ВВЕДЕНИЕ
В начале пятидесятых годов на заводе № 75 в
городе Харькове конструкторское бюро № 60,
возглавляемое главным конструктором А.А.
Морозовым, начало работы по созданию
принципиально нового танка. Через десять лет
напряженных поисков и экспериментов работы
завершились созданием танка Т-64. Так, через два
десятилетия после создания легендарной
тридцатьчетверки, конструктивные решения
которой оказали революционное влияние на всё
мировое танкостроение 40-х и 50-х годов.
Харьковские конструкторы создали новый шедевр
танкостроения - танк Т-64, ставший родоначальником
нового класса боевых машин, именуемых
"Основными боевыми танками". Основной
боевой танк Т-64 выпускался серийно с 1964 по 1987 год.
За этот период было создано около трёх десятков
модификаций танка Т-64. И сегодня Харьковское
конструкторское бюро тяжёлого машиностроения
(ХКБМ) имени А.А. Морозова и Харьковский завод
тяжёлого машиностроения (ХЗТМ) имени Малышева
продолжают работу по совершенствованию
конструкции танка Т-64. Таким образом, основной
боевой танк Т-64, разработанный вначале 60-х годов и
в конце столетия остаётся грозной боевой
машиной, способной эффективно противостоять
всем основным боевым танкам мира, как второго,
так и третьего послевоенного поколения.
Модернизированные танки Т-64 и в XXI веке будут
"верой и правдой" служить в танковых частях
Украины, России, Белоруссии и в других странах
бывшего СССР.
Об истории создания этой уникальной и
неординарной боевой машины, ставшей базовым
прототипом для всех серийных советских, а в
последствии, российских и украинских основных
боевых танков, создаваемых до настоящего
времени, а также о ее конструктивных
особенностях и пойдет речь в этом издании.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В начале 50-х годов стало очевидно, что
компоновка корпуса, броневая защита, вооружение,
трансмиссия и ходовая часть основного
советского среднего танка Т-54 не обеспечивает
оптимального сочетания огневой мощи,
защищенности и подвижности, которым должен
отвечать перспективный средний танк, способный
эффективно противостоять перспективным средним
и тяжёлым танкам НАТО. Компоновка корпуса танка,
заимствованная от Т-44, хотя и обеспечивала
преимущества советского танка перед зарубежными
аналогами, не давала возможности дальнейшего
повышения защищённости, особенно от
перспективных 90 и 105-мм кумулятивных и
бронебойно-подкалиберных снарядов. Не
стабилизированная 100-мм танковая пушка Д-10Т не
обеспечивала достаточной точности и
скорострельности при ведении огня с ходу. Кроме
того, возникала необходимость введения в
боекомплект пушки новых
бронебойно-подкалиберных и особенно
кумулятивных снарядов. Трансмиссия и ходовая
часть танка, ведущие своё развитие от танка БТ-1
(танк Кристи образца 1940 года), не обеспечивали
дальнейшего повышения подвижности танка в
случае установки более мощного вооружения или
увеличения броневой защиты, не смотря на
введение планетарных механизмов поворота вместо
бортовых фрикционов, торсионной подвески и новой
гусеничной ленты с цевочным зацеплением. И хотя
все возможности модернизации танков Т-54 ещё не
были использованы, о чём свидетельствуют
многочисленные модификации танков Т-54, Т-55 и Т-62
до сих пор состоящие на вооружении многих стран
мира, возникла необходимость проведения
опытно-конструкторских работ по созданию
перспективного среднего танка второго
послевоенного поколения.
Первым этапом этих работ была разработка и
принятие на вооружение новой, более мощной 100-мм
нарезной танковой пушки Д-54Т, дульная энергия
которой на 30% превышала Д-10Т. Новая пушка была
установлена на опытном танке Т-54М (объект 139).
Однако, отсутствие системы стабилизации, в
отличие от Д-10ТГ танка Т-54А (объект 137Г), помешало
принятию танка на вооружение. Модернизированный
вариант пушки, получившей обозначение Д-54ТС,
оснащённой 2-х плоскостным стабилизатором
"Метель", в последствии устанавливался на
всех опытных перспективных танках вплоть до
объекта 167.
