Успешное выполнение задач инженерного
обеспечения как в обороне, так и в наступлении
невозможно без проведения тщательной инженерной
разведки противника, местности и объектов. Если в
годы Великой Отечественной войны она
проводилась вручную, то в настоящее время на
вооружении саперов находятся инженерные
разведывательные машины ИРМ.
Эта машина предназначена для разведки
местности, путей движения войск и водных преград.
Установленные на ней стационарные и переносные
приборы и средства инженерной разведки
позволяют получать данные о проходимости,
уклонах, наличии минно-взрывных заграждений,
зараженности местности и путей движения войск,
ширине, глубине, скорости течения водных преград,
относительной плотности дна, наличии
навигационных препятствий, толщине льда и т. п.
ИРМ может двигаться по шоссе с
максимальной скоростью 53 км/ч, на плаву —12 км/ч;
масса машины составляет 17т, состав экипажа — 6
чел.
Как же устроена ИРМ? Основными частями
машины являются: корпус, вооружение, силовая
установка, трансмиссия, ходовая часть и
водоходный движитель, гидравлическая система,
пневматическая система, электрооборудование,
системы защиты и маскировки, приборы наблюдения
и ориентирования, приборы разведки и средства
связи.
Корпус машины обеспечивает размещение
агрегатов, механизмов и защиту экипажа от
средств поражения. Он сварен из броневых листов и
разделен на семь отсеков. Водоизмещение корпуса
и его герметичность обеспечивают плавучесть
машины. В носовом отсеке смонтированы элементы
гидравлической системы, редукторы выносных
устройств речного широкозахватного
миноискателя (РШМ), фильтро-вентиляционная
установка.
В отсеках управления и экипажном
размещаются экипаж, вооружение, приборы разведки
и механизмы управления системами машины. В
моторном отсеке размещены двигатель и его
системы, агрегаты трансмиссии. В кормовом отсеке
имеется люк для размещения аккумуляторов. В
боковых (левом и правом) отсеках корпуса
размещены баки топливной системы машины. В крыше
корпуса прорезаны люки командира,
механика-водителя и разведчиков. Между люками
командира и механика-водителя установлена
поворотная башня с пулеметом и смотровым
прибором-прицелом.
Разведывательная машина вооружена
7,62-мм пулеметом ПКТ, установленным в башне и
предназначенным для стрельбы по наземным целям
на дальностях до 1000 м. Внутри отсеков управления
и экипажного, кроме того, предусмотрена укладка
трех автоматов и по 150 патронов к ним, сигнального
пистолета, 1000 патронов к пулемету, 10 ручных
гранат Ф-1, 15 кг ВВ с комплектом средств взрывания.
Как же применяется эта интересная
машина, имеющая целый комплекс сложной
аппаратуры? ИРМ при ведении разведки, как
правило, входит в состав инженерного
разведывательного дозора (ИРД). усиленного
саперным отделением со средствами разведки и
преодоления минно-взрывных заграждений. ИРД, в
свою очередь, действует самостоятельно или в
составе общевойсковой разведки.
Разведка водной преграды начинается с
выходом общевойсковой разведки или передовых
подразделений войск на исходный берег, в первую
очередь на участках переправы этих
подразделений. Командир ИРМ в соответствии с
поставленной задачей уточняет границы
переправы, исходя из наименьшей затраты сил и
средств на ее оборудование. Одновременно
саперы-разведчики проводят разведку прибрежной
полосы на наличие минно-взрывных заграждений.
При использовании речного широкозахватного
миноискателя РШМ-2 учитывается, что ширина его
поиска обеспечивает безопасность машины от мин
противника только при прямолинейном движении. С
выходом машины к воде миноискатель переводится в
походное положение. Створные знаки, указывающие
ось переправы, устанавливают вначале на
исходном, а при необходимости и на
противоположном берегу. Определяют проходимость
дна у уреза воды, уточняют направление створа
движения машины на плаву. Запись профиля дна
производят эхолотом, машина должна двигаться при
этом равномерно. Количество заездов
определяется размерами участков переправ и
может составлять два-три и более на участке. В
одном из заездов определяется скорость течения.
Машина останавливается, и механик-водитель,
увеличивая (уменьшая) обороты, удерживает машину
неподвижно относительно створных знаков на
берегу. По количеству оборотов тахометра
определяется скорость течения реки. Результаты
разведки водной преграды оформляются в виде
карточки инженерной разведки, основу которой
составляет профиль основного створа переправы,
записанного на ленту эхолота.
Применение ИРМ позволяет сократить
время на разведку водной преграды в 1,5—2 раза.
А. Соколов