На гражданке "колясычи" очень
ценились на селе, где со времен Советского Союза использовались, как
дешевые заменители автомобилей - именно там снятые с вооружения
мотоциклы пригодились бы лучше всего, если бы их выставили на продажу. В
90-х это был распространенный способ избавления от излишков техники в
армии - тогда не обделенный деньгами человек мог приобрести практически
любую наземную военную технику со снятым вооружением.
Однако военное руководство решило
отправить мотоциклы не в пользование гражданским, а в утиль, превратить в
груду бесформенного лома.
Как вспоминает офицер, служивший в
те годы на окружном складе бронетанкового имущества под Новосибирском,
списанная техника была подвергнута настоящему мотоциклетному геноциду –
только на его глазах более 50 "Уралов" раздавили тягачом БТС-4, причем,
присутствующие отслеживали, чтобы от мотоциклов не осталось ни одной
целой детали.
Так печально закончилась история
мотоцикла с коляской - как вида военной техники, и многие эксперты
считают это закономерным - практически все функции, выполняемые в армии
колясочниками, сейчас взяла на себя другая, более совершенная и
универсальная техника.
Но, например, в армии Китая,
несмотря ни на что, не спешат отказывать от проверенных временем
мотоциклов с коляской, являющихся прямыми потомками советских ИМЗ М-72.
В армии США концепция мотоцикла с
коляской также считается устаревшей, однако на смену последним пришли
более легкие двухколесные аппараты, которые заменили колясочников в
разведке и патрулировании. В настоящий момент на вооружении у
американских морпехов состоит мотоцикл HDT M1030-M2 LE 670,
примечательный, прежде всего, всеядностью своего 670 кубового мотора,
способного переваривать 7 видов топлива - 3 вида бензина, 2 вида
авиационного топлива, дизель и биодизель.
При мощности в 33 лошадиные силы он
разгоняет 186 килограммовый аппарат более чем до 150 км/ч. При этом
мотоцикл полностью непромокаем, защищен от пыли и грязи, а также может
преодолевать водные преграды глубиной до 610 мм.
Однако российский колясочный "Урал"
не собирался просто так сдаваться. В начале 2000–х появились сообщения,
что "в десантные и мотострелковые подразделения российской армии будут
поставляться мотоциклы ИМЗ-8.1030 GEAR-UP, вооруженные пулеметом ПКМБ
калибра 7,62 мм на штатной турели, и ИМЗ-8.1030 GEAR-UP-ATGM, оснащенные
противотанковым ракетным комплексом "Конкурс-М".
Вот характеристики ИМЗ-8.1030 Урал ATGM
Двигатель: 649 см3;32л.с
Бесконтактная электронная система зажигания: БЗС
Система электрооборудования: 12В, альтератор 500Вт
КПП: Четырехступенчатая с передачей заднего хода
Карданная передача
Главная передача: Коническая пара
Передаточное число главной передачи: 4,62
Колеса: взаимозаменяемые, шины: 4,00-19"
Топливный бак: 19л.
Макс.скорость: 105
Масса (сухая): 315кг
Длина: 2560мм
Ширина: 1700мм
От гражданских версий
милитаризированный, в армейском камуфляже "Урал" отличался приводом на
колесо коляски с дифференциалом. При внешнем осмотре можно было
заметить, что у него напрочь отсутствовали хромированные детали. На
мотоцикле смонтировали фару-искатель, не забыли специальную канистру и
необходимый армейский атрибут - лопату.
6 мотоциклов ИМЗ-8.1030 были
отправлены для опытно-войсковой эксплуатации в составе размещенного в
Косово российского миротворческого контингента.
В целом машины там зарекомендовали
себя довольно-таки хорошо, но о дальнейших заказах для российской армии
ничего не слышно до сих пор. И вроде бы сейчас деньги у армии есть, но
мототехника не закупается. И неизвестно: нашли ли место отечественные
мотоциклы в государственной военной программе.
http://www.vestnik-rm.ru
|