Первая
попытка поставить пар на службу человеку была предпринята в Англии в 1698 году машина Сэйвери предназначалась
для осушения шахт и перекачивания воды Сам
изобретатель назвал ее "огневой машиной" и широко разрекламировал как "друга
шахтеров". Для получения пара, приводившего машину в действие, требовался огонь,
но изобретение Сэивери еще не было двигателем
в полном смысле этого слова поскольку кроме нескольких клапанов открывавшихся
и закрывавшихся вручную, в нем не имелось подвижных частей.
Машина Сэйвери работала
следующим образом сначала герметичный резервуар наполнялся паром затем внешняя
поверхность резервуара охлаждалась холодной водой, отчего пар конденсировался,
и в резервуаре создавался частичный вакуум После этого вода — например со дна шахты
— засасывалась в резервуар через заборную трубу и после впуска очередной порции
пара выбрасывалась наружу через выпускную Затем цикл повторялся, но воду можно
было поднимать только с глубины менее 10 36 м поскольку в действительности ее
выталкивало атмосферное давление
Первая
удачная паровая машина с поршнем была построена французом Дени Папеном, чье имя
чаще ассоциируется с изобретением автоклава, который имеется сегодня практически
в каждое доме в виде кастрюли-скороварки
В 1674 году Папен построил пороховой двигатель принцип действия которого основывался
на воспламенении в цилиндре порока и перемещении поршня внутри цилиндра под воздействием
пороховых газов Когда избыток газов выходил
из цилиндра через специальный клапан, а оставшийся газ охлаждался, В цилиндре
создавался частичный вакуум и поршень возвращался в исходное положение под
действием атмосферного давления.
Машина была не очень удачной, но она навела
Папена на мысль заменить порох водой И в 1698 году он построил паровую машину
(в том же году свою "Огненную машину» построил и англичанин Сэйвери) Вода
нагревалась внутри вертикального цилиндра с поршнем внутри и образовавшийся пар
голкал поршень вверх Когда пар охлаждался и конденсировался, поршень опускался
вниз под действием атмосферного давления Таким образом, посредством системы блоков
паровая машина Папена могла приводить в действие различные механизмы, например насосы
Услышав о паровой
машине Папена, Томас Ньюкомен который часто бывал на шахтах в Вест Кантри где он
работал кузнецом и лучше чем кто-нибудь другой понимал, как нужны хорошие насосы
для предотвращения затопления шахт
объединил усилия с водопроводчиком и стекольщиком Джоном Калли в попытке построить
более совершенную модель Их первая паровая машина была установлена на угольной
шахте в Стаффордшире в 1712 году Как и в машине Папена. поршень перемещался в вертикальной
цилиндре но в целом машина Ньюкомена была значительно более совершенной. Чтобы ликвидировать
зазор между цилиндром и поршнем. Ньюкомен закрепил на торце последнего гибкий кожаный
диск и налип на него немного воды.Пар из котла поступал в основание цилиндра и поднимал
поршень вверх Но при впрыскивании в цилиндр холодной воды, пар конденсировался,
в цилиндре образовывался вакуум, и под воздействием атмосферного давления поршень
опускался вниз Этот обратный ход удалял воду
из цилиндра и посредством цепи соединенной с коромыслом, двигавшимся наподобие
качелей поднимал вверх шток насоса Когда поршень находился в нижней точке своего
хода в цилиндр снова поступал пар, и с помощью противовеса, закрепленного на штоке
насоса или на коромысле, поршень поднимался в исходное положение После этого цикл
повторялся.
Машина Ньюкомена оказалась на
редкость удачной и использовалась по всей Европе более 50 лет В 1740 году
машина с цилиндром длиной 2,74 ми диаметром 76 см за один день выполняла
работу, которую бригады из 25 человек и 10 лошадей, работая посменно, раньше
выполняли за неделю В 1775 году еще большая машина, построенная Джоном Смитоном
(создателем Эддистоунского маяка), за две недели осушила сухой док в Кронштадте
(России) Ранее с использованием высоких ветряков на это уходил целый год
И тем не менее,
машина Ньюкомена была далека до совершенства Она преобразовывала в механическую
энергию всего лишь около 1 % тепловой энергии и. как следствие, пожирала
огромное количество топлива что, впрочем, не имело особого значения когда машина
работала на угольных шахтах
В целом машины Ньюкомена
сыграли огромную роль в сохранении угольной промышленности- с их помощью удалось
возобновить добычу угля во многих затопленных шахтах
Проект
первой в мире паровой машины способной непосредственно приводить в действие любые
рабочие механизмы предложил 25 апреля 1763 года русский изобретатель И И Ползунов,
механик на Колывано-Воскресенских горнорудных заводах Алтая. Проект попал на стол
к начальнику заводов, который одобрил его и отослал в Петербург, откуда вскоре
пришел ответ «Сей его вымысл за новое изобретение почесть должно». Паровая машина
Ползунова получила признание
Ползунов
предлагал построить вначале небольшую машину на которой можно было бы выявить и
устранить все недостатки неизбежные в новом изобретен. Заводское начальство с этим
не согласилось и решило строить сразу огромную машину для мощной воздуходувки Постройку
машины поручили Ползунову. в помощь которому были выделены «не знающие, но только
одну склонность к тому имеющие из здешних мастеровых двое» да еще несколько подсобных
рабочих.
С этим «штатом»
Ползунов приступил к постройке своей машины Строилась она год и девять месяцев Когда
машина уже прошла первое испытание, изобретатель заболел скоротечной чахоткой и
за несколько дней до завершающих испытаний умер
23 мая 1766 года ученики Ползунова
Левзин и Черницын одни приступили к последним испытаниям паровой машины В «Дневной
записке» от 4 июля было отмечено "Исправное машинное действие-, а 7 августа
1766 года вся установка — паровая машина и мощная воздуходувка — была сдана в эксплуатацию
Всего
за три месяца работы машина Попзунова не только оправдала все затраты на ее постройку
в сумме 7233 рублем 55 копеек не и дала чистую прибыль в 2640 рублей 28 копеек
10 ноября 1766 года котеп дап течь, и машина остановилась Несмотря на то что эту неисправность можно
было легко устранить, заводское начальство, не заинтересованное в механизации забросило
творение Попзунова
В течение последующих тридцати лет машина бездействовала
ав 1779 году тогдашние управители
алтайских заводов отдали распоряжение машину разобрать, «находящуюся
при оной фабрику разломать и лес употребить
на что годен будет»
Примерно в это же время в Англии над созданием паровой машины работал шотландец Джеймс Уатт
Следующая
страница |