В опубликованных нами
отрывках из воспоминаний конструктора Н. Л.
АСТРОВА (ЗР, 1989, № 8, 9) рассказывалось о его работе
над плавающими танками в начале 30-х годов. Война
заставила отбросить ошибочные концепции, срочно
наладить производство более боеспособных машин.
Об этом - сегодняшний рассказ.
Плавающий танк Т-40 был разработан
перед самой войной. Оригинальная, не имевшая
прототипа машина весила 5,5 тонны, была оснащена
шестицилиндровым мотором ГАЗ-11, форсированным до
85 л. с., усиленными броней и вооружением,
радиостанцией и отличалась еще многими
улучшениями, подсказанными опытом. Например,
впервые в Союзе реализовали в серии
индивидуальную торсионную подвеску. Тщательно и
всесторонне испытанный, Т-40 получился простым,
дешевым и надежным, хотя со скромными
показателями боеспособности (вооружением,
бронированием, подвижностью). Но вопрос стоял,
делать такие танки или не иметь их вовсе.
Производство Т-40 было срочно
развернуто в 1941 году на московском заводе, но в
первые же недели Великой Отечественной войны
стало ясно: танки с противопульным бронированием
для нее непригодны. Было решено прекратить их
выпуск, а заводу в кратчайший срок перейти к
изготовлению танка Т-50, разработанного в
Ленинграде. Решение, как видно, подготовили люди,
совершенно не знавшие возможностей московского
завода: ведь Т-50 и конструктивно, и
технологически был весьма сложен, тем более по
сравнению с Т-40. Завод, не без труда освоивший
5,5-тонный Т-40, понятно, не мог перейти в требуемые
сроки на 14,5-тонны и Т-50; не было технологической
оснастки, на проектирование и изготовление
которой требовались месяцы, детали не
"проходили" на имевшемся оборудовании,
площади цехов малы, грузоподъемные средства -
слабы. Нужна была длительная и капитальная
реконструкция завода, со всех сторон окруженного
городом. Но ход войны требовал оперативности,
В этой сложной обстановке я замыслил
переделать Т-40 в сухопутный танк уменьшенного
габарита, но с усиленной броней (по просьбам
военных ее приходилось дополнительно
экранировать) и пушечным вооружением. Почти
тайком от дирекции, находившейся в состоянии
шока от выдвинутой заводу задачи, мы за две с
половиной недели начертили и выполнили в металле
первый образец танка, названного Т-60. Он весил 6,4
тонны, имел удачный наклон лобовой брони и башню
тоже из наклонных листов толщиной 35 мм. Вооружили
его скорострельной (800 выстрелов в минуту)
20-миллиметровой авиационной пушкой ШВАК. Затем я
сумел уговорить ее конструктора Б. Шпитального,
человека довольно вельможного, разработать
танковый вариант ТНШ-20.
По сравнению с Т-40 новый танк, что
называется, смотрелся хорошо. Тогда мы с В.
Окуневым, старшим военпредом на заводе, в августе
1941-го обратились с письмом к Сталину, Переданное
в ЦК поздно вечером, оно было прочитано в ту же
ночь, а на следующий день по поручению Сталина
машину осмотрел нарком танковой промышленности
В. Малышев. Он одобрил нашу инициативу и доложил.
Еще через день или два Вячеслав Александрович
приехал к нам уже с проектом постановления о
принятии Т-60 на вооружение. Согласовал со мной
сроки доработки конструкции в направлении
возможного упрощения и выдачи чертежей трем
головным заводам, указанным в проекте
постановления: харьковскому тракторному (ХТЗ),
горьковскому автомобильному (ГАЗ), московскому
танковому.
Вскоре после выхода постановления ХТЗ
эвакуировали на Урал, делать танк поручили
другому заводу. Московский завод 15-16 октября
начал эвакуацию в Свердловск, где почти на голом
месте стал осваивать Т-60. И только ГАЗ оставался
полноценным производственным узлом.
Подвергавшийся неоднократным бомбежкам, он
работал на полную мощность. Общими усилиями
(кроме головных, в изготовлении Т-60 участвовало
много других заводов) армии дали более 4800 таких
танков.
