Было
отчетливо видно, что конструкция A7V явно не удовлетворяла германское командование. Да и Военное министерство склонно было пересмотреть требования к танкам'. Это вызвало появление на протяжении 1918 года все новых и новых проектов как тяжелых штурмовых, так и более легких боевых машин.
Параллельно с разработкой легкого 8-тонного танка фирма «Крупп» представила 23 июля 1918 года проект «малого штурмового танка» — с 57-мм пушкой и пулеметом. Проект не был принят, поскольку уступал в проходимости уже испытанному LK-I и разрабатывавшемуся LK-II.
Незадолго до конца войны появился и более перспективный проект легкого танка. Конструкция LK-I и LK-II была, в известной степени, компромиссом между желанием создать эффективную боевую машину и необходимостью максимально использовать имеющиеся автомобильные шасси. Поэтому еще до окончания постройки LK-II началось проектирование машины с более рациональной компоновкой.
Проект получил обозначение LK-III. Гусеничное шасси и схему управления LK-II в нем сохранили, но двигатель перенесли в кормовую часть машины, а отделения управления и боевое соответственно сместили вперед.
Двигатель помещался над коробкой передач и трансмиссией и должен был крепиться в трех точках на приливах картера коробки передач или особой раме.
Схема моторно-трансмиссионной группы легкого танка LK-III (проект): 1 —двигатель, 2 — радиатор, 3 — подмоторная рама, 4 — вал главного сцепления, 5 — коробка передач, 6 — приводной вал, 7 — картер бортового редуктора, 8 — пусковая рукоятка
Нетрудно заметить, что LK-III строился по той же компоновочной схеме, что и французский легкий «Рено» FT-17, появившийся годом раньше. Позже эта компоновка получила название «классической». Р.Крюгер утверждал, что «в Германии неприятельские формы... малых танков были совершенно неизвестны». Однако проектирование LK-III велось явно под влиянием «Рено» FT: с этими танками германские войска встретились в мае 1918-го. И все же надо отдать должное немецким конструкторам, успевшим оценить преимущества классической компоновки и быстро «вписать» в нее уже разработанную машину. Планировалось оснастить танк радиостанцией. Но до постройки натурного образца дело уже не дошло.
Компоновка тяжелого штурмового танка «Oberschiesien» (проект): 1 — посадочные люки, 2— ведущее колесо, 3 —двигатель, 4 — коробка передач, 5 — тормоз, 6 — 57-мм пушка, 7 — пулеметы MG.08
Из проектов «тяжелых штурмовых» танков заслуживает особого внимания представленный в середине тогоже года фирмой «Обершлезише Хуттенверке» («Верхнесилезский сталеделательный завод») проект «Oberschlesien» («Верхняя Силезия»). Танк имел компоновку с передним расположением отделения управления, средним — боевого, задним — двигательного. При этом основное вооружение—57-мм пушка — размещалось во вращающейся цилиндрической башне с командирским куполом, а два пулемета — в передней и задней малых башнях. Двигатель авиационного типа AS3 «Аргус» мощностью 180 л.с. при планируемом весе 20 т обеспечил бы машине удельную мощность 9 л.с./т. Запас бензина составлял 1000 л — вдвое больше, чем у A7V. Оригинальной чертой ходовой части было среднее положение ведущего колеса — оно входило в зацепление с верхней ветвью гусеницы и прикрывалось броней.
Так должен был выглядеть "Oberschlesien"
Внутренне убранство штурмового танка "Oberschlesien"
Столь многообещающий проект привлек внимание Ставки, распорядившейся 5 октября о постройке двух опытных образцов. Для ускорения работ неделю спустя приняли решение строить машины «Oberschlesien II» на шасси типа «Холт-Катерпиллер» с задним ведущим колесом, но и этого не удалось сделать — проект остался нереализованным.
Тогда же, в октябре 1918 года были представлены и другие проекты — «тяжелый штурмовой» танк «Ганновер» Л.Элерса, «пехотный» танк «Гессен-Кассель» фирмы «Вегман». Упоминается также проект тяжелого танка «Хорьх» фирмы «Бенц-Браунер».
Модель танка "Oberschlesien"
Тактико-технические характеристики танков (проект)
|
LK III |
Oberschlesien |
Боевая масса, т |
8.5 |
19 |
Экипаж, чел |
3 |
5 |
Длинна, м |
5.1 |
6.7 |
Высота, м |
2.84 |
2.695 |
Ширина, м |
1.95 |
2.34 |
Клиренс, м |
0.4 |
0.6 |
Вооружение |
|
|
орудие |
57 мм или 20 мм |
57-мм |
пулеметы |
7.92 |
2х7.92 мм |
Бронирование |
|
|
лоб, борт,
корма |
14 |
14 |
крыша, днище |
8 |
8 |
Двигатель |
|
|
марка |
различные марки |
"Аргус" |
тип |
карбюраторный |
карбюраторный |
мощность, л.с |
50-60(при 1400 об\мин) |
180(при 1400 об\мин) |
Максимальная скорость , км\ч |
14-16 |
16 |
С.Федосеев. "Бронеколлекция"
|