«ФЕРДИНАНД»
В сентябре 1942 года, в соответствии с
указанием Гитлера, началась работа по переделке
90 изготовленных заводом Nibelungenwerke шасси VK 4501(Р) в
штурмовые орудия, вооруженные 88-мм пушкой Pak 43/2 и
с лобовой броней 200 мм. Проектирование велось
фирмой Porsche совместно с конструкторами
берлинского завода Alkett. Поскольку броневая рубка
должна была располагаться в кормовой части,
компоновку шасси пришлось изменить, разместив
двигатели и генераторы в середине корпуса.
Первоначально планировалось производить сборку
новых САУ в Берлине, но от этого пришлось
отказаться по причине сложностей, связанных с
перевозкой по железной дороге, и из-за нежелания
приостанавливать выпуск штурмовых орудий StuG III -
основной продукции завода Alkett. В результате
сборка САУ, получившей официальное обозначение
8,8cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjager Tiger(P) Sd.Kfz. 184 и название Ferdinand
(бальзам на душу доктора Фердинанда Порше),
производилась на заводе Nibelungenwerke.
Лобовые 100-мм листы корпуса танка Tiger(P)
были усилены тоже 100-мм броневыми листами,
закрепленными на корпусе болтами с пулестойкой
головкой. Таким образом, лобовую броню корпуса
довели до 200 мм. Аналогичную толщину имел и
лобовой лист рубки.
В передней части корпуса
располагались рабочие места механика-водителя и
радиста. За ними, в центре машины, параллельно
друг другу устанавливались два 12-цилиндровых
карбюраторных V-образных двигателя жидкостного
охлаждения Maybach ML 120TRM мощностью 265 л.с. при 2600
об/мин каждый. Двигатели приводили во вращение
роторы двух генераторов Siemens Тур aGV, которые, в
свою очередь, снабжали электроэнергией два
тяговых электродвигателя Siemens D1495aAC мощностью 230
кВт каждый, установленных в кормовой части
машины под боевым отделением. Крутящий момент от
электродвигателей с помощью специальных
электромеханических бортовых передач
передавался на ведущие колеса кормового
расположения. В аварийном режиме или в случае
боевых повреждений одной из ветвей
электропитания предусматривалось дублирование
другой.
Ходовая часть «Фердинанда"
применительно к одному борту состояла из б
опорных катков, сблокированных попарно в три
тележки с оригинальной, очень сложной, но
высокоэффективной поршевской схемой подвески с
продольными торсионами, опробованной еще на
опытном шасси VK 3001(Р). Ведущее колесо имело
съемные зубчатые венцы с 19 зубьями каждый.
Направляющее колесо также имело зубчатые венцы,
что исключало холостую перемотку гусениц. Каждая
гусеница состояла из 109 траков шириной 640 мм.
В полностью бронированной
прямоугольной рубке, закрепленной на кормовой
части корпуса с помощью болтов, была установлена
88-мм пушка Pak 43/2 с длиной ствола 71 калибр,
разработанная на основе зенитной пушки Flak 41.
Горизонтальный угол наведения был возможен в
секторе 28°. Угол возвышения +14°, склонения -8".
Масса орудия 2200 кг. В боекомплект пушки входили 50
унитарных выстрелов, размещенных на стенках
рубки. В кормовой части рубки находился круглый
люк, предназначенный для демонтажа пушки.
По немецким данным, бронебойный снаряд
PzGr 39/43 массой 10,16 кг и начальной скоростью 1000 м/с
пробивал на дистанции 1000 м 165-мм броню (при угле
встречи 90°), а подкалиберный снаряд PzGr 40/43 массой
7,5 кг и начальной скоростью 1130 м/с - 193-мм, что
обеспечивало «Фердинанду» безусловное
поражение любого из существовавших тогда танков.
Компоновка САУ «Элефант»:
1 - 88-мм пушка: 2 - броневой щит
на маске; 3 - перископический прицел; 4 -
командирская башенка: 5 - вентилятор: 6 - лючок
перископического прибора наблюдения: 7-укладка
88-мм выстрелов на стенке боевого отделения;
8-электромотор; 9 -ведущее колесо; 10 - тележка
подвески; 11 -двигатель; 12 - генератор; 13 -
сиденье наводчика; 14 - сиденье
механика-водителя; 15 - направляющее колесо; 16 -
курсовой пулемет. Гусеничная цепь условно не
показана. Сборка первой машины началась 16
февраля 1943 года, а последний - девяностый -
«Фердинанд» покинул заводские цехи 8 мая. В
апреле первая серийная машина проходила
испытания на Куммерсдорфском полигоне.
Боевое крещение «фердинанды» приняли
в ходе операции «Цитадель» в составе 656-го полка
истребителей танков, в который входили 653-й и 654-й
дивизионы (schwere Panzerjager Abteilung - sPz.Jager Abt.). К началу
сражения в первом имелось 45, а во втором - 44
«фердинанда». Оба дивизиона находились в
оперативном подчинении 41-го танкового корпуса,
участвовали в тяжелых боях на северном фасе
Курской дуги в районе станции Поныри и понесли
большие потери, в основном на минных полях. На
месте сражения остался 21 «Фердинанд» - все с
поврежденной ходовой частью. Многие из них были
подожжены своими экипажами или нашими
наступающими пехотинцами. Лишь одна САУ этого
типа, которая обстреливалась с разных
направлений семью танками Т-34, имела пробоину в
борту, в районе ведущего колеса. Единственным
достойным противником тяжелых немецких
самоходок оказалась самоходно-артиллерийская
установка СУ-152. 8 июля 1943 года полк СУ-152 обстрелял
атакующие «фердинанды» 653-го дивизиона, подбив
при этом 4 вражеские машины. Всего же в июле -
августе 1943 года было потеряно 39 «фердинандов».
В конце августа 654-й дивизион отвели в
тыл и отправили во Францию для переформирования
и перевооружения. При этом свои САУ он передал в
653-й дивизион, который в октябре - ноябре
принимал участие в оборонительных боях в районе
Никополя и Днепропетровска. 16 декабря дивизион
покинул передний край и был отправлен в Австрию.
Из справки, поданной в Главное командование
сухопутных войск, следует, что до 5 ноября 1943 года
656-й полк уничтожил 582 советских танка, 344
противотанковые пушки, 133 других орудия, 103
противотанковых ружья, 3 самолета, 3
бронеавтомобиля и 3 САУ.
В период с января по март 1944 года на
заводе Nibelungenwerke проводилась модернизация 47
оставшихся к тому времени «фердинандов». В
лобовой броне корпуса справа была смонтирована
шаровая установка пулемета MG 34. На крыше рубки
появилась командирская башенка с 7 приборами
наблюдения. На ствол орудия надели броневой щит,
а боекомплект довели до 55 выстрелов. Название
машины изменили на Elefant (слон).
В конце февраля 1-ю роту дивизиона
отправили в Италию, где она участвовала в боях
под Анцио, а в мае - июне 1944 года - под Римом. В
конце июня роту, в которой оставалось два
исправных «Элефанта», перебросили в Австрию.
В апреле 1944 года 653-й дивизион в составе
двух рот был отправлен на Восточный фронт, в
район Тернополя. В июле в дивизионе, отступавшем
уже по территории Польши, имелось 33 исправных
самоходных орудия. В августе он понес тяжелые
потери в боях в районе Сандомира, а в сентябре был
выведен в тыл, где после перевооружения на САУ
Jagdtiger передал «элефанты» в 614-ю тяжелую
противотанковую Роту.
В конце марта 1945 года вермахт еще
располагал 28 боеготовыми машинами, 12 единиц
находилось в ремонте.
До наших дней сохранилось две САУ
этого типа. В Музее бронетанкового вооружения и
техники в Кубинке экспонируется «Фердинанд»,
захваченный Красной Армией в ходе Курской битвы,
а в музее Абердинского полигона в США -
«Элефант», который достался американцам в
Италии, под Анцио.
«ШТУРМТИГР»
5 августа 1943 года Гитлер отдал приказ
начать разработку тяжелого штурмового орудия,
предназначенного для уничтожения сильно
укрепленных опорных пунктов противника.
Первоначально планировалось
вооружить новую самоходку 210-мм гаубицей, но в
окончательном варианте разработчики
остановились на реактивном 380-мм корабельном
бомбомете - Gerat 562, он же Raketenwerfer 61, который и
является наиболее интересной частью этой САУ.
Бомбомет, выпускавшийся заводом фирмы
Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе, заряжался с казенной
части. Замок бомбомета представлял собой
стальную плиту толщиной 65 мм, перемещавшуюся в
горизонтальной плоскости с помощью реечного
механизма. После заряжания между снарядом и
плитой замка оставался зазор 12 см. Такое
положение снаряда объяснялось особенностями
конструкции ударно-спускового механизма.
Шаровая установка, в которой был
смонтирован бомбомет, допускала его наведение в
горизонтальной плоскости до 10° на сторону, а в
вертикальной от 0 до 85°.
Для стрельбы из Raketenwerfer 61
использовались фугасные реактивные снаряды
массой 351 кг и кумулятивные - массой 345 кг.
Дальность выстрела фугасным снарядом при
температуре воздуха +15°С и скорости ветра не
более 4 м/с достигала 5600 м. Снаряд состоял из
боевого (до 135 кг ВВ) и метательного зарядов и
маршевого ракетного двигателя. В дне снаряда
имелись 32 наклонных отверстия для выхода газов
от ракетного двигателя, за счет которых ему
сообщалось вращение вокруг своей оси, повышавшее
устойчивость в полете. Снаряд покидал ствол с
начальной скоростью 40 м/с, а после срабатывания
маршевого двигателя разгонялся до 250 м/с.
Взрыватель располагался в носовой части снаряда
и устанавливался непосредственно перед
заряжанием. Задержка срабатывания взрывателя
могла устанавливаться в диапазоне от 0,5 до 12с.
В целях снижения до минимума силы
отдачи при выстреле (бомбомет не имел
противооткатных устройств) часть газов,
образовывавшихся при сгорании метательного
заряда, направлялась в зазор между собственно
стволом и 13-мм рубашкой, надетой на ствол. Для
выхода газов в торцевом кольце у дульного среза
имелось 31 отверстие. Такая конструкция ствола
способствовала и его лучшему охлаждению.
Заряжание производилось с лотка с
роликами при помощи специального досылателя.
Загружались снаряды внутрь машины краном, через
прямоугольный люк в крыше рубки. На стенках
боевого отделения располагалось 12 захватов (по 6
с каждой стороны) для снарядов. 13-й снаряд мог
находиться на лотке, а 14-й - непосредственно в
стволе, поднятом на угол 16°. Внутри боевого
отделения снаряды перемещались с помощью
тельфера.
Бомбомет устанавливался в лобовом
листе простой сварной прямоугольной рубки,
крепившейся к корпусу танка болтами. Лобовой
лист рубки был расположен под углом 47°. Справа от
бомбомета в шаровой установке размещался
пулемет MG 34. Его боекомплект состоял из 1500
патронов. Для наведения бомбомета использовался
прицел Pak ZF 3х8, а пулемета - KZF 2. На крыше рубки
монтировалось «устройство ближнего боя"
(Nahkampfgerat).
Экипаж машины включал
механика-водителя, стрелка-радиста, командира,
выполнявшего обязанности наводчика, и двух
заряжающих.
Двигатель, трансмиссия, ходовая часть
и почти все элементы корпуса были заимствованы у
линейного танка Tiger Ausf.E поздних выпусков.
Последнее обстоятельство вполне объяснимо,
поскольку все САУ не изготавливались вновь, а
переделывались из линейных танков.
Прототип САУ, получившей название 38 cm
Panzermorser Sturmtiger Ausf.E, выпустили в сентябре 1943 года. 20
октября машину с рубкой из неброневой стали
продемонстрировали Гитлеру.
Первый же серийный «Штурмтигр»
покинул цехи завода Alkett 15 сентября 1944 года. В
течение нескольких месяцев за ним последовали
еще 17 машин.
Прототип «Штурмтигра» использовался
для обстрела Варшавы в ходе подавления немцами
Варшавского восстания в августе 1944-го. Из
серийных машин в конце того же года сформировали
две роты штурмовых мортир (Panzer Sturmmorser Kompanie) - 1000-ю
и 1001-ю, по четыре установки в каждой. Обе роты
действовали на Западном фронте. Первая вступила
в бой в декабре 1944 года в районе Трира, причем в
боях участвовала только одна установка,
остальные вышли из строя по техническим причинам
и были брошены. Вторая начала боевые действия в
ноябре 1944 года, а в январе 1945-го довольно успешно
воевала недалеко от Бонна. При переправе через
Рейн одна установка была подбита огнем
«Шермана». Позже других сформировали 1002-ю роту,
имевшую шесть установок. Она также принимала
участие в боевых действиях восточнее Бонна. В
марте 1945 года четыре оставшиеся в строю машины
этой роты были переброшены на Восточный фронт.
Реактивные бомбометы неплохо проявили
себя при разрушении опорных пунктов на «Линии
Зигфрида», захваченных американцами, и при
стрельбе по групповым целям. Основными
средствами союзников в борьбе с «штурмтиграми»
стали тяжелая артиллерия и авиация. В начале
марта 1945 года в строю оставалось еще 13
«штурмтигров».
Назад
|