Большие потери в танках летом
1941 года вынудили командование Красной Армии
принимать срочные меры. 20 июля 1941 года вышло
постановление Государственного Комитета
Обороны N019 "Об экранировке легких танков и о
бронировании тракторов." В соответствии с ним
серийное производство бронетракторов должны
были развернуть два завода: Харьковский
тракторный (ХТЗ) и Сталинградский тракторный
(СТЗ). Предполагалось вооружать трактора 45 мм
танковыми пушками и использовать в качестве
самоходных орудий. Проект бронирования
тракторов и всю документацию, необходимую для
серийного производства поручили разработать
конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Это
КБ уже имело опыт подобных работ. В июле 1941 года
оно выполнило проект установки 37 мм зенитной
пушки на шасси трактора 1ТМВ. К новой работе были
привлечены инженеры НАТИ Е.Г. Попов, А.В.
Сапожников, В.Я. Слонимский, А.М. Черепин. На ХТЗ
эту работу вела группа под руководством главного
конструктора М.С. Сидельникова. Для контактов с
ним бригада НАТИ несколько раз выезжала в
Харьков. В первых числах августа в НАТИ построили
четыре различных образца бронетракторов с 45 мм
пушками на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ
(сельскохозяйственные) и СТЗ-5 (транспортный).
После кратковременных сравнительных испытаний
для серийного производства избрали вариант на
базе СТЗ-3. При бронировании шасси трактора было
усилено, а для более плавного хода на него
установили обрезиненные катки и мелкозвенчатую
гусеницу с транспортного трактора СТЗ-5. Толщина
брони составляла 10-25 мм. В броневой рубке,
смонтированной на месте кабины водителя,
устанавливалась 45 мм танковая пушка с
ограниченными углами обстрела. Для обороны в
ближнем бою внутри перевозился пулемет
Дегтярева (ДТ или ДП). При постановке на серийное
производство на ХПЗ эта машина получила индекс
ХТ3-16. Бронетрактор, выпускавшийся в
Харькове и вооруженный 45-мм пушкой Первоначальным планом
предусматривалось изготовить в августе-сентябре
1941 года 750 ХТЗ-16. Бронедетали для них должен был
поставлять Новокраматорский машиностроительный
завод (НКМЗ). Последний, в свою очередь, получал
бронелисты (прокат) с Мариупольского завода им.
Ильича в незначительных количествах, что
задерживало выпуск бронетракторов. В результате,
к моменту начала эвакуации НКМЗ - 9 октября 1941
года - завод отгрузил в Харьков только 100
комплектов брони для ХТЗ-16. Точной цифры
выпущенных бронетракторов ХТЗ-16 автору
обнаружить не удалось, но, по разным источникам
число изготовленных машин колеблется в пределе
от 50 до 60 штук, хотя возможно что их было
несколько больше. Во всяком случае, достоверно
известно, что производство ХТЗ-16 началось только
в начале сентября, с 18 сентября началась
эвакуация завода, а 20 октября немцы взяли
Харьков. По отчету ХТЗ были оставлены не
вывезенными при эвакуации "находящиеся в
незавершенном производстве тракторные
гусеничные шасси ХТ3-16, 809 штук, выпуск которых не
мог быть произведен заводом из-за недопоставки
от кооперированных предприятий ряда деталей и
броневой стали." Объемы запланированного
производства впечатляют! В наших архивах пока не
удалось найти подробные данные о боевом
использовании харьковских бронетракторов.
Известно только, что построенные ХТЗ-16
использовались в боях в районе Харькова в
октябре 1941 года, но были быстро потеряны. Не
удалось пока найти никаких фотографий этих
любопытных машин. Известны только несколько
снимков ХТЗ-16, захваченных немцами. "Демобилизованный"
харьковский бронетрактор вновь возвращается к
мирному труду Производство ХТЗ-16 шло не только в
Харькове. 16 сентября 1941 года В.А. Малышев, нарком
недавно образованного Наркомата танковой
промышленности подписал приказ N8сс: "В целях
скорейшего выпуска бронированного трактора
ХТЗ-16 приказываю:
а. Немедленно отгрузить СТЗ 500
тракторов подготовленных к бронировке.
б. Немедленно отправить на завод N264
чертежи и технические условия на бронедетали.
в. Отгрузить СТЗ 500 комплектов
вооружения (пушки, пулеметы, боеприпасы).
г. Обеспечить завод покупными
изделиями.
Поставку корпусов для СТЗ начать не
позднее 1 октября по следующему графику: первая
пятидневка - 10 штук в сутки, вторая пятидневка - 15
штук в сутки, далее 20 и более..." Однако оба
завода - N264 и СТЗ были сильно загружены
производством танков и не могли производить
бронетрактора в таком большом количестве. Тем не
менее, судя по заводским отчетам, некоторое
количество ХТЗ-16 в Сталинграде выпустили. Тем
более, что в октябре из Харькова на СТЗ
эвакуировали кое-какие заготовки по
бронетракторам. Однако точной цифры
произведенных ХТЗ-16 в заводских документах нет.
Но можно предположить, что их было выпушено не
более 30 машин. Они использовались в боях на
харьковском направлении вплоть до весны 1942 года. Бронетрактор, собранный в Одессе.
Снимок сделан 20 августа 1941 г. В 1941 году бронировка тракторов
осуществлялась не только по указанию сверху, но и
в инициативном порядке "на местах". Правда,
случаев таких было немного. Самыми популярными
из них являются бронетракторы построенные в
осажденной Одессе, более известные как "танки
НИ". О танках "НИ" написано достаточно
много и у нас, и за рубежом и вся их история
обросла различными легендами. Начнем с того, что
ни в одном документе военной поры обозначения
"танк НИ" не встречается, а указанные машины
именуются как "танк-трактор" или
"бронированный трактор". Работы по
постройке бронетракторов в Одессе начались в
середине августа 1941 года при активном участии
военно-морской базы. Первые две машины,
построенные на базе транспортных тракторов СТЗ-5
были готовы 20 августа. Их бронировку выполнил
завод им. Октябрьской революции. Для ускорения
постройки для этих бронетракторов использовали
башни с разбитых танков Т-26 выпуска 1931 года.
Вооружение машин состояло из двух пулеметов.
Бывший секретарь ленинского райкома партии Н.Г.
Луценко, курировавший эти работы, вспоминал о
первом построенном бронетракторе: "20 августа
первый готовый танк тросом вытянули из цеха во
двор. Здесь уже были рабочие, инженеры, директор
завода, военные, моряки. Один из рабочих подошел к
боевой машине и мелом написал: "СМЕРТЬ
ФАШИЗМУ". По воспоминаниям Н.Г. Луценко, "с 20
августа по 15 октября изготовили 55 танков,
переоборудовав их из тракторов СТ3-5." Другие
источники приводят другую цифру построенных в
Одессе бронетракторов - 69. По мнению автора, цифры
эти являются завышенными, так как Одесский
оборонительный район (ООР) не располагал
достаточными материальными ресурсами и не мог
позволить использовать почти 70 тракторов,
необходимых в артиллерии, для бронирования. Башня одесского бронетрактора
(взятая с Т-26) крупным планом Наиболее ясным и достоверным
представляется "Отчет об обороне Одессы",
составленный в 1943 году по горячим следам. В нем
сказано: "В середине августа на заводах им.
Январского восстания и им. Октябрьской революции
было организовано оборудование танков и
бронеавтомобилей из тракторов и грузовиков. На
них устанавливали 45 мм пушку и два пулемета
Максима. Танки покрывались броней из
судостроительном стали толщиной 14-20 мм, на
броневиках броня доходила до 25 мм. Между броней и
внутренней обшивкой прокладывались деревянные
брусья. Броневики в бою оказались уязвимы с
передней части, так как разбивались скаты колес.
Пришлось с задней части сделать надежную защиту
и водить броневики в бой задним ходом. Это дало
положительный результат. В последующем колеса
броневиков оборудовались грузолентой,
обеспечившей им большую живучесть. К 14 сентября
была изготовлена 31 машина, что позволило
сформировать танковый батальон. 14 сентября
началось бронирование еще 15 тракторов... " Этот
документ вносит некоторую ясность - в число
показываемых бронетракторов входят еще и
броневики, изготовленные из грузовиков. А
сколько на самом деле было забронировано
тракторов в Одессе - пока неизвестно. С полной
уверенностью можно сказать лишь то, что все они
различались и по вооружению, и по базовому шасси.
Фото и кадры кинохроники донесли до нас только
изображение двух самых первых бронетракторов. Но
несмотря на свое несовершенство, одесские
бронетракторы с успехом воевали. Тем более, что
румынские войска, осаждавшие Одессу имели мало
противотанковой артиллерии. При эвакуации войск
ООР в Крым в октябре 1941 года, бронетрактора были
брошены в Одессе и некоторые из них
использовались румынами для учебных целей.
Производилась бронировка тракторов и
на заводах Ленинграда. Правда, данные о них очень
скудны. Так, на 5 августа 1941 года в составе 2
стрелковой дивизии Ленинградской армии
народного ополчения имелось: два Т-26, пять БА-10,
два КВ-2 и пять "средних танков ИЗ". Что это
было -неизвестно, но исходя из индекса ИЗ можно
предположить, что эти "танки" изготовил
Ижорский завод.
Сегодня, по прошествии стольких лет
бронетрактор может вызвать только улыбку - то
были другие времена! Но и сегодня в репортажах из
"горячих точек" на территории бывшего СССР
то и дело мелькнет давно казалось вымерший
бронетрактор. Кто знает, сказал ли он свое
последнее слово.
М. Коломиец |