С незапамятных времен говорят про
разведку, что она — глаза и уши армии. Не устарело
это крылатое выражение и в наши дни. Сегодня
военные тактики и стратеги уделяют разведке
столь же большое внимание, как, например, и
командиры Красной Армии в период гражданской
войны. В то время, правда, разведчики чаще всего
передвигались пешком или в лучшем случае верхом,
В Великую Отечественную у разведчиков
появились мотоциклы, грузовики и даже
бронеавтомобили. Но такая техника вряд ли
устроила бы современных войсковых разведчиков.
Дело в том, что хорошо слышать и далеко видеть им
уже мало. Чтобы успешно справляться с десятками
новых сложных задач, с изменившимися
обязанностями, им понадобилась специальная
машина, в полной мере отвечающая уровню техники
нашего времени.
Такая машина была создана. Это БРДМ-2 —
бронированная разведывательно-дозорная машина.
...Повинуясь неслышимой
радиокоманде, приземистые бронированные машины
рванулись вперед и, быстро набрав скорость,
скрылись за поворотом дороги. Перед
разведывательным дозором стоит серьезная
задача; установить наличие противника на пути
его отхода. Но воинам она по плечу, ведь у них есть
надежный помощник — БРДМ-2.
Каковы же характеристики машины?
Попробуем сначала обратиться к тому определению,
к которому чаще всего прибегают специалисты.
Итак. это боевая, колесная, двухосная, со всеми
ведущими колесами, плавающая и вооруженная двумя
пулеметами машина, К тому же БРДМ-2 обладает
высокими динамическими качествами, большим
запасом хода, высокой проходимостью и
способностью с ходу преодолевать водные
преграды.
...Остался позади и
глинистый проселок, впереди — асфальтированное
шоссе. Команда «вперед», четкий переход на
третью, а затем и на четвертую передачу — и вот
уже машина буквально летит по шоссе со скоростью
сто километров в час!
Внимание! Впереди — поворот. Сброшен
газ, машина плавно притормаживает и легко
вписывается в весьма малый радиус крутого
виража. Но что это! Поперек дороги — неожиданная
преграда: глубокая, шириной больше метра канава.
Для обычного автомобиля она стала бы
серьезным препятствием — преодолеть ее можно
было бы лишь с помощью настила. Но для машины
разведчиков и траншея не помеха. Перед нею БРДМ-2
лишь слегка замедлит ход. Включается привод — и
тотчас из-под «брюха» машины опускаются четыре
дополнительных колеса с пневматическими
авиационными шинами (700Х Х250 мм), накачанными до 5,5
— 6,0 атм.
Четырехколесная машина,
превратившаяся таким образом в «многоножку»,
легко преодолевает окопы, рвы, траншеи и канавы.
Надо сказать, что повышению
проходимости БРДМ-2 конструкторы уделили самое
пристальное внимание. Ведь разведчикам
приходится действовать днем и ночью, весной и
поздней осенью, в летнюю жару и в зимнюю стужу. И
двигаться такой машине придется не только по
шоссе. Поэтому ее сделали приспосабливающейся к
различным дорожным условиям, способной
одинаково уверенно преодолевать размокшие
дороги, пахоту, заболоченные участки, пески и
снежную целину.
Как мы уже сказали, все колеса БРДМ-2 —
ведущие. Встретится крутой подъем или иной
труднопроходимый участок местности — водитель
переходит на низшую передачу и включает передний
мост. Если и этого окажется мало, можно уменьшить
удельное давление на грунт или увеличить его,
включив систему регулирования давления в шинах.
Делается это как на стоянке, так и при движении
машины прямо с водительского места. Нормальное
давление в шинах — 2,7 кгс/см2.
Встретится заболоченный участок,
водитель включает пониженную передачу и
уменьшает давление в шинах. При этом они как бы
расплющиваются, а площадь опоры резко
увеличивается. БРДМ-2 хотя и на пониженной
скорости, но все же уверенно продолжит движение.
В других условиях приходится
увеличивать давление в шинах — например, при
движении по песку, когда нужно держаться следа
идущей впереди машины.
Зимой же по снежному покрову глубиной
до 0,3 м можно ехать, не снижая давления в баллонах,
так как колеса продавливают снег до мерзлого
грунта и хорошо сцепляются с ним. При более
высоких сугробах давление в скатах снижают.
Ну а если бой? И, скажем, повреждена
шина? Неужели менять баллон? Не говоря уже о том,
что делать это под огнем не просто, задержка
может стать препятствием выполнению боевого
приказа. Но такого не произойдет, и здесь опять
выручит система регулирования давления,
позволяющая поддерживать и контролировать
необходимые «атмосферы» в любом из баллонов. Как
только станет заметен спад давления в
какой-нибудь из шин, компрессор тут же начинает
восполнять утечку.
Попробуем смоделировать самую
критическую ситуацию — БРДМ-2 застряла. Участок
труднопроходимый, болотистый. Семитонная машина
основательно увязла в трясине. Двигатель
мощностью 140 л. с. не справляется с нагрузкой —
раскисший грунт цепко держит колеса. И в этом
случае машина выберется из «плена»
самостоятельно, с помощью лебедки. На расстоянии
до 30 м от машины (длина троса) выбирается дерево,
пень или столб (если таких поблизости нет, в грунт
заделывается анкер), за которые и закрепляется
трос лебедки. Включается привод — и
четырехтонное усилие, развиваемое лебедкой,
выдергивает застрявшую машину.
Чтобы получить полное представление о
ходовых качествах БРДМ-2, добавим, что наименьший
радиус ее поворота равен 9 м, наибольший угол
подъема, который может преодолеть машина — 30°,
наибольший угол крена составляет 25°.
Важной боевой характеристикой
подобных машин является запас хода — расстояние,
которое она проходит без дополнительных
заправок, на горючем полностью заправленных
топливных баков. У БРДМ эта цифра весьма солидная
— 750 км! И все равно, командир скрупулезно ведет
подсчет километража, учитывая, сколько прошли,
сколько задерживались, на каком расстоянии от
своих войск находятся.» Арифметика несложная, но
цена ей высока — жизнь экипажа и сохранность
разведывательных данных.
...За полсотни метров до
некогда соединявшего берега неширокой реки
моста стоял знак: «Ремонтные работы. Объезд»,
Аккуратно обогнув его, головная машина мягко
перевалила через кювет и въехала в воду. За ней
проследовали и остальные БРДМ-2. Поднимая волны,
они ходко двинулись к противоположному берегу.
Заметим, что амфибийные качества вездеходу
обеспечивает герметичный корпус и водомет,
сообщающий автокораблю скорость до 10 км/ч.
Чтобы стать подлинными «глазами»
армии, разведывательная машина должна быть
действительно «глазастой». И конструкторы
позаботились об этом, оснастив
ее
шестнадцатью дневными приборами наблюдения,
перископическим прицелом для прямой наводки в
цель пулеметов, а также приборами ночного
видения для командира и водителя, позволяющими
двигаться в темное время суток с той же
скоростью, что и днем. Чтобы исключить
ослепляющее действие фар встречного транспорта,
осветительных ракет, пожаров и других источников
света, инфракрасные приборы снабжены интересным
приспособлением — экранирующим устройством,
или, как его еще называют, шторкой.
Есть на БРДМ и навигационная
аппаратура — ТНА-2; датчики курса и пути, пульт
управления, координатор — счетно-решающий
прибор, преобразователь и указатель курса.
Обращаются к этим устройствам в тех случаях,
когда ориентирование затруднено, например при
движении с высокими скоростями по незнакомой
местности или при ведении боя в степи или
пустыне, где нет видимых ориентиров. Ну и,
разумеется, ночью, в тумане и во всех других
случаях, когда видимость плохая или же полностью
отсутствует. Пользоваться ТНА-2 просто и удобно.
Приборы автоматически определяют координаты
машины и указывают курсовой (дирекционный) угол
ее движения. Поэтому командиру достаточно одного
взгляда на прибор, чтобы точно Определить
местоположение.
Особенности современного боя требуют
установки на машине и других приборов; таких, как
рентгенометр для измерения мощностей доз
гамма-излучения, войсковой прибор химической
разведки.
Бронированная
разведывательно-дозорная машина БРДМ-2:
1 — волноотражательный щит, 2 — передний
крюк для буксировки на плаву, 3 — фары освещения и
прибора ночного видения, 4 — прибор наблюдения
командира, 5 — крупнокалиберный пулемет КПВТ, 6 —
антенна, 7 — ниша наблюдения, 8 — башня. 9 — багор,
10 — катушка троса, 11 — глушитель, 12 — заслонка
водометного движителя, 13 — откидной лист крыши
над силовым отделением, 14 — лом, 15 — крышки люков
воздухопритока, 16 — буксирный трос, 17 — лопата, 18
— пулемет ПКТ, 19 — люки посадки членов экипажа, 20
— крышка смотрового люка, 21 — крышка люка
доступа к лебедке.
Когда возникает необходимость
передать срочные данные, командир может
воспользоваться ультракоротковолновой
радиостанцией Р-123. Компактная и надежная, она
позволяет поддерживать устойчивую связь в
микротелефонном режиме на дистанции до 20 км. При
этом обеспечивается беспоисковое вхождение в
связь и бесподстроечное ее ведение, что резко
увеличивает оперативность работы В условиях
дефицита времени это имеет немаловажное
значение.
При ведении разведки одна из первейших
заповедей — соблюдение полнейшей скрытности. Но
как быть, если машина обнаружена? В этом случав
БРДМ-2 может серьезно «огрызнуться» — ведь у нее
есть вооружение:
два пулемета, размещенные в башенной
установке. Один — крупнокалиберный, 14,5-мм типа
КПВТ. Другой—марки ПКТ имеет калибр 7,62 мм. Оба
могут поражать живую силу и огневые средства
противника. Кроме того, КПВТ может стрелять и по
легкобронированным целям. Наибольшая прицельная
дальность его составляет 2 км, скорострельность
— 600 выстрелов в минуту. Питание патронами
ленточное, в каждой ленте по 50 патронов, а во всем
боекомплекте их 500. У пулемета ПКТ прицельная
дальность поменьше — 1,5 км. Скорострельность его
достигает 700 выстрелов в минуту, лента снаряжена
250 патронами, а весь боекомплект двумя тысячами.
Надежно защищен экипаж БРДМ-2 от пуль и
осколков — ведь корпус машины сварен из
бронелистов, к тому же он водонепроницаем.
...Последний участок глинистого
проселка машины разведчиков преодолели с ходу. И
вот наконец знакомый поворот. Еще минута — и
следует четкий доклад командиру. В ответ скупые
слова благодарности за отлично выполненное
задание. И над притихшим лесом звучит гордое:
«Служим Советскому Союзу!»
Н. Алешин, В. Сергеев