Бронетехника мира    

-->Вы вошли как Гость | Группа "Гости" .Приветствую Вас  Гость 

Главная | Бронетехника | Регистрация | Вход                                                                                         

Суббота, 22.07.2017, 07:56

Меню
Категории раздела
Начало танкостроения [15]
Развитие танковых войск [8]
Вторая Мировая Война [8]
После Первой мировой войны [24]
Наш опрос
Какой самый важный компонент соверменного танка по Вашему мнению?
Всего ответов: 304
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Популярные статьи
Бронетехника Румынии
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Легкие немецкие танки Первой мировой войны
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Крейсерский танк CROMWELL(Англия)
Миномет под именем «Тюльпан»
Свежие материалы
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
Краткая история СС
Предыстория и причины появления танков
Германские танки Первой мировой войны.Итоги и уроки
Немецкие проекты 1918 года
Главная » Статьи » История БТВТ » После Первой мировой войны

Германский блеф

Версальский мирный договор, как известно, запрещал Германии разрабатывать, выпускать и иметь бронетанковую технику на вооружении своей армии. Тем не менее немцы тайно изготовили несколькоо танков LKII, которые затем передали венграм. Немецкие специалисты успешно работали за границей, а дома, в Германии, первые самоходные установки на базе забронированных тракторов с орудиями калибра 37-мм и 75-г они изготовили уже в 1927 г. Через 2 года фирмы «Крупп» и «Рейнметалл-Борзиг» построили, так называемые легкие тракторы, а на деле легкие танки с 37-мм орудием башне. В 1929-1930 гг. за ними последовали и 2 двухбашенных средних танка «большие тракторы», испытания которых проводились у нас на советско-германском объекте «Кама», созданном еще 1926 г.
Танки оказались неудовлетворительными прежде всего из-за неудачного расположения башен, жесткой подвески и отсутствия радиосвязи. Тем не менее, опыт у германских конструкторов уже был накоплен, поэтому когда в Германии пришли к власти нацисты, они тут же постарались его использовать и начали разрабатывать легкие, средние и тяжелые танки. Причем по примеру Англии и СССР, где на вооружении состояли многобашенные конструкции, разработка таких же танков была начата и в Германии.

Германский тяжелый танк «Рейнметалл», 1936 г.

 

Своего рода флагманами германских танковых войск должны были и здесь стать трехбашенные танки Nb.Fz или Neubaufahrzeug («машина новой конструкции»), выпускать которые подрядилась фирма «Рейнметалл-Борзиг» в Дюссельдорфе. В отличие от средних танков Англии и СССР германские конструкторы расположили 3 башни по диагонали: главная башня в средней части корпуса, чуть ниже спереди справа и позади слева — малые пулеметные башни. Механик-водитель располагался в рубке спереди слева. В главной башне слева помещался наводчик, справа — заряжающий, а сзади посередине — командир танка. Два пулеметчика находились в малых башнях. Корпус и башня танка,сварные. Подвеска была прикрыта броневыми экранами. В бортах корпуса и башни имелись люки-лазы для входа и выхода.


Ходовая часть танка включала на борт по 10 сдвоенных катков, сблокированных в тележки по 2 и 4 поддерживающих ролика. Тележки крепились к корпусу на шарнирных рычагах и подрессоривались спиральными пружинами. Оригинально было подобрано вооружение, включавшее 2 орудия, спаренных в одной башне в вертикальной плоскости, и 3 пулемета, два из которых располагались в диаметрально противоположных башенках: 75-мм пушка для поражения живой силы и 37-мм — для бронецелей. По замыслу конструкторов такое «разделение труда» должно было повысить темп стрельбы и боевую эффективность машины.
В справочной литературе отмечалось, что в танке было тесно, однако не следует забывать, что командир машины был избавлен от каких-либо других функций, кроме командирских, в то время как многие другие танки не имели командира вообще. Первые машины были сделаны в конце 1934 г. из обычной неброневой стали. После этого было заказано еще 3 шасси, но башни военным не понравились. Спаренные орудия, расположенные одно над другим, было трудно обслуживать, пулеметная установка, расположенная в башне в отдельном гнезде, как на советских Т-28 и Т-35, затрудняла наведение вооружения на цель, тогда как люки башни, открывавшиеся назад по ходу танка, могли отражать внутрь пули и осколки снарядов. Поручневая антенна также не встретила одобрения. Поэтому фирме «Крупп» в Эссене поручили изготовить новую башню, свободную от указанных недостатков.


