плотность которых была настолько высока, что ее вполне можно сравнить с оперативными плотностями, характерными для наступательных операций вермахта в 1941 — 1942 гг. С учетом хорошо оборудованных позиций внешних городских оборонительных обводов общая глубина обороны достигала 90— 100 км! И все эти километры были насыщены ПТС. Кроме того, характер местности затруднял действия советской бронетанковой техники.


1945 год. Советские.танкисты и пехотинцы празднуют победу на моторном отделении танка ИС-2. Как знать, может быть этому веселью в немалой степени способствовала «коечная сетка», приваренная сбоку от башни. В тесноте уличных боев такие приспособления защищали наши танки от действия фаустпатронов, вызывая преждевременное срабатывание их кумулятивного заряда

   Тем не менее, потери в танках ИС-2 оказались значительно меньшими, чем этого можно было ожидать в столь неблагоприятных условиях. Так, в действующих на острие главного удара 7-й и 11-й гвардейских тяжелых танковых бригадах, укомплектованных ИС-2, к Берлину прорвалось более 70% машин Таким образом, тяжелый танк ИС-2 соответствовал своему основному предназначению — непосредственной поддержке пехоты при прорыве тактической зоны обороны, а уровень его броневой защиты был вполне адекватен способам и условиям применения танков прорыва в 1944-1945 гг. Но ИС-2, как известно, не стал последним советским тяжелым танком, разработанным и запущенным в производство в годы Великой Отечественной войны.


Тяжелый танк ИС-3,1945 г. Максимальная габаритная толщина брони: лобовая часть корпуса - 120 мм, борта корпуса - 90 мм, кормовая часть корпуса - 60 мм, башни - до 250 мм, крыши - 30 мм, днища - 20 мм. Боевая масса - 46,5 т. Характерная форма лобовой детали и нетипичная для того времени конфигурация башни говорят сами за себя, еще раз подтверждая золотое правило развития техники: что гармонично, то не может быть неэффективно! Правда, недоумение вызывает одна деталь, у командира снова не стало башенки для наблюдения. Вопрос напрашивается сам собой, не повторялась ли на новом уровне ситуация 1941 г., когда самые широкие возможности, предоставляемые танкам KB их высокими характеристиками огневой мощи, подвижности и защищенности в ряде случаев сводились на нет отсутствием у командира полноценной возможности наблюдения за полем боя. Практика же показывала, что отсутствие командирской башенки не могут компенсировать даже удачные по конструкции перископы кругового обзора

   История появления ИС-3 несколько туманна, и вряд ли сегодня можно точно установить, при каких обстоятельствах было принято решение о начале работ по новому тяжелому танку в ходе форсирования производства только что принятого на вооружение ИС-2.Однако, очевидно, что предпосылки для этого все-таки были. Прежде всего, необходимо отметить, что конструктивные резервы по дальнейшему наращиванию уровня противоснарядной защиты ИС-2 к лету 1944 г. были полностью исчерпаны. При этом решить вопрос о повышении уровня защищенности лобовой части башни так и не удалось, а бронирование лобовой части корпуса на дальностях порядка 500 м обеспечивало защиту лишь от калиберных, но не подкалиберных снарядов германских 88-мм противотанковых пушек РаК 43/41. В то же время сам факт появления у противника таких мощных ПТС, как РаК 43/41 и 88-мм танковой пушки 43, а также разработка в Германии 128-мм противотанковой РаК 44 заставлял  наших разработчиков бронетанковой техники серьезно относиться к возможности массового переоснащения танковой и противотанковой артиллерии вермахта в случае затягивания войны.


Схема бронирования танка ИС-3

   Ретроспективный анализ сложившейся ситуации показывает, что уровень противоснарядной стойкости лобовой проекции танка, разрабатываемого для прорыва тактической зоны обороны, насыщенной перспективными на тот момент германскими ПТС, должен был быть не менее 250 мм, а бортовых проекций — соответствовать уровню ИС-2 по величине углов безопасного маневрирования. Скорее всего, примерно из таких требований и исходили разработчики ИС-3Очевидно, что выполнение столь жестких требований в приемлемых массово-габаритных характеристиках (в противном случае неизбежно возникал целый ряд проблем связанных с опорно-сцепной проходимостью танка, с несущей способностью мостов) было крайне сложной задачей. Как и при создании ИС-2 пути ее решения искались в дифференцировании бронирования. Однако теперь эти работы велись уже на принципиально ином уровне.

    К началу проектирования ИС-3 завершилось изучение характера поражений танков под Сталинградом и на Курской дуге. Особенно большое практическое значение имели материалы по снарядной нагруженности, дальностям и курсовым углам обстрела, собранные под Орлом, где летом 1943 г. наши танковые армии прорывали хорошо подготовленную оборону вермахта. На основании этих исследований были разработаны методологические основы поиска наиболее рационального распределения бронирования по критерию «масса —защита». Это позволило в итоге перейти от интуитивного к научно обоснованному дифференцированию бронезащиты тяжелых танков.


Преемник «щуки» тяжелый танк ИС-8 (Т-10), 1950 г. Максимальная габаритная толщина брони: лобовая часть корпуса - 120 мм, борта корпуса - 80 мм, кормовая часть корпуса - 50 мм, башни - до 200 мм, крыши - 30 мм, днища - 16 мм. Боевая масса - 50 т. Танки ИС-3 не успели принять участие в боевых действиях в Европе. Что же касается послевоенной службы ИС-3, то в эксплуатационном плане танк оказался не очень удачной машиной. Зато у принципиальных решений, заложенных в конструкцию его бронекорпуса и башни, была долгая жизнь. Вновь они были реализованы в тяжелом танке ИС-8, который оказался намного удачливее своего предшественника и был снят с вооружения лишь в 1995 г. (правда, уже под названием Т-10)

   Технологическая реализация выработанных с помощью новых научных методов решений стала возможной благодаря большому опыту по производству литых бронедеталей  сложной конфигурации, накопленному еще в ходе работ над KB-13 и ИС-1, а также достижениям в сварке бронепроката большой толщины. Отработанные литейные технологии позволили минимизировать массу башни танка ИС-3 за счет придания ей оригинальной сферически-приплюснутой формы в сочетании с сильным дифференцированием бронирования. При этом толщина лобовых участков достигла 250 мм (!), а защищающая толщина бортовых участков, по сравнению с башней ИС-2 в том же диапазоне углов безопасного маневрирования, возросла примерно на 15 — 25%. В свою очередь, освоение внутреннего шва при сварке толстых бронелистов, расположенных под углом друг к другу, дало возможность придать лобовой детали корпуса танка ИС-3 не менее оригинальную форму.


ИС-1 с 85-мм пушкой Д-5Т-85 явился первым представителем нового семейства советских тяжелых танков. Всего с октября 1943 г. по январь 1 944 г. было выпущено 1 07 танков ИС-1. Боевая масса — 44 т. Экипаж — 4 человека


ИС-2 обр. 1943 г. со 122-мм пушкой Д-25. Всего с декабря 1943 г. было выпущено 995 танков этой модификации. Боевая масса - 46 т. Экипаж - 4 человека.

    Так называемый «щучий нос», позволил за счет двойного утла наклона (назад и в сторону), увеличить защищающую толщину лобовой брони при фронтальном обстреле ИС-3 на 10—15% по сравнению с ИС-2, у которого лобовая броня корпуса имела ту же габаритную толщину, но была наклонена лишь в одной плоскости. Кроме того, форма лобовой детали ИС-3 обусловливала высокую вероятность рикошетирования бронебойных и бронебойно-подкалиберных снарядов того времени Таким образом, благодаря внедрению ряда принципиально новых и широкому использованию ранее выработанных конструктивных решений по бронированию, уровень защищенности ИС-3 удалось заметно повысить, приведя его в соответствие с прогнозируемым ростом бронепробиваемости германских ПТС, разрабатываемых в конце войны. По сравнению со своим предшественником, ИС-3 стал качественным шагом вперед в области бронезащиты. Особенно важно, что за счет сохранения габаритных толщин бронедеталей корпуса, принятых для ИС-2 обр. 1944 г., и рационального проекционно-высотного дифференцирования броневой защиты башни боевая масса ИС-3 осталась на уровне ИС-2! К сожалению, в ходе поспешного проектирования бронекорпуса ИС-3 не обошлось без просчетов. Обеспечивая очень высокий уровень снарядостоикости, конструкция корпуса танка не обладала необходимой эксплуатационной жесткостью. Впрочем, было бы не совсем верно оценивать этот танк только с позиций его боевых и эксплуатационных свойств. ИС-3 не пришлось воевать, но заложенные в него решения оказали огромное влияние на дальнейшее развитие тяжелых танков и, прежде всего, в области защиты. А основная идея его защиты: сильное дифференцирование защищающих толщин в сочетании с рациональной геометрией корпуса и башни не исчерпала свой потенциал и по сей день.


ИС-2 обр. 1944 г. отличался более мощной броневой защитой. С июня 1944 г. по май 1945 г. выпущено 2525 танков этой модификации. Боевая масса - 46 т. Экипаж - 4 человека.

М.Постников

Категория: Вторая Мировая Война | Добавил: Ariec (12.02.2012)
Просмотров: 15888 | Теги: ИС-85, тяжелый танк, КВ, КВ-220, ИС, танк прорыва, КВ-1с, танк поддержки пехоты, КВ-85, КВ-3 | Рейтинг: 4.6/9
Форма входа
Найти бронемашину
Реклама
Баннерная Сеть ARMY Best Sites
Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz