Бронетехника мира    

-->Вы вошли как Гость | Группа "Гости" .Приветствую Вас  Гость 

Главная | Бронетехника | Регистрация | Вход                                                                                         

Среда, 28.06.2017, 15:11

Меню
Категории раздела
Начало танкостроения [15]
Развитие танковых войск [8]
Вторая Мировая Война [8]
После Первой мировой войны [24]
Наш опрос
Лучший тяжёлый танк Второй Мировой Войны
Всего ответов: 864
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Популярные статьи
Бронетехника Румынии
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Легкие немецкие танки Первой мировой войны
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Крейсерский танк CROMWELL(Англия)
Миномет под именем «Тюльпан»
Свежие материалы
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
Краткая история СС
Предыстория и причины появления танков
Германские танки Первой мировой войны.Итоги и уроки
Немецкие проекты 1918 года
Главная » Статьи » История БТВТ » Начало танкостроения

Предыстория и причины появления танков

    15 сентября 1916 г. на реке Сомме вышли в бой первые 32 английских танка. «Танк движется по главной улице деревни Флер, и английские солдаты идут вслед за ним в хорошем настроении». — это известное сообщение британского пилота широко растиражировала пресса и он часто встречается в литературе, посвященной первым танкам.

    Реакция частей германской пехоты была просто панической. «Все стояли пораженные, как будто потеряв возможность двигаться. Огромные чудовища медленно приближались к нам, гремя, прихрамывая и качаясь, но все время продвигаясь вперед Ничто их не задерживало. Кто-то в первой линии окопов сказал, что явился дьявол — и это слою разнеслось по окопам с огромной быстротой», — так описал корреспондент ощущения солдат кайзеровской армии . Так громко заявило о себе новое боевое средство, которому суждено было вместе с боевой авиацией и автоматическим оружием в корне изменить характер боевых действий, систему вооружения и организации армий и, по сути, определить облик всего двадцатого века.

    У всякой истории есть своя предыстория. Предыстория танка — тема отдельная и интересная. Сразу после боев на Сомме военный корреспондент «Тайме» не без основательной гордости писал в статье «Сухопутный флот»: «Возможно, что прежде, чем окончится война, и мы, и германцы, и наши союзники будут строить новые чудовища, громаднее и страшнее этих; возможно, что мы увидим сражения целых флотов сухопутных дредноутов и мониторов; но несомненно, что в этом деле мы первые. Теперь эта дьявольская машина (перекликается с реакцией в германских окопах. — С.Ф.) принадлежит нам и только нам».

    Но очень скоро на «отцовство» ганка начали претендовать другие. И хотя реально значим приоритет в создании и практическом применении нового средства, а не в области «идей» и проектов, вопрос о том, «кто первым продумал», стал предметом бурных и долгих споров. В 1919 г. вопросом о приоритете занималась специально утвержденная королем комиссия британского парламента. Она установила, что создателями ганка все-таки были англичане, хотя советские и российские авторы времени имеют на этот счет другое мнение, отличное от мнения англичан.


Рисунок "закрытой повозки, вооруженной пушкой", по описанию Леонардо Да Винчи - это еще очень далеко от вездеходной боевой машины.

    В поисках предшественников и прототипов танка можно погружаться глубоко в историю и в результате найти наиболее близкий аналог в боевых слонах — кстати, именно на боевых слонов прошлого ссылались многие изобретатели вездеходных боевых машин того времени, а первые танки даже именовали «механическим боевым слоном». Часто упоминаемые черепахообразные «повозки, вооруженные пушками», описанные Леонардо да Винчи в 1482 г. в письме герцогу Сфорца, были по сути развитием давно известных закрытых повозок, толкаемых скрывавшимися в них бойцами. Такие повозки использовались, скажем, римлянами под именем «виней», в Средние века их именовали «кошками» — при штурме крепостей они прикрывали и поддерживали действия других штурмовых машин (таранов, штурмовых башен).


Патенты на конструкцию гусеничного хода появились еще в конце XVIII века, но не нашли практического применения.Поэтому на протяжении всего XIX века гусеницу изобретали неоднократно. Один из вариантов одиночной стальнйо цепи мы видим в проекте "способа передвижения поездов и повозок с помощью локомотива по обыкновенным дорогам" штабс-капитана русской артиллерии С.Маевского, поданного в 1876 году. Проект хотя и не самый ранний, но достаточно продуманный.

    Правда, да Винчи предлагал снабдить такие повозки механической трансмиссией и вывести в полевое сражение. Эта боевая машина, как и многие другие, предлагавшиеся различными авторами, осталась нереализованной. «Танк» складывается из четырех основных элементов — универсального механического двигателя, вездеходного (желательно гусеничного) движителя, бронезащиты и скорострельного оружия. Эти элементы не могли сойтись в одной машине ранее второй половины XIX века.


Этот, явно нереализумый "гусеничный бронепоезд", по мнению Буйена, должен стать "самым грозным оружием войны"

Устройство гибкой гусеницы по проекту Буйена(1) и установка орудия в "поезде" Буйена(2)

    Проекты «самодвижущихся батарей» и «блиндированных» колесниц появлялись все чаще, некоторые (как паровая «полевая локомобильная батарея» Дж. Коуэна) даже строились и испытывались, но не вызывали интереса военных специалистов — в силу не только своего несовершенства, но и отсутствия явной потребности в подобных боевых средствах. Появились и проекты вездеходных бронированных боевых машин. Первым свел воедино двигатель, бронирование, гусеничный ход и скорострельное вооружение французский изобретатель Э. Буйен, предложивший в 1874 г. своего рода фантастический «бронепоезд» из восьми шарнирно сочлененных секций, охваченный единой широкой гусеницей. Гусеница представляла собой замкнутое железнодорожное полотно и позволяла делать поворот за счет ее изгиба, хотя собственно механизм поворота проработан не был. «Самое грозное орудие войны», каким считал свою машину Буйен, несло мощную броню, 12 пушек и 4 митралезы. Команда — надо полагать, вместе с десантом — должна была включать 200 (!) человек. Конечно, предложенная Буйеном 40-сильная паровая машина не смогла бы сдвинуть эту 120-тонную машину с места.


"Патент-Моторваген" Карла-Бенца, 1885-1886 гг.,  - начало эры автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Всего через 30 лет они изменят лицо армии

    Появление и развитие автомобилей, естественно, вскоре породило вполне практичные опытные бронеавтомобили — «Шаррон-Жирардо и Вуа» во Франции и Ф. Симмса в Англии в 1902 г., «Аустро-Даймлер» в Австро-Венгрии в 1904 г., «Эрхардт» ВАК и «Опель» в Германии в 1906 г. Но особого интереса они также не вызвали, пока итальянцы не без успеха применили свои бронеавтомобили в Тунисской войне 1911 году. Параллельно продолжались попытки установить вооружение и броню на гусеничный ход. В 1903 г. подобный проект предложил Ле Вавассер во Франции. В 1911 г. обер-лейтенант железнодорожного полка Австро-Венгрии Г. Бурштынь разработал вполне реализуемый проект бронированной машины «Моторгешютц» (Motorgeschutz). Машина должна была двигаться на непрерывных гусеничных лентах тросовой системы, весить около 5 т, нести экипаж из 3 человек, 30- или 40-мм пушку в поворотной башне, броню толщиной 8-4 мм. Двигатель мощностью 50-60 л.с. должен был обеспечить скорость от 3 до 8 км/ч (весьма трезвая оценка), а оригинальное рычажно-роликовое приспособление — преодоление различных препятствий. Для движения по дорогам со скоростями до 20-30 км/ч Бурштынь предполагал снабдить машину съемными ведущими и управляемыми колесами. В октябре 1911 г. проект был предложен военному министерству Австро-Венгрии, а чуть позже - Германии. Хотя 28 февраля 1912 г. Бурштынь подучил на него германский патент, а 25 апреля — австро-венгерский, а «Милитаристе Цайтгарифт» за 1912 г. отметевши его «остроумное изобретение», военные ведомства им совершенно не заинтересовались.



Так должен был выглядеть "Моторгешютц" Бурштыня

Разрем "Моторгешютц" и планируемый способ преодолени им препятствий - из патента обер-лейтинанта Г.Бурштыня.1912 год.