Т-60 был предельно упрощенной машиной с
одним двигателем ГАЗ-11 (в танковом варианте ГАЗ-202
мощностью 70 л/с вместо 85, для повышения
надежности). Он имел хорошую проходимость, был
оснащен предпусковым подогревателем, особенно
выручавшим в суровую зиму 1941-1942 гг. Т-60 неплохо
показал себя в обороне Москвы, при прорыве
блокады Ленинграда, в Синявинских болотах и
других боях. О его фронтовой работе хорошую книгу
написала Ирина Николаевна Левченко, ныне
покойная. Она служила командиром Т-60, потом
командовала подразделением этих танков и за
выдающиеся боевые заслуги была удостоена звания
Героя Советского Союза, Не знаю, кроме нее, ни
одной женщины боевого командира танка, да еще
героя. После войны мы были знакомы, и память об
этом мне очень дорога.
Надо ли говорить, сколь короткий срок
определили нам на доработку, размножение,
рассылку чертежей. КБ действовало круглые сутки,
отдыхали, уткнувшись носами в чертежные столы. Не
прерывались и при бомбежке, а когда бомбы падали
близко, девочки-копировщицы плакали от страха.
Слезы капали на сделанные тушью кальки,
получались черные лужи - приходилось копировать
снова. В доводке документации активно участвовал
председатель научного танкового комитета ГБТУ
Семен Анисимович Афонин, тогда, помнится,
бригинженер. Он очень помог полезными советами.
Срок, установленный правительством,
выдержали. Закончив эту работу, я сел за рычаги
Т-60 и примерно за 14 часов приехал в Горький, где
остался помогать освоению танка, а главное
доводке спаренной установки двигателей ГАЗ-203.
Главным конструктором ГАЗа был Андрей
Александрович Липгарт, я - формально его
заместителем по танкостроению, по сути - главным
конструктором этой отрасли на ГАЗе. Так же, как
Т-60, в инициативном порядке, без всяких
техтребований, мы доработали спарку ГАЗ-203 и на ее
базе создали легкий танк Т-70 весом 9,2 тонны с
45-миллиметровой пушкой, 45-миллиметровой броней
"лба" и башни, также имевших неплохие углы
наклона. 140 лошадиных сил спарки давали ей
хорошую подвижность
Конечно, те машины несравненно проще
современных, но по тогдашнему уровню развития
конструкции и технологии они были вовсе не так
просты. ГАЗ при своих огромных возможностях
делал далеко не весь танк. Бронекорпуса, пушки,
приборы, аккумуляторы, подшипники, резину для
катков и многое другое мы получали с других, по
возможности близко расположенных заводов. Делая
Т-60, да и Т-70, приходилось выворачиваться, порой
пересматривая целые узлы (конечно, без испытаний
- некогда!), лишь бы не сорвать выпуск танков.
Ставили не те аккумуляторы, какие нужно, а те,
которые были, иные подшипники, мало ли что еще.
Объяснялось это и расстройством производства на
многих эвакуированных заводах в начале войны, и
положением на транспорте. Боюсь, трудности и
сложности того времени теперь не представляют и
те, кому надлежит.
Но (не в похвальбу себе - так работали
все!) сроки проектирования и освоения машин
просто несопоставимы с сегодняшними. Болезни
выжидания, опасения, часто надуманные, еще не
владели людьми. Конструкторам верили все - от
директора завода до последнего уборщика и
трудились беззаветно, не считаясь ни со своими
силами, ни с временем. Т-70 задумали в октябре
1941-го, а в январе 1942-го директор ГАЗа И. Лоскутов
представил Верховному Главнокомандующему
готовый образец, уже прошедший предварительные
испытания. Итак, через три месяца от замысла
полностью новый танк был одобрен и рекомендован
на вооружение, а серийный выпуск предписывалось
начать еще через три месяца, в марте 1942-го. Со
второго квартала 1942 года по третий квартал 1943-го
в армию поступило свыше 8200 таких машин. |