Груды разбитой, сгоревшей и просто застрявшей в
жирном украинском чернозёме боевой и
транспортной техники отмечали путь отступления
из Крыма к Карпатам вермахта и войск союзников
Германии - Италии, Венгрии, Словакии. Где-то среди
этого металлолома затерялись несколько
небольших трехосных бронемашин с характерной
круглой, чуть конической башней, с
опознавательным знаком в виде двойного креста...
Они состояли на вооружении двух словацких
дивизий, воевавших против Красной Армии и
разгромленных на земле СССР. Эти бронеавтомобили
Tatra типа "vzor 30" (т.е. "образца 1930 г.")
словацкая армия получила в 1939 году, когда
Чехословацкая республика была отдана Германии, а
Словакия стала государством-вассалои фашистской
Германии.
История создания бронеавтомобилей образца 1930
года восходит к 1926 году. когда на вооружение
чехословацкой армии был принят полуторатонный
трехосный (6х4) автомобиль Tatra 26/30 с двигателем
воздушного охлаждения. Татровская концепция
(шасси с рамой-трубой и качавшимися полуосями)
обеспечивала высокую по тем временам
проходимость и прямо-таки очаровала военных,
поэтому они с интересом приняли предложеиие
завода Tatra разработать на этом шасси
бронеавтомобиль. Первый опытный образец с
шестицилиндровым карбюраторным двигателем
воздушного охлаждения мощностью 30 л.с. при 3000
об/мин имел четырехступенчатую КПП и
двухступенчатый демультипликатор, механический
привод тормозов, бронекорпус из броневой стали
толщиной 3-8 мм; он испытывался в 1928-27 годах.
Военные высоко оценили ходовые качества, но
остались недовольны слабой броней. Доработки и
иодериизация продолжались несколько лет, и
только в в 1933 году был утвержден окончательный
вариант легкого бронеавтомобиля, официально
названного ОА vz.30, а с января 1934 года начались
поставки,серийных бронеавтомобилей в войсковые
части. Всего к июню 1935 года был построен 51
экземпляр.
В отличие от первого опытного образца, эти
броневики строились на шасси Tatra-72 с укороченной
до 2570 мм базой (база задней тележки 920 мм) и
четырехцилнндровым карбюраторным двигателем
воздушного охлаждения рабочим объемом всего 1910
см3 и мощностью 30 л.с. при 2800 об/мин.
Четырехступенчатая КПП и двухступенчатая
дополнительная коробка обеспечивали 8 скоростей
вперед и 2 назад. Шасси типа 6х4 было уникальным в
своем роде - все шесть колес имели независимую
подвеску на листовых рессорах, карданный вал без
единого шарнира проходил внутри центральной
рамы-трубы и приводил в движение сначала средний,
а от него - задний мост. От ведущих шестерен
приводились тарельчатые шестерни качавшихся
полуосей ведущих мостов, кожухи которых
опирались на концы продольных листовых рессор.
Рессоры своей средней частью качались на концах
закрепленной на раме-трубе поперечной траверсы.
Поперечные тяги передней подвески
подрессоривались поперечной листовой рессорой.
Масса шасси составляла всего 780 кг. Такая
конструкция, а также блокируемые цилиндрические
дифференциалы, односкатная ошиновка с
пулестойкими шинами (размер 5.50 х 18) обеспечивали
достаточно высокую проходимость компактного
(размеры 4020 х 1575 х 2050 мм}, маневренного (радиус
поворота 4,5 м) и легкого (боевая масса 2550 кг)
бронеавтомобиля. Бронирование было, конечно,
слабым (лоб корпуса 6-12 мм, борта 6 мм, башня 10 мм)
но, благодаря отстрелу каждого корпуса на
полигоне, качественным. Вооружение состояло из
двух 7,92-мм пулеметов - один в круглой конической
башне, другой в лобовой броне корпуса слева
(справа сидел водитель). Экипаж бронеавтомобиля
состоял из 3 человек. Корпус имел две боковые и
одну заднюю дверцы, башня снабжалась люком Запас
топлива 50 - 55 литров. Его хватало на 250 км. По шоссе
автомобиль развивал 80 км/ч, на бездорожье - 10-15
км/ч; мог преодолевать 20%-ный подъём. Окраска ОА
vz.30 состояла из неправильной формы пятен
темно-зеленого, коричневого и темно-желтого
цветов (стандартная камуфляжная окраска,
принятая в чехословацкой армии в межвоенный
период).
В частях чехословацкой армии каждому взводу из
трех легких бронеавтомобилей vz.30 придавался для
усиления тяжелый бронеавтонобиль vz.27 (тип РА-2).
Позже, при создании ударных (т.е.
механизированных) полков в ротах
бронеавтомобилей по штату числилось по 7
бронеавтомобилей vz.30 и по два vz.27. а также по 4
гусеничные танкетки.
К 1938 году эти бронеавтомобили уже устарели и
были слишком уязвимыми, но тем не менее успешно
использовались в боях с гейнлейновцами в
Судетах, где потерь не имели. В январе 1939 года
чешской армии пришлось вести боевые действия в
Закарпатской Руси с венгерскими войсками. Здесь
за 3 месяца боевых столкновений было потеряно 15
бронеавтомобилей Tatra. Остальные в 1939 году
захватили немцы, которые включили их в состав
своих частей под обозначением PzSpr-30/T; в 1941 году
семь из них были переоборудованы в агитационные
(с ГУ) и переданы ротам пропаганды.
В словацкой армии в мачале было 13, а позже - 19
бронеавтомобилей этого типа. Часть из них
подорвалась на минах при атаке словацкой армии
("Рыхла дивизия ") позиций Красной Армии под
Липовцом летом 1941 года, еще 5 из состава охранной
дивизии уничтожили партизаны под Лоевом, а
остальные были подбиты или брошены при
отступлении. Лишь два броневика этого типа были
применены против немцев в августе 1944 года во
время Словацкого народного восстания.
До наших дней не сохранился ни один экземпляр
этих довольно интересных бронемашин.
Л. Суславичюс