Построенный по инициативе
фирмы "Виккерс-Армстронг", танк
"Валентайн" отвечал основному принципу,
который был принят в межвоенный период в армии
Великобритании и предусматривал наличие двух
типов - крейсерских, предназначавшихся для
осуществления операций, проводившихся ранее
кавалерией, и тяжёлых танков для поддержки
пехоты. Для этих последних бронирование
превалировало над всеми другими боевыми
качествами. Те не менее, в процессе разработки
"Валентайна" конструкторы фирмы
"Виккерс" использовали ряд узлов и
агрегатов со своих крейсерских танков,
строившихся по заказу военного министерства,
которое позволяло экономить время и трудовые
затраты на разработке "своего" танка. В
результате, когда "Валентайн" появился на
свет, он был скорее хорошо бронированным
крейсерским танком, чем чисто пехотным. Однако
его невысокая скорость была тем недостатком,
который постоянно давал о себе знать при
действии на открытой местности.
Танк обязан своим именем святому
Валентину, на день которого - 14 февраля 1938 года -
пришлась подача проекта в военное министерство.
Заказ же был размещён только в июле 1939 года, когда
министр потребовал изготовить 275 новых танков в
самые сжатые сроки. Первые машины поступили на
вооружение в мае 1940 года, причём часть танков
пошла на оснащение кавалерийских частей для
компенсации потерь, понесённых под Дюнкерком, и
только позже они появились в танковых бригадах,
где начали выполнять свойственную им роль
поддержки пехоты. Серийное производство
пехотных танков "Валентайн" завершилось в
начале 1944 года, но до этого со сборочных линий
заводов успели сойти 8275 машин. Около 1420 танков
были построены в Канаде. 1290 из них вместе с 1300
машинами, собранными в Великобритании, в
соответствии с программой ленд-лиза отправились
в СССР. В Советском Союзе новые танки немедленно
поступали во фронтовые танковые подразделения,
где сразу же завоевали любовь танкистов
простотой конструкции и надёжностью двигателя и
трансмиссии. Зато вооружение "Валентайнов"
полностью разочаровало их: калибр орудия,
установленного на танке, уже давно стал полным
анахронизмом на Восточном фронте. В ряде случаев
вместо слабых английских пушек советские
специалисты устанавливали превосходные
отечественные 76,2-мм танковые орудия, отлично
зарекомендовавшие себя на танках Т-34.
В составе английской армии
"Валентайн" получил крещение в Северной
Африке в 1941 году. Все последующие модификации
этого танка использовались на том же театре
военных действий до окончания африканской
компании. Некоторое количество танков попало в
Тунис в составе 1-й армии. Эти "Валентайны"
эксплуатировались в условиях пустыни и своей
надёжностью заслужили себе прекрасную
репутацию. После сражения под Эль-Аламейном
часть их своим ходом прошла ещё 4830 км, следуя за
8-й армией. В 1942 году один эскадрон
"Валентайнов" был использован при вторжении
на остров Мадагаскар, танки этого же типа стояли
на вооружении 3-го новозеландского дивизиона,
воевавшего на тихоокеанском театре военных
действий. Некоторые из этих машин получили новое
вооружение: 2-фунтовая пушка уступила место
3-дюймовой гаубице для непосредственной
поддержки пехоты. Небольшое количество
"Валентайнов" было отправлено на Бирму и
эксплуатировалось в Аракане; несколько машин
усилили гибралтарский гарнизон. В 1944 году, когда
готовилось вторжение в Нормандию,
"Валентайн" был переклассифицирован в
боевой танк, но к тому времени его корпус и шасси
уже послужили базой для создания множества
бронированных машин самого различного
назначения, и именно в таком виде
"Валентайны" в большом количестве появились
во Франции.
Ни один другой танк не имел столько
модификаций, сколько "Валентайн". В качестве
боевого танка машина строилась в одиннадцати
версиях, следовавших одна за другой. К ним
следует добавить плавающие танки
"Валентайн" DD, мостоукладчики, огнемётные
танки и несколько типов минных тральщиков.
Базовая модель отлично подходила для самых
невероятных экспериментов.
Как и в большинстве танков, корпус
"Валентайна" делился на три отделения:
управления, боевое и силовое. Механик-водитель
располагался по оси машины и не имел ни единого
лишнего квадратного сантиметра площади. В танк
он попадал через люк, находившийся над его
сидением, и после того, как крышка люка
захлопывалась, его обзор обеспечивали только
узкая смотровая щель и два перископа.
Башня располагалась над боевым
отделением и была абсолютно неудачной. Во всех
модификациях она оставалась по-прежнему тесной и
неудобной. В версиях с экипажем из трёх человек
двое танкистов постоянно находились в башне и
выполняли не только свои функции, но и чужие. По
меньшей мере, это касалось командира танка: кроме
своей основной работы ему приходилось заряжать
орудие, указывать цели наводчику и поддерживать
радиосвязь. Обзор у него был очень ограниченным,
так как на башне не было ни купола, ни
командирской башенки, и в ходе боя, когда все люки
были закрыты, командиру приходилось
рассчитывать на один единственный перископ.
Естественно, по этой причине он оставлял люк
открытым, чтобы время от времени выглядывать
наружу. Следствием этого являлись
многочисленные потери среди личного состава. В
задней части башни располагалась радиостанция
№19, в состав которой входила маленькая
коротковолновая рация для связи с пехотой во
время проведения совместной операции. Таким
образом, командиру танка приходилось работать с
двумя радиостанциями и, кроме того, с помощью
интеркома руководить действиями своего экипажа.
Учитывая всё это, нельзя не понять командиров
танков, которые всем модификациям
"Валентайнов" предпочитали четырёхместные
версии Mk III и V, несмотря на то, что объём их башен
был ничуть не больше, а приборы наблюдения
оставались такими же плохими.
Что касается пушки, то она была под
стать башне. 2-фунтовая, она имела одно лишь
достоинство - высокую точность боя. Однако она
устарела ещё в 1938 году и оставалась на вооружении
в начальной стадии боёв в пустыне лишь потому,
что ещё как-то справлялась с итальянскими и
самыми лёгкими немецкими танками на дальности,
не превышавшей 1 км. Другим серьёзным недостатком
пушки было то, что она не имела фугасных
боеприпасов для стрельбы по небронированным
целям. Боекомплект танка состоял из 79 выстрелов и
2000 патронов для спаренного с пушкой пулемёта BESA.
"Валентайны" Mk VIII, IX и X были вооружены
6-фунтовой пушкой, но даже это более мощное орудие
оказалось устаревшим уже с момента своего
появления. Кроме того, по причине невероятного
легкомыслия модификации Mk VIII и IX не имели
спаренного с пушкой пулемёта, и экипажу
приходилось использовать против пехоты основное
вооружение танка. На Mk X пулемёт стоял, но он
"съедал" и без того скудный внутренний объём
танка. На большинстве "Валентайнов" внутри
башни находился лёгкий пулемёт "брен",
который при необходимости мог быть установлен на
башне. Пользоваться им мог только командир танка,
подставляя себя при этом под огонь противника. На
"Валентайнах" канадской постройки вместо
пулемётов BESA стояли американские
"браунинги" калибра 7,62 мм, а некоторые (очень
немногие) танки имели ещё и дымовые гранатомёты,
которые устанавливались по бокам башни.
Вращение башни осуществлялось с
помощью гидравлического привода, который
обеспечивал хорошее наведение, но окончательный
доворот выполнялся вручную. Наведение 2-фунтовой
пушки по вертикали производилось наводчиком,
который использовал для этого плечевой упор. На
последующих модификациях пушка наводилась по
вертикали с помощью маховика механизма ручной
наводки.
Силовое отделение являло собой полную
противоположность боевому. Оно было просторным и
обеспечивало лёгкий доступ к двигателю,
обслуживание которого отличалось простотой, что
особенно ценили механики-водители и ремонтники.
В целом силовая установка танка удовлетворяла
практически любым условиям эксплуатации. На
модификации Mk I стоял карбюраторный двигатель
АЕС, но все последующие версии оснащались
дизелями. В состав трансмиссионной группы
входила пятискоростная коробка передач
"Медоус" и бортовые фрикционы.