    В том же 1911 г. британский офицер капитан Т. Туллок предложил построить на гусеничном шасси «Горнсби» бронированный транспортер для доставки солдат на поле боя (здесь якобы и прозвучало впервые слою «tank» — Туллок назвал так корпус машины). В 1912 г. постройку боевых гусеничных машин предлагал британскому военному ведомству австралиец Ланселот А. де Молль — по его проекту машина должна была иметь упругую подвеску специальные штыри для преодоления препятствий, поворачивать за счет поперечного изгиба гусениц. Год спустя подал свой проект изобретатель, оставшийся в истории как «водопроводчик из Ноттингема». На его проект в военном министерстве наложили резолюцию: «Этот человек сумасшедший».


Один из первых вариантов гусеничного шасси "Холт"

    Германские исследователи нашли сообщения о Б. Гебеле, который в 1913 г. якобы испытывал в Познани вооруженную пушками вездеходную машину, а в 1914 г даже пытался показать ее в Берлине. Проект «сухопутного крейсера» Гебеля рассматривался комиссией военного министерства и был признан нереализуемым.

Причины появления танков

    Только позиционный тупик Первой мировой войны заставил изменить отношение к подобным проектам. Маневренный период войны закончился на Западе в декабре 1914 г. образованием сплошных линий окопов, прикрытых проволочными заграждениями и пулеметным огнем, срывавшим любые атаки и похоронившим надежду на скоротечную войну. Массирование артиллерии и долгие — до нескольких суток — артобстрелы только усугубили проблему. Воплощением позиционного тупика стали две операции 1916 г.. беспримерные по затрате ресурсов, людским потерям и мизерности результатов — германское наступление на Верден и английское на Сомме.


Гусеничное шасси по проекту Л.А де Молля.1912 год

Трактор "Литтл Катерпиллер" постройки "Горнсби энд Санз"

    Переносные и колесные щиты, которые использовали воюющие армии, оказались слишком громоздкими. На поле боя «просился» мотор. Моторизация армий западных и центральных держав к тому времени уже находилась в достаточной степени развития. Двигатель внутреннего сгорания обратил на себя внимание военных задолго до Первой мировой — им планировали заменить обозных и артиллерийских лошадей. В 1907 г. британская армия испытывала гусеничный трактор фирмы «Горнсби знд Санз» системы Д Робертса. Вскоре патенты Робертса использовала американская «Холт Компании. Английская, французская, русская тяжелая артиллерия выбрала трактор «Холт» в качестве тягача. Этим тракторам суждено было сыграть важную роль и в появлении танков. К 1914 г. британская армия планировала иметь около 900 машин, хотя реально располагала 80 грузовиками, 15 мотоциклами и несколькими «Холтами» (в самой Англии эти трактора производились по лицензии под марками «Клейтон» и «Рустон»).


Паровые "дорожные локомобили" использовали англичанами во времен Крымской войны 1854-1855 гг. для доставки грузов войскам. А во время русско-турецкой войны 1877-1877 гг. их использовала уже русская армия. Вскоре после начала Первой мировой войны для "моторизации" армейских тылов пригодились "автомобильные тракторы" с широкими ободами колес.

    Французская армия на 1914 г. располагала 6000 автомобилей, германская — 4000 (в основном это были грузовики грузоподъемностью от 3 до 7 т). А в 1918 г. у той же британской армии было уже 80 000 автомашин, у французской — более 90 000. Однако, повышая оперативную подвижность, автомобили и трактора только способствовали позиционной войне. В первые месяцы войны в Бельгии и Франции не без успеха применялись бронеавтомобили, но с установкой позиционного фронта их возможности резко упали, хотя на Восточном фронте русские бронеавтомобили активно действовали всю войну'. Требовалось средство, способное повысить тактическую подвижность на поле боя, подвести защищенные броней пулеметы или легкие пушки к позициям противника, проложить путь в проволочных заграждениях, прикрыть подвижным огнем атаку пехоты. Тут надо было использовать принципиально новое оружие прорыва вражеских позиций. Этим оружие и должны были стать танки.

С.Федосеев

Категория: Начало танкостроения | Добавил: Ariec (28.08.2011)
Просмотров: 4403 | Теги: причины появления танков, Моторгншютц, Бурштын, Маевский, танки, создание танков, тракторы | Рейтинг: 2.5/4
Форма входа
Найти бронемашину
Реклама
Баннерная Сеть ARMY Best Sites
Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz