Данная статья была опубликована в журнале
Интернэшнл Дифенс Ревю № 6 за 1987 г., печатается с
незначительными сокращениями.
Спустя весьма непродолжительное время после
появления достоверных сообщений о танке Т-62 (в 1961
г.) на Западе стали циркулировать слухи о еще
более современном советском танке. Оценивая
полученную информацию о новейшем танке, эксперты
отметили значительное расхождение в деталях
конструкции, и на основании этого сделали вывод,
что речь идет о нескольких различных прототипах,
проходящих испытания.
Действительно, в 1967 ив 1971 г. в серийное
производство были запущены два чрезвычайно
похожих внешне, но в то же время совершенно
разных танка - Т-64 и Т-72. В отличие от Т-72,
поставлявшегося и в Советскую армию, и в армии
стран, союзных СССР, Т-64 поступал только на
вооружение советских танковых частей и был
практически недоступен для изучения западными
специалистами.
Очевидно, Т-72 с самого начала был предназначен
для массового производства и стоил относительно
недорого. Отдельные его узлы и системы, к примеру,
двигатель и шасси, выбраны именно исходя из
низкой стоимости и простоты производства. Более
дорогой и сложный Т-64 предназначался прежде
всего для усиления подразделений,
непосредственно противостоящих силам НАТО в
Европе. Однако большое количество технических
проблем, связанных с конструкцией Т-64, нарушило
первоначальные планы. Недостатков в танке
оказалось больше, чем советские конструкторы
могли пережевать. Тем более удивительным было
появление танка Т-80, являвшегося развитием Т-64 и
оснащенного газотурбинным двигателем. Возможно,
газотурбинный двигатель более надежен, нежели
оппозитный поршневой двигатель, установленный
на Т-64.
Т-64
Первой частью, получившей на вооружение танки
Т-64, стала 41-я гвардейская танковая дивизия.
Дивизия размещалась поблизости от завода №75
(завод им. Малышева), выпускавшего Т-64. Вероятно,
выбор подразделения, расположенного рядом с
заводом-изготовителем, диктовался
необходимостью оказания помощи танкистам в
эксплуатации и техническом обслуживании новой
техники бригадами заводских специалистов.
Вместо подвески без использования
поддерживающих катков, применявшейся на
предыдущих моделях советских танков, Т-64 имеет
поддерживающие гусеницу катки с
гидромеханической амортизацией. Конструкция
опорных катков вызвала у западных экспертов
недоумение вплоть до насмешек. Катки изготовлены
штамповкой из плоского листа металла (что
позволяет экономить вес) и не имеют резиновых
ободов. Подобная конструкция опорных катков
вызывает высокий уровень вибраций и увеличение
шумности при движении.
Во всех западных публикациях подчеркиваются
серьезные проблемы, связанные с пятицилиндровым
двухтактным оппозитным поршневым двигателем с
высокой степенью сжатия. Хотя подобные двигатели
и имеют высокую удельную мощность, у них есть
тенденция часто выключаться от перегрева. Весьма
вероятно, что конструкторов мотора советского
танка "вдохновлял" двигатель L60,
установленный на английском танке "Чифтен".
Детальные чертежи двигателя L60 в 60-х годах добыли
советские секретные службы. Хорошо известно, что
с двигателем L60 в течение некоторого времени была
масса проблем.
Использование подобного двигателя повлияло
также на возможности танка Т-64 по преодолению по
дну водных преград. Вместо
трубы-воздухозаборника и клапана для выброса
отработанных газов, обычно устанавливавшихся на
советских танках для форсирования водоемов по
дну, на Т-64 применили специальный шноркель. Ряд
сложностей, связанных с установкой трансмиссии,
проистекал из-за низкого корпуса танка.
Танки Т-64 первых выпусков легко узнаваемы по
поручням на передней части башни. Вызывает
удивление факт установки на новом танке старой
115-мм пушки. Возможно, первоначально
планировалось оснастить Т-64 короткоствольным
вариантом 125-мм орудия и, скорее всего, танки со
115-мм пушками являются прототипами.
Т-64А
Данный вариант значительно отличается от
первоначальной модели прежде всего установкой
длинноствольной 125-мм пушки. На танках Т-64А
применяется система автоматического заряжания,
с самого начала породившая кучу проблем.
Известно, что автомат заряжания не достаточно
хорошо защищен, и его работа ненадежна.
Вращающийся "карусельный" магазин
расположен на полу башни; в нем хранятся 24
боеприпаса раздельного заряжения, которые
расположены по кругу, головкой снаряда к центру;
непосредственно за снарядом находится заряд.
Подобная конструкция автомата заряжения резко
отличается от системы танка Т-72, использующей
кассетный принцип. Размещение в карусели
боеприпасов различного типа требует наличия
системы автоматического выбора нужного типа
снаряда. Выбор нужного снаряда осуществляется
стрелком; после окончания процесса заряжания
орудия он получает сигнал "готов к
выстрелу". Пушка танка стабилизирована только
по углу возвышения, ориентация по азимуту
поддерживается вручную разворотом башни, в
результате технически сложно реализовать
систему прицеливания, учитывающую поправку на
ветер. Скорее всего, стрелок корректирует
наводку орудия с поправкой на ветер
самостоятельно. Это невероятно, но угол
упреждения при стрельбе по движущимся целям
рассчитывается и отслеживается автоматически.
Видимо, точка прицеливания, рассчитанная ЭВМ,
высвечивается в поле зрения прицела стрелка.
Поскольку на Т-64 установлена значительно более
совершенная система управления огнем, чем на Т-72,
его возможности по поражению целей при стрельбе
с ходу значительно выше. На Т-64, по сравнению с Т-62,
также значительно усовершенствована система
стабилизации пушки и снижены ударные и
вибрационные нагрузки на пушку и прицельную
систему. В результате стало возможным успешное
поражение цели с первого выстрела на дальности
более 1500 м при движении на скорости. Точность
наведения пушки Т-64 приближается к точности
наведения орудий танков "Леопард"2 и М1А1.
Ведение стрельбы с движения невозможно в темное
время суток, так как инфракрасная система
ночного видения (такая же как и на Т-62) не
стабилизирована. Недостаточная мощность системы
ночного видения ограничивает видимость в
пределах 800 м в звездную ночь. Возможно, на танке
установлен электронно-оптический усилитель
изображения.
Командир танка сидит в башне справа, при
необходимости он может перенацеливать пушку, но
его возможности по самостоятельному наведению
ограничены перископическим прицелом, который,
вероятно, не стабилизирован.
Крайне мало известно о бронировании танка.
Предположительно, по сравнению с Т-62, броня
значительно усилена, в особенности лобовые части
корпуса и башни. Из надежных источников известно,
что верхний лобовой лист. корпуса имеет наклон 22'
к горизонту и толщину порядка 200 мм. состоит из
стальных листов различной толщины с прокладками
из стеклоткани. Нижний лобовой лист имеет
толщину 100 мм и аналогичную структуру.
Многослойная броня чрезвычайно устойчива к
поражающему действию кумулятивных снарядов и
препятствует распространению трещин и
разрушений при сквозной пробоине. Толщина брони
лобовой части башни, скорее всего, составляет
400-450 мм. Учитывая, что масса Т-64 всего 38 т, весьма
маловероятно, что другие части танка
забронированы также хорошо. Так, видимо, толщина
брони башни с боков 70-80 мм, сзади - 30-40 мм.
На Т-64 установлена коллективная система
противоатомной защиты, подобная системам танков
Т-55 и Т-62. Неизвестно, имеет ли танковая оптика
встроенную защиту от лазерного излучения, однако
устройство предупреждения о лазерном облучении
имеется. Последнее предупреждает экипаж о
подсветке танка лазерным
дальномером-целеуказателем, используемым для
наведения оружия с лазерной головкой
самонаведения типа 155-мм управляемого снаряда
"Копперхед".
Размещение автомата заряжания в башне делает
Т-64 (как и Т-72) потенциально уязвимым к попаданиям
снарядов в борта и к противотанковым минам.
Попадание в наружные топливные баки серьезной
опасности не представляет, поскольку они легко
пробиваются насквозь, и взрыватель снаряда не
успевает сработать. Внутренние топливные баки
расположены в моторном отделении.
