Наверное, вряд ли есть среди любителей истории БТТ такие люди,
которые бы не знали про наш одесский танк-трактор "НИ". Для обороны
города требовались танки, танков у нас как всегда не хватало - вот
одесситы и решили обвесить имевшиеся у них тракторы броневыми листами и
двинуть их на врага. Сказано - сделано! Вы хочете танков? В Одессе их
есть!!! Так что импровизированные машины двинулись в бой и, надо
сказать, что не без успеха. Куда менее известно, что несколько ранее
такие же "самопальные" танки на базе тракторов пытались серийно
выпускать в Новой Зеландии...
Причина, почему новозеландцы попытались строить танки на базе
тракторов, была даже более чем очевидна. В самом начале второй мировой
войны до далеких островов у англичан просто руки не доходили, в то
время как угроза японского вторжения нарастала день ото дня! В этих
условиях Департамент Общественных Работ Новой Зеландии предложил, а
армия заинтересовалась проектом сделать танки на базе тракторов
"Катерпиллер" D8.
Строительство прототипа началось в г. Темуке в июне 1940 г. под
наблюдением инженера Т.Бекка. Прежде всего, место водителя перенесли
влево, а шасси закрыли коробкой из дерева и фанеры. После того, как
сверху на машину поставили башню, ее высота получилась около 12 футов
(3 м 65 см!), что несколько удивило ее создателей, но никак не
сказалось на дальнейшей разработке проекта. На этой стадии вооружение
на танк не устанавливалось, однако было предложено поставить на него
37-мм пушку, а также несколько установок под пулеметы "Виккерс",
"Льюис" или же "Брен".
Армейские специалисты осмотрели машину 16 июня 1940 г. Их также
несколько обеспокоила чрезмерная высота получившейся машины, однако они
заявили, что готовы принять и такой танк, если на нем будет установлено
эффективное действующее вооружение. К середине июля танк-трактор зашили
броней и подготовили для следующего осмотра. Пушку в башне разместить
не удалось и это очень не понравилось представителям армии, которые
начали настаивать, чтобы в этом случае башню с танка убрали вообще. Не
особо их радовали и смотровые щели для наблюдения, вместо которых они
предложили конструкторам установить перископы. На пересеченной
местности танк двигался слишком уж медленно и недостаточно хорошо
выбирался из воронок, в связи с чем его ходовую часть было решено
переделать, а скорость увеличить до максимально возможной.
Важной проблемой для танка стала броня. Военные настаивали, чтобы
она могла защитить танк от попаданий 20-мм снарядов, но такой брони в
Новой Зеландии в то время не выпускали, а закупить ее в Австралии было
нельзя, поскольку она была нужна самим австралийцам. Кончилось тем, что
броню на танк поставили из... рифленого закаленного проката, который
выдерживал обстрел из пулеметов "Виккерса".
На танк установили новую дополнительную коробку передач и переделали
ходовую часть, так что теперь он мог развивать скорость до 15 миль в
час (24 км/час). Сам танк при этом несколько удлинили (см. рис., где
дополнительные панели корпуса закрашены), зато моторное отделение
уменьшилось в длину на целый фут!
В сентябре танк испытали на местности. Была развита хорошая
скорость, но вот вес машины все-таки был слишком большим, а его
проходимость по пересеченной местности оказалась не лучше прежней.
Кончилось все тем, что его опять вернули на доработку и дорабатывали
теперь уже до декабря 1940 г., когда танк-трактор был послан в
Бурнгамский военный лагерь для проведения дальнейших испытаний. Танк
показал способность двигаться по пересеченной местности со скоростью
5-6 миль в час, однако при этом его трясло и качало так сильно, что
вести прицельный огонь экипажу было крайне затруднительно. Военные
вновь потребовали установить в башне тяжелое вооружение либо удалить ее
вовсе. Поскольку дело затягивалось, первоначальный заказ на шесть
танков сократили всего до трех машин.
Главной целью, для которой в это время начали ускоренно готовить все
эти танки, стал... парад вооруженных сил Новой Зеландии в Веллингтоне,
состоявшийся 19 апреля 1941 г. В тоже время для намеченного на 10 мая
такого же парада в Окленде водителям был отдан приказ избегать смены
скоростей до тех пор, пока машину не обкатают на съезде с горы,
поскольку танк временами останавливался во время переключения скорости
и было бы ужасно, если бы он застрял на улице посредине парада.
Осматривавшие танк офицеры новозеландской армии в целом дали ему очень
невысокую оценку, расценив его как шаг назад ко времени первой мировой
войны. Два или три бронетранспортера "Брен-Керриер" могли бы быть
построены за ту же цену и принесли бы куда больше пользы стране:
Танки Боба Сэмпла на параде в Окленде 10 мая 1941 г.
Тем не менее, во время парада в Окленде собравшаяся публика была
поражена. Американский наблюдатель, присутствовавший на параде, увидев
его, произнес: "Боже милостивый - что это?" И тут же получил
объяснение, что эта машина строится у них на базе американского
трактора, чем еще больше был шокирован. В честь министра обороны Новой
Зеландии публика тут же окрестила эти машины "танками Боба Сэмпла", и в
дальнейшем их только так уже и называли.
