Бронетранспортер БТР-60П был разработан в Горьком конструкторским бюро под руководством В.А. Дедкова
на оригинальной базе с передним расположением отделения управления и
кормовым размещением силовой установки. В средней части корпуса
находилось десантное отделение, вмещавшее 16 человек, в котором стрелки
находились лицом к борту машины. Компоновочная схема обеспечивала
необходимый постоянный дифферент машины на корму для улучшения ее
водоходных качеств.
Между полом десантного отделения и днищем машины устанавливались
агрегаты трансмиссии. Открытый сверху корпус являлся несущим, имел
обтекаемую форму нижней части и днища и изготовлялся из броневых листов
толщиной 6-8 мм. Масса бронетранспортера составляла 9,8 т. На
кронштейнах лобового и бортовых листов корпуса устанавливался пулемет
СГМБ, боекомплект которого составлял 1250 патронов.
Для обеспечения заданных требований по подвижности в БТР-60П
использовались два карбюраторных двигателя ГАЗ-40П мощностью по 90
л.с., представлявшие собой форсированный вариант двигателя грузового
автомобиля ГАЗ-51. Двигатели были смонтированы параллельно каждый со
своими агрегатами трансмиссии на одной общей раме, но сблокированы были
не сами двигатели, а только их приводы управления. Коробки передач
четырехскоростные, с синхронизаторами.
От правого двигателя приводились в действие колеса первого и
третьего мостов, от левого двигателя - колеса второго и четвертого
мостов. Колеса первой и второй осей были управляемыми. В подвеске
использовались 8 торсионных валов и 12 телескопических
гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески устанавливались по два
гидроамортизатора.
Шины
большого профиля имели центральную систему регулирования давления
воздуха. Широкая колея позволяла двигаться за танками, а четыре
равномерно расположенных оси давали возможность преодолевать рвы
шириной до 2 м. Для движения на воде использовался водометный движитель
реактивного типа. В передней части корпуса была установлена лебедка с
длиной троса 50 м и максимальным тяговым усилием 4500 кгс.
БТР-60П был принят на вооружение приказом Министра обороны
СССР от 13.11.1959 г. Его серийное производство осуществлялось в
1961-63 гг.
БТР-60ПА. С 1963 по 1966 год выпускался БТР-60ПА с закрытым, полностью
герметичным корпусом и фильтровентиляционной установкой. Пулемет
устанавливался на одном из трех кронштейнов на крыше корпуса. Посадка и
высадка десанта (12 человек) осуществлялась через люки, расположенные в
крыше.
БТР-60ПУ. На базе БТР-60ПА была создана машина управления Р-145
«Чайка» (БТР-60ПУ), состояла на вооружении и в серийном производстве и
отличалась от базовой машины установкой средств связи - двух УКВ
радиостанций Р-111, УКВ радиостанции Р-123, КВ радиостанции Р-130,
соответствующего антенного и коммутирующего оборудования. Экипаж машины
состоял из четырех человек. Машина поступала в штабы танковых,
мотострелковых, артиллерийских полков и соединений.
БТР-60ПБ.
Являлся модернизированным вариантом БТР-60ПА. Он был создан
конструкторским бюро под руководством В.А. Дедкова и принят на
вооружение приказом Министра обороны СССР от 29.06.1964 г. Серийное
производство машины осуществлялось в 1965-76 гг. Основным отличием
бронетранспортера была вращающаяся коническая башенка со спаренной
установкой 14,5-мм пулемета КПВТ и 7,62-мм пулемета ПКТ. Пулеметная
установка перископический прицел и ручной привод наведения.
Горизонтальный угол обстрела 180° , вертикальный угол обстрела от -5°
до+30°. Предусматривалась установка ПНВ у командира и водителя. На базе
БТР-60ПБ выпускался командирский бронетранспортер БТР-60ПБК, который
был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 5.05.1975 г.
С принятием на вооружение унифицированной башенной пулеметной установки
БПУ-1 в 1976 г. ему была присвоена марка БТР-60ПВК. В 1972 году на базе
БТР-60ПБ был разработан БТР-60ПЗ, который отличался углом возвышения
пулеметной установки до 60°. Машина выпускалась в ограниченном
количестве и на вооружение не принималась.
МТП-2. Машина технической помощи МТП-2 создавалась как подвижное
средство технического обеспечения мотострелкового батальона. Она
предназначалась для эвакуации, устранения неисправностей и проведения
трудоемких работ по техническому обслуживанию БТР 40,
БТР-152, БТР-60ПА, БТР-60ПБ, БРДМ и БРДМ-2. Машина была создана на базе
шасси бронетранспортера БТР-60П и принята на вооружение приказом
Министра обороны СССР от 25.07.1975 г. Серийный выпуск машин начался в
1976 г. МТП-2 отличалась от базовой машины установкой кран-стрелы,
газосварочного оборудования и наличием комплекта съемников,
приспособлений и инструмента. Машина имела систему коллективной защиты.
ПУ-12. Подвижный пункт управления ПУ-12 был разработан на базе шасси
бронетранспортера БТР-60ПБ и принят на вооружение в 1972 г. Пункт
управления предназначался для артиллерийских частей, обеспечивал связи
управления и взаимодействия с общевойсковыми частями. Машина была
оборудована унифицированной аппаратурой съема и передачи данных,
аппаратурой связи, навигационной аппаратурой, системой противоатомной
защиты и автономным агрегатом электропитания.
Основные Технические Характеристики
Формула |
8х8 |
Боевая масса |
10300 кг |
Боевой расчет |
3+8 чел |
Длина |
7560 мм |
Ширина |
2830 мм |
Высота |
2310 мм |
Клиренс |
475 мм |
Вооружение/боезапас |
14,5-мм пулемет КПВТ + спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ/1250 |
Броневая защита |
6-8 мм |
Двигатель |
2 х карбюраторный, шестицилиндровый ГАЗ-40П |
Мощность двигателя< |
2 х 90 л.с. |
Преодолеваемый подъем |
90 град |
Преодолеваемый ров |
2 м | |