Т-64Б
Появление Т-64Б в начале 80-х годов вызвало
некоторое замешательство среди западных
экспертов, поскольку считалось, что производство
танков Т-64 прекращено в 1981 г. В соответствии с
официальным изданием Пентагона "Советская
военная мощь" за 1986 г., производство Т-64
продолжалось и в 1986 г. Данная информация
представляется ошибочной, потому что
производственные линии, на которых строились эти
танки, вероятнее всего, начиная с 1982- 1983 гг., были
загружены выпуском танков Т-80. Кроме того, танки
Т-64Б в больших количествах поступили на
вооружение частей Группы Советских войск в
Германии, эксплуатировавших ранее танки Т-64А. По
мнению автора данной статьи, танки Т-64А были
переоборудованы в Т-64Б с целью унифицировать их
вооружение с вооружением танков Т-80.
На танке Т-64Б оптический дальномер объединен в
один блок с лазерными приемником и передатчиком,
однако неизвестно, может ли этот блок вращаться и
отслеживать движущие цели. Возможно, что в
оптический дальномер встроен
электронно-оптический усилитель, поскольку окно
дальномера разделено перегородкой на две части.
Т-64Б может быть вооружен ПТУР АТ-8 с
радиокомандным наведением, дальность стрельбы
ПТУР - около 4000 м. Так же как и на Т-64А, на Т-64Б
установлены дымовые гранаты, только вместо шести
гранат с правой стороны у Т-64А гранаты
расположены двумя группами по четыре в каждой.
Т-64Б с реактивной броней
На первомайском параде 1985 г. в Москве были
продемонстрированы танки Т-64Б новой модификации.
Дымовые гранаты располагались не спереди башни,
а с ее левой стороны, на специальных держателях в
20 см от поверхности башни. Зазор между гранатами
и башней необходим для установки блоков
реактивной брони; всего на танке размещаются
более 200 прямоугольных элементов брони, которые
очень похожи на блоки реактивной брони
"Блэйзер", устанавливаемой израильтянами на
танках "Центурион", М-48 и М-60. Такое сходство -
отнюдь не случайное совпадение, танки с активной
броней "Блэйзер" были захвачены сирийцами в
ходе военных действий в 1982 г. и, несомненно,
переданы в СССР.
Двигатель на очередной модификации танка такой
же, как и на Т-64А, поскольку корпус танка остался
неизменным. Однако дополнительный вес активной
брони (порядка 2-3,5 т) увеличил удельную нагрузку
на мощность у танка Т-64Б и повлиял на его
подвижность.
Т-80
Серийно производящийся с начала 80-х годов танк
Т-80 является дальнейшим развитием танка Т-64. В то
же время, Т-80 значительно отличается от своего
предшественника. 125-мм пушка, прицел и некоторые
элементы системы управления огнем остались
такими же, как и на Т-64, однако на танке Т-80
установлен газотурбинный двигатель мощностью
(предположительно) 725-750 кВт. Танк оснащен
трубой-шноркелем значительно большего диаметра,
по сравнению с трубой, устанавливаемой на Т-64.
Подвеска Т-80 радикально отличается от подвески
танка Т-64, на Т-80 установили новые опорные катки с
резиновым бандажом. Подобно опорным каткам,
применяемым на западных танках (которые,
вероятно, и принимали за образец советские
конструкторы), катки Т-80 состоят из двух
половинок, скрепленных десятью болтами. Трак
гусеницы имеет в середине плоский зуб, который
входит между половинками опорных катков и не
дает гусенице слетать с них. Новая гусеница с
более широкими траками и резино-металлическими
шарнирами уменьшает вибрации, передаваемые на
корпус танка; кроме того, Т-80 с новыми гусеницами
несколько тише лязгает при движении по сравнению
с Т-64. Шесть опорных катков на Т-80 меньше по
диаметру, чем колеса танка Т-72. Катки
сгруппированы парами по два колеса, причем
расстояние между катками средней пары меньше,
чем у крайних пар.
Корпус Т-80 на 90 см длиннее корпуса танка Т-64.
Необходимость увеличения внутреннего
пространства танка связано с установкой
газотурбинного двигателя и, возможно, с
увеличением емкости внутренних топливных баков.
Решение применить абсолютно новый тип двигателя
было связано не только с желанием получить
большую мощность, но и увеличить надежность
двигательной установки. Хотя вес танка Т-80
увеличился на 3-4 т по сравнению с Т-64, удельная
мощность (17 кВт/т) Т-80 превосходит аналогичный
показатель танка "Леопард"1 и лишь
незначительно меньше удельной мощности танка
М1А1. По сравнению с Т-64, Т-80 значительно более
подвижный; его гусеница с широкими траками
обеспечивает на 25% большую площадь зацепления с
грунтом, что привело к 5% уменьшению давления на
грунт, несмотря на то, что масса танка
увеличилась.
Нет никаких внешних признаков усиления
бронирования танка Т-80, также как Т-64Б, Т-80 оснащен
реактивной броней. Под передней частью днища
корпуса смонтирован нож-отвал толщиной около 20
см, служащий для защиты от противотанковых мин, а
также для самозакапывания танка. Как и на
предшествующих моделях танков, на Т-80
установлена литая стальная башня. Вероятно,
максимальная толщина брони башни достигает 400-450
мм и более. Лобовая часть башни крайне устойчива
к поражающему действию кумулятивных снарядов. В
целом, башня имеет лучшую противоснарядную
защиту, чем башня Т-64.
На Т-80 установлена коллективная система
противоатомной защиты, аналогичная системе,
применяемой на Т-64. Сообщается, что Т-80 оборудован
системой предупреждения о лазерном облучении,
сопряженной с лазерным дальномером и
устройством подсветки целей для оружия с ИК
головкой самонаведения. Наличие инфракрасного
прожектора говорит об отсутствии в СССР
современных пассивных ИК систем ночного видения.
Широкое окно прицела дает основание
предположить наличие канала
электронно-оптического усиления.
Подобно Т-64, с танка Т-80 возможно применение
ПТУР АТ-8, однако известно, что лишь часть танков
Т-64 и Т-80 способны применять эти ракеты. Снаряды
125-мм танковой пушки имеют начальную скорость
более 1600 м/с и способны пробивать самую
современную танковую броню. Относительно низкая
пропорция кумулятивных снарядов в боекомплекте
(к примеру, в боекомплекте танка Т-72 из 40 снарядов
только 12 кумулятивные) указывает на проблемы,
связанные с их производством. Кроме
кумулятивных, используются бронебойные снаряды
со стальным сердечником, в будущем, вероятно,
стальной сердечник будет заменен вольфрамовым
или урановым.
Заключение
Танки Т-80 находились на вооружении 40% советских
танковых частей, размещенных в Восточной
Германии, значительное их количество состояло
также на вооружении танковых подразделений,
дислоцирующихся в западных военных округах
Советского Союза. Конструкция танка Т-64 была
значительно усовершенствована, и в результате
танк Т-80, по сравнению с предшественником, имеет
лучшую подвижность, хотя запас топлива на Т-80
должен был возрасти, по меньшей мере вдвое в
связи с большей "прожорливостью"
газотурбинного двигателя. Бронирование танка, за
исключением усиления башенной брони, осталось
без изменений. Факт установки реактивной брони
на Т-80 говорит о необходимости дальнейшего
совершенствования его броневой защиты, в
особенности это относится к верхней части
корпуса и крыше башни. Системы стабилизации
пушки и управления огнем были модернизированы.
Радикальное улучшение подвески резко повысило
вероятность поражения цели с хода первым
выстрелом. По мнению автора, в этом отношении Т-80
сравним с западными танками М-60А-3 и "Чифтен"
Mk.5.
Отсутствие высококачественной ИК системы
ночного видения делает практически невозможным
применение танка Т-80 в темное время суток.
Основными плюсами Т-80, по мнению советских
специалистов, позволяющими противостоять
новейшим западным танкам "Леопард"2 и Ml,
являются: высокая эффективность 125-мм пушки при
стрельбе бронебойными снарядами, хорошая
броневая защита, особенно спереди, и высокая
маневренность Т-80. Михаил Никольский |