Следующим этапом работы над принципиально
новым средним танком стала разработка объекта 140
в ОКБ-520 завода № 183. Танк имел бронекорпус новой,
улучшенной формы, двигатель В-36 и механическую
планетарную трансмиссию с фрикционными
элементами, работающими в масле, и систему
гидросервоуправления. Однако разногласия между
инженерами ОКБ, дирекцией завода № 183 и
представителями заказчика относительно
основных принципиальных вопросов по конструкции
перспективного танка привели к переходу части
конструкторов во главе с А.А. Морозом в КБ-60 при
заводе № 75 в Харькове. В дальнейшем работы по
140-му объекту возглавил Л.Н. Карцев. В 1957 году был
создан опытный образец, прошедший сравнительные
испытания с харьковским 430-м объектом на НИИ БТ
Полигоне в Кубинке. Испытания выявили ряд
серьёзных недостатков в конструкции двигателя и
трансмиссии. На вооружение танк не принимался. В
дальнейшем элементы ходовой части были
использованы на опытном объекте 167.
Разработка перспективного танка на заводе №75
началась в 1951 году, когда КБ-60 возглавил
вернувшийся из Нижнего Тагила А.А. Мороз. По его
указанию был организован отдел нового
проектирования, который возглавил заместитель
главного конструктора Я.И. Боран. К 1953 году был
разработан предэскизный проект перспективного
среднего танка, вооруженного 100-мм танковой
пушкой Д-54ТС и превосходящего по основным
параметрам серийный танк Т-54. Новый танк, объект
430, проектировался как принципиально новая
машина, имеющая усиленную броневую защиту, новый
многотопливный турбопоршневой двигатель 4ТД с
горизонтальным расположением цилиндров и
эжекционной системой охлаждения специально
сконструированный в дизельном КБ завода № 75 под
руководством А. Д. Чаромского, механическую
планетарную трансмиссию с фрикционными
элементами, работающими в масле, и системой
гидросервоуправления. Впервые на среднем танке
был установлен оптический прицел-дальномер
ТПДМС. Одновременно в инициативном порядке был
разработан усиленный вариант танка (объект 430У),
имеющий 160-мм лобовую броню и вооруженного 122-мм
танковой пушкой Д-25ТС. Во время проектирования
объекта 430У прорабатывалась возможность
оснащения танка радиолокационным дальномером,
сопряженным с оптическим прицелом Т-2С. Эскизные
проекты новых танков были готовы в 1953 году.
В 1953 - 1955 годах проекты нового среднего танка
дважды рассматривались в ЦК КПСС и Совете
Министров СССР и были одобрены, о чём
свидетельствует Постановлении Совета Министров
СССР от 6 мая 1955 года № 880-524 и Приказ Министра
транспортного машиностроения от 13 мая 1955 года №
0096. Научно-технический комитет Главного
бронетанкового управления Министерства обороны
СССР выдал тактико-технические требования 8 июня
1955 года
В КБ-60 было выдано задание на разработку
технического проекта нового среднего танка.
Сварной корпус танка изготавливался из катанных
броневых листов. Носовая часть корпуса
представляла собой многослойную броневую
преграду с рациональным углом наклона передних и
скуловых листов. Башня танка сферической формы с
узкой амбразурой для установки пушки имела
дифференцированную трехслойную броневую защиту.
