Если в Соединенных Штатах в период между двумя мировыми войнами
моторизация армии не шла в ногу с бурным развитием автомобилестроения,
то причиной этого являлся отнюдь не недостаток инженерных кадров или
экономической базы, а скорее, недостаточная политическая
заинтересованность в производстве бронированных боевых машин.
Последнее обстоятельство вполне объяснимо. Страна была отделена
от всех опасностей океанами и основные средства выделяла на содержание и
совершенствование военно-морского флота, способного предотвратить любое
вторжение. Воевать же за пределами американского континента США ни с
кем не собирались — в те годы они еще не претендовали на роль мирового
лидера. Для обеспечения же собственных интересов в Центральной Америке в
30-е годы вполне хватало наличных сил корпуса морской пехоты и совсем
незначительного числа устаревших танков. В результате к началу Второй
мировой войны США располагали парком боевых машин едва ли не меньшим,
чем Польша.
Ничуть не лучше обстояло дело и с бронеавтомобилями. Первые их
образцы были созданы еще в период Первой мировой войны. Затем наступила
почти 10-летняя пауза, и лишь в 1927 году в США возобновились
проектирование и изготовление новых броневиков. В течение нескольких лет
появились опытные образцы бронемашин от Т1 до Т11, но только одна из
них — Т4 была стандартизирована, то есть принята на вооружение.
Два опытных броневика Т4 в 1931 году изготовила фирма Cunningham
Motors. Машина представляла собой классический трехосный бронеавтомобиль
с колесной формулой 6x4, созданный на шасси коммерческого грузовика. Во
вращающейся башне была смонтирована спаренная установка 12,7- и 7,62-мм
пулеметов Browning. На специальном кронштейне мог устанавливаться
зенитный 7,62-мм пулемет той же марки. Экипаж состоял из четырех
человек. Восьмицилиндровый двигатель Cunningham мощностью 137 л.с.
позволял бронеавтомобилю массой свыше 4 т развивать скорость по шоссе до
88 км/ч.
После цикла испытаний машине присвоили армейский индекс М1 и
выдали заказ на изготовление 20 единиц. Производство осуществлялось на
арсенале Rock Island в Иллинойсе. Все броневики отправились в 1-й
кавалерийский полк, где эксплуатировались до конца 30-х годов. Следует
отметить, что кавалерия была основным заказчиком бронеавтомобилей и
разработчиком технических требований к ним. И это не случайно. В
рассматриваемый период конница являлась чуть ли не основным родом войск в
армии США. Достаточно сказать, что в середине 30-х годов в США
насчитывалось 15 кавалерийских полков в армии, 18 полков в Национальной
гвардии и 24 полка в резерве. В соответствии с планами командования
вооруженных сил все эти части предполагалось переформировать в
механизированные. С 1933 года эксперименты в этом направлении и велись
над 1-м кавалерийским полком, дислоцировавшимся в Форт-Ноксе.
Однако в процессе эволюции технических требований к бронированной
машине ее облик постепенно менялся и, в конце концов, приобрел черты
разведчика Scout Car. В результате с 1934 года усилия конструкторов
сосредоточились на проектировании легкой открытой бронемашины повышенной
проходимости и привели, в итоге, к созданию легкого бронетранспортера
M3A1 — одной из наиболее известных боевых машин Второй мировой войны.
Что же касается классических бронеавтомобилей, то работы над ними были
практически заморожены вплоть до 1941 года.
Мощный импульс для их развертывания дала британская закупочная
комиссия, иногда именуемая Танковой миссией, прибывшая в США во второй
половине 1940 года. В числе прочих англичане представили
тактико-технические требования необходимых им средних и тяжелых
бронеавтомобилей. Надо сказать, что эти ТТТ заинтересовали и
американское военное руководство. В частности, интерес к подобным
машинам проявили Штаб танковых войск (Armored Force Board) и
Командование истребителей танков (Tank Destroyer Command). Работа,
сулившая гигантские заказы, привлекла внимание крупнейших американских
автомобильных фирм. В течение года — слета 1940-го до лета 1941-го — они
представили 14 проектов и даже прототипов бронеавтомобилей!
