То, что случилось 24 апреля 1918 г,
останется в истории танковых войск навсегда. В разгар германского
наступления на деревню Виллер-Бретонне английские танки в составе одного
отделения (два пулеметных и один пушечный танк Mk.IV) начали контратаку
наступавшего противника. Однако, когда танки приблизились к деревне,
навстречу им выползли германские А7V Обе стороны столкновения не
ожидали, но делать было нечего, и танки вступили в самый первый и
истории танковый бой. Англичанам вначале пришлось особенно тяжело: из
трех машин два танка у них были пулеметными ,а экипажи измотаны
длительным нахождением в противогазах из-за того, что накануне их
позиции были обстреляны химическими снарядами. Таким образом, британцы
на первый взгляд уступали германцам в огневой мощи, бронировании и
работоспособности танкистов. Однако уже в этом столкновении проявились
такие факторы, как маневренность танков, опыт и слаженность экипажей.
Интересно, что бой проходил возле позиций английской пехоты и на виду у
германской артиллерии, но ни те, ни другие в нем участия не приняли.
Немецкие артиллеристы опасались поразить свои танки, а английские
пехотинцы просто не имели каких-либо противотанковых средств. Пулеметные
танки получив большие пробоины, вынуждены были отойти в тыл, а
пушечный танк продолжил вести огонь. Немецкие машины остановились так,
что бой фактически вел только один из них стрелявший с места из пушки и
пулеметов, в том числе бронебойныйми пулями. В отличие от немецких
английский танк постоянно маневрировал, но, сделав несколько выстрелов с
ходу, начал стрелять с коротких остановок. После трех попаданий у А7V
был поврежден масляный радиатор. Экипаж сумел отвести его на небольшое
расстояние, после чего покинул танк. Пошли назад и два других германских
танка, но английский танк не мог их преследовать, так как снарядом
начавшей стрелять германской артиллерии у него разорвало гусеницу. Тем
не менее поле боя осталось за англичанами, что давало им все основания
считать себя Победителями.
Германский тяжелый танк A7V с 77-мм пушкой
Не так удачно закончилась в тот день
для англичан-другая встреча германских и английских танков - у
расположенной неподалеку деревни Каши. Здесь один А7V "Зигфрид"
встретился c семью средними танками англичан и, открыв огонь с места,
подбил один (еще три подбили артиллеристы) и повредил три других
Немцам позже, правда, тоже пришлось понести потери - один их танк
опрокинулся, проходя через воронку и был брошен своим экипажем и
практически целым попал в руки англичан. Оба эти столкновения показали,
что танк с пушечным вооружением превосходит пулеметные машины, после
чего англичане начали выпуск танков типа "гермафродит", на которых один
пулеметный спонсон заменили на пушечный. Немцы также извлекли для
себя урок из этих боев и поспешили с разработкой более мощных танков А7V
и "К", вооруженных 77-мм орудиями. Однако, когда это задание получил
конструктор Йозеф Фольмер, он, видимо, решил, что правильнее будет
создавать небольшие легкие машины, которые можно выпускать и быстрее и в
большем количестве. Дело в том, что в автопарках германского
военного ведомства к этому времени накопилось более 1000 автомобилей,
признанных негодными для нужд армии из-за большого расхода горючего и
шин. Было решено использовать их в качестве силового привода для новых
боевых машин, вот только вместо колес поставить автомобили на гусеницы.
Получалось, что шасси автомобиля должно было находиться как бы внутри
гусеничного шасси, что позволяло упростить их серийное производство. В
результате работ Фольмера получился небольшой легкий танк весом 7 т с
передним расположением двигателя (как на автомобилях) и задним —
трансмиссии боевого отделения. При первом же взгляде на этот танк
бросалось в глаза его сходство с английским танком Mk.А "Уиппет",
который немцам очень понравился. Основные требования к этому легкому
танку предъявлялись следующие: экипаж — механик-водитель и один-два
стрелка, вооружение -57-мм пушка или же два пулемета, наличие лючков для
стрельбы из личного оружия; защита от бронебойных пуль на любом
расстоянии (толщина брони не менее 14-мм), подвеска упругая, скорость
движения по ровной местности с грунтом средней твердости - 12-15 км/ч,
удельное давление на грунт - около 0,5 кг/см2, ширина перекрываемого рва
-2 м, способность брать подъемы крутизной до 45°, масса не выше 8 т,
возможность перевозки в неразобранном виде на стандартных
железнодорожных платформах и готовность к действию сразу же после
выгрузки.
Легкий танк LK-I, Германия, 1918 г.
Танк должен был иметь надежный и, по
возможности, малошумный двигатель, небольшой силуэт при возможно
большем клиренсе, время действия без пополнения запаса горючего и
боекомплекта - до 6 ч. Для повышения проходимости и эффективности при
преодолении проволочных заграждений предлагалось увеличить угол
подъема гусеницы. Посадка и высадка экипажа должна была происходить
через дверь, а объем боевого отделения должен был быть достаточен для
нормальной боевой работы. Обращалось внимание на пожарную безопасность,
устройство смотровых щелей и лючков, защиту экипажа от осколков и
свинцовых брызг, герметизацию танка на случай применения противником
огнеметов, на доступность механизмов для обслуживания и ремонта, а
также возможность быстрой замены двигателя, наличие системы очистки
гусениц от грязи. Понятно, что сделать танк, отвечающий такому
заданию, было достаточно сложно, однако Йозеф Фольмер с этим делом
справился. Танк, получивший обозначение LK-I (LК - "легкий танк"
по-немецки), также, как и прототип английского танка "Уиппет", имел
вращающуюся башню, вооруженную пулеметом, в то время как на более
тяжелых танках LK-II 57-мм орудие устанавливалось в неподвижной броневой
рубке в задней части корпуса. Предполагалось, что треть выпущенных
танков будет пулеметными, а две трети — пушечными.
Германский танк, LK-II, 1918 г.
Верховное командование вновь подтвердило заказ и на этот год, но
война закончилась раньше, чем был собран хотя бы один серийный танк.
Фольмер разрабатывал еще и танк LK-III, скомпонованный несколько
иначе: 57-мм пушка в башне спереди, а двигатель и трансмиссия сзади,
все как у "Рено", но и в этом случае дело не дошло даже до постройки
опытного образца. Получилось так, что Германия, которая могла
делать танки ни в коей мере не уступавшие танкам союзников, сумела
изготовить всего лишь 20 серийных и несколько опытных машин. Удачные
разработки германских конструкторов затормозились на уровне
промышленного производства, которое оказалось недостаточно гибким для
быстрого перехода на выпуск новой продукции. Победа, казалось, была
очень близка, но именно количества достаточно легких и дешевых танков не
хватило для ее достижения. "Не гений маршала Фоша победил нас, а
генерал Танк", -заявил после войны германский генерал Цвель, и вряд ли
это его высказывание можно считать преувеличением. Но не бывает худа
без добра, в том смысле, что проигравшая войну Германия извлекла из ее
опыта гораздо более глубокие и ценные выводы, нежели ее победители.
Так, уже в 1920 г. Фольмер подробно рассказал о своих работах в
журнале "Моторваген". Командир танка А7V и участник боя у
Виллер-Бретонне лейтенант Фолькгайм опубликовал сначала брошюру
"Германские танки в наступлении 1918 года", а затем и книгу "Танки в
современной войне". Сам Фольмер быстренько перебрался в Швецию, где
на заводе "Ландсверк" в г. Ландскрона, имевшем давние контакты с
фирмой "Крупп", по его проекту в 1921 г. был выпущен первый шведский
танк М.21. http://pro-tank.ru/
|