В течение 1935 г. фирма «Рейнметалл» изготовила 3 новых шасси, а фирма «Крупп» - 3 новые башни, в которых орудия теперь располагались в горизонтальной плоскости, пулемет наводился вместе с маской пушек, антенна была штыревой, а люки башни открывались по ходу вперед. Кроме того, новая башня, сваривавшаяся из плоских броневых плит, была намного технологичнее прежней башни конической формы.
В серию новые танки так и не пошли, но тем не менее их долгое время использовали в качестве учебных. Когда в 1937 г. вермахт начал получать средние танки Pz-III и Pz-IV, то, чтобы не нарушать сквозной системы обозначений, Nb.Fz модели А в 1939 г. назвали Pz-V (PzKpWV), а модели Б (с башней Круппа) – Pz-VI (PzKp (PzKpWVI), причем позже эти обозначения перешли к танкам «Пантера» и «Тигр».
В 1940 г. 3 новых танка в составе танкового батальона особого назначения были посланы в Норвегию. Один танк застрял в болоте и был взорван своим экипажем, тогда как 2 других находились в Норвегии до конца войны и только на следующий год возвращены обратно в Германию, где их отправили на переплавку. Самое удивительное, что немцам удалось с их помощью достичь значительного эффекта устрашения своих противников на Западе и на Востоке. В сочетании с удивительно быстрым разгромом Франции фотографии трехбашенных машин в цехах завода и на улицах Осло, как раз и породили слухи о наличии у Германии сверхтяжелых танков весом 80 и 100 т. Сообщалось даже, что строятся они на заводах «Шкода», и надо думать, не без помощи слухов про все эти «чудеса» Сталину и передали донесение советской разведки о якобы готовящихся немцами тяжелых танках со броней и мощными пушками в 100-мм.


Клюнули на эту «дезу» и в США, где 30 июня 1940 г. газета «Нью-Йорк таймс» напечатала фотографию одного из цехов завода в Германии, где на первом плане красовался Nb.Fz с башней фирмы «Рейнметалл». Вид у сборочной линии был очень внушительный, и, глядя на нее, можно было вполне предположить, что этот танк уже запущен в серийное производство. В итоге блеф удался полностью! Дошло до того, что в американском наставлении «Германские вооруженные силы» об этих танках сообщалось, что они вооружены орудиями калибра 105-мм и 37-мм, имеют боевой вес 45 тонн и экипаж из 7-8 человек. Все это не могло не оказать на американцев определенного деморализующего воздействия, поскольку ничего подобного у них тогда не было.

 

