Китайская компания, принадлежащая
армии и занимающаяся ремонтом бронетехники и выпуском колесных
бронетранспортеров, Poly Technologies, осенью 2010 года подписала
контракт с южноафриканской Mobile Land Systems (MLS) на поставку 11
машин MRAP и передачу лицензии на конструкцию таких машин.
Mobile Land Systems (Pty) Ltd - частная компания, созданная в
июне 2009 года после того, как ее генеральный директор Девальд Хаттинг
ушел из компании Integrated Convoy Protection (ICP), где он занимал пост
главного операционного директора. ICP является изготовителем семейства
машин REVA класса MRAP. Хаттинга рассказал, что он был приглашен
представителями Poly Technologies на переговоры в кулуарах оборонной
выставки DSEi в Лондоне в сентябре 2009 года. "После переговоров и
формулирования RFP [запроса предложений], мы подготовили Меморандум о
взаимопонимании от 14 сентября 2009 года в Лондоне. Я изменил
конструкцию для удовлетворения специальным требованиям Китая, и после
нескольких визитов в Пекин и китайскую промышленность, конструкция была
утверждена", сказал Хаттинг. До конца 2009 года компания MLS разработала
бронетранспортер CAPRIVI-Mk1 4×4. В конструкции машины использованы
основные узлы и агрегаты с коммерческих грузовиков, выпускающихся на
заводах КНР.
По словам Хаттинга Китаю возможно потребуется более 10 000 машин
MRAP в ближайшие годы для покрытия своих внутренних нужд и оснащения
миротворческих миссий. НОАК (Народная освободительная армия Китая)
является одной из крупнейших военных сил в мире, в ней служит около трех
миллионов солдат, моряков и летчиков, из которых около 2,5 млн.
находятся в полной готовности. На вооружении НОАК находится более 8500
основных боевых танков, но чуть более 1000 боевых машин пехоты и 3500
бронетранспортеров различных конструкций - и совсем нет машин с
противоминной защитой.
Стоимость контракта MLS c китайской стороной составила всего 40
млн. рандов (около 6 млн. долл). Проект машины был доработан MLS по
китайскому техническому заданию на основе проекта Caprivi Mk 1 (а
фактически, видимо, Caprivi-Mk1 была разработана и построена на
китайские деньги). Промышленным партнером MLS с китайской стороны был
выбран крупнейший производитель автомобильной техники и боеприпасов,
компания Chongquing Changan Industries в Чунцине (входящая в состав
корпорации China South Industries Group). В начале 2010 года MLS
поставила в Чунцин первый опытный образец своей машины Caprivi-Mk1 и две
первые машины, изготовленные по китайскому заданию, а также произвела
обучение китайских инженеров. Еще девять машин по контракту должны были
быть изготовлены в виде комплектов и отправлены в Чунцин для
окончательной сборки. В последующем Chongquing Changan Industries
должна по лицензии самостоятельно изготовить еще 289 машин MRAP
разработки MLS.
Во всей этой истории много неясного. Во-первых, у многих
создается впечатление, что MLS — это искусственное образование, которое
необходимо Китаю, чтобы легализовать передачу технологий MRAP. При этом
деньги, которые китайцы заплатили за это — небольшие.
Кроме того, остается вопрос — зачем вообще Китаю понадобились
машины данного класса? Нужно иметь ввиду, что MRAP — это ключевой
элемент армии США, который используется для контроля недружественных
территорий. Что собирается контролировать армия Китая?
Проще всего предположить, что Китай просто следует «высокой
моде», которую установили США и их союзники, закупив громадное
количество машин с противоминной защитой для операций в Ираке и
Афганистане. Китайская промышленность, очень ориентированная на экспорт,
вероятно приобретает MRAP как перспективный товар на рынке
бронетехники.
autobusiness.in.ua |