Непременное стремление повысить огневую мощь и особенно бронезащиту
основных, так называемых ли-нейных бронеавтомобилей Красной Армии в
30-е годы сдерживалось ограниченной грузоподъемностью и недостаточной
надежностью применявшегося тогда трехосного шасси ГАЗ-ААА. Оно и так
было перегружено, а его маломощный двигатель почти не поддавался
форсированию. С увеличением же толщины брони неизбежно росла и масса
машины. Поэтому когда Московский автозавод после реконструкции освоил в
1934 году производство своего первого трехосного (6х4) грузовика ЗИС-6
с червячными задними мостами (конструкторы Е. И. Важинский, А. С.
Айзенберг, А. И. Скерджиев, Кьян Ке Мин и другие), более прочного и
выносливого, сразу приступили и к созданию тяжелого пушечного
бронеавтомобиля (класса свыше 6 т) на его основе.
Начало положил БА-5, построенный осенью 1935 года. Просторный
бронекорпус его, сваренный из плоских листов толщиной 4-9 мм, вмещал
экипаж из 5 человек. Цилиндрическая башня с 45-мм пушкой и спаренным с
ней пулеметом ДТ была заимствована от танка Т-26. Еще два ДТ были
смонтированы в шаровых установках лобового листа корпуса и кормовой
рубки. Был введен задний пост управления (с рулем и педалями), сиденье,
смотровой люк, фары.
Получив удовлетворительную бронезащиту (несколько лучшую, чем у
распространенного тогда среднего бронеавтомобиля БА-3) и дополнительное
вооружение, машина имела все же большие габариты и невысокую
проходимость. Подвижность ее ограничивалась недостаточной мощностью
двигателя - 73 л. с. В целом выигрыш в боевых свойствах пока был
невелик. Однако шасси и двигатель ЗИС-6 имели возможность дальнейшего
совершенствования, да и размеры машины могли быть заметно уменьшены при
усилении ее бронезащиты, за счет более рациональной формы корпуса.
В течение 1936-1937 годов проектировалось специальное укороченное
шасси ЗИС-6К с двигателем увеличенной мощности, опущенным на раме вниз,
и с дополнительным задним рулем. Был построен макетный образец машины.
Положительные результаты этой работы позволили приступить зимой 1938
года к созданию нового тяжелого бронеавтомобиля БА-11 (шасси - ЗИС-34).
Компоновку делал инженер А. С. Айзенберг, шасси занимались конструкторы
Д. В. Саломатин, Б. М. Фиттерман, В. Н. Смолин и другие. Одновременно
на Ижорском заводе под руководством инженера А. Н. Баранова
проектировался достаточно совершенный по тем временам бронекорпус.
Стандартный "зисовский" двигатель был форсирован до 93 л. с. (с
алюминиевой головкой - до 99 л. с.), в основном за счет увеличения
степени сжатия и частоты вращения и улучшения наполнения цилиндров.
Надежность его работы на бронемашине повышало дублированное зажигание -
от магнето и от батареи. Свечи были экранированы, чтобы не создавать
помех радиоприему. Наличие реверса в демультипликаторе в сумме давало 9
передач вперед и 6 - назад, причем скорость заднего хода достигала 90%
от переднего. Был оборудован полноценный задний пост управления. Имелся
механизм ручного запуска двигателя изнутри машины. Раму укоротили на
400 мм; соответственно сократили и базу (на 350 мм). Был усилен
передний мост. Пулестойкие шины увеличенного размера имели крупные
грунтозацепы. Проходимость машины повышали гусеничные цепи "оверолл",
надеваемые на колеса задней тележки, и запасные колеса по бортам с
возможностью их вращения, тогда общепринятые. БА-11 мог преодолевать
подъем по грунту до 22°. Приземистый корпус его с наклонным
расположением всех бронелистов увеличенной толщины должен был надежно
защищать экипаж от бронебойных и крупнокалиберных пуль, отдельных
осколков. Низкая башня рациональной формы, хотя и несла такое же
орудие, как и основные бронеавтомобили и танки Красной Армии (более
мощной пушки с умеренной силой отдачи тогда еще не было), зато
боекомплект к ней увеличился до 114 снарядов. Машина была достаточно
устойчивой при стрельбе. Пулеметов снова стало два (всего 3087
патронов) - спаренный с пушкой и в шаровой установке на лобовом листе,
огонь из которого вел командир. Он же работал и на дуплексной
радиостанции. Экипаж имел пулестойкие приборы наблюдения ПТ-К.
К концу 1938 года на ЗИСе уже были собраны экспериментальные шасси с
макетными бронекорпусами, а через год Ижорский завод построил первые
два бронеавтомобиля БА-11. Правда, принять участие в финской кампании,
как это предполагалось, они не успели.
После проведения испытаний Московский автозавод начал осваивать
конвейерную сборку шасси ЗИС-34. В течение 1940-1941 годов было собрано
16 бронемашин.
По бронезащите и огневой мощи, а также подвижности и запасу хода
БА-11 несколько превосходил пехотный танк тех лет Т-26. На шоссе же он
при такой же мощности двигателя развивал вдвое большую скорость. Это и
предопределяло основное боевое назначение новой машины - маневренная
огневая поддержка наступающей пехоты и кавалерии, качественное усиление
автоброне-соединений, вооруженных средними машинами, борьба с
бронесилами и огневыми точками врага.
БА-11 применялись в начальном периоде войны на Ленинградском фронте.
Однако судьба их сложилась не совсем удачно. Заказчику не нравились
возросшая масса (на 400 кг больше заданной) и габариты машины, а также
высокое удельное давление колес на грунт. И, хотя по своим боевым
характеристикам новая бронемашина значительно превосходила состоявшие
тогда на вооружении БА-10, широко развернуть их производство не удалось
- Ижорский завод был отрезан блокадой Ленинграда. В начале войны
делалась попытка выпуска БА-11 на Подольском заводе имени Баранова. В
1940 году на одно из шасси ЗИС-34Д был установлен опытный автомобильный
6-цилиндровый дизель ЗИС-Д-7 (конструкторы П. В. Сметанников, В. А.
Будников, И. И. Мочалин) мощностью 96-98 л. с. при 2200 об/мин. В 1941
году первый советский дизельный бронеавтомобиль БА-11Д проходил
испытания. Из-за более тяжелого двигателя масса машины увеличилась до
8,65 т; однако за счет его большей экономичности запас хода при тех же
баках (150 л) возрос на 33%. Правда, максимальная скорость на шоссе
упала до 48 км/ч - надо было менять передаточные числа в главной
передаче, но лучшие тяговые характеристики дизеля позволили поднять
среднюю скорость на шоссе до 39,8 км/ч, что было неплохо для
бронеавтомобиля такого класса. Увеличилась и пожарная безопасность
машины. К сожалению, освоить двигатель Д-7 до войны не успели, однако
он послужил основой для создания удачного тракторного 4-цилиндрового
дизеля Д-35, получившего широкое распространение после войны. По
бронезащите и вооружению БА-11 превосходил зарубежные образцы тяжелых
бронеавтомобилей, а дизельный БА-11Д вообще не имел аналогов. Однако
неполноприводные шасси, даже такие относительно мощные и надежные, уже
не могли обеспечить нужной подвижности по бездорожью. Требовалась
трехосная машина со всеми ведущими колесами. Такое шасси ЗИС-36 (6х6) с
шестеренчатыми задними мостами было изготовлено осенью 1940 года и
отправлено для бронирования в Ижору;
но появлению нового, более совершенного бронеавтомобиля помешала
война. Она же показала, что колесные бронемашины могут развиваться
только на базе полноприводных шасси.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛЫХ БРОНЕАВТОМОБИЛЕЙ
Landsverk 181, Швеция, 1933 г.
Боевая масса 6,2 т. Экипаж 4-5 чел. Вооружение: 20-мм автоматическая
пушка и 2 пулемета. Броня 5-9 мм. Шасси Mercedes-Benz. Двигатель
Daimler-Benz M09. Мощность двигателя 68 л. с. Габариты: 5850Х2100Х2500
мм. База 3880 мм. В разных вариантах состоял на вооружении в Швеции,
Нидерландах, Дании, Ирландии, Венгрии, Финляндии и Литве.
Sd. Kfz 231, Германия, 1936 г.
Боевая масса 5-5,3 т. Экипаж 4 чел. Вооружение: пулемет MG 34 или
20-мм автоматическая пушка и пулемет МО-34. Броня 5-15 мм. Шасси:
Mercedes-Benz, Magirus. Bussing-NAG. Двигатель Daimler-Benz M09.
Мощность двигателя 65 или 70 л. с. Скорость по шоссе 65 км/ч. Запас
хода 250 км. Габариты: 5570Х 1820Х2250 мм. На вооружении вермахта с
1938 по 1945 г. Выпущено более 1 тыс. бронемашин.
БА-11, СССР, 1939 г. Боевая масса 8,13 т. Экипаж 4 чел.
Вооружение: 45-мм пушка и два 7,62-мм пулемета. Броня: лоб 13, борт
10-13, башня и корма 13, крыша 8 и днище 4 мм. Шасси ЗИС-6К. Двигатель:
бензиновый, шестицилиндровый. Мощность двигателя 90- 93 л. с.
Максимальная скорость по шоссе 64 км/ч. Запас хода 316 км. Габариты:
5295x2490x2390 мм. База 3550 мм. Клиренс 292 мм.
Евгений ПРОЧКО