Пушка Д-54ТС спаренная с 7,62-мм пулемётом ПКТ
стабилизировалась в двух плоскостях
стабилизатором танкового вооружения
"Метель" и имела механизм выброса стреляных
гильз. На танке был установлен оптический
прицел-дальномер ТПД-43 (ТПДМС) с базой 1200 мм и
независимой стабилизацией поля зрения в
вертикальной плоскости. Боекомплект пушки - 50
унитарных артиллерийских выстрелов, спаренного
пулемёта - 3000 патронов. Для борьбы с
низколетящими целями противника на танке
планировалось установить зенитно-пулеметную
установку, оснащенную 14,5-мм пулемётом КПВТ. В
отличие от первоначального проекта на танке был
установлен более мощный пятицилиндровый
двигатель 5ТД. Объект 430 имел новую ходовую часть
с опорными катками малого диаметра с внутренней
амортизацией и гусеничной лентой с
последовательным открытым металлическим
шарниром. Система подрессоривания танка -
индивидуальная, торсионная с телескопическими
гидравлическими амортизаторами на первом и
шестом узлах подвески. Танк оснащался системой
коллективной защиты от ОМП и автоматической
системой ППО.
В 1957 году были построены три опытных образца
объекта 430, которые прошли заводские испытания и
участвовали в сравнительных испытаниях со 140-м
объектом в НИИ БТ Полигоне в Кубинке. В отличие от
проекта, на опытных танках отсутствовала
зенитно-пулемётная установка. Испытания 430-го
прошли в целом успешно, хотя и выявили ряд
серьёзных дефектов в конструкции двигателя и
обслуживающих его систем, бортовых коробок
передач и системе гидросервоуправления. В
заключении комиссии по испытаниям было отмечено,
что конструкция танка была совершенно новой, и
ТТТ НТК ГБТУ были полностью выполнены. Однако
огневую мощь танка по сравнению с Т-54 значительно
повысить не удалось. Да и главный конструктор КБ
А.А. Морозов считал, что вводить 430-й в серийное
производство нецелесообразно, так как, имея
преимущество по ТТХ и совершенно новую
конструкцию по всем системам, новый танк создаст
в армии большие неудобства по эксплуатации,
ремонту, обучению личного состава и снабжению
запасными частями.
Наиболее важным фактором, ускорившим создание
нового танка, стала информация ГРУ об
использовании на английском танке
"Центурион" модификации Мк IX и Мк X, серийное
производство которых ожидалось в 1958-1960 годах,
новой 105-мм пушки L7A1. В боекомплекте пушки имелись
бронебойно-подкалиберные снаряды с отделяющимся
поддоном с начальной скоростью 1475 м/с. В
перспективе новая пушка должна была быть
установлена и на ранее выпущенные танки
модификаций Мк V и Мк VIII. К 1960 году ожидался запуск
в серию нового американского среднего танка М60
со 105-мм пушкой М68, изготовляемой по английской
лицензии в США. В 1957 году Франция совместно с ФРГ
начала разработку "европейского" среднего
танка по тактико-техническим требованиям для
единого танка вооруженных сил
Североатлантического блока. Первоначально
предполагалось, что совместно будет разработан
единый танк для армий Франции и ФРГ. При этом
предполагалось, что во Франции и ФРГ, на
конкурсной основе, будут разработаны танки с
западногерманским двигателем, вооруженные
французской 105-мм пушкой DEFA. В связи с этим ГБТУ
требовало немедленно повысить огневую мощь
средних танков за счёт установки новой
гладкоствольной 115-мм пушки У-5ТС и усилить их
броневую защиту.
Начиная с 1957 года в КБ завода № 183 велись работы
над новым танком (объект 165), созданным на базе
узлов и агрегатов танка Т-55, вооруженного 100-мм
танковой пушкой Д-54ТС с механизмом выброса
стреляных гильз и усиленным до 240 мм
бронированием башни. На одном из опытных
образцов этого танка и была установлена 115-мм
танковая пушка У-5ТС (2А-20). Новая пушка была
разработана под руководством Ф.Ф. Петрова на базе
100-мм танковой пушки Д-54ТС и отличалась от неё
отсутствием дульного тормоза, новой
гладкоствольной трубой, калибр которой был
увеличен до 115 мм, ресивером, смещённым ближе к
середине ствола. Остальные элементы пушки были
полностью заимствованы у Д-54. Введение
гладкоствольной трубы было обусловлено целым
рядом факторов, среди которых было увеличение
давления в канале ствола в 1,5 - 2 раза по сравнению
с Д-25ТС и устранение отрицательного влияния
вращения снаряда на формирование кумулятивной
струи. В боекомплект пушки входили унитарные
выстрелы с бронебойно-подкалибарными,
кумулятивными и осколочно-фугасными оперёнными
снарядами. Средний танк со 115-мм гладкоствольной
пушкой получил индекс объект 166. В 1959-60 годах
проводились заводские и войсковые испытания
новых танков. В 1962 году оба танка были приняты на
вооружение Советской армии под маркой Т-62
(объект166) и Т-62А (объект 165) и выпускались серийно.
Однако из-за прекращения выпуска 100-мм пушек Д-54ТС
была выпущена лишь небольшая партия Т-62А, после
чего завод № 183 полностью перешел на выпуск танка
Т-62. В ходе испытания объекта 166 было выявленною,
что, не смотря на увеличенный объём башни, из-за
возросшей массы выстрела от заряжающего
требуются большие физические усилия для
обеспечения скорострельности 4 - 5 выстрелов в
минуту. Основным достоинством танка Т-62 стала его
почти полная унификация с серийно
выпускающимися танками Т-54 и Т-55, что облегчало
снабжение запасными частями, упрощало обучение
экипажей, а, следовательно, и освоение нового
танка в войсках.
В этот период КБ № 60, не имея на то специального
задания, начало инициативную работу по резкому
увеличению ТТХ среднего танка объект 430. В первую
очередь на один из опытных образцов 430-го была
установлена новая 115-мм гладкоствольная пушка Д-68
(2А-21), разработанная в ОКБ-9.В боекомплект которой
входили выстрелы раздельного заряжания с
бронебойными подкалиберными, кумулятивными и
осколочно-фугасными оперёнными снарядами с
частично сгорающей гильзой. Этому танку был
присвоен индекс объект 435. Опытный танк
заинтересовал военных. В результате во
исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета
Министров СССР № 141-58 от 17 февраля 1961 года
Научно-технический комитет Главного
бронетанкового управления Министерства обороны
СССР выдал тактико-технические требования на
разработку нового танка, утверждённые
Начальником Танковых войск генерал-полковником
П.П. Полубояровым. Согласно ТТТ цель и задачи
проектирования состояли в следующем:
1. Повышение огневой мощи среднего танка, за
счёт установки гладкоствольной танковой пушки
Д-68 калибра 115-мм, с механизированным заряжанием.
2. Повышение противоатомной и
противокумулятивной защиты танка.
3. Повышение маневренных качеств "объекта
430".
4. Боевая масса танка 34 тонны.
5. Экипаж - три человека.
Работа по созданию нового среднего танка
велась по пути дальнейшего совершенствования
объекта 430, как обладающего наиболее плотной
компоновкой моторно-трансмиссионного отделения
и имеющего достаточно отработанные и
практически проверенные в работе основные узлы:
двигатель, трансмиссию, ходовую часть и другие
узлы и агрегаты. Технический проект танка
"объект 432" был завершён в сжатые сроки в 1961
году. Первый опытный образец объекта 432 был
изготовлен в сентябре 1962 года, второй - 10 октября
того же года. 22 октября 1962 года на НИИ БТ Полигоне
в Кубинке был проведён показ новой техники
сухопутных войск для руководителей Партии и
Правительства СССР. Новый танк Харьковского КБ,
выгодно отличавшийся от Т-62 и других танков,
произвёл благоприятное впечатление на
Генерального Секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва. Он
одобрил новую машину, против которой были
настроены многие военные, особенно Начальник
Танковых войск генерал-полковником П.П.
Полубояров. В результате указания Н.С. Хрущёва
работы по танку продолжились. Первые серийные
объекты 432 сошли с конвейера завода имени В.А.
Малышева в Харькове в октябре 1963 года, на
сентябрь 1964 года с конвейера сошло 54 танка, а к 1
декабря 1965 года их количество составило 218 машин.
После чего выпуск танков постоянно увеличивался.
Первые танки стали поступать в опытную
эксплуатацию на вооружение 41-й гвардейской
танковой дивизии, дислоцированной в Чугуеве
неподалеку от завода в Харькове, выпускавшего
эти машины. Это позволяло оказать
квалифицированную заводскую помощь в
эксплуатации новых машин. Объект 432 войсковые
испытания прошел успешно. Объект 432 был принят на
вооружение Постановлением Совета Министров СССР
от 30 декабря 1966 года под маркой Т-64. Приказ
Министра Обороны СССР о принятии танка на
вооружение вышел 2 января 1967 года. Танк Т-64 (объект
432) выпускался серийно до 1969 года.
Судьба Т-64 напоминает историю создания и
принятия на вооружение танка Т-34 в 1940-41 годах. Так
же как и в сороковых годах, консервативные
военные, особенно высший командный состав,
воспитанный на устарелых взглядах времён
Великой Отечественной войны, были настроены
против принципиально новой машины. Принятие на
вооружение нового танка требовало коренных
изменений в организационно-штатной структуре
танковых частей и соединений, значительного
изменения уровня подготовки как постоянного, так
и переменного состава танкистов, и многих других
вопросов как технических и военных, так и
политических. Всё это выражалось в искусственном
затягивании принятия объекта 432 на вооружение
под предлогом технического несовершенства
двигателя, трансмиссии, вооружения и системы
управления огнём. Тяжело было расстаться со
стереотипами мышления и хорошо отлаженной
системой боевой подготовки, снабжения и
комплектования частей, как личным составом, так и
материальной частью. К тому же Т-64 хотя и
превосходил практически по всем основным
показателям Т-55 и Т-62 был в несколько раз дороже,
что тоже играло не маловажную роль. Кроме того,
как и все принципиально новые машины Т-64 имел
целый ряд "детских болезней" излечивать
которые приходилось в ходе серийного
производства.
Танк Т-64 имел сварной корпус с углом наклона
лобовых листов в 68о и скошенными скуловыми
листами. Лобовой лист представлял собой
многослойную броневую преграду (броневая сталь,
стеклопластик, броневая сталь), обеспечивающая
танка защиту от всех типов
бронебойно-подкалиберных и кумулятивных
снарядов и ПТУР, состоявших на вооружении НАТО.
Уже в ходе рассмотрения технического проекта
объекта 432 отмечалась возможность рикошета в
башню танка бронебойных снарядов, попадавших в
скулы лобового листа, что и подтвердили
результаты обстрела танка. По этому, начиная с 1964
года, на лобовом листе танка вводилась
характерная защита в виде "бровей" перед
смотровыми приборами механика-водителя и на
переднем листе крыши корпуса. Начиная с 1967 года,
для упрощения технологии производства
бронекорпусов, танки стали выпускать с прямым
лобовым листом и прямой крышей корпуса. На
машинах, выпускавшихся до 1967 года,
механик-водитель имел три смотровых прибора
ТНПО-160, а начиная с 1967 гота - один - ТНПО-168.
Башня танка литая с резко дифференцированным
многослойным бронированием (броневая сталь,
алюминиевый сплав, броневая сталь) максимальная
толщина которой составляла 600 мм.
Основное вооружение танка Т-64 составляла 115-мм
гладкоствольная пушка Д-68 (2А-21), впервые
оснащенная гидроэлектромеханическим механизмом
заряжания. Ёмкость механизированной укладки,
выполненной в виде конвейера со складывающимися
L-образными лотками, составляла 30 артиллерийских
выстрелов. Остальные 10 выстрелов размещались в
баке-стелаже и в немеханизированной укладке и
предназначались для быстрого пополнения
конвейера. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ с
боекомплектом в 2000 патронов. Пушка и спаренный
пулемёт были стабилизированы в двух плоскостях
благодаря применению электрогидравлического
стабилизатора танкового вооружения2Э-18
"Сирень". Для наведения пушки и спаренного с
ней пулемёта применялся дневной
прицел-дальномер ТПД-43Б и ночной прицел ТПН-1-432.
Головка ночного прицела не имела бронировки и в
дневное время снималась и укладывалась в башне
за сидением наводчика. Выходное окно прицела при
этом закрывалось броневой крышкой, которая в
боевом положении закреплялась на крыше башни.
Осветитель Л-2АГ ночного прицела и ОУ-3ГК прибора
наблюдения командира танка ТКН-3 устанавливались
на задней стенке башни и закрывались чехлами.
По-боевому Л-2АГ устанавливался с лева от пушки, а
ОУ-3ГК на командирской башенке.
На Объекте 432 устанавливался форсированный до
700 л.с. пятицилиндровый многотопливный
турбопоршневой дизель 5ТДФ, оснащенный новой,
усовершенствованной по сравнению с объектом 430,
эжекционной системой охлаждения. Двигатель был
чрезвычайно мал и легок, но требовал тщательного
технического обслуживания и качественных ГСМ.
Кроме того, дизель был высоко оборотистым и
работал в очень теплонагруженном режиме, что
требовало при его запуске постоянно
пользоваться котлом подогревателя при
температуре окружающего воздуха от +10 и ниже.
В трансмиссии были использованы две семи
ступенчатые планетарные коробки передач,
объединенные в один узел с планетарными
бортовыми передачами, и системой
гидросервоуправления, заменявшей девять узлов
трансмиссии танка Т-55 (бортовой редуктор
"гитару", главный фрикцион, коробку передач,
два планетарных механизма поворота, два тормоза
и два бортовых редуктора), Трансмиссия танка
получилась очень компактной и легкой, на 750 кг
легче, чем у Т-55 и состояла из 150
механообработанных деталей вместо 500. Правда,
новые БКП стали камнем преткновения при
испытании опытных образцов и потребовали
длительной отладки и введения сложной
регулировки системы гидросервоуправления.
Зимой, после длительной стоянки, масло в БКП
замерзало, превращая коробки передач в один
сплошной вал. В результате этого при попытке
запуска двигателя танк прыгал вперёд, что
привило к ряду несчастных случаев. Выход был
найден лишь путём двойной откачки масла из БКП
перед длительной стоянкой и закачки его перед
запуском двигателя.
Ходовая часть танка Т-64 была заимствована у
объекта 430, но получила новые опорные катки с
внутренней амортизацией, изготовляемые из
алюминиевого сплава, и новую облегчённую
гусеничную ленту с параллельным
резино-металлическим шарниром. В результате
этого масса ходовой части Т-64 составляла лишь 15%
от массы танка. На машинах, выпускавшихся до 1964
года гидравлические, телескопические
амортизаторы устанавливались на 1-м и6-м узлах
подвески, а начиная с 1964 года - на 1-м, 2-м и 6-м узлах.
Для усиления защиты бортов танка от
кумулятивных снарядов и уменьшению запылённости
при движении танка с 1967 года на танке стали
устанавливаться съёмные алюминиевые (по три на
борт) и не съёмные резиновые щитки.
Танки комплектовались индивидуальным
комплектом ЗИП и ОПВТ. Индивидуальный комплект
ЗИП размещался внутри танка и на правой
надгусеничной полке в герметичных ящиках.
Съёмные узлы ОПВТ крепились к задней стенке
башни между осветителями ночного прицела и
прибора командира танка, установленными
по-походному. Две трубы ОПВТ, уложенные одна в
одну крепились на крыше
моторно-трансмиссионного отделения.
Оборудование для подводного вождения позволяло
без ограничений по длине преодолевать любые
водные преграды глубиной до 5м.
Параллельно с объектом 432 в ВНИИ-100 был создан
опытный средний танк Т-64Т (объект 003) с установкой
на него вертолетного газотурбинного двигателя
ГТД-3ТЛ, мощностью 700 л.с. Танк прошел испытания в
1963-65 гг., но на вооружение принят не был по причине
не совершенства ГТД. Дальше
|