Крейсерский танк Mk.VI «Крусейдер» (А15) являлся дальнейшим
развитием танка «Ковенантер», хотя изначально классифицировался как
«тяжелый крейсерский танк». В конкурсе на новый тип танка помимо А15
принимала участие машина А18, которая представляла собой увеличенную
версию танка «Тетрарх», а также танки А14 и А16. Но выбор пал на А15,
так как в нем использовалось множество узлов и деталей от А13 Mk.III,
вследствие чего его можно было довольно быстро запустить в серийное
производство. Кроме того, А15 был хорошо бронирован и обладал высокой
проходимостью. В июле 1939 года Управление механизации заказало 200
танков, в 1940 году заказ увеличился до 400 машин, а еще спустя
несколько месяцев — до 1062.
Танк А15 имел удлиненный корпус за счет введения в ходовую часть
дополнительного, пятого, опорного катка на борт и оснащался
карбюраторным двигателем «Либерти». На первом этапе всплыли дефекты
коробки передач и неудовлетворительная работа системы охлаждения. Позже
эти недостатки были устранены. Танки А15 производились в четырех
версиях: «Крусейдер» Mk.I имел 40-мм пушку и характерную пулеметную
башенку в передней части корпуса; на машины версии CS устанавливалась
76,2-мм гаубица; на танках «Крусейдер» Mk.II было несколько усилено
бронирование передней части корпуса и башни, отсутствовала пулеметная
башенка. Машины этой модификации назывались также крейсерскими танками
Mk.VIA. Эти танки выпускались также с 76,2-мм гаубицей. Последней
модификацией был танк «Крусейдер» Mk.III, на котором в видоизмененной
башне устанавливалась 57-мм пушка. Толщина брони на этом танке была
доведена до 51 мм. Некоторые машины дополнительно оснащались спаренными
7,7-мм пулеметами «виккерс» типа «К».
Боевое применение танков «Крусейдер» началось в июне 1941 года в
Северной Африке в ходе операции «Бэттл экс». В составе 7-й танковой
бригады 7-й танковой дивизии им предстояло противодействовать войскам
африканского корпуса маршала Роммеля. Однако в ходе первых же боев
англичане понесли жесточайшие потери в новых танках от огня немецких
88-мм зенитных пушек.
«Крусейдеры» Mk.I и Mk.II были не очень серьезным противником для
немецких средних танков из-за своего не слишком мощного вооружения и
слабой броневой защиты. До некоторой степени эти недостатки удалось
устранить на танках «Крусейдер» Mk.III. Вместе с тем их ахиллесовой
пятой no-прежнему оставалась невысокая техническая надежность.
С начала 1942 года танки «Крусейдер» продолжали оставаться на
вооружении только двух эскадронов английских танковых полков. В третьем
их заменили американскими танками «Грант», вооруженными 75-мм пушкой.
После окончания боевых действий в Северной Африке «Крусейдеры» были
сняты с производства. Лишь небольшое количество этих машин приняло
участие в боевых действиях в Италии.
Шасси танков «Крусейдер» Mk.II использовались как артиллерийские
тягачи (трактор Mk.I) для буксирования 17-фунтовых противотанковых
орудий. На базе танков производились бронированные ремонтные машины,
танки-бульдозеры, а также специальные танки, оборудованные отвальным
ножом и краном — стрелой. Эти машины, а также танки-тральщики
использовались в саперных подразделениях, занимавшихся обезвреживанием
неразорвавшихся боеприпасов и тралением минных полей.
Начиная с 1941 года изымавшиеся из боевых подразделений танки
«Крусейдер» III переделывались на зенитные самоходные установки
«Крусейдер» АА Mk.I с одноствольной 40-мм пушкой «Бофорс», «Крусейдер»
АА Mk.II со спаренными 20-мм пушками «Эрликон»и «Крусейдер» АА Mk.III с
7,7-мм пулеметом «виккерс» поверх 20-мм пушек. На нескольких ЗСУ в
качестве эксперимента устанавливались трехствольные 20-мм пушки
«Эрликон». |