Бронетехника мира    

-->Вы вошли как Гость | Группа "Гости" .Приветствую Вас  Гость 

Главная | Бронетехника | Регистрация | Вход                                                                                         

Воскресенье, 20.08.2017, 03:25

Меню
Категории раздела
Первые танки [24]
Между войнами [33]
Вторая мировая война [63]
Послевоенное время и современность [61]
Наш опрос
Лучший тяжёлый танк Второй Мировой Войны
Всего ответов: 866
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Популярные статьи
Бронетехника Румынии
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Легкие немецкие танки Первой мировой войны
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Крейсерский танк CROMWELL(Англия)
Миномет под именем «Тюльпан»
Свежие материалы
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
Краткая история СС
Предыстория и причины появления танков
Германские танки Первой мировой войны.Итоги и уроки
Немецкие проекты 1918 года
Главная » Статьи » Танки » Первые танки

Mk II-IV (Англия)

    После первых танковых боев на Сомме генерал Хейг 29 сентября 1916 года потребовал увеличить заказ до 1000, потом до 1250 танков, при условии внесения изменений в их конструкцию. Военный совет поспешил в октябре отменить этот заказ, ссылаясь на несовершенство боевых машин. 23 ноября в Лондоне созвали совещание по поводу дальнейших работ над танками. Новый премьер-министр Ллойд-Джордж распорядился увеличить заказ на 1917 год. Началось расширение заводов, куда поступали заказы на броневые плиты, вооружение, стальные поковки. Продолжал свое участие в программе и Фостер, со временем к ее выполнению подключились заводы «Ковентри Орднанс» в Глазго и «Армстронг-Витворт» в Ньюкасле. Был запланирован последовательный выпуск трех модификаций: 50 единиц Мк II — в январе 1917 года, 50 Мк III (в качестве переходных) — к 7 февраля, а затем до 31 мая предполагалось выпускать по 20 Мк IV в неделю.


Тяжелый танк Mk.IV "самец" во время учебных занятий.Хорошо видна балка самовытаскивания, установленная в рабочее положение, т.е закрепленная цепями на гусеницах

 

На Мк II отказались от колесного хвоста. Этому якобы способствовал эпизод, когда у одного Мк I хвост «отстрелили» снарядом, что не отразилось на маневренности танка. Правда, ширина перекрываемого рва уменьшилась на 0,5 м, зато общая длина танка сократилась почти на 2 м. На месте «хвоста» остался ящик для имущества. Стенки спонсонов несколько скосили внутрь. Круглый лючок в крыше заменили более удобным прямоугольным, прикрыв его кожухом. Общую емкость бензобаков увеличили до 281,4 л. Стальные опорные катки и ведущие колеса заменили чугунными. Выхлопную трубу вывели по крыше на корму. На «самки» вместо «виккерсов» установили ручные пулеметы «Льюис» с питанием от дискового магазина на 47 патронов. Выбор «Льюиса» (выпускался оружейной фабрикой в Бирмингеме), видимо, объяснялся его применением на тот момент в британской пехоте и авиации.

На Мк III планировали местами увеличить броню, для чего в стенках корпуса выполнили отверстия под крепление накладных бронелистов («экранов»), но их так и не установили. Каждый шестой трак уширили, укрепив на нем болтами шпору с развитым грунтозацепом. Ввели балку самовытаскивания — поначалу это был двухметровый деревянный брус, крепившийся на крыше. Если гусеницы начинали буксовать, их тормозили — кто-либо из экипажа выбирался на крышу и цепями крепил брус к тракам гусениц. Гусеницы приводили в движение вновь, балка упиралась в грунт и создавала им опору.

 

Танк Mk.IV "самец" с удлиненными задними выступами - "Тедпол". Между выступами видна платформа с минометами Стокса

 

Мк II и Мк III выпустили по 50 единиц каждого (по 25 «самцов» и «самок»). После поставки в войска достаточного количества Мк IV оставшиеся на ходу Мк I, Мк II и Мк III стали использовать в качестве учебных или специальных. В мастерских танкового корпуса Мк I разоружили и превратили в танки снабжения (они именовались также «тендерами»), переделав спонсоны в грузовые отсеки — их внутренний объем освобождался, а амбразуры заделывались. Грузоподъемности такого «тендера» хватало для снабжения пяти боевых танков. Часть Мк II и III переделали в «радиотанки» — в одном спонсоне размещали радиостанцию с аккумуляторной батареей, в другом оборудовали место радиста. На рубке крепили мачту, удерживаемую растяжками, на которой натягивали антенну.


Заказ на постройку Мк IV выдали в сентябре 1916 года, а к производству он был готов в феврале 1917-го. В мае эти машины получили английские танкисты, воевавшие во Франции. Боевой дебют Мк IV состоялся в июне. Планировалось выпустить до 1200 танков, всего же собрали 1015 единиц —420 «самцов» и 595 «самок».

 

 

В устройство танка внесли ряд улучшений. В связи с использованием германской пехотой бронебойных пуль толщину брони в лобовой части довели до 16, бортов—до 12, а крыши —до 8 мм. Бронирование теперь защищало танк от ружей-но-пулеметного огня на всех дальностях. Скос у спонсонов снизу увеличили, и появилась возможность вдвигать их внутрь корпуса по салазкам, что облегчало транспортировку по железной дороге — у Мк I, II и III спонсоны приходилось отделять (иногда в бою, при большом крене, спонсоны срывали фиксаторы и, внезапно сползая в танк, калечили экипаж). Двери спонсонов увеличили с 600x400 до 900x500 мм. На «самках» спонсоны заметно уменьшили, так что масса танка несколько снизилась. Под пулеметными спонсонами выполнили люки-лазы с двухстворчатыми крышками — посадка и, главное, высадка из машины стали удобнее.

 

Тяжелыцй танк Mk.IV "самка". 6-й(F) батальон танкового корпуса

Сражение у Камбрэ, ноябрь 1917 года.

 

Стволы орудий укоротили с 40 до 23 калибров. Это облегчало выдвижение спонсонов внутрь, к тому же орудийные стволы больше не утыкались в землю при крене, и не задевали деревья или стены домов. При небольших дальностях ведения огня укорочение стволов оправдано. Угол наведения орудия по горизонтали составлял 100°— 110°. В боекомплект входили картечные выстрелы, часто помогавшие «очищать» окопы огнем в упор. Пулеметы «Льюис» крепились в шаровых установках. На «самках» последние монтировались в поворотных цилиндрических щитах. «Самцы» вооружались четырьмя «Льюисами» (два из них запасных); «самки» — шестью (один-два запасных). Кожух системы воздушного охлаждения пулемета требовал увеличения амбразуры. Бронировать такие амбразуры было сложно, углы наведения оказались невелики, а работа с пулеметами малоудобной. Однако шаровая установка была лучше, чем прежняя цапфенная, и на машинах следующих марок она использовалась для пулеметов «Гочкис».

Модернизации подвергся и двигатель. Применение алюминиевых поршней и двойных карбюраторов позволило повысить мощность до 125 л.с, хотя удельная мощность в 4 — 5 л.с./т все равно оставалась недостаточной. Установили регулятор малых оборотов, вытяжной вентилятор, наконец, ввели глушитель, расположив его на крыше. Бачок системы подачи горючего «Автовак» («Вакуум») крепился над карбюратором, а вакуумный насос работал от двигателя. Бензин выкачивался из баков в бачок за счет разрежения и подавался в карбюратор самотеком. Важной новинкой стала установка бензобаков вне корпуса на корме, под прикрытием боковых выступов. Емкость баков увеличили до 272,5 л.

     Опорные катки, ведущие и направляющие колеса, траки гусениц, изготавливались теперь из литой никелевый стали. Шпоры для лучшего сцепления с грунтом крепили на каждый 3-й, 6-й или 9-й трак. Установили грязеочистители. Цепную передачу закрыли от засорения.

    Сзади на крыше в особой коробке укладывался буксирный трос или запасные канистры с горючим. Трос служил для буксировки грузовых волокуш — до трех на танк. Появились средства навигации — магнитный компас. Попытки компенсировать влияние стальных масс на этот прибор небольшими «отстраивающими» магнитами результатов не дали. Поэтому остановились на простом приеме — практически определяли положение стрелки компаса при известных курсах танка, сводили полученные поправки в таблицу, которая и передавалась водителю.

Была усовершенствована и «система самовытаскивания». К корпусу болтами крепились согнутые из уголка направляющие, приподнимавшиеся над верхней ветвью гусениц и рубкой. К направляющим на цепях подвешивалась «незарыва-ющаяся» балка — призматический брус тикового дерева длиной 3,6 м с окованными железом концами.

Мк IV обладал неплохой ударной силой. В проволочных заграждениях он оставлял проходы шириной до 2,5 м. В первый день сражения под Камбрэ один Мк IV прошел через каменный забор высотой 1,5 м, фруктовый сад и, развернувшись, разрушил угол- здания. Но надежность танка возросла незначительно. Капитальный ремонт требовался машине после 100 — 112 км пробега.

 

Опробовали на Мк IV и гусеничный обвод, значительно пониженный в задней части, с удлиненной опорной поверхностью, прозванный за характерную форму «Тэдпол» («Головастик»). В Центральных мастерских заготовили комплекты задних выступов для массовой переделки танков по схеме «Тедпол», но работы эти так и не провели. В опытном порядке между задними выступами крепили платформу с минометом Стокса — это был едва ли не первый вариант самоходного миномета. По мере поставки в войска танков Мк V часть Мк IV переделывали в танки снабжения, по аналогии с Мк I. Однако именно Мк IV оставался самым массовым английским танком в 1916 — 1918 годах.

Тактико-технические характеристики танка Мк. IV

 

Боевая масса, т       

28,5 («самец»), 27,4 («самка»)

Экипаж, чел

8

Габаритные размеры, мм.

длина - 7930

ширина – 3900(самка - 3300)

высота - 2610

 

Броня, мм

6-12

Вооружение: «самец»

 

                        «самка»

две 57 мм пушки «гочкиса» с длинной ствола 40 калибров, 4 8-мм пулемета «гочкис»

5 7,7 мм пулеметов «виккерс» и один 8-мм пулемет «гочкис»

Двигатель

«Даймлер» 6-ти цилиндровый водяного охлаждения, мощностью 125 л.с при 1000 об\мин

Удельное давление на грунт, кг/см'    

1,20

Скорость по шоссе, км/ч     

6

Запас хода, км

34

Преодолеваемые препятствии:

                            вертикальная стенка, м

                        ширина рва, м

                        глубина брода, м

 

1,0

3,5

0,9

 

С.Федосеев

Категория: Первые танки | Добавил: Ariec (11.03.2011)
Просмотров: 2357 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Найти бронемашину
Реклама
Баннерная Сеть ARMY Best Sites
Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz