К работам по созданию бронеавтомобилей на трехосном шасси ГАЗ-ААА В
СССР приступили в начале 30-х годов. При этом конструкторы в основном
рассчитывали на шасси американского грузовика "Форд-Тимкен"" который
стал поступать в Советский Союз в 1931 году. В конце года к
"отверточной" сборке этих автомашин приступил завод "Гудок Октября" в
Канавине, близ Нижнего Новгорода. Осенью того же года на Рембазе №2 в
Москве на это шасси установили бронекорпус бронеавтомобиля БА-27. Вслед
за первым последовали еще несколько броневиков,получивших обозначение
БА-27М. Одновременно с этим на Ижорском заводе, с использованием того
же шасси, было выпущено несколько десятков бронеавтомобилей Д-13,
разработанных по проекту Н.И.Дыренкова. Однако ни та, ни другая машина
по своим тактико-техническим характеристикам не удовлетворяли военных.
Армии требовался средний пушечный бронеавтомобиль с резервом для
модернизации на перспективу.
В 1932 году на Ижорском заводе под руководством инженера
А.Д.Кузьмина разработали бронеавтомобиль БА-И (И — ижорский). При его
создании использовалось все то же трехосное шасси "Форд-Тимкен". Корпус
броневика выполнялся полностью сварным — для того времени это было
передовой технологией. По бортам корпуса и в его кормовой части имелись
двери для посадки экипажа. В цилиндрической сварной башне оригинальной
конструкции устанавливались стандартная 37-мм танковая пушка
(боекомплект 34 артвыстрела) и отдельно от нее пулемет ДТ в шаровой
установке. Второй пулемет ДТ размещался в лобовом листе корпуса справа
от водителя. За счет ступенчатой формы крыши корпуса (подбашенный лист
располагался заметно ниже крыши водительской кабины) удалось
существенно снизить общую высоту боевой машины. Бронеавтомобиль БА-И
выпускался небольшой серией в 1932-34 годах и состоял на вооружении
Красной Армии.
В 1934 Ижорский завод выпустил усовершенствованную модель — БА-3.
Корпус БА-И при этом подвергся незначительным изменениям: на 50 мм была
удлинена корма, в моторном отделении появились окна для выхода воздуха,
была укорочена подножка и на задних крыльях предусмотрены крепления для
вездеходных гусеничных цепей. Крепление корпуса на шасси автомобиля
"Форд-Тимкен" осуществлялось с помощью 10 кронштейнов, которые через
резиновые прокладки привертывались болтами к лонжеронам шасси.
Главным же отличием новой машины стала башня с вооружением. БА-3
получил башню от танка Т-26 с уменьшением толщины брони до 8 мм (по
альбому "Бронемашины" НИБТ Полигона ГБТУ КА 1944 года — 8 мм, согласно
"Временному краткому описанию бронеавтомобиля БА-3"" составленному тем
же полигоном в октябре 1934 года, броня башни — 9 мм) со штатной
спаренной установкой вооружения — 45-мм пушкой 20К обр.1932 г.
(боекомплект 60 артвыстрелов) и пулеметом ДТ. Внушительный боекомплект
размещался частично в башне, а частично в корпусе бронеавтомобиля. В
нише башни располагались два сотовых стеллажа на 40 снарядов, вдоль
бортовых стенок башни имелись гнезда на 12 снарядов (по 6 на сторону) и
вдоль стенок бронекорпуса в боевом отделении еще 8 гнезд (по 4 на
сторону). В четырех стеллажах в башне и корпусе размещались 53 магазина
для пулеметов ДТ.
Для увеличения проходимости, впервые в советском
бронеавтомобилестроении, на задние скаты БА-3 одевались вездеходные
гусеницы, известные под иностранным названием "Оверолл". Каждая
гусеница массой 71 кг состояла из 25 звеньев (плиц) размерами 80х35 мм.
Длина гусеницы составляла 4500 мм, шаг — 180 мм. Надевание гусениц при
участии всего экипажа бронеавтомобиля занимало 10-15 мин.
В июне 1934 года бронеавтомобиль БА-3 с корпусом из неброневой стали
проходил испытания на НИБТ Полигоне УММ РККА в подмосковной Кубинке. В
ходе испытаний 5,82-тонная машина развила по асфальтированному шоссе
скорость 70 км/ч (цифра выглядит завышенной, но так в отчете), по сухой
же проселочной дороге максимальная скорость не превышала 35 км/ч.
Двигатель при этом сильно перегревался, поэтому было рекомендовано
улучшить систему охлаждения. Требовала усиления и передняя подвеска. В
остальном серьезных недостатков замечено не было, требовалось внести
лишь ряд мелких изменений в компоновку внутренних агрегатов. Как это
следует из заключения комиссии:
"бронеавтомобиль показал хорошие качества, необходимые для боевой машины, и вполне пригоден для оснащения РККА".
Производство БА-3 было налажено на Ижорском заводе и Выксинском
заводе дробильно-размолочного оборудования, которые в 1934-35 годах
изготовили 180 бронемашин этого типа.
К 1935 году на ГАЗе был освоен выпуск отечественного трехосного
автомобиля ГАЗ-ААА, на базе которого Ижорский завод быстро разработал
новый броневик БА-6. По корпусу, башне, вооружению, размещению
боекомплекта, узлов и агрегатов эта машина принципиально от своего
предшественника не отличалась. Внешне ее можно было отличить по
отсутствию
задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части
корпуса. Кроме того, колея задних колес расширилась до 1600мм (у БА-3 —
1585 мм); база между передней осью и центром подвески задней тележки
уменьшилась до 3200 мм (против 3220 мм у БА-3); расстояние между
задними мостами сократилось с 1016 мм (для БА-3) до 940 мм. На этом
броневике впервые применили пулестойкие шины ГК, заполненные губчатой
резиной. Благодаря более строгой весовой дисциплине массу
бронеавтомобиля удалось уменьшить до 5,12 т при сохранении прочих
тактико-технических параметров. С 1936 по 1938 год Ижорский завод
выпустил 386 бронеавтомобилей БА-6.
Было изготовлено и небольшое количество броневиков этого типа в
варианте БА-бжд (жд — железнодорожный). При перестановке с обычного на
железнодорожный ход прямо поверх пневматиков устанавливались
железнодорожные скаты специальной конструкции. Правда, на задних мостах
машины приходилось сначала демонтировать внешние колеса, чтобы добиться
попадания в размер рельсовой колеи. Рулевое управление блокировалось.
При массе 5,9 т БА-бжд развивал по рельсам скорость до 55 км/ч.
В 1936 году был изготовлен опытный образец модернизированного
броневика — БА-6М с башней в виде усеченного конуса, увеличенной до 10
мм толщиной брони и 50-сильным двигателем ГАЗ-М. Одновременно с БА-6М
построили его облегченный вариант БА-9, вооруженный 12,7-мм пулеметом
ДК вместо пушки. По указанию наркома обороны К.Е.Ворошилова в 1937 году
Ижорский завод должен был изготовить 100 БА-9 для кавалерийских частей.
Однако из-за отсутствия нужного количества пулеметов ДК, этого сделать
не удалось.
Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 поступали на вооружение разведывательных
подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений Красной
Армии. В 1937 году в Забайкальском военном округе был сформирован
мотоброневой полк, вскоре развернутый в бригаду. В нее входили батальон
средних бронеавтомобилей, разведывательный батальон (средние и легкие
бронеавтомобили) и стрелково-пулеметный батальон. Всего в бригаде
имелось 80 средних и 30 легких бронеавтомобилей. Три таких бригады —
7-я, 8-я и 9-я принимали участие в боях с японскими войсками у реки
Халхин-Гол.
Практически одновременно с поступлением новых броневиков в Красную
Армию началась и их поставка за рубеж. Из иностранных источников можно
почерпнуть сведения о продаже в 1935 году Турции 60 бронеавтомобилей
БА-6. Если со временем продажи все верно, то речь, скорее всего идет о
машинах БА-3, поскольку выпуск БА-6 начался годом позже. Это
предположение представляется автору наиболее вероятным и с точки зрения
эксплуатации. Туркам проще было обслуживать американское шасси
"Форд-Тимкен"" а не советское ГАЗ-ААА. Впрочем, вопрос пока открыт...
С декабря 1936 года и вплоть до свертывания советской военной помощи
в 1938 году в Испанию были поставлены 7 бронеавтомобилей БА-И и 80
БА-6. Одним из первых соединений республиканской армии, получившем эти
боевые машины стала 1-я бронетанковая бригада под командованием
Д.Г.Павлова, принимавшая участие в тяжелых боях под Мадридом в январе
1937 года. Экипажи танков и броневиков состояли из советских и
испанских танкистов. В боях под Мадридом БА-6 подбили несколько танков
противника. К лету 1937 года в составе испанской республиканской армии
была сформирована бронеавтомобильная бригада. В декабре 1937 года до 30
БА-6 с испанскими экипажами участвовали в наступлении на Теруэльский
выступ — последней крупной и успешной операции республиканцев. После
окончания гражданской войны некоторое количество БА-6 состояло на
вооружении испанской армии до начала 50-х годов.
БА-6 находились на вооружении и Монгольской народно-революционной
армии. Укомплектованные ими бронедивизионы 6-й и 8-й монгольских
кавалерийских дивизий принимали участие в вооруженном конфликте у реки
Халхин-Гол весной—летом 1939 года.
В иностранной печати приводились сведения о поставках
бронеавтомобилей БА-6 в Афганистан и Китай. По поводу первого трудно
сказать что-либо определенное: автор не может ни подтвердить, ни
опровергнуть эти сведения. Что же касается Китая, то это маловероятно.
Во всяком случае, в опубликованных в отечественной печати данных о
поставках в Китай боевой техники и вооружения с 1936 по 1939 год
бронеавтомобили БА-6 (как впрочем и бронеавтомобили вообще) не
значатся.
Таким образом, в период с 1935 по 1939 год было экспортировано свыше
150 бронеавтомобилей БА-И, БА-3 и БА-6. Большинство других несло службу
в частях Красной Армии, преимущественно на Дальнем Востоке. Тем не
менее, некоторое количество БА-3 и БА-6 приняло участие в польском
походе, в войне с Финляндией, а также в Великой Отечественной войне
(встречались в войсках, как минимум, вплоть до середины 1942 года).
Куда дольше эксплуатировались эти машины в финской армии, которой
они достались в качестве трофеев в 1939 и 1941 годах. На 1 июня 1944
года у финнов имелся один БА-3 (нес службу вплоть до конца 1954 года) и
10 БА-6 (эксплуатировались до конца 1956 года).
В настоящее время бронеавтомобиль БА-3 (№ 5633) сохраняется в Музее
бронетанковой техники и вооружения в подмосковной Кубинке. БА-6 (№
4382) можно увидеть на смотровой площадке Центрального музея
Вооруженных Сил в Москве.
В заключение следует отметить, что на момент создания и даже в
начальный период Второй Мировой войны, эти бронеавтомобили были
наиболее сильно вооруженными в мире. На британских и американских
бронемашинах пушки калибра 37-40 мм появились только в 1942 году.
Первым же адекватно вооруженным немецким броневиком стала широко
известная "Пума" (1944 год). К сожалению, мощное вооружение было,
пожалуй, главным и единственным достоинством отечественных средних
бронеавтомобилей 30-х годов. Опыт боевых действий показал практическую
невозможность их использования на переднем крае по причине низкой
проходимости. К существенным недостаткам можно отнести слабое
бронирование и отсутствие кормового поста управления. В полной мере эти
недостатки были свойственны и наиболее совершенному представителю
большой пушечной серии советских броневиков БА-10. Впрочем, этими же
"болезнями" страдали и все зарубежные броневики тех лет, создававшиеся
на шасси коммерческих автомобилей. С появлением полноприводных колесных
бронированных машин они устарели окончательно и бесповоротно.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ БА-6
Боевая масса, т. ................................. 5,12
Экипаж, чел. ........................................ 4
Габариты, мм:
Длина ............................................ 4900
ширина ........................................... 2070
высота ........................................... 2360
база ............................................. 3200
дорожный просвет .................................. 240
Вооружение:
Пушка ........................... 45 мм 20К обр. 1932г.
Пулеметы ..................... 2х7,62 мм ДТ обр. 1929г.
Боекомплект:
выстрелов .......................................... 60
патронов ......................................... 3276
Бронирование, мм:
лоб и борт корпуса .................................. 8
корма ............................................. 6-8
крыша и днище ..................................... 3-6
башня ............................................... 8
Двигатель:
ГАЗ-АА, карбюраторный, 4-цилиндровый, 4-тактный, рядный,
жидкостного охлаждения, максимальная мощность 40 л.с.
при 2200 об/мин.
Топливо ............... автомобильный бензин 2-го сорта
Емкость топливных баков, л. ........................ 65
Трансмиссия:
число передач КПП ............................... 4 + 1
число передач демультипликатора ..................... 2
сцепление .......................... однодисковое сухое
тип тормозов ............................... колодочные
Ходовая часть:
колесная формула .................................. 6х4
размер шин. ................................... 6,50-20
Скорость движения, км/ч:
Максимальная ....................................... 43
средняя по шоссе ................................... 32
средняя по проселку ................................ 20
Запас хода по горючему, км:
по шоссе .......................................... 197
по проселку ....................................... 130
Расход горючего на 100 км пути по шоссе, л. ........ 33
Параметры проходимости:
удельное давление без погружения, кг/см2
передн. ......................................... -3,58
задн. ........................................... -3,33
угол подъема, град. ................................ 20
угол крена,град .................................... 15
радиус поворота, м. ......... 6,9 (влево), 7,8 (вправо)
М.Барятинский