В июле 1941 года Департамент вооружения уточнил ТТТ к
бронеавтомобилю среднего класса с приводом на все колеса, вооруженному
37-мм пушкой во вращающейся башне. Из многообразия представленных машин
были выбраны два проекта: Т17 компании Ford Motor Co. и T17E1 компании
Chevrolet.
Первым в 1941 году в английской армии был стандартизирован Т17 с
колесной формулой 6x6, получивший название Deerhound. В январе 1942 года
англичане выдали заказ на 2260 машин, который в июне увеличили еще на
1500 единиц. До начала 1943 года было изготовлено 250 машин этого типа.
Однако после испытаний шести броневиков в африканской пустыне от Т17
отказались и заказ аннулировали. Затем у этих бронеавтомобилей
демонтировали пушки и машины передали американской военной полиции.
Совсем иначе сложилась судьба бронеавтомобиля Т17Е1. Он был
разработан конструктором Е. Е. Макферсоном из компании Chevrolet Motor
Division, входившей в концерн General Motors Corp. В марте 1942 года
первый прототип бронеавтомобиля передали для испытаний на Абердинский
полигон. По их окончании вместе со вторым прототипом машина проходила
заводские испытания по очень жесткой программе на полигоне фирмы в штате
Мичиган. В июне 1942 года американская армия стандартизировала броневик
под индексом M6. Однако на вооружение бронетанковых войск армии США эта
машина не поступала. Лишь несколько броневиков из 3844-х, изготовленных
с октября 1942-го по апрель 1944 года, остались в Америке для
испытаний, остальные отправили в Великобританию, где они получили
название Staghound (гончая).
Бронеавтомобиль M6 Staghound — самый тяжелый из всех,
применявшихся во Второй мировой войне. Боевая масса этой машины со
сварным несущим корпусом и литой башней составляла 13,9 т. По сути, это
был колесный танк, по вооружению и подвижности аналогичный легкому танку
«Стюарт» и уступавший ему лишь в бронировании, и то незначительно.
Корпус M6 защищался 22-мм лобовой и 19-мм бортовой броней. Толщина
броневых листов крыши составляла 13 мм, днища — колебалась от 6,5 до 13
мм, кормы корпуса — 9,5 мм. Лобовая броня башни достигала 45 мм,
бортовая и кормовая — 32, крыши — 13. Массивная башня вращалась
электрогидравлическим приводом.
Экипаж броневика — пять человек: водитель, помощник водителя (он
же стрелок из курсового пулемета), наводчик, заряжающий и командир (он
же радист). Размеры машины также были весьма внушительными и
превосходили таковые у «Стюарта». Длина M6 составляла 5480 мм, ширина —
2790, высота — 2360, база — 3048, колея — 2260, дорожный просвет — 340
мм.
Вооружение состояло из 37-мм пушки M6, стабилизированной в
вертикальной плоскости, трех 7,62-мм пулеметов Browning M1919A4
(спаренного с пушкой, курсового и зенитного) и 2-дюймового дымового
гранатомета, установленного в крыше башни. Боекомплект включал 103
артвыстрела, 5250 патронов к пулеметам и 14 дымовых гранат. В машине,
кроме того, перевозился 11,43-мм пистолет-пулемет Thompson.
В кормовой части корпуса параллельно оси машины были установлены
два 6-цилиндровых карбюраторных рядных двигателя Chevrolet/GMC 270
жидкостного охлаждения; мощность каждого составляла 97 л.с. при 3000
об/мин, рабочий объем 4428 см3. Трансмиссия —
полуавтоматическая типа Hydramatic, в которую входили две
четырехскоростные коробки передач (4+1), гитара и демультипликатор.
Последний позволял отключать привод переднего моста, а также обеспечивал
движение бронеавтомобиля при одном работающем двигателе. Емкость
топливного бака составляла 340 л. Кроме того, на бортах машины крепились
два наружных цилиндрических топливных бака емкостью 90 л каждый.
Машина имела колесную формулу 4x4 и размер шин 14,00—20".
Подвеска независимая на полуэллиптических листовых рессорах. На каждом
узле подвески имелся гидравлический амортизатор.
За счет использования электрогидравлического усилителя руля
Saginaw 580-DH-3, а также гидравлических тормозов Bendix-Hydrovac с
вакуумным усилителем управление почти 14-тонной боевой машиной было не
тяжелее, чем легковым автомобилем. По шоссе броневик развивал скорость
до 88 км/ч, легко преодолевал подъем до 26°, стенку высотой 0,53 м и
брод глубиной до 0,8 м.
На всех без исключения машинах устанавливалась английская радиостанция № 19.
Описанная базовая модификация бронеавтомобиля M6 (Т17Е1) в
английской армии получила название Staghound Mk I. Таких машин было
изготовлено 2844 единицы.
Помимо линейных броневиков, вооруженных 37-мм пушками, англичане
почти сразу же проявили интерес к машинам огневой поддержки. Так
появился на свет вариант Т17ЕЗ, представлявший собой стандартный корпус
M6 с установленной на нем открытой сверху башней с 75-мм гаубицей,
заимствованной у американской самоходки М8. Однако англичан эта машина
не заинтересовала. Они вышли из положения другим путем, перевооружив
часть линейных броневиков 76-мм танковой гаубицей собственного
производства. Для высвобождения места под боекомплект был ликвидирован
курсовой пулемет, а из экипажа исключен помощник водителя. Кроме того,
из башни изъяли дымовой гранатомет, а в качестве альтернативы на правом
борту башни разместили две 4-дюймовых мортирки для стрельбы дымовыми
гранатами. Бронеавтомобили, вооруженные 76-мм гаубицами, получили
название Staghound Mk II.
Стремясь компенсировать недостаточно мощное для второй половины
войны вооружение «Стэгхаунда», на незначительном количестве машин
модификации Mk I англичане установили башни от танка Crusader III с
75-мм пушкой и спаренным с ней 7,92-мм пулеметом BESA. За счет установки
более тяжелой башни, несмотря на отказ от курсового пулемета и
помощника водителя, боевая масса машины возросла до 15 т. Но полученный
таким образом вариант Staghound Mk III имел значительно большие
возможности по борьбе с танками противника, чем Mk I.
В отличие от модификаций Mk II и Mk III, которые переделывались
из Mk I, версия Staghound АА (Т17Е2) производилась серийно. Она
представляла собой самоходную зенитную установку. В открытой сверху
сварной башне Fraser-Nash были размещены два крупнокалиберных пулемета
Browning М2 калибра 12,7 мм. На машинах ранних выпусков вертикальное и
горизонтальное наведение вооружения осуществлялось гидроприводом, а на
броневиках поздних выпусков — электроприводом. Скорость горизонтального
наведения — 8,4°/с, скорострельность установки — 600 выстр./мин.
Боекомплект состоял из 2610 патронов (шесть снаряженных лент по 435
патронов в каждой). На этой модификации не был предусмотрен курсовой
пулемет. На его месте располагалась радиостанция. Число членов экипажа
сократилось до трех: водитель и заряжающий (он же радист) находились в
корпусе, а наводчик (он же командир) — в башне.
Было изготовлено 1000 бронеавтомобилей Staghound АА, которым,
впрочем, почти не пришлось пострелять по немецким самолетам — к моменту
их появления на фронте в воздухе над Западной Европой безраздельно
господствовала авиация союзников.
Следует упомянуть еще две модификации «Стэгхаунда», полученные
путем переделки из Mk I. Это командирские варианты Staghound Command и
Staghound Rear Link. На обеих версиях были демонтированы башни, а
последняя отличалась еще и установкой дополнительной радиостанции.
Британские войска начали получать «стэгхаунды» весной 1943 года.
Боевое крещение бронеавтомобили получили в Италии, где снискали себе
неплохую репутацию, благодаря своей исключительной надежности, простоте
эксплуатации и обслуживания, хорошему вооружению и бронированию.
Первоначальное «африканское» предназначение бронеавтомобиля обусловило
большую емкость топливных баков и гигантский запас хода — 800 км. По
мнению английских экипажей, основным недостатком 14-тонных колесных
танков было отсутствие кормового поста управления.
Помимо английских войск, машины этого типа поступили в
новозеландские, индийские и канадские части, воевавшие в Италии.
Получили «стэгхаунды» и разведывательные кавалерийские полки 2-го
армейского корпуса Польских вооруженных сил на Западе.
После высадки союзников в Нормандии броневики принимали участие в
боевых действиях по освобождению Западной Европы от нацистов. Кроме
английских и канадских войск, они состояли на вооружении 1-й польской
танковой дивизии (всего поляки получили около 250 бронемашин этого типа)
и 1-й отдельной бельгийской танковой бригады.
После окончания Второй мировой войны Великобритания располагала
значительным количеством «стэгхаундов». Часть из них эксплуатировалась в
войсках вплоть до 50-х годов, пока их не заменили более современными
броневиками английского производства. Большое количество машин этого
типа было передано или продано другим государствам.
В бельгийскую армию «стэгхаунды» поступили еще в годы войны — ими
был вооружен один эскадрон бронеавтомобилей. После войны их количество
существенно возросло —до 1951 года бронемашины модификаций Mk I, Мк II и
АА составляли основу трех бронекавалерийских (разведывательных) полков.
Кроме того, машины версии АА с 1945 года эксплуатировались в
подразделениях моторизованной жандармерии. В ее состав в 1952 году
передали большинство машин из расформированных бронекавалерийских
полков. В бельгийской жандармерии «стэгхаунды» прослужили до 1977 года.
Голландская армия эксплуатировала несколько десятков бронемашин
этого типа в период 40—60-х годов (на 1951 год имелось 108 единиц).
Датчанам британцы передали все броневики модификации Mk III. Некоторое
количество машин Staghound Mk I получила Швейцария. Вооружение этих
броневиков было заменено на применявшееся в швейцарской армии.
В 50-х годах «стэгхаунды» вариантов Mk I и АА поступили в
итальянскую армию и корпус карабинеров. Причем на некотором количестве
машин 37-мм пушка и пулемет Browning в башне были заменены спаркой
пулеметов Breda mod.38, а курсовой пулемет Browning — пулеметом Fiat
mod.35.
Помимо европейских государств, «стэгхаунды» поставлялись в страны Латинской Америки: Никарагуа, Гондурас и Кубу.
На Ближнем Востоке первой страной, получившей «стэгхаунды» сразу
после окончания Второй мировой войны, стал Египет. Два полка таких
бронеавтомобилей находились и на вооружении иорданской армии. В 60-х
годах часть машин была передана Ливану, где на них установили башни от
английских броневиков АЕС Mk III с 75-мм пушками. Аналогичное
переоборудование прошли «стэгхаунды» и в Судане, но только в башнях,
заимствованных от бронеавтомобилей АЕС, были размещены 75-мм пушки
(вместе с масками) танков «Шерман». Помимо перечисленных стран на
Ближнем Востоке, «стэгхаунды» имелись также в армиях Саудовской Аравии и
Израиля.
В Африке боевые машины этого типа получили Родезия (ныне
Зимбабве) и ЮАР. В 50—60-х годах они поступили и на вооружение Индии и
Австралии.
В конце 70-х годов в армиях различных государств еще числилось
около 800 «стэгхаундов». Из них 94 — в Саудовской Аравии, 162 — в
Родезии и 448(!) — в ЮАР. Правда, большинство из последних находилось на
складском хранении.
Варианты бронеавтомобиля:
- T17E1 Staghound Mk I
- Основной вариант с 37-мм пушкой M6.
- T17E1 Staghound Mk II
- Войсковая модификация Mk I, в которой 37-мм пушка заменена 3" (76.2 мм) гаубицей.
- T17E1 Staghound Mk III
- Другая башня с 75-мм английской пушкой.
- T17E2 Staghound AA
- ЗСУ со спаренной зенитной установкой, двумя 12.7-мм (калибр .50) тяжёлыми пулемётами M2 «Браунинг».
- T17E3
- Лёгкая САУ. Установлена башня от 75-мм САУ M8.
М. Барятинский