К 1933 г. несколько германских фирм спроектировали и 5-тонный легкий танк. Лучшим признали крупповский, который в июле 1934 г. запустили в серийное производство под маркой Pz-IA (PzKpWVI). Главной особенностью его ходовой часnи стала смешанная подвеска, где были использованы и спиральные пружины, и листовые рессоры, и балка жесткости, соединявшая задние тележки катков. До 1936 г. было выпущено 818 машин, но в 1935 г. танк модернизировали, установили еще один каток, тогда как «ленивец», опиравшийся раньше на землю, — подняли. Танк получил более мощный мотор, но хромирование и вооружение, состоявшее из 2 пулеметов винтовочного калибра, осталось без изменений. Производство нового танка под маркой Рz-IВ продолжалось до июня 1937 г., а общий объем производства составил 675 машин. Обе модификации приняли участие в гражданской войне на территории Испании, где выяснилось, что их бронирование и вооружение требованиям современной войны уже не отвечает. Вот почему, захватив Чехословакию, немцы тут же переделали 170 Рz-IВ в самоходные пушки, вооруженные чешскими 47-мм противотанковыми орудиями, устанавливавшимися на корпусе открыто за броневым щитом. Еще 38 танков в 1940 г. переделали в самоходки с 150-мм пехотным орудием, которые использовали для огневой поддержки пехотных подразделений. На базе Рz-I был также выпущен танк управления, имевший прямоугольную рубку и 2 радиостанции с экипажем из 3-х человек. Интересно, что хотя к 1941 г. эти танки совершенно безнадежно устарели, из-за нехватки бронетанковой техники, даже они были использованы для нападения на СССР.

Германский танк Pz-IB, 1935 г.

 

Следующий легкий танк-разведчик Рz-II (PzKpFWII) был разработан фирмой MAN к октябрю 1935 г., а в начале 1936 г. первые машины уже были сданы на испытания. На первых машинах стояли катки малого диаметра, но потом остановились на катках среднего диаметра с подвеской, которая состояла из листовых рессор. Вооружение танка состояло из 20-мм автоматической пушки и одного пулемета; броня со всех сторон была одинаковой толщины - 14,5 мм. С марта 1937 по апрель 1940 г. немцы произвели 1113 танков Рz-II модификаций А, В и С, которые применялись во время вторжения во Францию, а позже на советско-германском фронте.
В 1938-1939 гг выпустили 43 машины (модификации D и E), имевшие шасси типа Кристи: 4 больших опорных катка на индивидуальной торсионной подвеске без поддерживающих роликов. Толщину лобовой брони увеличили до 30-мм, масса танка достигла 10 т, а скорость — 55 км/ч.
Производство Рz-II совсем было ужо прекратили в 1940 г., но так как замены для него в это время не оказалось, танк продолжали выпускать вплоть до 1942 г. Всего было сделано 1800 танков Рz-II разных модификаций.
В 1934 г. Heeres Waffenamt (Управление вооружений сухопутных войск) объявило конкурс на разработку нового 15-тонного среднего танка, вооруженного 37-мм пушкой. В конкурсе приняли участие фирмы МАН, «Даймлер-Бенц», «Рейнметалл-Борзиг» и «Крупп».
Новый танк весом 15т, вооруженный 37-мм танковой пушкой, условно был назван Zugfuhrerwagen (машина командира роты).
Конкурс выиграла фирма «Даймлер-Бенц» в 1937 г. Ее танк, получивший наименование PzKpfw.III (советское обозначение Т-III), был принят на вооружение германской армии. Вместе с более мощным танком огневой поддержки PzKpfw.IV он должен был стать основной машиной в бронетанковых частях вермахта.


Танк защищался броней толщиной 14,5-мм на корпусе и 20-мм на башне, кроме пушки имел два пулемета, скорость движения по шоссе 30-33 км/ч и экипаж из пяти человек. На танке первой модели (PzIIIAuSF.A) ходовая часть состояла из пяти обрезиненных опорных катков среднего диаметра, имевших индивидуальную подноску на спиральных пружинах, а так же двух поддерживающих катков малого диаметра. Ведущее колесо традиционно для германского танкостроения располагалось спереди, а ленивец — сзади.

Германский танк Pz-IIIL, вариант с 50-мм пушкой

 

Детали корпуса соединялись между собой на болтах, что облегчало процесс изготовления и ремонта машины.
Танк был прекрасно встречен в войсках, получил самые лестные отзывы о своей боевой мощи, подвижности, проходимости и был рекомендован как основной боевой танк вермахта. Тем не менее достигнуть своей главной цели - превосходства над танками своих потенциальных противников - конструкторам не удалось. К тому же после изготовления первых серий танка PzKpfw.III восторженные отзывы о нем сменились скептическими замечаниями. Главной ахиллесовой пятой первых модификаций стала неудачная подвеска ходовой части. Фирме пришлось ее  четырежды переделывать (построено 10, 15, 15 и 30 танков мо-дификаций PzIII AuSF. А, В, С и D соответственно), но удовлетворительных результатов достичь в это время так и не удалось.


Только в 1938 г. был создан PzIII AuSF. E с новой подвеской, спроектированный почетным доктором технических наук Фердинандом Порше, который в начале 30-х гг. разработал и настойчиво предлагал различным фирмам свой тип упругих элементов не в виде дорогих и сложных цилиндрических пружин или листовых рессор, а из дешевых стержней-торсионов, работавших на скручивание. Этот вариант и пошел наконец в крупносерийное производство, постепенно заменяя в войсках PzI и PzII.
Таким образом, PzIII AuSF. E стал первым средним танком Германии, строившимся довольно крупной серией, и первым в мире боевым танком, несущим торсионную подвеску. Причем именно торсионы стали усиленно применяться в танкостроении практически всех стран. Так, в 1940 г. в Советском Союзе появились танки СМК и КВ, а 1944 г. в Америке -легкий танк М24 «Чаффи», имевшие подвеску, практически идентичную той, что применялась на PzKpfw.III. После войны торсионы практически вытеснили все иные упругие элементы в подвесках основных боевых танков.
Но к тому времени у многих стран появилась новая мощная противотанковая артиллерия, потребовавшая усиления бронирования танков, поэтому пришлось усилить бронирование башни, а также лоб и корму корпуса дополнительными 15-мм листами, что довело общую толщину брони до 30-мм. На PzIII AuSF.Р установили 50-мм пушку для борьбы с новыми танками противника. Все это привело к возрастанию веса танка до 20 т, а это ухудшило проходимость не только по бездорожью, но и по грунтовым дорогам. Поэтому очередной вариант PzIIIAuSF.G получил более широкие гусеницы (400-мм вместо 360-мм), но одновременное усиление лобовой и башенной брони до 50 мм оставило проходимость такой же, как она и была. Всего в 1938-1941 гг. было построено 96 PzIII AuSF. E, 435 PzIII AuSF. F(в том числе 100 с 50-мм пушкой), 600 PzIIIAuSF.G (первые 50 - с 37-мм пушкой, остальные с 50-мм) и 408 PzIIIAuSF.Н.


Первые Т-III (традиционное название этой машины в отечественной литературе) эпизодически были задействованы в оккупации Австрии и Чехословакии, отдельные машины-в польской кампании. Вторжение во Францию, боевые действия на Балканах и в Северной Африке, когда эти танки стали основными боевыми машинами вермахта, и особенно нападение на СССР выявили их серьезные  недостатки. Одновременно проявилась неспособность его создателей предвидеть развитие событий - все новые варианты производились с опозданием и не могли стать полноценными боевыми машинами на достаточно большой период времени.
Другим типом среднего танка - «танком огневой поддержки» - по мнению теоретика германских танковых войск генерала Г. Гудериана, должен был стать танк PzIV (Т-IV как его было принято называть у нас), вооруженный короткоствольным орудием калибра 75-мм. Решение о его выпуске было принято в 1934 г., а всего в 1937-1939 г. его производитель — фирма «Крупп» — изготовила около 200 танков этого типа. 1 сентября 1939 г. во время нападения на Польшу германская армия имела всего 211 танков этого типа, однако они хорошо зарекомендовали себя в боях и были утверждены в армии в качестве основных танков наряду с танками Т-III.
Серийное производство этих танков было развернуто только в декабре 1939 года к моменту нападения на Францию (10 мая 1940 г) в немецких танковых дивизиях на Западе их насчитывалось всего 278 штук.

Германский танк Pz-IVE первых выпусков

 

Толщина лобовых броневых плит была 30 мм, борта — 20 мм, а крыши и кормы — 10 мм, в связи с чем общий вес танка составлял всего-навсего 17 т. Вспомогательным вооружением являлся пулемет MG 7.92 мм и такой же пулемет в шаровой установке справа от водителя.
По результатам польской и французской кампаний толщину брони Pz-IV на башне и в лобовой части корпуса довели до 50 мм, а в бортовой — до 30 мм, при этом масса танка достигла 22 т.


Следует отметить, что 37-мм германская пушка по своей бронепробиваемости не сильно уступала отечественной 45-мм, имевшей бронебойные снаряды весьма низкого качества, что неудивительно, если мы вспомним, каким образом их получила РККА.
Понятно, что у каждой из фирм, конструировавших германские танки, были свои взгляды на то, каким образом воплотить в металле выданные армией технические задания. Например, Pz-III имел в своем окончательном варианте очень современную по тому времени торсионную подвеску катков, а Pz-IV — более архаичную, с тележками на листовых рессорах. Но было нечто общее, что очень помогло германским конструкторам создать танки высокого класса, хорошо зарекомендовавшие себя в боях. Это «нечто» заключалось во взглядах германских военных специалистов на то, что функции членов экипажа в танке должны быть самым тщательным образом распределены и смешивать их ни в коем случае нельзя. Вот почему оба танка имели экипаж из 5 человек, куда входили командир, освобожденный от каких-либо других обязанностей, кроме наблюдения за полем боя из командирской башенки, обязательного атрибута германских танков 30—40-х гг.; наводчик, следовавший указаниям командира, заряжающий, от которого требовалось, чтобы он как можно быстрее заряжал свое орудие, водитель танка и радист-пулеметчик, который в бою стрелял из курсового пулемета. Очень важно, что для каждого члена экипажа на танке имелся отдельный люк, благодаря чему загоревшуюся машину можно было покинуть очень быстро. Правда, в нашей литературе наличие люков в бортах башни долгое время рассматривалось в основном с точки зрения того, насколько это снижало ее снарядостойкость. Но тут требуется исключительно точный статистический анализ, который только один и может выяснить, что лучше — быстро покинуть вспыхнувший танк или же надеяться, что толстая броня танка защитит от любого снаряда.


Впоследствии даже легкий Pz-II и тот получил командирскую башенк, а все для того, чтобы его командир, имея хороший обзор, мог бы вовремя обнаружить врага и дать команду своему экипажу его уничтожить. Традиционно хорошая германская радиотехника и оптические приборы также существенно помогали в этом деле, из-за чего германские танки на поле могли действовать как единое целое и сосредоточенными усилиями обеспечивать себе перевес над противником даже там, где на самом деле его не было. Интересно, что особо скоростными каче-ствами германские танки не отличались. Правда, под впечатлением от действий БТ командование вермахта все-таки заинтересовалось танком У. Кристи, которому за сотрудничество предложили миллион германских рейхсмарок, но Кристи это предложение отверг, в то время как германские шасси этого типа на танках Pz-II оказались малоудачными.


Получается, что, сильно страдая от дефицита времени и финансовых средств, немецкие конструкторы решили восполнить это исключительно продуманными действиями своих танковых экипажей и, не имея большого количества танков, компенсировали его высоким качеством их подготовки. По счастью, германские танки отличала слабость вооружения, но и в таком качестве они оказались очень опасным противником для всех, с кем сталкивались с 1939 по 1941 г.

Источник: http://pro-tank.ru/

Категория: После Первой мировой войны | Добавил: Ariec (31.10.2010)
Просмотров: 1612 | Рейтинг: 3.7/3
Форма входа
Найти бронемашину
Реклама
Баннерная Сеть ARMY Best Sites
Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz