Климат и среда Аравийского полуострова имеют свои особенности. В
силу этого боевые машины, разрабатываемые в западноевропейских странах
для этого региона, не отличаются должной приспособленностью к
эксплуатации в данных условиях. Поэтому страны Содружества Персидского
залива (Gulf Commonwealth Countries - GCC) решили принять программу
разработки, конструирования и создания мобильных бронированных систем,
получившую название "Al Jazira Armor Program", выполняемую частными
компаниями при координации Главной корпорацией военной промышленности
(Military Industries General Corporation) представленные Королевства
Саудовская Аравия (КСА). После 15 лет (!) исследовательских и
конструкторских работ, а также ряда испытаний была создана колесная
бронированная машина под названием AL FAHD AF 40-8-#.
Данная машина участниками GCC рассматривается как машина 21-го века.
Ее возможности, по утверждению разработчиков, не могут быть сравнимы с
любой другой разработанной машиной, в том смысле, что цель ее
существования функциональная, а не рекламная.
Бронированный корпус БТР AL FAHD AF 40-8-# сварной, выполнен из
катанных листов высоколегированного стального сплава с многослойным
кевларовым покрытием и обеспечивает защиту во фронтальной проекции от
14-мм пуль с дальности свыше 300 м, с бортов и с кормы от 7,62-мм пуль
с дальности от 25 м. Крыша машины защищает ее экипаж от осколков
артиллерийских снарядов, а днище от взрывов противопехотных мин.
Машина имеет высокую подвижность, обеспечиваемую удачным сочетанием
мощного двигателя и автоматической трансмиссии, которая сообщает
вращение всем восьми колесам. Однако весь этот огромный поток мощности
неспособен был бы обеспечить высокую эффективность, если бы не имелось
на машине оригинальной подвески, обеспечивающей ей хорошую подвижность,
как на слабых, так и на твердых грунтах. Каждое колесо имеет
азотно-масляный амортизатор, который поглощает удары в пределах
перемещения колеса. Как сообщают разработчики машины, такая схема
подвески никогда ранее не использовалась, кроме как на самолетах.
Арабский БТР имеет гидромеханическую систему управления для всех
колес, которая позволяет ей разворачиваться на 360° с малым радиусом
поворота, не превышающим 7,5 м. Управление всеми колесами также
устраняет повышенный износ резины, имеющийся обычно на неуправляемых
колесах. Работоспособность системы управления при неработающем
двигателе обеспечивается вспомогательным насосом, который берет
мощность от вращения колес, и, таким образом, сохраняет ее в рабочем
состоянии в случае остановки двигателя при движении машины по инерции
или во время ее буксировки.
Подвеска БТР AL FAHD AF 40-8-# гидропневматическая. Она имеет
систему регулирования клиренса в пределах от 150 до 600 мм. Эта система
может быть полезна при движении по пересеченной местности, снижает
вероятность повреждения корпуса машины из-за ударов о грунт. Или при
транспортировке машины воздушными судами либо в любом другом случае,
когда требуется снижение высоты машины до минимума.
При движении по бездорожью, благодаря большому динамическому ходу
колес, подвеска стабилизирует корпус машины. Гидропневматическая
регулируемая подвеска вещь не из дешевых, однако, в арабских
государствах готовы платить большие деньги за совершенную технику и
вооружение и ради комфорта своих военнослужащих. Кроме того, по
заявлениям разработчиков БТР его подвеска имеет большой ресурс и
высокую надежность, нуждается в меньшем объеме обслуживания и ремонта
по сравнению с традиционными системами.
Еще одно новшество - система регулирования крена машины, которая
дает возможность отрегулировать положение корпуса БТР при движении на
косогоре. При движении по склону с углом до 20% корпус машины может
быть полностью выровнен. Машина может также преодолевать косогоры с
наклоном до 35% без использования системы регулирования крена, а
максимально допустимый крен для движения БТР с включенной системой
регулирования составляет 55%.
Система регулирования крена машины может управляться автоматически, вручную и в аварийном режиме.
В автоматическом режиме корпус БТР может быть поднят или опущен по
сравнению с его предыдущим положением до 405 мм. На склонах углами до
20%, система автоматически регулирует положение корпуса до тех пор,
пока он не станет горизонтально. При съезде со склона на ровную
поверхность, корпус машины автоматически займет нормальное положение.
В ручном режиме изменение положения корпуса БТР управляется вручную
в зависимости от выбранной позиции посредством электронной панели
управления, закрепленной на приборном щитке водителя.
В аварийном режиме при неисправности электронной панели управления
изменение положения корпуса машины быть выполнены вручную после
переключения тумблера на приборной панели в положение для работы в
аварийном режиме.
Силовая установка БТР AL FAHD AF 40-8-# в себя включает: двигатель,
автоматическую трансмиссию, маслонасос, масляные радиаторы и основной
маслобак. Силовая установка выполнена в виде моноблока, что позволяет
производить ее монтаж и демонтаж в течение всего 10 мин.
На БТР установлен 4-х тактный, 10-цилиндровый V-образный дизельный
двигатель "Deutz" воздушного охлаждения. Он развивает мощность 400 л.с.
при 2300 оборотах в минуту коленчатого вала. Регулирование подачей
топлива в двигатель осуществляется электрической топливной системой,
обеспечивающей управление числом оборотов двигателя и их ограничение,
круиз контроль и ограничение максимальной скорости в зависимости от
установок в программу электронного контролера. По желанию заказчика на
БТР может быть установлен и двигатель с жидкостным охлаждением.
Трансмиссия БТР автоматическая с 6-ю передачами переднего и одной
заднего хода. Кроме того, для обеспечения движения машины в тяжелых
условиях имеется понижающий редуктор.
Машина имеет возможность плавать, поскольку герметично закрывается и
оборудована гребными винтами с гидравлическим управлением их шага.
Максимальная скорость машины на плаву составляет 10-12 км/ч.
Как и все современные боевые машины БТР AL FAHD AF 40-8-# оборудован
средствами связи, системами коллективной защиты и пожаротушения.
Средства связи включают в себя радиостанцию и переговорное устройство.
По желанию заказчика на БТР может быть установлено и большее количество
радиостанций.
Система коллективной защиты обеспечивает экипаж и десант
фильтрованным воздухом, очищенным от пыли, химического, радиационного и
бактериологического заражения специальными фильтрами. Система
разработана по обычной схеме, фильтры и вентиляционная установка
независимы друг от друга. Расход поступающего воздуха достигает 120
м?/ч.
Автоматическая система пожаротушения обе6спечивает борьбу с огнем,
который может возникнуть в силовом отделении. В остальных местах очаги
пожара гасятся посредством переносных огнетушителей.
Для обеспечения комфортных условий работы экипажа и десанта в
условиях аравийского климата БТР AL FAHD AF 40-8-# оборудован системой
кондиционирования воздуха с гидроуправлением. Охлажденный воздух
поступает в десантное отделение и в отделение управления. В каждом
отделении установлен блок управления температурой и скоростью потока
воздуха, которые могут регулироваться, в зависимости от температуры
наружного воздуха и желания экипажа.
В качестве дополнительного оборудования на БТР имеется
гидравлическая буксирная лебедка, которая имеет максимальное тяговое
усилие 9060 кГ со стальным тросом длиной 46 м.
Откидная аппарель десантного отделения открывается и закрывается
посредством гидропривода. Им можно управлять из отделения управления
или из десантного отделения.
На БТР, в зависимости от предназначения, могут устанавливаться
различные варианты вооружения калибром от 7,62 до 105 мм. Кроме того,
на него могут быть установлены дополнительно противотанковые
управляемые ракеты или миномет. Соответственно варианту установленного
вооружения, БТР может быть оборудован различными оптическими приборами,
в том числе и ночного видения. Количество бойниц для личного оружия
десанта выполняется по желанию заказчика.
На выставке вооружений IDEX'99 в Абу-Даби БТР AL FAHD
демонстрировался с двумя вариантами вооружения. Один с башней
американской БМП М2 "Bradly", т.е. с 25-мм автоматической пушкой,
спаренным с ней 7,62-мм пулеметом и двумя пусковыми установками ПТУР
"TOW-2". Второй вариант вооружения был представлен в виде башни со
120-мм минометом.
Таким образом, в заключении можно сделать вывод о том, что
промышленность Ближнего Востока начинает осваивать выпуск бронетанковой
техники, тем самым, пытаясь создать конкуренцию общепризнанным лидерам
в этой области, таким как: Россия, США, Германия, Франция и др.
Конечно, арабскому БТР еще далековато до новинок Арзамазского
машиностроительного завода, но сбрасывать со счетов подрастающего
конкурента не стоит
Сергей Суворов