Начиная с конца 18 века паровая машина
использовалась в качестве двигатели на транспорте, сначала на водном (пароход)
затем на железнодорожном (паровоз) В 1783 году маркиз Жоффруа д'Аббан построил
и успешно испытал на реке Саоне (Франция) свой пароход «Пироскаф»
водоизмещением 182 тонны. Кроме паровой машины, приводившей в действие гребные
колеса, судно было оснащено вспомогательным парусным вооружением. В 1807 году
Роберт Фултон. артист и изобретатель спустил на веду пароход «Клермон», который
выполнял пассажирские рейсы по Гудзону между Нью-Йорком и Албани (США). Спустя
12 пет в 1819 году парусно-паровое судно «Саванна» за 27 суток и 12 часов пересекло Атлантику, но справедливости ради следует
заметить что 87 % пути «Саванна» прошла под парусами. Пароходы с
дополнительной парусной оснасткой строились вплоть до 1860 года, а колесные
пароходы — до 20-х годов 20 века но использовались
они уже в основном для развлечений.
Первые паровые локомотивы были построены Ричардом Тревитиком в 1800— 1801 годах и применялись
на шахтах, где заменили вагонетки, которые начиная с 1550 года катали по
деревянным рельсам лошади женщины и дети. Самый известный паровой локомотив
Тревитика в 1804 году возил железную руду на заводе Пен-и-Даррен в Южном Уэльсе
Он проходил маршрут протяженностью 14,5 км с максимальной скоростью 8 км/ч и
доказал, что машина с гладкими колесами может вполне нормально передвигаться
по столь же гладким металлическим рельсам Локомотивы для работы на шахтах
строили также Джон Бпенкинсоп, Уильям Хедли и Джордж Стефенсон.
Первая пассажирская железная дорога соединившая Стоктон и Дарпингтон
на севере Англии была открыта 27 сентября 1825 года. Состав из 38 вагонов,
среди которых были пассажирские и товарные, нагруженные углем, тянул новый
локомотив, разработанный Джорджем Стефенсоном и названный им «Локомоушн».
Спустя четыре года изобретатель вместе со своим сыном Робертом построил
локомотив «Ракета» который 15 сентября 1830 года привел первый «междугородный»
поезд из Ливерпуля в Манчестер.
Успехи в использовании паровых машин на средствах водного и
железнодорожного транспорта были вполне очевидны и это заставляло
изобретателей искать пути дальнейшего усовершенствования и применения паровых
машин. Поэтому естественным было стремление изобретателей
использовать их также для безрельсового транспорта где все еще
господствовала конная тяга.
Самая ранняя самодвижущаяся паровая повозка была изобретена
ч 1769 году французским военным инженером Николя
Кюньо. Она приводилась в движение паровой машиной и предназначалась для
буксировки артиллерийских орудий, однако реально могла перевозить четырех
человек со скоростью немногим более 3 2 км/ч. Чуть позже в 1803 году. Ричард
Тревитик продемонстрировал в Лондоне одну из своих первых паровых машин, но она
не произвела большого эффекта на публику, и изобретатель занялся
строительством локомотивов.
Однако в 1820—1830 годах было построено некоторое
количество паровых экипажей которые выполняли ограниченные пассажирские
перевозки в Лондоне, Париже и ряде других крупных городов. Но развитию нового
вида транспорта мешали владельцы дилижансов, позже к ним присоединились и
железнодорожные компании, которые делали все возможное чтобы оградить себя от опасной
конкуренции. Это было не так уж сложно, принимая во внимание то что первые
паровые экипажи были громоздкими, неудобными и шумными, они поминутно
окутывались дымом и клубами горячего пара, и публика в целом относилась к ним
с большим недоверием считая их небезопасными для людей.
Аналогичные работы велись и в России с тем лишь отличием
что энтузиазм русских изобретателей наталкивался на непробиваемую стену
холодного и безразличного равнодушия со стороны царских чиновников. Так, в
1830 году русский лафетный мастер К Янкевич представил проект безрельсового
парового «быстроката». В объяснении к проекту Янкевич, заглядывая далеко
вперед, писал «Введение и употребление сухопутного летнего и зимнего парового
экипажа без сомнения принести может государству немаловажную пользу
поспешнейшим доставлением всех сведений и необходимых потребностей во все места,
а равно и сообщением со всеми городами». Однако прошло более тридцати лет прежде,
чем мысль Янкевича была осуществлена на практике. На Урале, к северо-востоку
от Нижнего Тагила, между Верхней и Нижней Салдой пролетает дорога, по которой
более ста двадцати лет тому назад совершал регулярные рейсы паровой
автомобиль, построенный русским изобретателем Аммосом Черепановым.
Примерно в то же время создаются паровые колесные тракторы и
начинается их производство в заводских условиях В 1876—1877 годы Брянский
завод выпустил первые два трактора В 1903 году Коломенский завод построил тракторы
успешно применявшиеся на строительстве Амурской железной дороги.
В Европе изобретатели стремились усовершенствовать паровую
машину и сделать ее более компактной. В 1889 году успеха добился француз Леон
Серполле, он изобрел котел, в котором пар образовывался при прохождении воды
через ряд раскаленных до красна
стальных змеевиков нагреваемых горящим парафинном. В 1694 году машина
известной французской фирмы «Де Дион-Бутон», оснащенная 15-сильным паровым двигателем
этого типа выиграла первые автогонки, покрыв 127 км. отделявших Париж от
Руана со средней скоростью 18,7км/ч. В Соединенных Штатах Америки братья
Стэмли построили знаменитый двухместный паровой автомобиль, установивший в
1906 году мировой рекорд скорости —205,5 км/ч Однако дни паровых машин были
уже сочтены на авансцену выходил двигатель внутреннего сгорания. |