()Танки союзников
Как всегда, истина познается в сравнении.
Нуждается в нем и наша тридцатьчетверка.
Сравнение с современными ей танками противника и
союзников позволяет четче подчеркнуть
достоинства нашего танка, а, может быть,
высветить и некоторые его недостатки.
О немецких танках мы уже говорили. А на чем же
воевали танкисты наших союзников по
антигитлеровской коалиции: англичане,
американцы, французы?
В умах английских военных в середине 30-х годов
господствовала идея двух типов танков -
пехотного (тихоходного, но сильно
бронированного) и крейсерского (быстроходного,
но слабо бронированного). Последний
предназначался для крупных механизированных
соединений, действовавших в так называемой
глубокой операции.
Рассмотрим лишь крейсерские танки как более
соответствующие по тактическому назначению Т-34.
Летом 1939 г. в английские войска начал поступать
танк А 15 "Крусейдер". "Крусейдер III"
последней модификации выпускался до 1943 г.
Технически ненадежные "Крусейдеры" были к
тому же еще и слабо вооружены. Но это были
основные танки британских танковых войск первой
половины войны.
Учтя недостатки "Крусейдеров", англичане с
конца 1942 г. начали выпускать крейсерские танки MK.
VIII "Кромвелл". Броня его была по тем временам
солидной, но проходимость низкой. В боях с
немецкими "Пантерами" "Кромвеллы"
успеха не имели: не спасала ни толстая броня, ни
большая скорость. Не "дотянул"
"Кромвелл" и до уровня основных боевых и
технических характеристик Т-34-85.
В самом конце войны в английскую армию
поступили крейсерские танки "Комет",
которые являлись по существу развитием
"Кромвелла", с более мощным вооружением (77-мм
пушка - действительный калибр 76,2-мм). Крейсерский
танк, основа английских бронетанковых войск, так
и не был доведен до уровня современных ему
советских и немецких средних танков.
Что касается американцев, то гордостью их
военного танкостроения был средний танк М4
"Шерман". Разработка этой машины началась
еще в марте 1941 г. В феврале 1942 г. был построен
опытный экземпляр, а спустя еще два месяца
началось серийное производство этого самого
массового американского танка.
Потребовалось всего 13 месяцев от момента
принятия решения до начала выпуска. Танк
строился до конца войны, поступал в больших
количествах в английскую армию, по ленд-лизу в
Советский Союз (4102 единиц), а также во все армии
антигитлеровской коалиции. После войны
"Шерманы" поставлялись всем союзникам
Соединенных Штатов. Еще и сейчас в некоторых
армиях они, хотя и значительно
модернизированные, находятся на вооружении. Уже
сам этот факт говорит о том, сколь надежной
машиной был "Шерман" и что он имел большой
резерв для модернизации.
Танк выпускался разными заводами в нескольких
модификациях, отличавшихся способом
изготовления корпуса и башни, двигателями,
ходовой частью, вооружением. Корпус танка был
сварной. Носовая деталь сначала состояла из трех
частей на болтах, затем одной литой и, наконец, из
литой и катаной частей. На "Шерманах", в
основном, была сохранена ходовая часть
предшествующего ему среднего танка М3. Лишь с
марта 1944 года была внедрена новая горизонтальная
спирально-пружинная подвеска (HVSS), которая
применялась практически на всех моделях М4.
На модификации М4А2 устанавливался
дизель-мотор. Наиболее распространенная в
американской армии модификация М4АЗ (с июня 1942 г.
по май 1945 г. выпущено 11324 машины) оснащалась
специальным танковым карбюраторным двигателем
"Форд" GAA-8. Эти танки имели сварной корпус.
Корпус танков модификации М4А4 был изменен для
того, чтобы вместить силовой агрегат
"Крайслер" А75, составленный из пяти моторов.
Модификация М4А6 имела тот же корпус, но в нем
устанавливался радиальный дизель-мотор
"Катерпиллер RD-1829". Танки модификации М4А5
выпускались канадскими заводами под
обозначением RAM. Все танки М4 имели двигатели,
расположенные в кормовой части, а трансмиссию и
ведущее колесо спереди.
На "Шерманах" устанавливались, в
зависимости от модификации и времени
производства, 75- и 76,2-мм пушки разных образцов, а
также 105-мм гаубицы (на некоторых машинах
модификации М4 и М4АЗ). 75-мм пушка была вскоре
признана недостаточно мощной для борьбы с
немецкими танками. В августе 1942 г.
