В 1984 году командование итальянской армии сформулировало требования
к высокомобильному колесному истребителю танков, вооруженному 105-мм
нарезной пушкой по баллистике аналогичной пушкам танков "Леопард"-1 и
М60А1. Прицельная система орудия должна была быть унифицирована с
системами управления огнем перспективного основного боевого танка
"Ариете" и гусеничной БМП VCC-80. Техническое задание было выработано в
рамках комплексной программы перевооружения сухопутных войск. Тяжелым
бронеавтомобилям отводилась роль основных боевых танков.
Работы по "колесному танку" начались фирмами ОТО Мелара и Фиат в
конце 1984 года и опирались на опыт создания в 1982-1983 гг.
бронеавтомобиля Фиат 6636 колесной формулой 6х6. Установка башни со 105
-мм пушкой увеличивала массу машины по крайней мере на 6-7 т, поэтому
пришлось к трем осям добавить четвертую, чтобы не ухудшилась
проходимость машины. Выбор габаритных размеров машины обуславливался
трудноразрешимым компромиссом между необходимостью большего внутреннего
объёма корпуса для размещения подбашенной турели и ограничениями,
налагаемыми размерами грузового отсека военно-транспортного самолета
С-130 "Геркулес.
В апреле 1985 г. начались испытания демонстрационной машины без
бронирования. Основной целью испытаний была отработка ходовой части,
особенно новой гидропневматической подвески колес, и проверка
компоновочных решений машины в отношении удобства обслуживания 105-мм
пушки.
Первая машина В-1 с полным бронированием и вооружением была передана
на испытания в январе 1987 г., до конца года за ней последовало еще
пять. Всего в испытаниях участвовало десять бронеавтомобилей В-1
опытной партии. В 1990 году вооруженные силы Италии получили первые
десять бронеавтомобилей В-1 "Кентавр", а в 1991 году началось их
полномасштабное производство на заводе фирмы ИВЕКО Фиат в Больцано с
темпом выпуска десять машин в месяц.
Следует отметить, что бронеавтомобиль В-1 "Кентавр" занимает особое
место среди бронированных колесных машин. Формально его классифицируют
как БРМ - боевую разведывательную машину, однако что не совсем
правильно. Исключительно мощное для колесной машины вооружение (105-мм
нарезная пушка с высокой начальной скоростью снаряда) позволяет в
отношении этой машины убрать кавычки с выражения "колесный танк", тем
более, что в армии Италии "Кентавры" и пришли на смену танкам -
американским М47.
Корпус бронеавтомобиля сварной из стальных бронелистов различной
толщины. В лобовой части броня устойчива к попаданию 20-мм снарядов, с
кормы и бортов - к попаданию пуль калибра 12,7 мм.
Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части
корпуса с правой стороны. Двигатель - шестицилиндровый дизель водяного
охлаждения с турбонаддувом ИВЕКО Фиат МТСА V-6 мощностью 520 л. с.
Кроме бронеавтомобилей "Кентавр" различные варианты дизеля V-6
устанавливаются на гусеничные БМП VCC-80, аргентинский танк ТАМ и
итальянский основной боевой танк "Ариете". На машине использована
западногерманская автоматическая шестискоростная (пять - вперед, одна -
назад) коробка передач ZF SHP-1500. Двигатель, система охлаждения и
коробка передач конструктивно выполнены в виде единого блока и отделены
от остальной части корпуса противопожарными перегородками. В
моторно-трансмиссионном отделении установлена автоматическая система
пожаротушения и сигнализации.
Слева от моторно-трансмиссионного отделения расположено отделение
управления с рабочим местом водителя (сиденье водителя регулируется по
высоте). Вне боевой обстановки водитель управляет машиной, наблюдая за
местностью через открытый люк. В бою наблюдение ведется с помощью трех
смотровых перископических приборов. Вместо центрального наблюдательного
блока может быть установлен бесподсветочный прибор ночного видения.
Центральную часть корпуса занимают топливные баки и полик башни. В
кормовой части расположены две боеукладки по 12 снарядов к пушке,
аккумуляторные батареи, фильтровентиляционная установка и
гидравлическая лебедка с тяговым усилием 10 т. В кормовом бронелисте
имеется люк, используемый для загрузки снарядов.
Все восемь колес - ведущие, первые две пары - управляемые, но на
скорости до 20 км/ч можно поворачивать и заднюю пару колес. Управление
колес осуществляется с помощью гидроусилителей. Подвеска колес
независимая гидропневматическая. Машина оборудована системой
централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Все колеса
оснащены дисковыми тормозами.
Трехместная башня, вооруженная 105-мм пушкой LR длиной 52 калибра,
разработана фирмой ОТО Мелара. Она установлена ближе к корме корпуса.
Командир бронеавтомобиля располагается слева от пушки, наводчик -
справа, заряжающий - сзади наводчика. Люки в крыше корпуса расположены
над сиденьями командира и заряжающего.
Пушка LR по внутренней баллистики аналогична 105 -мм танковой пушке
L7/M68. Пушка оснащена устройством продувки канала ствола после
выстрела, высокоэффективным, поглощающим до 40% отдачи, дульным
тормозом и термозащитным кожухом. Отдача пушки при выстреле составляет
14 т, чтобы ее погасить установлена специальная гидро-пневматическая
система отката с ходом ствола 750 мм после выстрела. Стрельба возможна
всеми стандартными 105 -мм снарядами НАТО, включая кумулятивные.
Боезапас к пушке-40 снарядов, 14 из них хранятся непосредственно в
башне. С орудием спарен 7,62-мм пулемет М42/59 (установлен с левой
стороны от пушки), еще один пулемет может быть установлен на крыше
башни. Боезапас к пулеметам 4000 патронов. По бортам башни есть по
четыре дымовых гранатомета.
Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости
осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Углы
возвышения орудия от -6° до +15°.
На бронеавтомобиле установлена модульная система управления огнем
фирмы Галилео. Ее основными подсистемами являются прицелы командира и
наводчика, цифровой баллистический вычислитель, датчики состояния
атмосферы, индикаторы и панели управления наводчика, командира и
заряжающего. Командир бронеавтомобиля располагает стабилизированным
дневным панорамным прицелом с 2,5- и 10-кратным увеличением. В прицел
интегрирован электронно-оптический усилитель изображения, позволяющий
вести наблюдение и прицеливание в условиях низкой освещенности. Прицел
имеет круговое вращение в горизонтальной плоскости, в вертикальной - от
-10° до +60°. У наводчика установлен комбинированный стабилизированный
дневной/ночной прицел со встроенным лазерным дальномером. Дневной канал
имеет 5-кратное усиление, изображение от инфракрасного канала
дублируется на индикаторе, установленном рядом с сиденьем командира.
Стрелок имеет еще и спаренный с основным прицелом телескоп с 8-кратным
увеличением. Командир наблюдает за левым сектором через четыре
перископических смотровых прибора, наводчик - за правым через пять
неподвижных перископических смотровых приборов. Баллистический
вычислитель построен на базе 16-разрядного процессора Интел 8086.
Несмотря на то, что пушка стабилизирована в двух плоскостях и имеется
современная система управления огнем, по сообщениям западной прессы,
вести огонь с ходу "Кентавр" не может.
Но результатам испытаний первых шести машин в конструкцию были
внесены некоторые изменения: несколько уменьшена ширина корпуса (для
более удобного размещения в "чреве" С-130), днищу придана небольшая
V-образность для лучшей противоминной защиты, размеры люка в кормовом
броне-листе уменьшены.
Серийное производство бронеавтомобилей В-1 "Кентавр" завершилось в
1996 году. На вооружение трех бронекавалерийских полков итальянской
армии было передано 400 машин. Интерес к бронеавтомобилям этого типа
проявляет командование вооруженных сил Испании, которое намеревается
закупить 30 колесных танков.
Проверку в боевых условиях бронеавтомобили. "Кентавр" прошли в ходе
миротворческой операции "Рестор Хоуп", проводившейся в Сомали под
эгидой ООН. В конце 1992 года восемь колесных танков из состава 19-го
кавалерийского полка были отправлены на Африканский континент в составе
смешанной бронетанковой роты (кроме "Кентавров" в нее входили еще пять
танков М60А1). Тяжелой техникой усилили два воздушно-десантных полка,
составлявших костяк итальянского контингента сил ООН. "Кентавры" широко
использовались для проведения разведывательных рейдов, блокады основных
путей сообщения сепаратистов и эскортирования конвоев с гуманитарными
грузами. В течении первых четырех месяцев 1993 года семь бронемашин
намотали 8400 км по сомалийским шоссе и бездорожью. За все время не
было ни одного серьезного случая отказа техники. Восьмая машина не
использовалась, так как сразу по прибытию в Сомали у нее вышел из строя
двигатель. До конца миссии ООН в Сомали восьмой Кентавр ввели в строй,
а из Италии перебросили еще две машины.
В условиях постоянных повреждений шин особенно хорошо
зарекомендовала себя система централизованного регулирования давления в
пневматиках, избавить от проколов она конечно не могла, но завершить
выполнение задачи позволяла.
За всю компанию достойных целей для 105-мм пушек не нашлось, из них
вели огонь только на учебных стрельбах на импровизированном полигоне в
районе Джиалалкси. Зато очень пригодился панорамный прицел командира с
электронно-оптическим усилителем изображения. "Кентавры" очень часто
использовали как подвижные наблюдательные пункты вдоль Императорского
шоссе. Машины занимали позиции в 500 м от дороги и экипажи, используя
прицелы в качестве приборов ночного видения, отслеживали ночную жизнь,
при необходимости наводя на подозрительные ее проявления итальянские
патрули.
Недостаточно мощными оказались УКВ-радиостанции, установленные на
бронеавтомобилях, было признано необходимым иметь КВ-радиостанцию
среднего радиуса действия хотя бы на командирских машинах. Как ни
странно в очень жарком климате экипажи не пользовались системой
кондиционирования, предпочитая открывать на распашку все люки.
В Сомали проводились типичные противопартизанские операции.
Противник был слабо вооружен и плохо обучен, тем не менее, очень быстро
выяснилось, что бронезащита "Кентавров" (равно как и всех других
бронеавтомобилей) явно не достаточна, она не "держит" бронебойные пули
пулеметов ДШК, не говоря уже о гранатах РПГ-7. В срочном порядке
английской фирме Ройал Орднэнс были заказаны двадцать комплектов блоков
динамической защиты башни и бортов корпуса ROMOR-А. Десять комплектов
были установлены на "сомалийские" "Кентавры".
Летом 1997 г. "Кентавры" вмести с бронеавтомобилями Фиат 6614
гвардейского кавалерийского полка принимали учатие в операции "Альба"
по предотвращению гражданской войны в Албании.
"КЕНТАВР" II
В 1996 году итальянские вооруженные силы выдали технические
требования к колесному танку "Кентавр" второго поколения. Опытный
образец был изготовлен в том же году, а в 1997 году был передан на
испытания. Кормовая часть корпуса была удлинена на 335 мм, что
позволило увеличить ее внутренний объем. Боезапас к 105-мм пушке на
новом варианте БРМ "Кентавр" размещается только в башне, а в
увеличенном кормовом отделении оборудованы места для четырех солдат с
полным вооружением. Вокруг башни установлены дополнительные бронелисты,
верхние части двух задних пар колес прикрыты экранами из стальных
бронелистов. В результате доработок боевая масса машины увеличилась на
1 т, боезапас снарядов к пушке уменьшился с 40 до 16. Ожидается, что
сухопутные войска Италии закажут 150 бронеавтомобилей "Кентавр" II для
использования в качестве бронированных разведывательных машин.
БТР "КЕНТАВР"
Опытный БТР был построен в 1996 году. Корпус машины был удлинен еще
на 80 мм по сравнению с "Кентавром" II, также увеличилась и колесная
база, с 4,5 м до 4,8 м. По эргономическим соображениям корпус сделан
выше, высота БТР по крыше корпуса составляет 1,93 м по сравнению с 1,75
м у "Кентавра". Опыт миротворческих операций в Сомали показал
необходимость усиления бронезащиты: броня БТР выдерживает попадания
12,7-мм бронебойных пуль в кормовой части и с бортов, а в лобовой -
попадания 25-мм снарядов. На демонстрационной машине была установлена
двухместная башня ОТО Бреда, вооруженная 20-мм автоматической пушкой и
спаренным с не 7,62-мм пулеметом. В ходе испытаний 20-мм пушку заменили
на пушку калибра 25 мм. В конфигурации с установленной башней экипаж
БТР состоит из трех человек (командир, стрелок, водитель) и еще шесть
десантников размещаются в кормовом боевом отделении. Боевая масса БТР -
24 т. Безбашенный БТР на базе "Кентавра" может перевозить 11 человек,
включая водителя.
Бронетранспортер на базе "Кентавра" отвечает практически всем
требованиям, предъявляемым армией Франции к перспективной колесной
машине VBM, армией Германии к машине GTK и армией Великобритании к
бронеавтомобилю MRAV. Единственным исключением является ширина машины,
так как вооруженные силы Франции и Германии ограничили ширину
перспективного бронеавтомобиля тремя метрами, в то время как ширина БТР
на базе "Кентавра" - 3,28 м. Уменьшить ширину БТР возможно за счет
снятия дополнительной брони корпуса или замены ее на другой тип. Весьма
вероятно, что бронетранспортер примет участие в конкурсе на поставку
бронированных колесных машин для вооруженных сил этих стран.
В 1999 году министерство обороны Италии заключило контракт,
предусматривающий разработку на базе бронетранспортера командно-штабной
машины, санитарно-эвакуационной машины, самоходного миномета и носителя
ПТУР. Итальянская армия планирует закупить 240 машин всех модификаций.
Ширина базовой модели, предназначенной для Италии, уменьшена до 3 м.
На противотанковом варианте будет устанавливаться вращающаяся башня
ОТО Бреда HITFIST. В башне монтируется 25-мм автоматическая пушка
Эрликон Контраверс, спаренный с ней 7,62-мм пулемет и две пусковые
установки ПТУР "ТОУ".
Командно-штабная машина имеет увеличенную высоту боевого отделения
(общая высота машины по крыше корпуса 2,1м). Вооружение - пулемет
калибра 12,7 мм на шкворневой установке. Амбразуры в бортах корпуса и
рампе на КШМ отсутствуют.
Вариант самоходного миномета предполагает установку 120-мм
гладкоствольного миномета TDA на поворотном основании внутри боевого
отделения. Стрельба ведется через большой створчатый люк в крыше
корпуса. Для самообороны будет использоваться пулемет калибра 12,7 мм
на шкворневой установке. Экипаж самоходного миномета состоит из
командира, водителя и четырех человек боевого расчета.
На базе бронеавтомобиля "Кентавр" была создана и проходила испытания 155-мм самоходная установка.
Колесная формула ..................................................8х8
Боевая масса, кг ...............................................24.800
Длина корпуса, м ................................................ 7,40
Длина с пушкой вперед, м ........................................ 8,56
Ширина, м ....................................................... 2,94
Высота корпуса, м ............................................... 1,75
Высота по крыше башни, м ........................................ 2,44
Колесная база, м ...................................... 1,60/1,45/1,45
Ширина колеи, м ................................................. 2,51
Дорожный просвет, м ............................................. 0,42
Максимальная скорость по шоссе, км/ч.............................. 108
Запас хода по шоссе, км .......................................... 800
Емкость топливных баков, л ....................................... 540
Преодолеваемые препятствия:
подъем............................................................ 60%
высота стенки, м ................................................ 0,55
ширина траншеи, м................................................ 1,55
глубина брода, м.................................................. 1,2
Экипаж, чел. ....................................................... 4
М. Никольский, В. Ильин