Одной из последних российских разработок в области колесных боевых
машин стал бронетранспортер БТР-90 (ГАЗ-5923), разработанный в Нижнем
Новгороде в начале 90-х годов и в настоящее время проходящий испытания.
Опытный образец машины собран на Арзамасском машиностроительном заводе
в начале 1994 года, а бронекорпус для нее был сварен в Челябинске в
сентябре 1993 г. БТР-90 отличает новая компоновка и усиленное
вооружение, соответствующее гусеничной боевой машины пехоты БМП-2.
Разработанный нижегородскими конструкторами ОАО "ГАЗ"
бронетранспортер напоминает несколько увеличенный БТР-80, однако имеет
большие размеры и массу. Грузоподъемность машины возросла до 7 т, а
внутренний объем - до 12 м.куб.
Сварной корпус выполнен из бронелистов увеличенной толщины, что, в
сочетании с рациональными углами их наклона, обеспечивает надежную
защиту от крупнокалиберных пуль и осколков артиллерийских снарядов.
Значительно усилена противоминная защита бронетранспортера, выполненная
с учетом опыта применения бронетехники в афганской войне. В частности,
днище машины имеет V-образную форму, более стойкое к воздействию
ударной волны, чем традиционное плоское.
Машина оснащена системой коллективной защиты боевого расчета (10
человек) от воздействия ударной волны ядерного взрыва, проникающей
радиации, радиоактивной пыли, бактериологического оружия и отравляющих
веществ. Для использования в регионах с жарким климатом БТР-90 может
оснащаться кондиционером.
В передней части корпуса слева расположено сиденье водителя, а
справа - старшего стрелка. Для вождения машины водитель располагает
пятью наблюдательными перископическими приборами, обеспечивающими обзор
по азимуту в пределах 180°. Два аналогичных прибора имеются у старшего
стрелка. При движении на марше сиденье водителя может подниматься, при
этом в плохих погодных условиях над водительским местом может
устанавливаться защитный колпак, полностью закрывающий проем люка.
Командир машины вместе со стрелком-наводчиком располагаются во вращающейся башне.
Для ведения огня из их штатного оружия в бортах имеется по три
бойницы с шаровыми опорами, которые закрываются герметическими
бронезаслонками. Конфигурация передних бойниц, обеспечивающих
возможность ведения огня и из ручных пулеметов РПК, позволяет стрелять
вперед под углом в 45° к оси машины. Еще одна бойница расположена
справа в передней части корпуса. Вторая по счету пара бойниц прорезана
на верхних половинах двухстворчатых люков, служащих для посадки и
высадки десанта. Нижние половины люков, как и у БТР-80, в откинутом
положении облегчают покидание бронетранспортера на ходу, однако размеры
самих люков больше, чем у предшественника. Используя половины люков как
подножки, пехотинцы, стоящие в них, могут вести огонь из ПЗРК "Игла"
или гранатометов.
БТР-90 оснащен многотопливным дизельным двигателем Челябинского
завода с жидкостным охлаждением с турбонаддувом. Мощность дизеля,
расположенного в корме машины, 510 л.с. Доступ к двигателю возможен как
изнутри машины, так и через два крупногабаритных люка на крыше
моторно-трансмиссионного отделения. Для предотвращения поражения
зажигательными боеприпасами радиатор, расположенный у заднего броневого
листа, защищен специальными крышками. В задней части машины находятся
топливные баки, заправочные горловины которых выведены в кормовой лист.
Для движения на плаву используются два водометных движителя.
Коробка передач - автоматическая гидромеханическая реверсивная.
Поток мощности от двигателя распределяется на два параллельных потока
по бортам машины. Посредством гидрообъемной передачи обеспечивается
разность скоростей вращения по бортам, что позволяет в дополнение к
повороту четырех передних колес выполнять разворот "по-танковому". В
результате удалось вдвое уменьшить радиус поворота БТР-90 по сравнению
с предшествующими машинами. В сочетании с возможностью движения БТР
вперед и назад с одинаковой скоростью за счет реверсивной КПП удалось
весьма существенно увеличить его маневренные характеристики.
Независимая торсионная подвеска всех колес на поперечных рычагах за
счет большого хода, энергоемких телескопических гидроамортизаторов и
широкопрофильных пулестойких шин с системой централизованного
регулирования давления обеспечивает возможность движения по
пересеченной местности со скоростью более 50 км/ч. При этом машина
сохраняет подвижность даже при полном повреждении четырех из восьми
колес.
БТР-90 - первый отечественный бронетранспортер, оснащенный бортовой
информационно-управляющей системой (БИУС), обеспечивающей
автоматизированное управление двигателем и трансмиссией, а также
контроль и диагностику основных систем машины.
Опытный образец бронетранспортера оснащен мощным вооружением,
включающем 30-мм автоматическую пушку 2А42 (боекомплект 500 патронов),
7,62-мм пулемет ПКТ (2000 патронов), 30-мм гранатомет АГС-17
(смонтированный снаружи башни, боекомплект - 400 выстрелов), а также
ПТРК "Конкурс" (четыре ракеты с полуавтоматическим наведением по
проводу). Углы наведения оружия по вертикали - -5/+75°, по горизонтали
- 360°.
Наводчик-оператор имеет комбинированный (дневной и ночной) прицел
БПКЗ-42, а командир - дневной прибор наблюдения 1П-13. По требованиям
зарубежных заказчиков допускается возможность оснащения машины прицелом
наводчика-оператора БПК-М с французским тепловизионным модулем фирмы
SAT.
Боевое отделение стабилизировано в двух плоскостях, что обеспечивает
возможность ведения огня с места и в движении. ПТРК обеспечивает
возможность борьбы с танками на дальности до 4000 м, вертолеты могут
поражаться пушечным огнем на дальности до 2000-2500 м, а живая сила и
небронированные транспортные средства - на 4000 м.
Однако установленный на опытном образце бронетранспортера комплект
вооружения, очевидно, следует рассматривать лишь как временный. Вполне
логичным представляется оснащение БТР-90 боевым отделением "Кливер",
разработанным для модернизации гусеничных машин БМП-1 Тульским КБ
приборостроения (прежде чем занять свое место в корпусе БМП-1, это
боевое отделение прошло испытания на БТР-80).
В состав "Кливера" входит новая 30-миллиметровая пушка 2А72, 7,62-мм
пулемет ПКМТ и новый серийный ПТРК "Корнет" с четырьмя ПТУР 9М133.
Рассматриваются варианты оснащения БТР-90 боевым отделением,
заимствованным у БМП-3. Модернизированный вариант этого БО включает
100-мм гладкоствольное орудие, способное вести огонь как неуправляемыми
осколочно-фугасными снарядами повышенной эффективности, так и новыми
ПТУР 9М 117М1 "Аркан"; 30-мм автоматическую пушку 2А72 (в боекомплект
которой входит усовершенствованный подкалиберный бронебойный снаряд), а
также 7,62-мм пулемет. Новая система управления огнем включает
тепловизор с дальностью действия до 5000 км.
Сообщалось о возможности создания на базе БТР-90 самоходного 120-мм
орудия (вероятно, речь идет о модификации автоматизированной системы
2С31 "Вена", способной вести огонь корректируемыми снарядами
"Китолов-2М"), противотанкового самоходного орудия, ЗРК и
противотанковых комплексов.
Одна из опытных машин оснащена дополнительной накладной броней, защищающей корпус.
М.Никольский, В.Ильин