В отличие от САУ огнеметный вариант танкетки Т-27 строился
серийно и состоял на вооружении РККА. Ее опытный образец ОТ-27 (ХТ-27 или БХМ-4)
изготовили (фактически переделали из линейной) на московском заводе «Компрессор»
в декабре 1931 года. Летом следующего года танкетка проходила испытания на
Научно-испытательном химическом полигоне Химических курсов усовершенствования
командного состава РККА и была принята на вооружение. В 1932 — 1933 годах в
огнеметные переоборудовали 187 танкеток.
В 1932 году в Центральной лаборатории проводной связи по заказу Управления связи
и УММ РККА разработали телеуправляемую танкетку ТТ-27. В конце года выпустили
опытную партию из пяти машин. В январе — феврале 1933 года они участвовали в
тактических учениях ПВО. От серийной машины Т-27 телетанкетка отличалась только
размещением на ней телеаппаратуры, причем крайне неудачным. Поэтому дальнейшую
работу над ТТ-27 признали нецелесообразной.
Т-27.Чертеж выполнил В.Мальгинов. М1:25
В 1932 — 1933 годах в НАГИ под руководством инженера Н.И.Коротоножко на базе
танкетки Т-27 спроектировали танкетку снабжения. Она предназначалась для подвоза
бое¬припасов на позиции в зоне огня противника и вмещала 40 патронных ящиков (80
цинковых коробок) массой 880 кг и 24 снаряженных пулеметных диска. Машина
снабжения отличалась от базовой наличием саморазгружающего механизма и
измененной конструкцией бортовых патронных ящиков. В основу конструкции
саморазгружающего механизма был положен принцип рольгангов. Включение механизма
разгрузки осуществлялось с места механика-водителя. Опытный образец танкетки
снабжения изготовили в 1933 году.
В 1934 году для танкетки Т-27 построили и испытали деревянный механизированный
мост. Его длина достигала 4,5 м, а время, необходимое для монтажа моста на
танкетку, составляло около 2 ч. После проведения войсковых испытаний дальнейшие
работы по установке деревянных мостов на танкетку Т-27 прекратили.
В том же году специалистами НИБТПолигона на базе серийной танкетки Т-27
изготовили опытный образец танкетки подводного хождения Т-27ПХ. С помощью
установленного оборудования и проведенных мероприятий по герметизации машины
танкетка Т-27ПХ могла преодолевать водные преграды глубиной до 4 м.
Самоходно-артиллерийская установка Т-27М
В 1934 году был создан опытный образец минного заградителя МЗ-27. Основным его
назначением являлось устройство минных заграждений в зоне действия
ружейно-пуле-метного огня непосредственно перед танковой атакой противника.
Минный заградитель отличался от серийной танкетки Т-27 установкой специального
оборудования для рас-кладки противотанковых мин. Выдача мин производилась с
помощью специального механизма, который состоял из барабана с тросом и якоря.
При движении машины якорь сбрасывался на землю и цеплялся за грунт. При
дальнейшем движении танкетки трос разматывался и вращал обойму с минами в
барабане. Мины, уложенные в обойме, через выходное отверстие в барабане выпадали
через него под действием собственной тяжести. Минирование могло производиться на
любой скорости движения. Мины разбрасывались в один ряд с интервалом 0,9 — 1,1
м. Барабан изготавливался из 10-мм брони и устанавливался в кормовой части
машины между патронными ящиками. В нем помеща-лось 170 противотанковых мин.
Время минирования составляло 16 — 20 с, на снаряжение барабана уходило 4 — 5
мин. Серийно боевая машина МЗ-27 не производилась.
Танкетка Т-27 с гусеничным прицепом для перевозки
боекомплекта
Что касается линейных танкеток Т-27, то начало их серийного производства совпало
с развертыванием механизированных войск Красной Армии.
В мае 1930 года было сформировано первое постоянное соединение
мотомеханизированных войск — механизированная бригада.
Первая такая бригада формировалась в районе Наро-Фоминска (Московская область),
где в то время проводились опытно-экспериментальные работы в области
бронетанковой техники, организации войск и их обучения.
В период 1930 — 1931 годов состоялись опытные учения бригады на Украине и в
Белоруссии, в ходе которых исследовались вопросы оперативно-тактического
применения и вырабатывалась наиболее целесообразная организационная структура
механизированного соединения.
По итогам этих учений выявился ряд существенных недостатков в организации
бригады и ее вооружении: она оказалась малоподвижной и недостаточно мощной для
выполнения само¬стоятельных задач. Танки Т-18 (МС-1) по своим
тактико-техническим данным не отвечали многим требованиям, которые предъявлялись
к ним тактикой и оперативным искусством того времени: они обладали низкой
подвижностью и часто выходили из строя по техническим причинам. Поэтому весной
1931 года механизированная бригада была реорганизова¬на. В основу новой
организации бригады легло требование Реввоенсовета СССР: «Создать
высокоподвижное и достаточно мощное механизированное соединение, способное к
действиям в качестве армейской подвижной ударной группы дальнего действия и
имеющей в своем составе необходимые средства, обеспечивающие возможность
выполнения самостоятель¬ных оперативных задач в отрыве от главных сил армии».
Это требование было реализовано при переходе на новую организацию бригады,
основанную на батальонной системе.
Теперь она включала в свой состав четыре основных элемента: ударную группу (три
танковых батальона); средство огневого усиления (артиллерийский дивизион);
средства бое¬вого обеспечения (разведывательный батальон, стрелково-пулеметный
батальон, батальон танков-истребителей, саперный батальон, химическую роту,
зенитно-пулеметную батарею); средства материально-технического обеспечения
(автомобильную роту подвоза, техническую базу) и средст¬ва управления (роту
связи, звено самолетов связи).
Одновременно с изменением организационной структуры мехбригады ее перевооружили
танками Т-26 и БТ, а также танкетками Т-27.
В итоге механизированная бригада стала представлять собой достаточно мощное
соединение, имевшее в своем составе 178 танков Т-26, 32 танка БТ-2, 91 танкетку
Т-27, 48 бронемашин, 46 орудий возимой артиллерии, 39 орудий 76-мм калибра, 7
зенитных орудий, 7 зенитных пулеметов и свыше 600 автомобилей разных типов.
Вслед за 1-й мехбригадой началось развертывание других механизированных частей и
соединений. В 1932 году сформировали пять отдельных мехбригад: 2-я — в
Украинском, 3-я, 4-я и 5-я — в Белорусском военных округах, а 6-я — в Особой
Краснознаменной Дальневосточной армии. Кроме того, формировались два танковых
полка, четыре механи¬зированных дивизиона кавалерии, 15 танковых и 65 танкетных
батальонов и рот для стрелковых дивизий. Значительную долю бронетанковой техники
этих соединений и частей составляли танкетки Т-27.
С осени 1932 года началось организационное развертывание механизированных
корпусов в Московском, Украинском и Ленинградском военных округах. В период с
1933 по 1935 год в частях Красной Армии насчитывалось максимальное коли¬чество
танкеток Т-27. Начиная с 1934 года в войска стали в большом количестве поступать
малые плавающие танки Т-37А, постепенно вытесняя танкетки Т-27.
Свое боевое крещение танкетки Т-27 получили в Средней Азии в боях с басмачами.
Несмотря на то, что их основные группировки были разгромлены в 1926 году, вплоть
до середины 1930-х годов там продолжались бои басмачей с частями ОГПУ(НКВД) и
Красной Армии. Особенно сложная обстановка складывалась в Туркмении. Здесь
дисло-цировались 3-я Туркменская стрелковая, 1-я Туркестанская и Туркменская
горнострелковые и 18-я Туркменская горнокавалерийская дивизии. В состав этих
соединений входили танковые роты и бронеэскадрон, на вооружении которых состояли
и танкетки Т-27. В середине 1930-х годов в Среднеазиатском военном округе был
сформирован легкотанковый полк, оснащенный легкими танками Т-26 и танкетками
Т-27.
Малая масса и габариты танкетки Т-27 оказались привлекательными и для
использования ее в составе воздушных десантов. В 1932 году изготовили образец
системы ПД-Т для сброса ее с парашютом. Поскольку масса танкетки значительно
превышала предельно допустимую нагрузку бомбардировщика ТБ-1, ее облегчили на
344 кг, сняв все, что можно, и даже слив воду из системы охлаждения. Самолет
тоже пришлось облегчить. В декабре 1932 года систему ПД-Т испытывали в НИИ ВВС.
Она стала прообразом большого количества подобных устройств, предназначенных для
десантирования легких танков, бронемашин и автомобилей.
Красноармейцы изучают конструкцию танкетки Т-27.1934
год.
В 1933 году состоялась единственная экспортная поставка танкеток Т-27 — в
Монголию. К этому времени в Монгольской народно-революционной армии был
сформирован отдельный бронетанковый полк. На его вооружение и поступили
поставленные из Советского Союза 10 танкеток Т-27 и 10 бронеавтомобилей БА-27.
Правда, в конфликте у реки Халхин-Гол эти машины не участвовали. Не было их и в
составе 57-го Особого корпуса (с 19 июня 1939 года — 1-я армейская группа).
Нашлось дело танкеткам Т-27 и в советско-финской войне. К ее началу большинство
из них было переда¬о в стрелковые соединения, где они использовались в качестве
тягачей и транспортеров для подвоза боеприпасов. Однако техническое состояние
этих машин, как правило, оставляло желать лучшего, а проходимость в условиях
зимней Карелии была прак¬тически нулевой. Тем не менее, во многих частях Т-27
справлялись с поставленными перед ними задачами, а в 14-й армии, например,
привлекались и к патрулированию дорог.
Танкетка Т-27 на подвеске ПД-Т под бомбардировщиком
ТБ-3
По состоянию на 1 июня 1941 года в Красной Армии имелось 2558 танкеток Т-27, из
них 188 находились на складах и рембазах. Среднего ремонта требовали 584 машины,
капитального — 840. Исправные танкетки применяли в качестве артиллерийских
тягачей для 45-мм противотанковых пушек, а в основном — как учебные машины для
подготовки механиков-водителей, в том числе и для танков так называемых «новых
типов». Например, директивой Генерального штаба Красной Армии от 3 декабря 1940
года предписывалось «для обучения личного состава и сбережения материальной
части боевых машин отпус¬тить, исключительно как учебные, на каждый батальон
тяжелых танков по 10 танкеток Т-27». Трудно понять, каким образом, осваивая
вождение танкетки Т-27, можно было научиться вождению тяжелого КВ.
Все танкетки, находившиеся в приграничных военных округах (1087 единиц), были
потеряны в первые же дни Великой Отечественной войны. Причем в основном так и не
покинув расположения воинских частей. Их попросту бросили в парках как не
имеющие никакой боевой ценности. Известно лишь несколько эпизодов о боевом
применении танкеток Т-27 в годы войны. В 1941 — 1942 годах их использовали
войска Карельского фронта, в частности, в уже упоминавшейся 14-й армии. На 1 мая
1942 года в составе танковой роты батальона охраны штаба этой армии имелось 23
танкетки Т-27. В октябре 1941 года в составе отдельного танкового отряда 1-го
полка народного ополчения, участвовавшего в обороне Харькова, также имелось
несколько танкеток Т-27. Во время битвы за Москву 1 декабря 1941 года несколько
танкеток Т-27 поддерживали атаку одного из батальонов 71-й отдельной морской
стрелковой бригады в районе Яхромы.
Танкетка Т-27 в стандартной окраске, принятой в
Красной Армии в 1930-е годы.
Танкетка Т-27 в зимней окраске.
Советско-финская война. март 1944 г.
Самоходная установка СУ-76К
на базе танкетки Т-27
Несколько сот Т-27 в годы войны применялись в качестве учебных машин в
организациях ОСОАВИА-ХИМА для подготовки шоферов и трактористов.
Довольно значительное количество танкеток сохранялось в частях Красной Армии на
Дальнем Востоке. Так, в войсках Дальневосточного фронта на 1 сентября 1940 года
имелось 264 линейных и 36 химических Т-27. На 5 августа 1945 года в составе 1-го
Дальневосточного фронта числилось 52 танкетки, 2-го Дальневосточного — 56 и
Забайкальско¬го — 97. Большая их часть находилась на складах. Данных об участии
танкеток Т-27 в боевых действиях против японских войск в 1945 году не имеется.
Производство Т-27
Завод -изготовитель |
1931 г. |
1932 г. |
1933 г. |
1934 г. |
Всего |
"Большевик" |
45 |
- |
- |
- |
45 |
№37 |
303 |
1610 |
919 |
14 |
2846 |
"ГАЗ" |
- |
83 |
323 |
- |
406 |
Всего |
348 |
1693 |
1242 |
14 |
3297 |
Назад
М.Барятинский
|