Масса негативных отзывов привела к тому, что в июне 1941 г. был
отдан приказ прекратить все работы по этому танку, а те, что уже
сделаны, сдать армии для испытаний. Два танка были сданы, после чего в
октябре 1941 г. на военно-воздушной базе под Крайстчерчем на них
провели запоздавшие огневые испытания. Из танка было сделано 1000
выстрелов. Ответный обстрел танка показал, что брызги свинца от пуль
проникают внутрь машины возле шаровых пулеметных установок и через
смотровые щели командирской башенки.
В январе 1942 г. эти два танка отправили в мастерские, чтобы уже в
который раз лишить их башен, а место люка закрыть полудюймовой броней.
Эти переделки заняли несколько месяцев, но все же к апрелю 1942 г.
работа была завершена...
В тоже время о послужном списке этих машин практически совершенно
ничего не известно. Скорее всего, даже в таком "модернизированном" виде
их армия не приняла и не использовала. Есть запись, что в Бурнгамском
лагере с их помощью убирали деревья, которые были выкорчеваны у
офицерской столовой - вот и весь их славный "боевой путь"!
Кончилось все тем, что армия согласилась оставить эти машины у себя
только в том случае, если с них снимут вооружение! Две машины в
Бурнгаме тут же разоружили и переделали их в бульдозеры, хотя задание
оказалось не из легких, поскольку гидронасосы для них отсутствовали. В
феврале 1944 г. работа была выполнена также и на танке из Окленда, и
все три машины вновь обрели свой характерный мирный облик.
Броня, пулеметы и все прочее оборудование с них списали как
утильсырье, вернули на станцию в Темуке, где и выбросили на свалку.
Департамент Общественных работ в Крайстчерче сделал запрос на часть
рифленого железа от этих машин, однако прибыль от него оказалась
настолько невелика, что покрыла лишь стоимость его перевозки в
Крайстчерч, на чем история танков Боба Сэмпла и завершилась!
Как же выглядела эта все таки весьма необычная машина и как она была устроена?
Вес трактора D8 составлял 14,5 т. Превращение его в танк повлекло за
собой установку более длинных гусениц, соответствующих длине корпуса
надгусеничных полок и перенос места водителя на левую сторону. А его
вес увеличился до 25 т. Управление для запуска двигателя было помещено
внутри танка. Броня для корпуса выполнялась из полудюймовой (12,7 мм)
12% марганцевой стали из нескольких рифленых панелей, которые крепились
на корпусе из мягкой стали толщиной 8 мм. Башня была также из мягкой
стали, к которой привинчивались четыре сегмента из полудюймовой
марганцевой брони. Два треугольных выступа на крыше корпуса защищали
погон башни, а ограждение слева не давало возможности вести огонь из
башенного пулемета в том секторе, где находилась командирская башенка.
Вооружение танка состояло из шести стандартных пехотных пулеметов
"Брен", которые монтировались в шаровых установках. Два впереди
корпуса, по одному с каждого борта, один сзади и один в башне.
Наблюдение за огнем велось через треугольное отверстие в шаровой маске
каждого пулемета. Кроме того, на танке имелись смотровые щели,
прикрывавшиеся броневыми задвижками.
Экипаж состоял из водителя, механика, сидевшего позади него, а также
шести пулеметчиков, один из которых был командиром. Все они имели
сиденья с амортизацией, за исключением пулеметчика, стрелявшего из
лобового пулемета в корпусе. Он располагался лежа на специальном
матрасе и теплоизоляционном коврике, уложенных на железном листе поверх
двигателя. Решение, конечно же, было весьма необычным, зато танк
получил целых три пулемета, стрелявших вперед! Водитель имел откидной
люк, но его посчитали слишком тяжелым после того, как обшили его
бронелистом.
Двигатель был шестицилиндровый, с водяным охлаждением;
четырехтактный дизель мощностью 95 л/с. Запас топлива составлял 90
галлонов в двух баках. Внутреннее освещение обеспечивалось генератором
в 135В, который питал также прожектор и лампочки сигнального управления
между водителем и командиром. Боекомплект танка составлял 25 тысяч
патронов, 12 тыс. из которых хранилось в задней части танка, включая и
160 снаряженных магазинов "Брен".
Чтобы перевозить танки Боба Сэмпла Департамент Общественных Работ
создал и специальный трейлер на колесах от троллейбуса, который должны
были тащить по дороге два грузовика. Выяснилось, что заложенные в него
параметры выходят за рамки стандарта, установленного в Новой Зеландии,
однако в начале работ внимание на это просто не обращали.
Модернизированный танк Боба Сэмпла с измененной ходовой частью и удлиненным корпусом
ТТХ танка Боба Сэмпла
Габаритные размеры, см:
длина .................................................. 420
ширина ................................................. 270
высота ................................................. 330
Преодолеваемые препятствия, см:
стенка ................................................. 120
ров .................................................... 210
брод ................................................... 120
Запас хода...................................... 60-100 миль
(около 160 км, максимальный)
А.Кареева, В.Шпаковский |