Зеленые многоколесные
машины не остановились ни на мгновение. Они
стремительно спустились к воде и, вспенивая ее
винтами, заскользили по зеркалу реки к
противоположному берегу. «Противник» накрыл
реку высокими столбами минных взрывов, но боевые
машины, уверенно маневрируя, упорно продвигались
вперед. Учения «Щит-72» были в полном разгаре...
Семнадцать лет плечом к плечу воины
дружественных армий стоят на страже завоеваний
мира и социализма. В их руках мощные танки,
орудия, самолеты, автомобили,
стрелково-минометное вооружение и
бронетранспортеры. БТР должны доставлять пехоту
к месту ведения боевых действий, поддерживать ее
огнем своего оружия, позволять пехоте наступать
непосредственно за боевыми порядками танков. Они
могут быть использованы в качестве платформы для
установки крупнокалиберных зенитных пулеметов,
как база для штабной машины, как средство
разведки.
Одним из первых бронетранспортеров,
созданных конструкторами братских армий, был
чешский полугусеничный ОТ-810. В нем конструкторы
пытались соединить хорошую управляемость
колесного бронетранспортера с высокой
проходимостью гусеничной машины. Передний
колесный мост и несложный гусеничный движитель
обеспечивали силовую передачу без сложных
поворотных устройств. Обладая высокой
проходимостью, транспортер все же уступая
гусеничным машинам. И поэтому в 1962 году на смену
ему пришел гусеничный бронетранспортер ОТ-62.
Этот же БТР поступил на вооружение и армии
Польской Народной Республики под наименованием
TOPAS. ОТ-62 — пятнадцатитонная плавающая
бронированная машина, способная перевозить 20
человек десанта. Двигатель мощностью 300 л. с.
позволяет развивать максимальную скорость на
суше до 62 км/ч и по воде — с помощью двух
водометных движителей — 10,8 км/у. Десант может
вести огонь из личного оружия через бойницы в
бортах, а также из пулемета, установленного на
турели.
Однако боевые колесные машины имеют
ряд преимуществ перед гусеничными; например, их
проще обслуживать и ремонтировать. Их движители
во многом надежнее гусеничных. Колесные БТР
обладают высокими скоростями движения и
большими запасами хода.
В 1960 году венгерские конструкторы
создали новую бронированную машину ФУГ.
Благодаря дополнительным пневматическим
колесам, выдвигающимся под днище, конструкторам
удалось ликвидировать существенный недостаток
машин данного типа — сравнительно слабую
проходимость, ФУГ свободно преодолевает окопы
шириной до 1,2м. Кроме того, она может плавать.
Экипаж машины — 5-6 человек. Они могут
вести огонь из 7,62-мм пулемета и из личного оружия
через бойницы в борту. Потом на эту машину
установили башню с безоткатным орудием и
пулеметом.
ФУГ предназначена для разведки.
Для мотострелковых же частей и
подразделений машина, оборудованная
дополнительными колесами, временно
выставляемыми под днище, мало подходит, так как
не всегда можно терять время на выдвижение и
уборку этих колес: боевая машина должна
преодолевать окопы с ходу, не останавливаясь
перед ними.
И на вооружении Чехословацкой
Народной Армии появился новый восьмиколесный
бронетранспортер ОТ-64. Эта восьмиколесная машина
способна передвигаться по любой местности и
преодолевать водные преграды. Экипаж и десант,
защищенные от пуль и осколков, могут вести огонь
с ходу.
В дальнейшем на БТР установили
частично защищенную броней установку из двух
пулеметов: калибром 14,5 мм и 7,62 мм. Этот БТР
получил наименование ОТ-64В.
И наконец, последней модификацией этой
конструкции является бронетранспортер ОТ-64С. От
своих предшественников этот БТР отличается в
первую очередь башней, в которой установлены два
пулемета: 14,5 мм и 7,62 мм. Из них можно вести огонь
как по наземным, так и по воздушным целям. 20
человек десанта ведут огонь из личного оружия.
Предусмотрена в этой машине защита от
радиоактивного заражения — герметизация
корпуса и применение фильтровентиляционной
установки. Дизельный двигатель «Татра Т-928»
мощностью 180 л. с. обеспечивает максимальную
скорость движения по шоссе 95 км/ч. Два гребных
винта передвигают машину по воде со скоростью до
10 км/ч.
На ОТ-64С применена независимая
подвеска колес и телескопические гидравлические
амортизаторы, благодаря чему машина отличается
значительной плавностью хода. Система
централизованной подкачки шин обеспечивает БТР
высокую проходимость и позволяет про должать
движение даже при пулевых попаданиях в колеса.
Под наименованием SKOT-2АР этот БТР
выпускается и промышленностью Польши.
Интересно, что башню
бронетранспортера ОТ-64С чехословацкие
конструкторы установили на гусеничный БТР TOPAS, в
результате чего получилась боевая машина с
новыми качествами.
На бронированных колесных машинах
можно использовать различные виды вооружения. В
чехословацкой армии имеется спаренная зенитная
установка, базой для которой послужили узлы и
агрегаты грузового автомобиля «Прага»,
применяемого в народном хозяйстве страны.
Двигатель и рубка экипажа бронированы полностью,
а вооружение — только частично. Калибр
артсистемы — 30 мм, скорострельность — 150
выстрелов в минуту. Эту установку обслуживает
экипаж из 3 человек. Максимальная дальность
стрельбы — 3000 м. Установка может вести огонь и по
наземным целям.
В боевом строю братских
социалистических стран находится и советская
техника. Надежно служит мотострелкам ряда армий
бронетранспортер советского производства
БТР-60ПА.
Сварной герметический корпус машины
защищает экипаж от пуль и осколков, снижает
действие проникающей радиации. Десант может
вести огонь через бойницы в бортах и из пулемета
СГМБ.
В задней части корпуса размещается
силовая установка из двух двигателей,
Максимальная скорость движения машины 80 км/ч.
Восьмиколесный движитель позволяет
преодолевать канавы и траншеи значительной
ширины, а система централизованного давления в
шинах обеспечивает высокую проходимость по
разным грунтам. Трансмиссия обеспечивает подвод
крутящего момента от каждого двигателя только к
двум мостам, поэтому даже в случае повреждения
одного двигателя БТР может двигаться. Еще одна
особенность этой машины — водометный движитель,
использующий реактивное действие водяной струи.
Работа водителя облегчается гидроусилителем
рулевого управления. БТР-60ПА может перевозить 16
человек десанта.
...Танки прорывают оборону
«противника» и стремительно продвигаются по его
тылам, нарушают управление войсками, захватывают
переправы. Следом за ними идут быстрые
бронетранспортеры с десантом пехоты. Их не
останавливают случайно уцелевшие огневые точки
«противника». Мотострелки поражают их прямо
из-за брони своих машин. «Царица полей» — пехота,
некогда мерявшая ногами километры марша, теперь
имеет машины, способные преодолевать пустыни и
реки, снега тундры и горные перевалы.
Стремительность маневра, надежную защиту от огня
стрелково-минометного вооружения, мощную
огневую поддержку — вот что дают современным
мотострелковым войскам бронетранспортеры.
По чертежам этого
бронетранспортера можно построить модель из
жести, оргстекла или дюралюминия. Для доступа к
двигателю и трансмиссии верхнюю или кормовую
часть корпуса делают съемной. Башня —
коническая, с усеченным верхом. Передняя часть
плоская, в ней устанавливаются два пулемета.
БТР имеет четыре ведущих моста. На
модели лучше сделать два передних управляемыми,
а ведущим — один из задних мостов.
Двигатель и редуктор выбирают в
зависимости от веса и назначения модели.
Корпус красят нитрокраской защитного
цвета или камуфлируют в защитные, коричневые и
желтые тона. Выхлопные патрубки с глушителями,
буксирные крюки, ручки люков, осветители, гребные
винты с ограждением, пилу, габаритные фонари
красят в черный цвет, а поручни и антенну — в
защитный.
А. Бескурников