Каждая страна, даже небольшая, стремится
оснастить свою армию вооружением и техникой
собственного производства. Это логично, хотя и не
всегда дешево, а порой и весьма сложно. Голландия
в годы перед второй мировой войной, не будучи
автомобильной державой, тем не менее стремилась
оснастить свою армию авто- и бронетвхникой
собственного производства. Конечно же,
специалисты военного ведомства обратились к
единственному крупному отечественному
производителю транспортных средств -
на-ходящейся в Зйндховене фирне DAF, основанной
братьями Хубом и Вимом Ван Доорне. В 30-е годы эта
фирма, занимавшаяся вначале лишь изготовлением
прицепов, полуприцепов и кузовов, приступила к
сборке автомобилей, причем не обычных, а
повышенной проходимости типа 6х4. Толчком к этому
послужило изобретение конструктором фирмы Ван
дер Траппеном и Хубом Ван Доорне нового типа
задней ведущей тележки, названной по начальным
слогам фамилий изобретателей "TRADO". Сущность
TRADO была следующей: на концы ведущего моста
автомобиля вместо ступиц колес надевались полые
балансиры, на концах которых крепились ступицы и
колеса. Привод осуществлялся валами с
коническими шестернями. проходящими внутри
балансиров. Автомобиль, оборудованный тележкой
TRADO, имея всего 2 моста, в то же время был
шестиколесным.
С 1935 года на заводе DAF развернулось серийное
производство грузовиков типа 6х4. Братья Ван
Доорне закупали комплекты узлов грузовиков Chevrolet
и Ford, а при сборке вместо штатного ведущего моста
ставили тележку TRADO. Вот эти-то автомобили и
заинтересовали голландских военных. К 1940 году
голландская армия имела 1200 грузовиков этого типа
и свыше сотни более легких командирских
"шестиколесок" Ford/DAF TRADO.
В 1938 году голландское правительство решило
купить лицензию на производство британского
легкого бронеавтомобиля Humber. Узнав об этом, Хуб
Ван Доорне предложил заказать бронеавтомобиль у
него. В работу включился и Вим Ван Доорне,
великолепный организатор, и ровно через В
месяцев после первой линии на чертеже опытный
образец бронеавтомобиля DAF вышел на полевые
испытания. Он имел несущий сварной бронекорпус с
сильно наклоненными 15-мм броневыми листами,
заднее расположение двигателя и ходовую часть
типа TRADO. Его конструкция была настолько
перспективной, а результаты испытаний так
убедительны, что теперь уже Великобритания
начала переговоры о приобретении лицензии на его
производство.
А на заводе в Эйндховене понемногу осваивали
необычное для DAF производство, к готовые.
броневики один за другим передавались военному
представителю. Увы, времени было отпущеио
немного - DAF успел построить всего две дюжины
бронеавтомобилей М-39 и один полноприводной (6х6)
опытный образец. Грянула вторая мировая, и
Голландия пала под ударами вермахта. Почти все ее
вооружение и техника попали в руки агрессора.
Несомненно, новенькие М-39 привлекли внимание
немецких военных. Небольшой (база 2500 мм, база
тележки 1120 мм, размеры 4750 х 2080 х 2160 мм), довольно
легкий (масса 5800 кг), хорошо вооруженный (37-мм
пушка во вращающейся башне и 3 пулемета) и весьма
вместительный (экипаж 5. человек) бронеавтомобиль
мог пригодиться и вермахту. Расположенный сзади
95-сильный 4-литровый двигатель Ford V-8 с
четырехступенчатой КПП (с реверсом) позволяли
развивать на шоссе скорость до 60 км/ч. OAF М-39 имел
гидравлический привод тормозов, рессорную
подвеску, шины 9.00х16. Для повышения проходимости
на передней грани корпуса устанавливались два
маленьких колеса, облегчавшие преодоление
препятствий. Водитель сидел слева, а справа от
него размещался лобовой пулемет в своеобразном
трубчатом броиекожухе. Такой же кожух стоял в
задней стенке корпуса.
Бронеавтомобили DAF М-39 были приняты на
вооружение вермахта под обозначением L.202(h) и
вместе со старыми броневиками Landswerk 181, что были
куплены в 1936 году у шведов, попали в части, позже
вошедшие в группу армий "Север" под
командованием фельдмаршала фон Лееба.
Летом 1941 года голландские броневики оказались
на подступах к Ленинграду и приняли участие в
боях с Красной Армией.
Двадцать четыре - слишком малое количество,
чтобы быть замеченными в сражениях величайшей из
войн.
Документы о боевом применении
"голландцев" неизвестны, и, если бы не старая
фотография, сделанная в окрестностях Ленинграда
- разбитые избы освобожденного русского села, на
площади справа - сгоревший английский грузовик
Horrls Commercial (тоже германский трофей), слева -
накренившийся на бок тоже сгоревший броневик с
черным крестом, - никто бы, наверное, и не знал. где
и когда закончили свой путь бронеавтомобили
братьев Ван Доорне.
Л. Суславичюс |