предпринимается попытка установить 76,2-мм пушку в
танк М4А1. Однако старая башня оказалась
неподходящей для нее. В 1943 г. разрабатывается
опытный танк Т23 - прототип будущего М26,
вооруженного 90-мм пушкой. Его башня, но с 76,2-мм
пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, была без
изменений поставлена на М4. Выпуск танков с этой
башней начался в марте 1944 г. Бронебойный снаряд
новой пушки имел начальную скорость 810 м/с (вместо
620 у прежних 75-мм пушек) и пробивал на дальности 900
м 100-мм броню. Справа на башне на кронштейне
устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет. Третий
пулемет калибра 7,62-мм находился в шаровой
установке в лобовой части корпуса. Башня имела
вращающийся заодно с ней полик. Размещение
боеукладки на дне боевого отделения потребовало
поднять полик, что увеличило общую высоту танка.
На части танков применена "мокрая" укладка
боеприпасов: выстрелы к пушке размещались в
трубках, проходящих через бак с этиленглюколем
или водой. При попадании снаряда в укладку
жидкость гасила воспламенившиеся боеприпасы.
Применялся также стабилизатор пушки в
вертикальной плоскости и гидроэлектрический
механизм поворота башни, имевший дублированный
привод к командиру и наводчику. Боевая масса
танков "Шерман" колебалась от 30,2 до 35 т.
Танк М4, получивший именно в Англии название
"Генерал Шер-ман", в 1943-45 гг. оказался
основным и лучшим танком английской армии.
Первые "Шерманы" прибыли в Северную Африку в
октябре 1942 г. (270 единиц) и 24 октября приняли
боевое крещение в бою под Эль-Аламейном. Вместе
со средними танками М3 они составляли более
половины всех танков 8-й английской армии. Позже
англичане установили на "Шерманы" свою 76,2-мм
пушку (что потребовало смены башни), и получили
таким способом самый сильный танк английской
армии в ходе войны. Эти танки назывались
"Шерман Файрфлай" и начали поступать в
войска с февраля 1944 г. Они единственные из танков
союзников были способны бороться с немецкими
"Тиграми" и "Пантерами", да и то на
близких расстояниях.
М4 оказался неплохим танком, простым в
изготовлении. Это облегчило его массовое
производство на неспециализированных заводах,
не имевших опыта в машиностроении. "Шерман"
отличался надежностью в эксплуатации,
прочностью конструкции, ремонтопригодностью. Но
был относительно слабо вооружен и бронирован.
Эти недостатки пытались устранить. В частности,
на модификации М4А3Е2 путем экранировки была
увеличена толщина лобовой брони корпуса до 100 мм.
М4 были более или менее равноценны немецким
танкам PZ. IV, но не могли (кроме "Шерман
Файрфлай") вести открытый бой с "Тиграми"
и "Пантерами". В Корее (1950-53 гг.) не
оправдались надежды на М4А3Е8, который по
вооружению и проходимости уступал Т-34-85.
На базе танка М4 были созданы несколько СУ,
саперных и вспомогательных машин, в частности,
истребители танков М10 и М36, самоходная 155-мм пушка
М40 и 203-мм гаубица М-43. Многие танки оборудовались
установками для пуска ракетных снарядов.
Таковым был второй после Т-34 по массовости танк
в мире (выпущено 48071 единица). Он по многим
характеристикам уступал нашему танки, но
превосходил его по надежности и удобству работы
экипажа.
В других странах - Италии, Японии, Франции - не
было танков, хотя бы в какой-то степени близких по
тактико-техническим данным к описанным выше.
Т-34 В БОЯХ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
День победы над Японией вовсе не поставил точку
в боевой биографии лучшего среднего танка второй
мировой войны. Военная карьера Т-34 была
продолжена в самых разных уголках земного шара,
не закончилась она и по сей день. Танки Т-34
принимали участие в гражданской войне в Китае
1946-50 гг., Корейской войне 1950-53 гг., венгерских
событиях 1956 г., арабо-израильских войнах, ряде
военных конфликтов на африканском континенте,
отражении высадки "бригады 2506" в заливе
Свиней в 1960 г. на Кубе, военных действиях на
территории бывшей Югославии. В Афганистане
заслуженные ветераны использовались в качестве
неподвижных огневых точек в системе обороны
укрепленных пунктов Ограниченного контингента.
По состоянию на начало 1998 г. танки Т-34-85 состоят на
вооружении в Албании (138 танков), Анголе (58),
Афганистане (точные данные о количестве
отсутствуют), Боснии (точные данные о количестве
отсутствуют), Гвинее-Бисау (10), Кубе (400 танков,
часть из них используется для охраны побережья,
часть находится на хранении), Мали (18).
Война в Корее 1950-53 гг.
Как известно, союзники поделили Корею примерно
пополам - по 38-й параллели. В северной части
страны не без помощи наших соотечественников был
установлен коммунистический режим Ким Ир Сена, в
южной - остались оккупационные американские
войска; естественно, и режим там был
проамериканский. Военный конфликт двух режимов
был неизбежен. Надо сказать, коммунисты к войне
подготовились значительно лучше.
Бронетанковые части Народной армии Северной
Кореи начали формироваться в 1945 г., первым стал
15-й танковый учебный полк, на вооружении которого
состояли, наряду с американскими легкими танками
М3 "Стюарт" и средним М4 "Шерман"
(получены от китайцев), два танка Т-34-85. Танки
доставили из СССР, вместе с ними в Корею прибыли 30
советских офицеров-танкистов, имеющих боевой
опыт Великой Отечественной войны. Командовал
полком полковник К) Куонг Су, начавший свою
военную карьеру лейтенантом РККА в годы Великой
Отечественной. В мае 1949 г. полк был расформирован,
его личный состав стал костяком новой 105-й
танковой бригады. До октября все три полка (107-й,
109-й, 203-й) бригады были полностью укомплектованы
тридцатьчетверками. В каждом полку имелось 40
Т-34-85. К июню 1950 г. в составе Народной армии
имелось 258 танков Т-34; 105-я бригада была оснащена
ими полностью, около 20 машин числилось в 208-м
учебном полку, остальные в новых 41-, 42-, 43-, 45- и 46-м
танковых полках (в действительности это были
отдельные танковые батальоны примерно по 15
танков в каждом) и в 16-й и 17 -й танковых бригадах
(реально - полки, по 40-45 машин). На фоне советских
танковых армий 1945 г. 258 тридцатьчетверок не
производят особого впечатления, но в 1950 г. это
были самые многочисленные и, что не менее важно,
самые лучшие по боевой подготовке и
характеристикам материальной части, танковые
силы в Азии. Так, в южнокорейской армии не было
вообще ни одного танка, а американцы имели
несколько рот легких танков М24 "Чаффи", да и
то в составе оккупационных войск на Японских
островах.
В 5 часов утра 25 июня 1950 г. тридцатьчетверки 109-го
танкового полка пересекли 38-ю параллель;
началась Корейская война. Горный характер
центральной части Корейского полуострова
препятствовал использованию крупных масс
танков, поэтому танковые полки действовали не в
составе бригады, а придавались пехотным
дивизиям. Главный удар наносился на Сеул.
Многие солдаты пехотных подразделений армии
Южной Кореи никогда в жизни вообще не видели
танков, а те кто видели бронированные чудовища и
даже умели с ними бороться, очень быстро
убедились в бесполезности 57-мм пушек и
2,36-дюймовых базук. Американским противотанковым
средствам уральская броня оказалась не по зубам.
Все же в первый день войны в боях за переправу
через реку Имджин южнокорейцам удалось подбить 11
Т-34 из состава 107-го полка, но это никак не влияло
на общую картину боев (данные сведения о потерях
Т-34 весьма сомнительны, поскольку по
американским данным до 9 июля 105-я танковая
бригада потеряла в боях всего 4-5 Т-34). Танкобоязнь
стремительно распространилась по обороняющимся
подразделениям, и уже 27 июня танкисты 107-го и 109-го
полков заняли исходные позиции для штурма Сеула.
Столица Южной Кореи была взята на следующий день.
Дальнейшее продвижение танков на юг
задерживалось взорванным мостом через реку Хань,
который восстановили только 3 июля. 5 июля
северокорейские части впервые встретились в бою
с американцами: 33 Т-34 107-го полка атаковали
позиции подразделений 24-й пехотной дивизии армии
США. Танковую атаку янки попытались остановить
артиллерийским огнем 105-мм гаубиц и 75-мм
безоткатных орудий. Оказалось, что броня
тридцатьчетверок уверенно "держит" и 105-мм, и
75-мм фугасные снаряды. У артиллерийских расчетов
гаубиц было всего шесть кумулятивных снарядов,
двумя из них удалось подбить два танка на
дистанции в 500 м. Первый бой с американцами
выиграли корейские танкисты.
Чтобы остановить стремительное наступление
северокорейских войск, американцы в спешном
порядке перебросили в Корею свои части из
состава оккупационных войск в Японии. Первым
бронетанковым подразделением армии США в Корее
стала рота А из 78-го тяжелого танкового
батальона, укомплектованная танками М24
"Чаффи". Первый танковый бой между Т-34 и М24
произошел 10 июля. Два "Чаффи" были подбиты,
тридцатьчетверки потерь не имели, хотя и
получили прямые попадания, но ни один снаряд
броню не пробил. На следующий день американцы
лишились еще трех М24, северокорейцы опять не
потеряли ни одного танка. Подобное начало боевой
карьеры деморализовало экипажи американских
танков. К концу июля рота А де-факто перестала
существовать: из 14 танков уцелело два; на свой
счет за это время янки так и не записали ни одной
тридцатьчетверки. В августе в Корею перебросили
еще две роты "Чаффи", чему
командиры-пехотинцы не очень-то и обрадовались
ввиду полной бесполезности этих машин в качестве
противотанкового средства.
Первые чувствительные потери Т-34 понесли после
начала использования американской пехотой
3,5-дюймовых "супербазук". Впервые это оружие
было использовано в боях за Тэджон 20 июля, тогда
удалось уничтожить две тридцатьчетверки.
Танкисты 105-й бригады в боях за Тэджон потеряли 15
Т-34, семь были подожжено базуками и пять подбито
авиацией.
Казалось, что после падения Тэджона война
вот-вот закончится, еще одно усилие, и американцы
с их южнокорейскими союзниками будутсброшены в
море. Однако этого не случилось. Танковые части -
основная ударная сила армии Ким Ир Сена - имели
минимальные боевые потери: несколько машин от
мин, несколько - от базук, несколько - в результате
бомбо-штурмовых ударов авиации', всего не более
20-25 Т-34. Тем не менее, в начале августа в составе
105-й бригады насчитывалось всего около 40
боеспособных Т-34-85. Большая часть
"коробочек" осталась разбросанной вдоль
всего "славного боевого пути бригады" от 38-й
параллели до Тэджона из-за поломок, аварий и
нехватки запасных частей. Восстановительным
работам мешала американская авиация,
господствовавшая в небе. Американские летчики не
добились особых успехов в борьбе с танками, зато
уменьшать снабжение танковых подразделений
горючим и запасными частями до минимума у них
получалось прекрасно. Мощного заключительного
танкового удара у северокорейцев не получилось.
13 августа при атаке города Тэгу 105-я бригада
потеряла порядка двадцати Т-34 - половину своих
боеспособных танков. Оставшиеся машины были
распределены между пехотными подразделениями и
в последующем принимали участие в бесплодных
попытках прорвать оборону Пусанского плацдарма.
17 августа тридцатчетверки впервые в ходе войны
в Корее встретили достойного противника -
"Першинг" из 1-й бригады морской пехоты.
Экипажи Т-34 приняли М26 за хорошо знакомый
"Чаффи" и уверенно ринулись в бой, за что и
поплатились - три танка были подбиты из 90-мм
орудия "Першинга". С этого момента ход
танковых боев в корне изменился. Дело было даже
не в появлении танков, способных тягаться с
тридцатчетверками. Северокорейские танкисты
превосходно подготовились к наступательным
действиям в условиях маневренной войны, теперь
же им приходилось прогрызать подготовленную
оборону и частенько вступать в единоборство с
американскими танками. В ходе этих единоборств
быстро выявилась лучшая подготовка американских
экипажей.
К сентябрю по периметру плацдарма,
удерживаемого, главным образом, американцами
установилось равновесие: американцы имели
некоторое преимущество в живой силе. соотношение
по танкам было примерно 1:1 (около 40 танков в
составе сил ООН и столько же у северокорейцев).
Коммунисты не могли прорвать оборону, а янки
считали нецелесообразным наносить главный удар
в условиях горной местности. Высадка морского
десанта в Инчхоне позволила американцам выйти из
стратегического тупика. От Инчхона открывался
прямой и короткий путь на Сеул. В районе столицы
имелось всего 16 Т-34 из 42-го механизированного
полка, укомплектованных необстрелянными
экипажами и 10-15 танков 105-й бригады. В боях 16-20
сентября практически все тридцатьчетверки были
уничтожены. Показательно, что хотя американцы
доставили в Инчхон и "Першинги" и
"Шерманы", подавляющую часть Т-34 уничтожили
расчеты базук.
События Корейской войны закрутились в обратную
сторону. Если раньше коммунисты мчались, сметая
все на своем пути, на юг, то теперь на север
стремительно продвигались американцы. Начиная с
августа 1950 г., количественное превосходство в
танках перешло к силам ООН. К концу 1950 г. в
американских танковых частях числилось 1326
танков: 138 М-24 "Чаффи", 679 М4А3Е8 "Шерман",
309 М26 "Першинг" и 200 М46 "Паттон". Войска
Ким Ир Сена насчитывали примерно 300 Т-34-85.
Дальнейший ход Корейской войны известен: к
октябрю американцы прошли до китайско-корейской
границы, где в дело вступило немалое количество
китайских добровольцев, отбросивших янки к концу
года на 38-ю параллель. Мао-Цзе-Дун просил Сталина
помочь не только с техникой, но и направить в
Корею регулярные части вооруженных сил СССР.
Более того, Генеральный штаб Советской армии
считал необходимым придать слабо оснащенным
тяжелой техникой китайским пехотным дивизиям
советские танковые части. Сталин на это не пошел,
но согласился на размещение десяти танковых
полков на китайской территории вблизи границы с
Кореей для противодействия возможному вторжению
сил ООН в КНР. Тогда же рассматривалась
возможность лицензионного производстве Т-34-85 в
Китае.
После тяжелых боев зимы 1950-51 гг., к апрелю 1951 г.
линия фронта стабилизировалась по 38-й параллели;
хотя война продолжалась до конца 1953 г., танковые
бои отошли в прошлое. Согласно данным
министерства обороны США, за всю войну произошло
119 танковых боев, причем только в 24 случаях в них
принимало участие более трех танков с каждой
стороны. Это были именно единоборства.
Американцы записали на свой счет 97 Т-34-85 (еще 18 -
уничтожено "вероятно"), признав потерю 34
своих. Насколько объективны эти данные, говорит
боевой счет американских летчиков: к октябрю 1950
г. они заявили о 857 уничтоженных танках и САУ,
согласно данным американской же разведки эта
цифра примерно в восемь раз превосходит все
боевые и небоевые танковые потери Народной армии
на тот период.
В целом американцы оценили Т-34 как
"превосходный танк", в то же время отметив
специфическую подготовку их экипажей, которые
были способны эффективно наступать на
неподготовленную в противотанковом отношении
оборону, но не могли на равных драться с
американскими танкистами в единоборствах. По
мнению американских специалистов, "Чаффи"
просто не стоило сравнивать с Т-34-85, в то время как
"Шерманы" модели М4А3Е8 имели близкие
характеристики и, хотя их пушки были меньшего
калибра, кумулятивные снаряды орудий
"Шерманов" пробивали лобовую броню
тридцатьчетверок. Танки М26 и М46 превосходили Т-34,
что, впрочем, и неудивительно, поскольку это
машины уже другого поколения. Показательно, что
Кэгл и Мэсон, авторы книги "Морская война в
Корее", просто отказались сравнивать
американские танки с Т-34-85, признав абсолютное
превосходство последних по комплексу боевых
свойств. Действительно, "Першинги" имели
ненадежную ходовую часть и низкую удельную
мощность и, как следствие, плохую подвижность,
особенно в условиях гор. Танки М46 были новинкой и
еще не избавились от "детских болезней",
доставлявших массу хлопот их экипажам. Сами
американские танкисты предпочитали идти в бой на
старых добрых "Шерманах", считая, что за счет
своей лучшей подготовки они смогут выжить в
возможных столкновениях с северокорейскими
танками.
Ближний Восток
Политические хитросплетения послевоенных лет
привели к приходу в Египте к власти полковника
Насера и переориентации внешнеполитического
курса страны на сотрудничество с Советским
Союзом и его союзниками. Сотрудничество
предполагало поставки военной техники. В 1953 г.
Насер заключил соглашение о поставке вооружения,
в том числе 230 танков (большинство из них Т-34-85) из
Чехословакии. Египет готовился к войне. Ключевым
событием 1956 г. на ближнем Востоке стала
национализация Египтом Суэцкого канала в
августе. Англия и Франция не потерпели такого
ущемления своих политико-экономических
интересов в регионе и в конце октября начали
боевые действия; 31 октября англо-французская
авиация нанесла удар по египетским аэродромам. 1
ноября в наступление на Синайском полуострове
перешли израильские войска. В ходе операции
"Кадеш" израильтяне в числе других
уничтожили и 27 тридцатьчетверок, потеряв 30 своих
танков. Израильские танкисты воевали на
"Шерманах" и французских АМХ-13. 5 ноября
началась интервенция англичан и французов.
Боевых столкновений между танками армии Египта и
европейских держав не было.
Война 1956 г. подтолкнула Египет к еще более
активному сотрудничеству с социалистическим
лагерем в военной области. До конца года из
Чехословакии поступили еще 120 Т-34-85. В 1962-63 гг. в
Египет доставили очередную партию
тридцатьчетверок, а в 1965-67 гг. поступили
последние 160 Т-34-85. Позже Египту поставлялись
только более современные Т-54 и Т-62.
В начале 60-х годов значительное количество
тридцатьчетверок поступило на вооружение
бронетанковых подразделений Сирии. В армии этого
государства Т-34 воевали бок о бок со своими
давними противниками - немецкими PzKpfw.IV, StuG.III;
трофейная немецкая техника попала в Сирию из
Франции. Т-34-85 вместе экс-германскими
"четверками" приняли участие в
артиллерийских дуэлях с израильскими
"Шерманами" на Голанских высотах в ноябре 1964
г. Тяжелейшим поражением для арабов обернулась
война 1967 г. Бои на Синае закончились разгромом
египетских войск. Израильтяне уничтожили или
захватили более 820 танков, в том числе 251 Т-34-85;
собственные потери составили 122 танка АМХ-13,
"Шерман" и "Центурион". На Сирийском
фронте соотношение потерь было в пользу арабов,
которые потеряли 73 танка (Т-34-85, Т-54 и PzKpfw.lV),
уничтожив 160 израильских машин.
Шестидневная война стала последней на Ближнем
Востоке, где тридцатьчетверки использовались по
своему прямому назначению, т.е. в качестве танков.
На смену ветерану пришли более современные
машины, а Т-34 использовались в качестве
неподвижных огневых точек. Значительное их
количество переделали в САУ.
Балканы
Со второй половины 1991 г. на территории
Югославии начались боевые действия, переросшие в
гражданскую войну. На развитие кризиса повлиял
приход к власти в Словении и Хорватии
националистических сил, взявших курс на выход
этих республик из состава СФРЮ. Центральная
власть в Белграде, дабы воспрепятствовать
развалу федерации, взяла курс на силовое решение
конфликта.
Боевые действия в Хорватии начались летом 1991 г.
Эта была самая настоящая война, в которой обеими
сторонами применялись авиация, артиллерия,
бронетанковые части. Наряду с танками,
спроектированными после второй мировой войны
(Т-55, М-84 - югославский вариант Т-72), в боях
участвовали и Т-34-85. Тридцатьчетверки применяли
обе стороны. Некоторое количество этих танков
хорватам удалось захватить у сербов, часть машин
была приведена в формирования Хорватской
национальной гвардии экипажами,
дезертировавшими из Югославской народной армии.
Летом и осенью 1991 г. хорваты начали активные
действия с целью захвата гарнизонов ЮНА. В ходе
боев за военный городок ЮНА в районе г. Карловаца
командир гарнизона использовал имеющиеся у него
Т-34-85 для усиления обороны на наиболее угрожаемых
участках. Несколько тридцатьчетверок ворвались
на улицы предместья Карловаца, сея панику среди
местного населения. Два из них хорватам удалось
подбить. Захват предместья позволил ослабить
давление на гарнизон ЮНА формирований хорватов и
произвел устрашающее впечатление на местное
население, настроенное к сербам крайне
враждебно. В конечном итоге городок Карловац, как
и большинство военных гарнизонов ЮНА в Хорватии,
захватили формирования национальной гвардии.
Все танки Т-34-85 карловацкого гарнизона были или
уничтожены, или захвачены хорватами.
Осенью 1991 г. хорваты использовали Т-34-85 в боях на
Адриатическом побережье в районе Дубровника в
качестве самоходной артиллерии и для
сопровождения пехоты. Несмотря на то, что
тридцатьчетверки давным-давно уже считались
устаревшими, они неплохо показали себя в этих
сражениях. Так, хорватский танк с надписью "MALO
BIJELO" (см. фото) выдержал два попадания ПТУрами
"Малютка", экипаж этого танка уничтожил два
бронеавтомобиля, один грузовик и один Т-55 сербов.
Слабость бортовой брони старых танков хорваты
пытались компенсировать навешиванием на борта
башни и корпуса мешков с песком. На ряде танков
рядом с башенным люком заряжающего
монтировались американские 12,7-мм пулеметы
Браунинг М2НВ. Назад|Дальше
|