Броневые листы "Валентайнов"
крепились с помощью заклёпок и не имели
рациональных углов наклона. Лобовые листы танков
канадского производства, а также версий Mk X и XI,
которые строились в Великобритании, были литыми
и, соответственно, более прочными и дешёвыми,
однако в целом бронирование "Валентайнов"
оставляло желать лучшего. Если лобовая часть
танков имела более-менее удовлетворительную
защиту, то на корме и крыше толщина брони
уменьшалась с 65 мм до 8 мм, что было явно
недостаточно.
Ходовая часть, типичная для того
периода, была "тихоходной" и состояла из
двух по три катка на борт, которые подвешивались
на горизонтальных пружинах. Передние и задние
катки имели больший диаметр, чем промежуточные и
корпус танка располагался довольно высоко над
землёй. Три маленьких поддерживающих катка
предотвращали провисание гусениц. В целом
ходовая часть зарекомендовала себя достаточно
хорошо, однако при эксплуатации танка зимой в
Советском Союзе гусеницы часто пробуксовывали в
глубоком снегу. Плавающий танк "Валентайн" DD
использовался в основном в учебных целях, однако
несколько этих машин участвовало во вторжении в
Италию. Версия DD представляла собой обычный
"Валентайн", который был тщательно
загерметизирован и оснащён складным экраном,
поддерживавшим погруженный в воду танк на плаву.
Наверху также крепился экран, снимавшийся после
выхода машины на берег.
"Валентайн" в России
Еще не так давно, упоминая о какой-либо технике, отправленной в СССР
по Ленд-лизу, авторы всегда отмечали незначительность зарубежных
поставок в сравнении с отечественным производством, а так же
прескверное качество и архаичность конструкции данных образцов. Теперь,
когда борьба с буржуазными фальсификаторами успешно закончилась победой
последних, можно более или менее объективно проанализировать
достоинства и недостатки отдельных образцов бронетанковой техники
англо-американского производства, в значительных количествах
применявшейся в частях Красной Армии. В этой статье речь пойдет об
английском легком танке МК.III "Валентайн", который стал самой массовой
британской бронированной машиной, использовавшейся на
Советско-Германском фронте, а также в боях на Дальнем Востоке.
MК.III "Валентайн" (по документам РККА "Валентин" или "Валентина")
был разработан фирмой "Виккерс" в 1938 году. Как и "Матильда", он
относился к пехотным танкам, однако по массе - 16 т - скорее являлся
легким. Правда, при этом толщина брони "Валентайна" составляла 60-65
мм, а вооружение (в зависимости от модификации) состояло из 40-мм,
57-мм или 75-мм пушки. На "Валентайне I" использовали карбюраторный
двигатель АЕС в 135 л.с., замененный на последующих модификациях
дизелями АЕС и GМС мощностью 131, 138 и 165 л.с. Максимальная скорость
танка составляла 34 км/ч.
По советским меркам "Валентайны" имели архаичную конструкцию -
броневые плиты крепились на каркас из уголков с помощью заклепок.
Бронеэлементы устанавливались, в основном, практически вертикально, без
рациональных углов наклона. Однако "рациональное" бронирование не
всегда использовалось и на немецких машинах - данный подход значительно
УМеньшал рабочий внутренний объем танка, что влияло на
работоспособность экипажа. Но зато все английские машины были
радиофицированы (радиостанция №19), а также имели дизельный двигатель,
что облегчало их эксплуатацию вместе с советскими образцами.
"Валентайны" выпускались с 1940 до начала 1945 года в 11
модификациях, различавшихся, главным образом, вооружением и типом
двигателя. В общей сложности тремя английскими и двУМя канадскими
фирмами было изготовлено 8275 танков (6855 шт. - в Англии и 1420 шт. -
в Канаде). В Советский Союз было отправлено 2394 британских и 1388
канадских "Валентайнов" (всего 3782 шт.), из которых до России дошло
3332 машины. В СССР поставлялись "Валентайны" семи модификаций:
"Валентайн II" - с 42-мм пушкой, дизельным двигателем АЕС, мощностью 131 л.с. и дополнительным наружным топливным баком;
"Валентайн III" - с трехместной башней и экипажем из четырех человек;
"Валентайн IV" - "Валентайн II" с I дизелем GMC в 138 л.с.;
"Валентайн V" - "Валептайн III" с дизелем GMC в 138 л.с.;
"Валентайн VII" - канадский вариант "Валентайна IV" с цельнолитой
лобовой деталью корпуса и спаренным 7,62-мм пулеметом "Браунинг"
(вмeсто 7,92-мм пулемета ВЕSА, устанавливавшего на "Валентайнах"
английского производства);
"Валентайн IX" - "Валентайн V" с 57-мм пушкой с длиной ствола в 45
или 42 калибра, установленной в двухместной башне без спаренного
пулемета;
"Валентайн X" - "Валентайн IX" с 57-мм пушкой с длиной ствола в 45
или 42 калибра [скорее всего - опечатка. Дальше по тексту - 52 калибра.
А.А.], спаренной с пулеметом и двигателем GMC мощностью 165 л.с.
Кроме основных модификаций "Валентайна" в 1944 году Красная Армия
получила и Мк.III "Валентайн-мостоукладчик" (Valentine-Bridgelaer) - по
советской терминологии "Мк.ЗМ". Пожалуй, канадский вариант "Валентайна"
(модификации VII) был даже надежнее и технически совершеннее, чем его
английский предшественник. Канадские "Валентайны" поставлялись в
Красную Армию с 1942 по 1944 годы, причем основная доля поставок
пришлась на 1943 год. Самыми массовыми модификациями в Красной Армии
стали "Валентайн IV" и его канадский аналог "Валентайн VII", а так же
основной вариант заключительного периода войны - "Валентайн IX".
Причем, в Советский Союз поставлялась преимущественно модель IX с
артсистемой, имеющей длину ствола в 52 калибра, тогда как в британской
армии использовались модели с длиной ствола в 45 калибров. Модель "XI"
с 75-мм пушкой в СССР не поставлялась.
Следует отметить, что система обозначений британской бронетанковой
техники была довольно сложной и громоздкой. Сначала указывался индекс,
присвоенный танку Военным министерством ( Мк.II, Мк.III, Mk.IV и т.д.),
затем шло название машины ("Валентайн", "Матильда", "Черчилль" и т.д. )
и указывалась ее модификация (римскими цифрами). Таким образом, полное
обозначение танка могло выглядеть следующим образом; Мк.III "Валентайн
IX", Мк.IV "Черчилль III" и т.п. Во избежание путаницы, мы будем
использовать обозначения английских танков, принятые в Красной Армии в
годы войны: название с указанием модификации, например: "Валентайн IV",
"Валентайн IX" и т.п., или без указания модификации, например:
Мк.III"Валентайн".
За четыре года войны танки и бронемашины зарубежного производства
получили различные соединения, подраз| деления и части бронетанковых
войск Красной Армии. Поэтому отчетов об их эксплуатационных и боевых
характеристиках было множество. Причем, оценка одной и той же машины
командным составом среднего и высшего звена нередко не совпадала с
мнением экипажа танка. Это и понятно, командование в первую очередь
волновали тактические характеристики техники - вооружение, скорость на
марше, запас хода и т.п., - а для экипажа были важны удобство
эксплуатации, размещения агрегатов и возможность быстрого ремонта, а
равно и другие параметры бытового и технического характера.
Совокупность этих двух точек зрения во многом определяла заключение о
представленном образце бронетанковой техники.
Кроме этого, зарубежная техника конструировалась с расчетом на более
высокую культуру производства и эксплуатации. Во многом именно
техническая неграмотность экипажей, отсутствие нужных для обслуживания
агрегатов становились причинами выхода из строя союзной техники.
Впрочем, "пропасть" разрыва была не так уж велика, и наши танкисты
очень скоро освоились с зарубежными машинами, доработав многие из них
под особенности эксплуатации на советско-германском фронте.
