Бронетехника мира    

-->Вы вошли как Гость | Группа "Гости" .Приветствую Вас  Гость 

Главная | Бронетехника | Регистрация | Вход                                                                                         

Понедельник, 23.10.2017, 16:20

Меню
Категории раздела
Начало танкостроения [15]
Развитие танковых войск [8]
Вторая Мировая Война [8]
После Первой мировой войны [24]
Наш опрос
Какой самый важный компонент соверменного танка по Вашему мнению?
Всего ответов: 309
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Популярные статьи
Бронетехника Румынии
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Легкие немецкие танки Первой мировой войны
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Крейсерский танк CROMWELL(Англия)
Миномет под именем «Тюльпан»
Свежие материалы
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
Краткая история СС
Предыстория и причины появления танков
Германские танки Первой мировой войны.Итоги и уроки
Немецкие проекты 1918 года
Главная » Статьи » История БТВТ » После Первой мировой войны

Т-28 и ТГ
Примеры международного сотрудничества в военной области порой нам кажутся совершенно необъяснимыми. На словах очень часто бывает одно, тогда как на деле происходит нечто совсем противоположное. Вот и у нас в стране в конце 20-х-начале 30-х гг. наблюдалось то же самое. С одной стороны, в газетах писали об опасности возрождения германского милитаризма, а с другой - в танковой школе под Казанью шла подготовка танкистов для германского рейсвера, в то время как советские офицеры, одевшись в гражданское, ездили в германский Генштаб получать образование. Была создана специальная закупочная комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА И. Халепским, которая должна была закупить лучшие образцы танков для серийного производства за рубежом. Все делалось очень быстро, так как для того, чтобы спешить, у руководства СССР были все основания. В «черную пятницу» 25 октября крах Нью-Йоркской биржи возвестил о начале самого глубокого экономического кризиса, который когда-либо потрясал Запад. Шансы на мировую революцию резко возросли, и уже 30 декабря 1929 г. комиссия И. Халепского выехала за границу. Одновременно были начаты переговоры в Германии, в результате которых в марте 1930 г. в Советский Союз прибыла целая группа инженеров во главе с Эдвардом Гроте, который должен был на месте возглавить разработку новых перспективных танков для нужд Красной армии.


Контроль за деятельностью сном группы осуществлял Технический отдел ОГПУ, начальник которого товарищ Уюк в апреле 1930 г. выдал Э. Гроте техническое задание на проектирование танка массой 18-20 т, скоростью 35-40 км/ч и толщиной брони 20-мм. Вооружение должно было состоять из двух орудий калибра 76 и 37-мм и пяти пулеметов. Остальные параметры (размещение и установка вооружения, боекомплект, запас хода и т. д.) решили оставить на усмотрение конструктора.
Тогда же, в марте 1930 г., комиссия Халепского закупила в Англии 15 танков «Виккерс» Мk.II, несколько танкеток «Карден-Лойд» Мk.VI и танк «Виккерс-6 тонный» вместе с лицензией на их производство. Спустя месяц у Кристи удалось купить два танка Т.З без башен и вооружения, так что успех от поездки  был полный.


Самое главное, что теперь у нас ныли танки, отвечающие мировому уровню серийного производства, и были заполнены все ниши и системе танкового вооружения РККА. Система эта, надо заметить, была в достаточной степени надуманной, так как базировалась на некритически воспринятом опыте Запада, в соответствии с которым каждая современная армия нуждалась в танках 4 типов. Во-первых, это были танкетки и «малые» танки, во-вторых, танки легкие, средние и тяжелые. Интересно, что последние два образца комиссией Халепского так и не были куплены, но, видимо, знакомство с техникой англичан не прошло для наших инженеров даром, так как в наших танках этих типов явно прослеживается влияние английских танков «Виккерс-6-тонный» и «Индепендент».
О той спешке, в которой новые танки принимались на вооружение, говорит хотя бы тот факт, что танкетку «Карден-Лойд» под маркой Т-27 приняли на вооружение еще до появления опытного образца, как, впрочем, и все остальные танки, купленные за границей.

Советский танк Т-28, 1932 г.

 

Итак, 1931 г. можно считать первым годом начала массового советского танкостроения: если в 1930-м их было выпущено всего 170 и почти все из них — МС-1, то в 1931-м - 740, а в 1932-м - 3121 из них -1032 Т-26, 396 БТ-2 и 1693 Т-27!
Что же касается планов, то они были еще больше. Сталинградскому тракторному заводу запланировали, например, выпустить ни много ни мало, как 10 000 танков за один только год, и за 10 лет он сумел все-таки выполнить данную директиву!
Вслед за легкими машинами в СССР был развернут выпуск средних и тяжелых танков. В 1933 г. завод «Красный путиловец» в Ленинграде (с декабря 1934 г. Кировский завод) начал выпускать трехбашенный средний танк Т-28. В следующем году созданный на заводе опытного машиностроения имени С. М. Кирова тяжелый пятибашенный танк Т-35 отправили делать на ХПЗ. Теперь в нашей стране уже четыре завода делали танки всех существовавших тогда типов: легкие плавающие танки Т-37А (кото-рые в 1933 г. сменили оказавшиеся бесперспективными танкетки Т-27), легкие танки сопровождения пехоты Т-26, легкие колесно-гусеничные танки механизированных соединений БТ, средние танки непосредственно поддержки пехоты Т-28 и тяжелый, дополнительного усиления при прорыве укрепленных рубежей противника танк Т-35. И дорабатывали эти машины уже наши советские инженеры, для которых такая работа представляла собой отличную практику.

 

Кстати, многие из будущих советских конструкторов БТТ и директоров соответствующих заводов (например, Н. Барыков) начинали работу в конструкторском бюро АВО-5 на заводе «Большевик», начальником которого являлся Э. Гроте, который делал свой танк, заранее получивший индекс ТГ (танк Гроте), в обстановке строжайшей секретности. О ходе работ докладывалось непосредственно Сталину и, надо сказать, что получавшаяся машина того стоила. Танк Гроте по крайней мере на 10 лет опередил подобные танки других стран мира и в начале 30-х гг. отличался от других отечественных и зарубежных машин того времени не только общим видом, но и технологией изготовления и компоновкой. Прежде всего танк имел полностью сварной корпус, что являлось несомненным новшеством. Вооружение размещалось в два яруса. В верхней вращающейся башне была установлена 37-мм пушка с возможностью зенитной стрельбы. В нижней неподвижной боевой рубке размещалось исключительно мощной 76-мм орудие конструкции самого Гроте и инженера П. Сячентова, имевшее баллистику и снаряд пер-воклассной русской полевой пушки образца 1902 г. и три пулемета «максим».


По проекту эта рубка должна была иметь круговое вращение, но при ее изготовлении подбашенный погон, приваренный к корнусу, оказался деформированным, и нижняя вращающаяся башня превратилась в неподвижную рубку. Помимо вооружения, размещенного в башнях, танк ТГ оснащался еще двумя пулеметами ДТ, имевшими ограниченные углы наведения и располагавшиеся по бортам корпуса.

Опытный средний танк ТГ. СССР, 1931 г.

 

Ходовая часть ТГ применительно к одному борту состояла из пяти катков большого диаметра, четырех поддерживающих катков среднего и двух малого диаметра. Независимая подвеска на спиральных пружинах, допускавшая вертикальное перемещение опорных катков на расстояние до 220-мм, и полупневматические шины типа «Эластик» обеспечивали танку чрезвычайно мягкий ход. (Находясь в цеху без гусениц, он свободно перекатывался с места на место усилием 2-3 человек.) Гусеница оригинальной конструкции, изготовленная из штампованных деталей, имела большое сопротивление на разрыв. Любопытно отметить, что все опорные катки снабжались тормозами, предназначенными для экстренной остановки танка при обрыве гусеницы.
Танк имел пневматические приводы управления и тормозов, также изготовленные по патенту Гроте, а для наблюдения поверх малой башни - стробоскоп для командира танка.


Испытывали его с июня по октябрь 1931 г. Использование пневматических приводов делало процесс управления машиной такой массы необычайно легким. Максимальная скорость достигала 34 км/ч. В то же время из-за тесноты в боевой рубке оказалось практически невозможно стрелять и из орудия, и хотя бы из одного рубочного пулемета. Узлы трансмиссии перегревались, проходимость танка на мягких грунтах оказалась неудовлетворительной. В целом было принято решение считать танк Гроте чисто экспериментальным. Кроме того, из-за его исключительно высокой стоимости, составлявшей 1,5 млн рублей (для сравнения: танк БТ-2 стоил всего 60 000 рублей), ТГ даже при устранении всех отмеченных недостатков было бы очень трудно принять для серийного производства. От услуг Гроте решили отказаться, а проектировать более дешевую машину на базе его танка поручили Н. Барыкову, который в 1932 г. как раз и создал пятибашенный Т-35, как две капли воды похожий на английский «Индепендент», но с более мощным пушечным вооружением. Интересно, что сами англичане получили танк, который был похож на ТГ только в 1940 г. Это был А.22 «Черчилль», запущенный в серийное производство в 1941 г. под маркой Мk.IV. Его самая первая модель имела 75-мм пушку в корпусе и 40-мм в башне. Однако, поскольку пушка в корпусе была расположена у него слишком низко, она имела недостаточный угол обстрела, а расположенный рядом водитель - ограниченный обзор.

 

Получается, что в целом ТГ был хорошим, но слишком дорогим. Вот если бы наша страна к этому времени была бы немного богаче, а военная доктрина по-настоящему оборонительной, а не наступательной, при более высоком уровне промышленного производства, очень может быть, что именно мы стали бы тогда законодателями мод в области мирового танкостроения; и уж во всяком случае на государство, имеющее столь мощные танки, как ТГ, никто не рискнул бы нападать. Но все произошло так, как произошло, поэтому, сэкономив время за счет изучения чужих ошибок, наши инженеры в дальнейшем уже без помощи своих зарубежных коллег начали делать свои собственные.

Источник: http://pro-tank.ru/

Категория: После Первой мировой войны | Добавил: Ariec (31.10.2010)
Просмотров: 836 | Рейтинг: 4.0/2
Форма входа
Найти бронемашину
Реклама
Баннерная Сеть ARMY Best Sites
Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz