Основной боевой танк российской армии Т-90 уступил украинскому Т-84
«Оплот» – во многом, благодаря опрометчивым заявлениям «сухопутного»
главкома Александра Постникова, публично объявившего Т-90 «устаревшей
моделью». Ранее основным конкурентом РФ был лишь Китай, осваивающий
собственное производство полученных с помощью Украины и, опять же,
Минобороны РФ образцов техники. Решение не в пользу России Бангкок
принял всего через две недели после скандального высказывания
главнокомандующего Сухопутными войсками России Александра Постникова по
поводу Т-90, принятого на вооружение российских Вооруженных сил в 1992
году. Постников в середине марта весьма пренебрежительно отозвался об
этой боевой машине, которая, по его словам, ничего нового собой не
представляет и «на самом деле является 17-й модификацией советского
Т-72, выпускавшегося с 1973 года». Потом, когда скандал стал
свершившимся фактом, Министерство обороны РФ вяло пыталось оправдать
генерала тем, что он, дескать, просто не знал, что в зале есть
журналисты. Поэтому, мол, и не стеснялся в выражениях. Лучше бы
Минобороны не делало таких пояснений. Они только усугубили дело.
Получалось, что обычно «на люди» мы выносим одну правду про свое оружие,
а на закрытых совещаниях обсуждаем совсем другое, отмечает «Свободная
пресса». Выбор Бангкока нанес сокрушительный удар по дальнейшим
перспективам экспорта Т-90, считает издание. Тем более, что Украина
выигрывает уже второе «танковое» сражение за экспортные миллионы. Первое
серьезное поражение Россия потерпела в середине 90-х, когда Москве при
всех стараниях не удалось сорвать поставку 320 украинских танков Т-80УД
Пакистану. Общая сумма того контракта оценивается в 650 миллионов
долларов. На том контракте российские военные могли бы заработать
совместно с украинскими коллегами – тем более, что самостоятельно
продавать танки Исламабаду российские генералы не собирались – чтобы не
портить отношения с Индией. В то время пушки для Т-80УД делались лишь в
Перми. Но Минобороны РФ высокомерно отвергло предложение соседей о
совместном проекте, заявив, что те могут ставить на танки «хоть
березовые стволы». Но московские генералы забыли, что Харьковское
конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова считалось
сильнейшей танкостроительной школой в Советском Союзе. Там быстро нашли
способ обойтись без России. Оказалось, что танковые пушки можно быстро
освоить на заводе имени Фрунзе в Сумах, прежде выпускавшем утяжеленные
трубы для нефтегазодобычи. На 95% оборудование предприятия подошло для
новой задачи. В марте 1998 году вместо труб с заводского конвейера сошел
первый орудийный ствол. Танковые пулеметы ПКТ и «Утес», выпускавшиеся
российском Коврове, украинцы приобрели в Болгарии. Еще раньше из
Николаева в Пакистан морем были отправлены несколько десятков Т-80УД,
изготовленных еще по советским планам и застрявших в Харькове по причине
развала страны. Столь неудобный для Москвы контракт был Киевом выполнен
до последней запятой. Так на международном рынке оружия впервые возник
самый серьезный конкурент российских танкостроителей.
Российский Т-90, и украинский Т-84 имеют общие конструкторские и
технологические корни. Их базовые образцы разработаны в Советском Союзе
и отличаются, в основном, силовой установкой и ходовой частью. На
базовом российском образце Т-90 установлен двигатель В-84 мощностью 840
л.с. На его украинском собрате – двухтактный дизель 6ТД-2 с
горизонтальным расположением цилиндров мощностью 1000 л.с. Оба танка
являются концептуальным развитием танка Т-64, созданном около полувека
назад. Есть разница в броневой защите, системе управления огнем.
Украинская машина, например, управляется штурвалом, а не рычагами –
говорят, это гораздо удобнее. В ней установлен кондиционер, о котором
создатели Т-90 не позаботились. Еще очевидно, что Т-84 «Оплот» нацелен
лишь на экспортные перспективы. Украинской армии он не по карману из-за
высокой цены – около 2,5 млн. долларов. Для своих вооруженных сил с 2005
года Киев понемногу закупает созданный в том же Харькове Т-64БМ «Булат»
– хотя и менее мощную, но зато куда более дешевую модификацию еще более
старого советского танка Т-64.
