Такие системы полного движения уже давно используются для воздушных
судов, в тренажерах, которые дают пилотам ощущение поворота самолета и
вращения в воздухе в о время имитации полета. Однако подобные вещи
долгое время не считались необходимыми для наземных транспортных
средств, хотя в них также всегда встречаются ситуации, когда
реалистичное ощущение движения автомобиля по дороге может быть полезным.
Ситуация изменилась, когда началось широкое применение машин MRAP
( с защитой от мин и засад), которые имеют высокий центр тяжести и
легко могут перевернуться, особенно при движении по бездорожью. Для
водителей, чтобы избежать опрокидывания этих больших бронированных
грузовиков, вожно иметь навык, для чего необходим реалистичный симулятор
движения. В противном случае, при обучении на реальных машинах,
возможны потери большого количества MRAP, а также возможны ранения
многих слушателей и преподавателей. Это то, для чего и разработаны
тренажеры, полностью имитирующие движение. Компании, проектирующие и
производящие динамические тренажеры, считают, что они с этой задачей
легко могут справиться. Армия США через год или около того сможет
получить несколько первых опытных образцов для тестирования.
Тем временем в США разработали специальные машины MRAP для
внедорожного использования в Афганистане, которые являются менее
губительными для неопытных водителей. M-ATV (MRAP-Вездеход) представляет
собой 15 тонную, 4x4 (с независимой подвеской колес) бронированную
машину. Полезная нагрузка в ней составляет 1,8 тонны, и это позволяет
перевозить до 5 пассажиров (в том числе наводчика). Максимальная
скорость составляет 105 километров в час, запас хода по дороге с твердым
покрытием на внутренних баках составляет 515 километров. M-ATV немного
крупнее, чем Hummer. Такая машина стоит около миллиона долларов, в том
числе специальная аппаратура, вооружение и перевозка (стоимость перелета
в один конец составляет около $ 150 000).
Американские войска в Афганистане уже используют тысячи более
старых версий MRAP, но большинство из них легко опрокидываемого типа, и
их эксплуатация ограничивается в основном дорогами. Конструкция M-ATV
сильно доработана на основе опыта эксплуатации в Ираке и Афганистане, с
тем чтобы машина могла работать на бездорожье. Более тысячи M-ATV уже
поставлено в Афганистан, и войска смогли оценить то, на что эти новые
бронированные грузовики способны. Оказалось, что их возможности их
повышенной проходимости даже больше, чем ожидалось, если знать, как
управлять им на бездорожье. Вот где новый тренажер найдет благодарных
пользователей. На колесной машине (впрочем, как и на гусеничной, такой
как танк) нельзя ехать по бездорожью где захочется нужно уметь выбирать
правильный маршрут. Кроме того, нужно уточнять тактику использования
машин. Зато противник уже не сможет воспользоваться привызанностью машин
с противоминной защитой к дорогам.
В конструкции M-ATV учтен тот факт, что остальные MRAP, в конце
концов, являются всего лишь тяжелыми грузовиками. MRAP имеет высокий
центр тяжести, что делает автомобиль склонным к более легкому
опрокидыванию. Они также крупногабаритные, в результате чего возникают
проблемы с маневренностью при прохождении через узкие улочки.
Большинство MRAP имеют большого крутящего момента, который несколько
недостаточен для их размера. И, будучи колесными транспортными
средствами, они имеют не очень хорошую поперечную устойчивость (особенно
учитывая высокий центр тяжести). M-ATV были разработаны для решения
всех этих проблем.
Желание побыстрее отправить MRAP в Афганистан вызвано стремлением
к сокращению потерь. У любого из этих транспортных средств гораздо
меньше шансов быть подбитым миной на обочине дороги. Математика проста.
Если бы все войска, которые сталкиваются с минами, были бы на MRAP,
потери оказались бы примерно на 65 процентов меньше. Примерно две трети
всех потерь в Афганистане связаны с придорожными минами. Таким образом,
эти транспортные средства снижают общие потерь примерно на треть. |