Легкий танк Pz Кpfw (Sd Кfz 121)
Своим появлением обязан скорее всего Г. Гудериану. Именно он
желал видеть в будущих танковых дивизиях сравнительно легкий
танк с противотанковым вооружением. Такая машина массой 10 т в
июле 1934 г. была заказана фирмам "Крупп-Грузон", "Геншель" и
MAN. Танк с 20-мм пушкой предназначался для использования в качестве
разведывательного и замены пулеметного Pz Kpfw I. До тех пор
пока не были сняты ограничения Версальского договора, он официально создавался
как сельскохозяйственный трактор LaS 100.
Первые прототипы из неброневой стали были готовы в октябре
1935 г. Ни один проект полностью не устраивал заказчика, и в производство
была передана комбинированная машина: шасси от фирмы MAN,
корпус и башня - от "Даймлер-Бенц". С мая 1936-го по
февраль 1937 г. было изготовлено 75 танков. Все они имели ходовую
часть из шести опорных катков малого диаметра, сгруппированных
в три тележки на борт. Боевая масса составляла 7,6 т.
Эта партия в свою очередь делилась на три подмодификации -
a/1, a/2 и a/3, в каждой по 25 машин. Между собой в общем плане
они отличались несущественно, но в то же время выполняли роль
испытательного стенда для проверки отдельных технических решений.
Так, Pz Kpfw II Ausf a/2 получили вместо литого сварной ленивец и
противопожарные стенки моторного отделения. Танки Pz Kpfw
II Ausf a/3 имели увеличенный радиатор системы охлаждения и усиленные
пружины подвески.
Весной 1937 г. было выпущено 25 машин Pz Kpfw II Ausf b с
усовершенствованной трансмиссией и ходовой частью (новое направляющее колесо,
широкие опорные катки и поддерживающие ролики). Попутно установили более
мощный мотор, который значительно лучше вентилировался и охлаждался. Масса
танка возросла до 7,9 т. Ставшую затем классической для этого типа танков
ходовую часть из пяти опорных катков среднего диаметра на индивидуальной
подвеске в виде четвертьэллиптических рессор обкатывали на 25 машинах Pz Kpfw
II Ausf с фирмы "Геншель"1.
Серийные танки стали производить с марта 1937 г. До апреля
1940 г. было выпущено 1088 машин модификаций А, В и С. В принципе это
была одна и та же конструкция с закругленной носовой частью корпуса.
Различие состояло лишь в расположении и размерах смотровых щелей и
используемых прицелах. Броневая защита, как показала польская кампания,
оказалась довольно слабой. Даже лобовая броня легко пробивалась из польского
противотанкового ружья Ur. Ее в спешном порядке усилили методом экранировки -
накладкой дополнительных 20-мм пластин.
С мая 1938-ro по август 1939 г. фирмы "Даймлер-Бенц" и MAN
выпустили для танковых батальонов легких дивизий 143 так называемые быстрые
машины (Schnellkampfwagen). По сути, это уже были следующие модификации танков
- D и Е. От предыдущих они существенно отличались ходовой частью типа Кристи,
имевшей по четыре больших опорных катка без поддерживающих роликов. Подвеска
катков индивидуальная торсионная. Корпус также значительно перекомпонован. Без
изменений осталась лишь башня с вооружением. 140-сильный двигатель "Майбах"
HL62TRM сообщал танку скорость 55 км/ч. Боевая масса составила 10 т, запас
хода - 200 км. Бронирование: лоб корпуса - 30 мм, борт корпуса и башня
- 14,5 мм.
В 1940 г., стремясь расширить возможности этого типа машин,
на базе шасси текущего производства решили строить огнеметные
танки. Вплоть до лета 1942 г. произвели 112 машин и еще 43 переделали
из линейных в ходе капитального ремонта. В уменьшенной
башне устанавливался 7,92-мм пулемет. Два огнемета в бронеголовках
размещались по передним углам корпуса. В горизонтальной
плоскости они наводились в секторе почти 180o и могли произвести 80
огнеметаний продолжительностью 2 - 3 с на дальность 35 м.
Боевая масса Pz Kpfw II Flamm Ausf А и В (Sd Kfz 122), известных
также под названием "Фламинго" ("Flamingo"), достигала
12 т. Запас хода составил 250 км. Экипаж остался прежним - три человека.
Несколько увеличилась толщина брони: до 30 мм в лобовых деталях башни и
корпуса, 20 - 25 мм на бортах Но этого оказалось недостаточно: из-за малой
дальности огнеметания огнеметным танкам приходилось слишком близко подходить к
траншеям противника и они несли большие потери. Приняв боевое крещение в июне
1941 г. на советско-германском фронте, они в конце концов были переоборудованы
в самоходные установки.
Pz Kpfw II Ausf F - практически последняя массовая модификация "двоек". 524
машины были выпущены с марта 1941-го по декабрь 1942 г. (в дальнейшем
строились исключительно самоходные установки на базовом шасси). Их главное
достоинство по сравнению с предыдущими образцами - усиленная броневая защита.
Теперь носовая часть корпуса выполнялась из 35-мм листа с наклоном 13o к
вертикали. Верхний 30-мм лист имел наклон 70o. Изменились форма ленивца и
конструкция подбашенной коробки. В ее лобовом листе, установленном с наклоном
10o, справа канавкой имитировалась смотровая щель. Командирская башенка имела
восемь перископов.
Pz Kpfw II в начале Второй мировой войны составляли 38% танкового парка
вермахта. В боях они оказались слабее по вооружению и бронированию практически
всех танков аналогичного класса: польских 7TP, французских R35 и Н35, советских
Т-26 и БТ. Но все равно производство Pz Kpfw II, существенно сократившееся в
1940 г., в последующие два года резко возросло. До накопления в необходимых
количествax Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV легкие машины продолжали оставаться
основной техникой в танковых частях и подразделениях. Лишь в 1942 г.
их вывели из состава танковых полков и частично использовали либо в
штурмовых артиллерийских бригадах, либо на второстепенных участках фронта.
Все в больших количествах танковые шасси после ремонта передавались под монтаж
самоходных установок.
На немногочисленных экспериментальных танках (двенадцать VK901, четыре VK1301,
двадцать два VK1601) отрабатывались оригинальные технические решения. Так,
готовясь к вторжению в Англию, немецкие конструкторы разработали для Pz Kpfw II
навесные понтоны с винтами. На плаву опытные машины развивали скорость до
10 км/ч при волнении моря 3 - 4 балла. Попытки кардинально увеличить скорость
и усилить бронирование так и не были завершены.
Легкий танк Pz Kpfw II Ausf L "Лукс" (Sd Kfz 123)
Созданием специальных гусеничных машин для разведывательных
подразделений с 1939 г. занималась фирма MAN. Ее конструкторы для
своего танка взяли все лучшее от опытных образцов, построенных в
рамках программы Pz Kpfw II: широкие гусеницы и катки, расположенные в
"шахматном порядке", торсионную подвеску и т. д Изготовленная
в апреле 1942 г. пока еще из мягкой стали модель VK 1303 почти полностью
соответствовала своему предназначению. От серийных "двоек"
она заметно отличалась лучшими проходимостью и маневренностью,
имела две коробки передач и шесть скоростей. В дополнение к обычным
стеклоблокам в крыше башни установили два перископа с круговым обзором:
один - в люке командира, другой - над наводчиком. Две
приемо-передающие радиостанции позволяли оперативно обмениваться
разведывательной информацией. Для их обслуживания в экипаж помимо командира,
наводчика и водителя вводился радист. В поточное производство танк передавался
как модификация L с собственным названием "Лукс" ("Luchs"). Из заказанных 800
машин 100 должны были быть со штатной 20-мм пушкой, а остальные - с
пушкой калибра 50 мм. С сентября 1942-го по январь 1944 г. произвели лишь
первую сотню (сюда же следует добавить и четыре танка,
переделанных из VK1301), а оставшуюся часть заказа аннулировали. Не спасла
"Лукса" даже высокая скорость: к моменту поступления в войска из-за слабого
вооружения он явно устарел.
Тактико-техническая характеристика Pz Kpfw II
Характеристика |
Pz Kpfw II |
Ausf A |
Ausf F |
Ausf L |
Год выпуска |
1937 |
1941 |
1943 |
Боевая масса, кг |
8900 |
9500 |
13000 |
Экипаж, чел. |
3 |
4 |
Основные размеры |
- длина по корпусу, мм |
4810 |
4630 |
- ширина, мм |
2220 |
2280 |
2480 |
- высота |
1990 |
2150 |
2210 |
Защищенность: толщина
броневых листов, мм (угол наклона к вертикали, град.) |
- лобовая часть корпуса |
14.5 (цил.) |
35 (13) |
30 (22) |
- борта корпуса |
14.5 (0) |
15 (0) |
20 (0) |
- лобовая часть башни |
14.5 (цил.) |
30 (цил.) |
30 (10) |
- крыша и днище корпуса |
15 и 15 |
15 и 5 |
10 и 10 |
Вооружение |
- марка пушки |
KwK30 |
KwK38 |
- калибр, мм (длина ствола в клб) |
20 (55) |
- боекомплект, выстрелов, шт. |
180 |
330 |
- Число пулеметов и их калибр, мм |
1 - 7.92 |
- боекомплект, патронов, шт. |
2250 |
2700 |
2250 |
Подвижность |
- двигатель, тип |
Maybach |
- марка |
HL62TR |
HL66P |
- мощность двигателя, л. с. |
140 |
180 |
- максимальная скорость по шоссе, км/ч |
40 |
60 |
- запас топлива, л |
200 |
175 |
236 |
- запас хода по шоссе, км |
200 |
290 |
- среднее давление на грунт, кГс/см2 |
0.76 |
0.66 |
0.75 |
|
Производство танков семейства Pz Kpfw II
|
1934-37 |
1938 |
1939 |
1940 |
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
Всего |
Pz Kpfw II |
332 |
669 |
246 |
53 |
275 |
355 |
|
|
1930 |
Pz Kpfw II Ausf L |
|
|
|
|
|
16 |
77 |
7 |
100 |
Итого: |
332 |
669 |
246 |
53 |
275 |
371 |
77 |
7 |
2030 |
|
В общее количество включены опытные машины VK901, VK1301, VK1601
И.П.Шмелев