В самом популярном в 30-е годы танковом справочнике Ф.Хейгля, дважды
издававшемся в СССР в серии «Библиотека командира», Венгрии были
отведены четыре эмоциональные строки: "Трианонский договор запрещает
Венгрии обладание бронированными боевыми машинами. Однако в сердце
каждого венгерца против этого договора звучит протест: «Нет! Нет!
Никогда!»
Из этой своеобразной для справочника информации можно сделать
вывод, что с условиями договора венгры не согласились. Так оно и было.
Трианонским мирным договором, подписанным 4 июня 1920 года,
державы-победительницы в первой мировой войне ограничили численность
вооруженных сил Венгрии (государства, возникшего, как известно, после
распада в 1918 году Австро-Венгерской империи) до 35 тыс. человек,
запретив при этом иметь авиацию, танки и тяжелую артиллерию. Исключение
сделали для 12 бронеавтомобилей, предназначенных для полицейских целей.
Попытки обойти ограничения договора предпринимались Венгрией
неоднократно и небезуспешно. В 1920 году тайно были приобретены 14
немецких легких танков LKII. Контрольная комиссия Антанты узнала об
этом, но обнаружить тайник не смогла. Разобрав машины на части, венгры
тщательно их спрятали. В 1928 году пять LK II собрали и ввели в состав
1-й танковой роты.
Следует заметить, что Англия, стремясь противопоставить Венгрию
странам Малой Антанты — Румынии, Чехословакии и Югославии, смотрела
сквозь пальцы на нарушения Трианонского договора. В результате в 1928
году венгры приобрели две танкетки «Карден-Ллойд» Мк VI, три года
спустя — пять итальянских танков FIAT 3000В и, наконец, в 1934 году —
один немецкий легкий танк Pz.IA. Затем дело дошло и до более крупных
партий бронетанковой техники.
В августе 1935 года в Италии были закуплены 30 танкеток CV 3/33,
получивших венгерское обозначение 35М, в 1936 году — 121 танкетка CV
3/35 (37М). Венгры установили на них свои 8-мм пулеметы образца 34/37М,
выпускавшиеся по чешской лицензии фирмой Gebauer. Командирские машины
оборудовали квадратной командирской башенкой. Впоследствии танкетки
воевали в Югославии, а в 1941 году 65 из них участвовали в боевых
действиях на советско-германском фронте.
В 1938 году правительство Венгрии приняло план модернизации и
развития вооруженных сил, официально именовавшихся Хонведшег
(Honvedseg). В частности, большое место отводилось мероприятиям по
созданию бронетанковых войск. Основной трудностью на этом пути стало
отсутствие… танков, хотя венгерская промышленность была в состоянии
выпускать современные боевые машины. Для ускорения процесса пошли по
пути приобретения лицензий.
В марте 1938 года шведской фирме Landsverk АВ в г. Ландскроне
заказали один экземпляр танка Landsverk L60B. По прибытии в Венгрию он
подвергся сравнительным испытаниям вместе с немецким Pz.lA. «Скандинав»
продемонстрировал несравненно лучшие боевые качества. Его и решили взять
как образец для танка венгерского производства, получившего название
38М «Толди» (Toldi) в честь воина Толди Миклоша, жившего в XIV веке и
прославившегося своим громадным ростом и необычайной физической силой.
Комиссия, проводившая испытания, рекомендовала внести ряд
изменений в конструкцию машины. Для выяснения возможности внесения этих
изменений венгерский Институт военной техники послал в Ландскрону своего
специалиста Ш. Бартоломейдеса. Шведы согласились на модернизацию за
исключением системы рулевого управления машиной и стопора башни.
В результате корпус танка и ходовая часть с индивидуальной
торсионной подвеской существенных изменений, по сравнению со шведским
прототипом, не претерпели. Незначительной переработке подверглась башня,
в частности, люки в бортах, смотровые щели, а также маска пушки и
пулемета.
Лоб, корма и борта корпуса и башни защищались 13-мм броней, крыша и днище — 6-мм, а маска — 20-мм.
Карбюраторный двигатель Bussing-NAG L8V/36TR мощностью 155 л.с.,
сообщавший танку максимальную скорость 50 км/ч, поставлялся из Германии,
так же как и приборы наблюдения и прицеливания. При емкости топливных
баков 253 л запас хода по шоссе составлял 220 км. Трансмиссия «Толди»
состояла из главного фрикциона сухого трения, планетарной пятискоростной
коробки передач, блокируемого дифференциала и бортовых фрикционов.
В отличие от шведского прототипа, вооруженного 20-мм
автоматической пушкой «Мадсен», в башне «Толди» установили 20-мм
самозарядное противотанковое ружье швейцарской фирмы Solothurn,
производившееся в Венгрии по лицензии под обозначением 36М. Питание
ружья осуществлялось из магазина на пять патронов. Практическая
скорострельность составляла 15—20 выстр/мин. С ружьем был спарен 8-мм
пулемет 34/37М. Боекомплект — 208 патронов к ружью и 2400 — к пулемету.
Кроме того, на крыше башни имелся кронштейн для установки зенитного
пулемета.
Экипаж машины состоял из трех человек. Командир размещался в
башне справа, и в его распоряжении имелась командирская башенка с люком и
семью смотровыми щелями с триплексами. Стрелок сидел слева и мог вести
наблюдение через перископический прицел. Механик-водитель располагался в
носовой части корпуса слева в некоем подобии броневой рубки с люком,
закрываемым сдвижной крышкой.
Масса танка достигала 8,5 т, а среднее удельное давление на грунт составляло 0,62 кг/см2.
Первый заказ на 80 машин «Толди I», поделенный поровну между фирмами Ganz и MAVAG, был выдан в феврале 1939 года.
Весной 1941 года последовал заказ на 200 танков 38М «Толди II» с
дополнительной 20-мм броней лобовой части корпуса и по периметру башни.
Завод Ganz изготовил 68, a MAVAG — 42 «Толди II». В итоге выпустили
только 110 танков этой модификации. Первые четыре «Толди II» поступили в
войска в мае 1941 года, а последние — летом 1942.
Танки «Толди» поступали на вооружение 1-й и 2-й моторизованных и
2-й кавалерийской бригады, принимавших участие в боевых действиях против
Югославии в апреле 1941 года, а спустя два месяца в составе так
называемого «подвижного корпуса» — против СССР. Первоначально прибыла 81
машина, затем еще 14. С боями корпус прошел около 1000 км до р. Донец и
в ноябре 1941 года вернулся на родину. Из 95 «Толди», участвовавших в
сражениях, 62 машины подвергались ремонту и восстановлению, причем
только 25 из них по причине боевых повреждений, остальные — из-за
поломок в трансмиссии. Вообще же эксплуатация в фронтовых условиях
показала, что механическая надежность танка невысока, а вооружение
слишком слабо (ружье Solothurn на дистанции 300 м пробивало только 14-мм
броневую плиту, расположенную под углом 30° к вертикали). В результате
танк мог использоваться лишь в качестве разведывательной и связной
машины. В 1942 году на Восточный фронт попали всего 19 «Толди», и в
феврале 1943 года во время разгрома венгерской армии почти все они были
уничтожены.
Стремясь повысить боеспособность танка, венгры перевооружили 80
«Толди II» 40-мм пушкой 42М с длиной ствола 45 калибров и дульным
тормозом. С пушкой спарили модернизированный 8-мм пулемет 34/40АМ, часть
ствола которого, выступавшая за пределы маски, прикрывалась броневым
кожухом. Толщина брони маски достигала 35 мм. Масса танка возросла до
9,35 т, скорость снизилась до 47 км/ч, а запас хода — до 190 км. В
боекомплект пушки входило 55 снарядов, а пулемета — 3200 патронов. На
кормовую стенку башни по образцу немецких танков навешивался ящик для
перевозки снаряжения. Эта машина получила обозначение 38М «Толди НА».
В опытном порядке «Толди НА» оборудовался навесными 5-мм
броневыми экранами, защищавшими борта корпуса и башни. Боевая масса при
этом возросла до 9,85 т.
Была предпринята попытка создания на шасси «Толди» легкой
противотанковой САУ, аналогичной немецкой установке «Мардер». Вместо
башни в средней части корпуса в открытой сверху и легкобронированной
сзади рубке установили немецкую 75-мм противотанковую пушку Рак 40. В
специальных ящиках, закрепленных на крыше моторного отделения,
размещался боекомплект. Эта боевая машина так и не вышла из опытной
стадии.
В конце 1942 года фирма Ganz предложила новый вариант танка — 43М
«Толди III» с увеличенной до 20 мм лобовой броней корпуса и башни.
Маска пушки и рубка механика-водителя защищались 35-мм броней. Уширенная
корма башни позволила увеличить боекомплект пушки до 87 выстрелов.
Заказ на этот, самый лучший вариант «Толди», был выдан, но в 1943
году изготовили всего три экземпляра и, по неподтвержденным данным, в
1944 году — еще девять. Основные усилия венгерской промышленности в тот
период сосредоточились на выпуске среднего танка «Туран» — более
мощного, но в целом не менее устаревшего, чем «Толди».
С 1943 года «Толди» всех модификаций в большинстве своем
находились в составе 1-й и 2-й танковых и 1-й кавалерийской дивизий и
участвовали в боевых действиях на территории СССР, Польши и Венгрии. На 6
июня 1944 года Хон-ведшег располагал еще 66 танками «Толди I» и 63
«Толди II» и «ПА». В ходе кампании 1944—1945 годов все они оказались
потерянными.
До настоящего времени сохранились только две машины этого типа —
«Толди I» и «Толди НА» (регистрационный номер Н460). Обе находятся в
экспозиции Музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной
Кубинке.
М. Барятинский