Первые "Валентайны" появились в частях нашей действующей армии в I
конце ноября 1941 года, правда, в незначительном количестве. При этом
была использована только часть из поступивших 145 "Матильд", 216
"Валентайнов" и 330 "Универсалов". Так, на Западном фронте на 1.01.1942
"Валентайны" имелись в составе 146-й (2-Т-34, 10-Т-60, 4-Мк.Ш), 23-й
(1-Т-34, 5 Мк.III) и 20-й (1-Т-34, 1-Т-26, 1-Т-, 60, 2-Мк.Ш, 1-БА-20)
танковых бригад, действующих в боевых порядках 16, 49 и 3-й армии, а
также в составе 112-й ТД (1-КВ, 8-Т-26, 6-Мк.Ш и 10-Т-34), приданной
50-й армии. На Северо-западном фронте (4-я уд. армия) сражался 171-й
отдельный танковый батальон, а также оснащенный "Валентайнами"
(10-Т-60, 12-Мк.II, 9-Мк.III).
Немецкие документы 4 танковой группы отмечают факт первого применения английских танков "Тип 3" (Мк.III "Валентайн". - Прим.авт.)
против 2 танковой дивизии 25 ноября 1941 года в районе Пешки. В
документе сообщалось: "Впервые немецкие солдаты столкнулись с фактом
действительной помощи Англии, о которой так давно кричала русская
пропаганда. Английские танки много хуже советских. Экипажи, которые
немецкие солдаты взяли в плен, ругают "старые жестяные ящики, которые
всучили им англичане".
Судя по этому донесению, можно предположить, что экипажи
"Валентайнов" имели очень ограниченный срок подготовки и плохо знали
английскую матчасть. В частях 5 армии, прикрывавшей Можайское
направление, первым подразделением, получившим "инотанки", был 136
отдельный танковый батальон (отб). Батальон закончил свое формирование
1 декабря 1941 года, имея в своем составе десять танков Т-34, десять
Т-60, девять "Валентайнов" и три "Матильды" (английские танки были
получены в Горьком 10 ноября 1941 года, танкисты проходили обучение
непосредственно на фронте). К 10 декабря, в ходе тренировки экипажей,
было поломало пять "Валентайнов", две "Матильды", один Т-34 и четыре
Т-60. После приведения матчасти в порядок, 15 декабря 1911 года 136
отб. был придан 329 стрелковой дивизии (сд). Затем, совместно с 20
танковой бригадой, участвовал в контрнаступлении под Москвой.
15 января 1942 года командование батальона составило "Краткий отчет
о действиях.Мк.Ш" - видимо, один из первых документов с оценкой техники
союзников:
"Опыт применения "Валентайнов" показал:
1. Проходимость танков в зимних условиях хорошая, обеспечивается
движение по мягкому снегу толщиной 50-60 см. Сцепление с грунтом
хорошее, но при гололедице необходимы шпоры.
2. Оружие действовало безотказно, но были случаи недоката пушки
(первые пять-шесть выстрелов), видимо из-за загустения смазки. Оружие
очень требовательно к смазке и уходу.
3. Наблюдение в приборы и щели хорошее.
4. Моторная группа и трансмиссия работали хорошо до 150-200 часов, в дальнейшем наблюдается снижение мощности двигателя.
5. Броня хорошего качества.
Личный состав экипажей проходил специальную подготовку и танками
владел удовлетворительно. Командный и технический состав танки знал
слабо. Большое неудобство создавало незнание экипажами элементов
подго-товки танков к зиме. В результате отсутствия необходимых
отеплений, машины с трудом заводились на морозе и поэтому держались все
время в горячем состоянии, что вело к большому расходу моторесурсов. В
бою с немецкими танками (20.12.1941 года) три "Валентайна" получили
следующие повреждения: у одного 37-мм снарядом заклинило башню, у
другого - пушку, третий получил пять попаданий в борт с дистанции
200-250 метров. В этом бою "Валентайны" подбили два средних немецких
танка Т-3.
В целом, Мк.Ш - хорошая боевая машина с мощным вооружением, хорошей
проходимостью, способная действовать против живой силы, укреплений и
танков противника.
Отрицательные стороны:
1. Плохое сцепление гусениц с грунтом.
2. Большая уязвимость тележек подвески - при выходе из строя одного
катка танк двигаться не может. К пушке нет осколочно-фугасных
снарядов."
Видимо, последнее обстоятельство послужило причиной распоряжения
Государственного Комитета Обороны о перевооружении "Валентайна"
отечественной артсистемой. Эту задачу и сжатые сроки осуществило на
заводе № 92 конструкторское бюро под руководством Грабина. В декабре
1941 года в течение двух недель один "Вален-тайн" вооружили 45-мм
танковой пушкой и пулеметом ДТ. Эта машина получила заводской индекс
ЗИС-95. В конце декабря танк был отправлен в Москву, однако дальше
опытного образца дело не пошло.
Большое количество танков "Валентайн" участвовало в битве за Кавказ.
В целом, Северо-Кавказский фронт в период 1942-1943 годов имел очень
значительный "удельный вес" англо-американских танков - до 70% от
общего числа машин. Данное положение объяснялось прежде всего близостью
фронта к иранскому каналу снабжения Красной Армии техникой и
вооружением, а также удобством транспортировки по Волге танков,
прибывших в северные порты СССР.
Из бронетанковых частей Северо-Кавказского фронта самой именитой и
опытной считалась 5 Гвардейская танковая бригада. Боевые действия на
Кавказе бригада начала 26 сентября 1942 года, прикрывая грозненское
направление в район Малгобек, Озерная (на тот момент бригада имела 40
"Валентайнов", три Т-34 и один БТ-7). 29 сентября бригада
контратаковала немецкие части в долине Алханч-урт. В этом бою экипаж
Гвардии капитана Шенелькова на своем "Валентайне" уничтожил пять
танков, одну самоходку, грузовик и 25 солдат. 15 течение нескольких
последующих дней бои в этом районе продолжались. Всего за время боев в
районе Малгобек бригадой было уничтожено 38 танков (из них 20 сгорело),
одна САУ, 24 орудия, шестъ минометов, один шестиствольный миномет, до
1800 солдат противника. Потери бригады составили два Т-34, 33
"Валентайна" (из них восемь сгорели, остальные были эвакуированы и
восстановлены), 268 человек убито и ранено.
Возвращаясь к использованию танка "Валентайн" на советско-германском
фронте, можно сказать, что наши командиры нашли верное решение - стали
использовать эти танки комплексно, вместе с советской техникой. В
первом эшелоне (по документам 1942 года) шли танки КВ и "Матильда CS;"
(с 76,2-мм гаубицей), во втором эшелоне Т-34, а в третьем "Валентайн" и
Т-70. Такая тактика очень часто давала положительные результаты. Пример
этому - разведка боем системы огня оборонительной полосы немцев на
Северном Кавказе - "Голубой линии".
Для атаки были привлечены силы из состава 56-й армии: 5-я
гвардейская танковая бригада (на 1.08.1943 года имела 13 М4А2, 24
"Валентайна", 12 Т-34) и 14-й гвардейский танковый полк прорыва (16
КВ-1С), а также батальон 417-й стрелковой дивизии.
Ровно в шесть часов утра 6 августа 1943 года по хутору
Горно-Веселому (Объекту атаки) дали залп "катюши", и сразу за огневым
валом вперед устремились три КВ-1С, а за ними три " Валентайна" под
командованием гвардии старшего лейтенанта Г.П.Полосина. За тапками
двигалась пехота. Далее небезынтересно привести воспоминания участника
боя Г.П.Полосина:
"Лавируя среди снарядных разрывов (тридцатиминутная артподготовка,
конечно же, не подавила в полной мере вражескую систему огня), мой
"Валентайн" неожиданно оказался буквально перед домами хутора. Вот это
удача! Только вот как другие танки?..
Я огляделся через смотровые щели. Увидел, что еще два "англичанина"
моего взвода - машины Полозникова и Воронкова - идут чуть сзади. А вот
тяжелых КВ не видно. Может, отстали или взяли в сторону: Пехоту,
конечно же, еще раньше отсекли от танков...
Круша по пути пулеметные точки и дзоты противника, наши танки вышли
к лощину. Здесь остановились. Я отдал по рации распоряжение:
-Без моего приказа не стрелять! Беречь снаряды. Неизвестно еще,
сколько так-то вот придется... Да и к своим потом пробиваться...
Командиры танков ответили коротко:
-Поняли.
Затем попытался связаться с командиром роты гвардии старшим
лейтенантом Максимовым. И не смог. Эфир до предела был заполнен
истерическими командами на немецком языке. Видимо, гитлеровцы были
серьезно обеспокоены неожиданным прорывом русских танков на этом
участке своей обороны.
Но и наше положение было незавидным. Так уж вышло, что от основной
группы, проводящей разведку боем, оторвались, боеприпасы и горючее на
исходе, одни в тылу противника, который, правда, пока еще не до конца
разобрался в обстановке, но это - дело времени.
Раздавив по пути немецкое противотанковое орудие, наш танк выскочил
из лощины на открытое пространство и увидел странную картину. На машине
Воронкова, которая находилась правее в 30-40 метрах, стояли немцы. Они
приняли "Валентайны" за свою технику, стучали прикладами по броне и не
понимали, почему танкисты не вылезают. Подождав, пока немцев набралось
до десятка человек я приказал ударить по ним из пулемета. Затем,
выстрелив из дымовых гранатометов (вот где пригодилось это оружие,
которое было только на английских танках) и, установив дымовую завесу,
машины через ту же лощину вернулись в расположение своих войск. Около
Горно-Веселого по прежнему шел бой. Танки КВ были подбиты. Один из них
стоял без башни. Другой чуть дальше от него уткнулся пушкой в землю. У
его правой распластанной гусеницы двое танкистов отп реливались из
пистолетов от наседавших немцев. Разогнав вражескую пехоту огнем из
пушек и пулеметов, мы втащили обоих раненых в свой "Валентайн". Тут же
выяснилось, что не сУМев пробить броню КВ противотанковой артиллерией,
немцы применили против них управляемые мины".
За этот короткий рейд по тылам врага взвод гвардии старшего
лейтенанта Г.П.Полосина уничтожил пять противотанковых орудий, раздавил
пять ДЗОТов, 12 пулеметов, расстрелял до сотни гитлеровцев. Но главное,
своим неожиданным ударом с тыла заставил врага полностью раскрыть свою
систему огня. Что, собственно, и было нужно.
Остается добавить, что все члены экипажей взвода Полосина были
удостоены за это правительственных наград. Лично Георгий Павлович
Полосин получил орден Красной Звезды.
В 196-й танковой бригаде (30-я армия Калининского фронта),
участвовавшей во взятии г. Ржева, в августе 1942 года на каждый из
траков танков "Валентайн" наваривали стальные пластинки, увеличивающие
площадь гусеницы. Обутая в такие "лапти", машина не проваливалась на
снегу и не застревала в болотистом грунте средней полосы России. Мк.III
активно использовались в позиционных боях на Западном и Калининском
фронтах до начала 1944 года. За подвижность и ма невренность
"Валентайны" очень любили кавалеристы. До конца войны "Валентайн IV" и
дальнейшее его развитие "Валентайн IX и X" оставался основным танком
кавалерийских корпусов. Как основной недостаток кавалеристы отмечали
отсутствие осколочно-фугасных снарядов к пушке. И еще: на "Валентайне"
не рекомендовалось производить крутых разворотов, так как при этом у
него гнулся кривошип ленивца и соскакивала гусеница.
К концу войны модификации "Валентайна IX и X" (наряду с американским
"Шерманом") остались единственными типами танков, которые СССР
продолжал запрашивать для поставок в Красную Армию. К примеру, в 5-й
гвардейской танковой армии (3-й Белорусский фронт) на 22 июня 1944 года
числилось 39 танков "Валентайн IX", а в 3-м кавалерийском корпусе 30
"Валентайн III". Свой воинский путь эти машины закончили на Дальнем
Востоке в августе-сентябре 1945 года. В составе 1-го Дальневосточного
фронта находились 20 мостовых танков Мк.III Valentine-Bridgelayer, в
составе 2-го Дальневосточного - 41 "Валентайн III и IX" (267-й танковый
полк) и еще 40 "Валентайнов IV" находились в рядах
конно-механизированной группы Забайкальского фронта.
Приданные танковым бригадам армиями 15 и 16, танко-мостовые роты (по
10 Мк.IIIМ) совершали марш вместе с танками, но не применялись, так как
небольшие речки и ручьи танки и САУ преодолевали сами, а большие
препятствия (свыше 8 м) не могли быть обеспечены Мк.IIIМ.
Канадские танки "Валентайн IV" по советской терминологии также
обозначались как "Мк.III", поэтому достаточно трудно определить, где
собственно английские, а где канадские машины. Несколько машин
"Валентайн VII" принимали участие в освобождении Крыма. В 19
Перекопском танковом корпусе был 91-й отдельный мотоциклетный батальон,
имевший дна "Валентайн VII", десять БА-64, десять БТР "Универсал" и 23
мотоцикла.
Однако, это нисколько не УМаляет канадской доли поставок в СССР.
Ведь практически половина поставленных "Валентайнов" была канадского
производства. Эти танки наряду с английской продукцией участвовали во
многих операциях Великой Отечественной войны.
Одним из примеров использования канадских машин стал бой 139
танкового полка 68-й мехбригады 5-го механизированного корпуса 5-й
армии на овладение населенным пунктом Девичье поле в ноябре 1943 года.
139 тп (68 мбр, 8 Мk, 5 армия) поступил в оперативное подчинение 5
армии 15 ноября 1943 года. Имея в своем составе 20 танков Т-34 и 18
танков "Валентайн VII", полк был полностью укомплектован и до 20 ноября
в боях не использовался. После того как подготовка материальной части к
боям завершилась, 20 ноября 1943 года во взаимодействии с 57
Гвардейским танковым полком прорыва, имеющим на вооружении машины КВ и
Т-34, и пехотой 110-й Гв.сд, танки 139-го тп пошли вперед. ,атака
осуществлялась на высоких скоростях (до 25 км/ч) с десантом
автоматчиков (до 100 человек) и с прицепленными к танкам
противотанковыми орудиями. В этой операции участвовало 30 советских
танков. Противник не ожидал столь массированного стремительного удара и
не смог оказать эффективного сопротивления наступающим частям. Когда
первая линия обороны была порвана, пехота спешилась и, отцепив пушки,
стала занимать вражеские позиции, готовясь к отражению возможной
контратаки. В прорыв же были введены остальные части 110-й гв.сд.
Однако, немецкая контратака не состоялась германское командование было
столь ошеломлено советским прорывом, что в течение суток не смогло
организовать сопротивления. За этот день наши войска прошли 20 км в
глубину немецкой обороны и захватили Девичье поле, потеряв при этом 4
танка (КВ, Т-34, два "Валентайн VII").В конце войны танки "Валентайн"
использовались, в основном, в составе танковых рот мотоциклетных
разведывательных полков (по штату - 10 танков), смешанных танковых
полков (типовой штат М4А2 "Шерман" - 10, Мк.III "Валентайн" (III, IV,
VII, IX, X) - 11 машин) и различных кавалерийских соединениях:
кавкорпусах и смешанных конно-механизированных группах. В отдельных
танковых и мотоциклетных полках преобладали ,модификации "IX" и "X", а
в кавалерийский корпусах преобладали машины модификации "IV" - "VII".
Танки Мk.III "Валентайн" III-IV использовались на советско-германском
фронте значительно меньшем количестве, чем остальные модификации и
преобладали почему-то(?) на Северо-западном ТВД в составе Прибалтийских
фронтов.
После окончания Второй Мировой войны техника, поставленная по
Ленд-лизу, должна была быть возвращена бывшим владельцам. Однако
большинство танков было представлено советской стороной как лом и
уничтожена, а меньшая часть исправленных танков была передана
национально-освободительной армии Китая для борьбы против
гоминдановских сил.
М.Коломиец, И.Мощанский