Поправить экспорт российских танков мог бы новейший Т-95,
засекречено создававшийся последние 15 лет. Всего два года назад
начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ Николай Макаров обещал,
что Т-95 вот-вот будет принят на вооружение. Но внезапно в Генштабе
решили, что время танков вообще прошло. В нашей армии их число
ограничили всего 2 тысячами. Теперь работы по почти готовому Т-95
свернуты. Если украинские военные инженеры и экспортеры поставили
под угрозу экспорт российских танков, то китайские технологи уже давно
угрожают экспортным планам Минобороны на воздушном фронте. Не без помощи
Украины. В прошлом году стало известно, что китайские инженеры собрали
первый прототип палубного истребителя четвертого поколения J-15,
скопировав его с российского Су-33. Аналог «Сухого» создан на основе
одного из его первых прототипов – опытного самолета Т10К советских
времен, который Китай в 2005 году получил от Украины. Ранее Пекин
пытался закупить у РФ два самолета Су-33, но Москва отказалась продавать
истребители, опасаясь утечки технологии. Корабль, на котором мог бы приземляться J-15, также будет
создан на основе российского аналога – тяжелого авианесущего крейсера
«Адмирал Кузнецов». И благодарить за это надо опять же Украину, которая в
1998 г. продала Пекину за скромные $20 млн авианосец «Варяг» той же
серии, что и «Адмирал Кузнецов», а вместе с ним передала пакет
необходимой технической документации. В последние годы
китайцы наладили массовое производство истребителей J-10, J-11 и FC-1,
являющихся копиями российских Су-27/30 и МиГ-29. В планах Пекина –
продать не менее 1200 боевых машин по ценам ниже «оригиналов». Оружейные
контракты с Китаем долгое время были самыми прибыльными для российской
военной промышленности, однако с 2003 года восточные партнеры
недвусмысленно заявили о намерении выпускать собственную технику, без
«роялти» Москве. Напомним, в 2003 году Китай отказался продлевать
лицензию на производство Су-27СК и приступил к созданию собственной
машины-копии. С 1992 года Россия поставила в Китай 76 истребителей
Су-27. В 1995 году Москва разрешила Пекину собрать еще 200 этих
самолетов по лицензии. В итоге – с 1996 года Су-27 получил «местное»
наименование J-11 и собирается в Китае. Поначалу основные узлы
поставлялись из России. К 2008 году китайские инженеры создали свои
аналоги двигателя, радаров и вооружения. Китай давно производит
лицензионные, а также безлицензионные аналоги советских самолетов.
Истребители J-6 и J-7 созданы на основе МиГ-19 и МиГ-21, бомбардировщик
H-6 – аналог Ту-16, транспортные самолеты Y-5, Y-7 и Y-8 – подражание
Ан-2, Ан-24 и Ан-12. Пекин вскоре сможет конкурировать с Россией и
в передовых технологиях. В мае этого года разведка США объявила о
создании китайскими инженерами истребителей 5-го поколения, которые
смогут составить конкуренцию американским F-35 и F-22 Raptor, а также
российским Т-50. Официальный представитель американского Национального
военно-воздушного и космического разведывательного центра Уэйн Алмэн,
докладывая об военных успехах КНР, опроверг ранние заявления главы
Пентагона Роберта Гейтса о том, что ВВС США сохранят свое тактическое
превосходство в воздухе в течение многих ближайших лет. По данным
Пентагона, китайская армия будет оснащена новейшими машинами уже в
ближайшие 8 лет. В последний раз Минобороны РФ рекордно заработало
на поставках военной техники за рубеж еще в 2007 году. Тогда было
продано техники на сумму в 6,5 млрд. долларов. Ранее основными
партнерами РФ в вопросе военно-технического сотрудничества – страны
Юго-Восточной Азии, в первую очередь – Индия и Китай. Впрочем, в 2005
году доля экспорта российского оружия в эти страны сократилась до 74% от
общего числа поставок, а в 2006 – до 62%. В последние годы основными
партнерами стали считаться страны Ближнего Востока, в том числе Ливия,
Саудовская Аравия, Иордания, Катар. censor.net.ua
|