Во время 2-й Мировой войны немецкая армия первой в мире приняла
на вооружение бронетранспортеры и очень эффективно их использовала,
заставив союзников разработать похожие машины, а затем и перенять
тактику их применения. Основным бронетранспортером, применявшимся
немцами, стал полугусеничный Sd Kfz 251, обычно называемый "Ханомаг".
Его использовали для транспортировки мотопехоты и тяжелого вооружения
(минометы, крупнокалиберные пулемёты, пушки, огнеметы и пусковые
ракетные установки), на его базе создавались санитарные, штабные машин
и машины связи. Бронетранспортеры состояли на вооружении немецкой армии
в течение всей 2-й Мировой войны и применялись на всех фронтах. После
войны модификация Sd Kfz 251 — ОТ 810 состояла на вооружении
чехословацкой армии.
Дальним предком Sd Kfz 251 был полугусеничный грузовой автомобиль
фирмы Даймлер. Этот грузовик, изготавливаемый немцами для Португалии,
был оснащен резиновыми лентами, соединявшими ведущие колеса с
дополнительной парой направляющих колес. Такая примитивная гусеница
позволяла машине уверенно двигаться по мягкому грунту.
В 1915-1916 гг. появились очередные модели полугусеничных машин —
"Бременваген" и "Мариневаген" I и II. Эти машины состояли на вооружении
Sturm-Panzerkraftwagen-Abteilung (батальон штурмовых бронеавтомобилей).
В 1917 году фирма Бенц представила полугусеничный артиллерийский тягач
"Крафтпротце", которых впоследствии было выпущено 42 штуки. В 1919 году
один такой автомобиль получил бронирование и был передан полиции. В
период Веймарской республики работы над новыми конструкциями
полугусеничных автомобилей были продолжены.
На базе шасси стандартного 3-тонного артиллерийского тягача фирма
Рейнметалл-Борзиг АГ разработала полностью бронированный гусеничный
автомобиль, вооруженный размещенной в бронебашне пушкой 3.7 cm KwK L/70
калибра 37 мм. Вспомогательное вооружение составлял спаренный с пушкой
пулемет MG 34 калибра 7.92 мм, такой же пулемет мог быть установлен на
зенитной турели на башне машины.
В июле 1934 года был завершен первый опытный образец полугусеничного
артиллерийского тягача, получившего обозначение HK 600p. В движение
тягач приводился двигателем Боргвард KJ54 мощностью 68 кВт/92 л.с. В
1934 году тягач был переименован в HL KI 2, а весной 1936 года началось
его серийное производство. Первые машины были направлены в 23-й полк
легкой артиллерии. Всего было выпущено 505 таких тягачей.
Во второй половине тридцатых годов появились первые полугусеничные
бронетранспортеры. Самый известный из них — HI6 — был разработан
гамбургской фирмой Ганза- Ллойд. В 1936 году лицензию на эту машину
выкупила ганноверская фирма Ханомаг. Бронетранспортер был разработан на
базе 3-х тонного полугусеничного артиллерийского тягача, о котором
упоминалось выше. Шасси бронетранспортера изготавливали на фирме
Ханомаг, бронекорпус — на фирме Бюссиг-НАГ в Берлине-Обершёневайде, а
окончательную сборку производили на других предприятиях.
Первые машины, получившие обозначение HKL 6р, были выпущены в 1937
году, а бронетранспортеры нуль-серии — в 1938 году. Название
бронетранспортера полностью звучало так — "mitteler gepanzert
Mannschaftstransportwagen" (MTW) — то есть средний бронетранспортер.
Первые серийные образцы Sd Kfz 251 поступили в части летом 1939 года.
Бронетранспортеры Sd Kfz 251 выпускались в четырех модификациях —
Ausf. А, В, С и D, и в 23 специализированных вариантах, отличавшихся
друг от друга вооружением и оборудованием. Варианты были обозначены
цифрами, например Sd Kfz 251/3 или Sd Kfz 251/16. Следует особо
отметить, что специализированный вариант бронетранспортера мог
принадлежать любой из четырех модификаций, например Sd Kfz 251/3
выпускался на базе Ausf. А и Ausf. D. То, какая модификация была
использована для постройки специализированного варианта, можно, в
принципе, установить только по году выпуска конкретного экземпляра.
Sd Kfz 251 Ausf. А
Первую серийную модификацию бронетранспортера Sd Kfz 251 — Ausf. А —
выпускали только до середины 1939 года. Масса машины составляла 7810
кг. В передней части бронетранспортера находилось силовое отделение,
боевое отделение, совмещенное с постом управления, располагалось сзади.
Бронирование состояло из гетерогенных бронеплит толщиной 8-14.5 мм,
соединенных клепкой. Доступ в силовое отделение открывал двухстворчатый
люк, находившийся на верхней бронеплите. Основной воздухозаборник также
находился на верхней бронеплите силового отделения, а по бокам
располагались еще два дополнительных. Левый воздухозаборник имел
подвижную крышку, которую механик-водитель мог открывать и закрывать
при помощи рычага, расположенного слева от сиденья.
Боевое отделение сверху было открытым. Попасть внутрь можно было
через двухстворчатую дверь, расположенную в кормовой части корпуса.
Механик-водитель и командир машины, занимающие места соответственно
слева и справа, имели в распоряжении две смотровые щели в лобовой броне
и две щели по бокам. Смотровые щели защищались бронестеклом. Еще две
пары смотровых щелей, предназначенных для солдат десанта, имелись в
стенах боевого отделения. Скамьи десанта располагались вдоль стен
боевого отделения, на которых были размещены крепления для пулеметов и
личного оружия членов экипажа. Над боевым отделением можно было
натягивать тент.
На бронетранспортеры устанавливали шестицилинровые карбюраторные
двигатели Майбах РД 62Р жидкостного охлаждения мощностью 73.6 кВт (100
л.с.) при 2800 об/мин и рабочим объемом 4171 см3. Крутящий момент
передавался от двигателя на ведущие колеса гусеничного механизма,
передние колеса не имели привода, а у машин Ausf. A на них даже не было
тормозов. Гусеничный отдел ходовой части состоял из 12 опорных катков
большого диаметра, подвешенных на торсионах. Вооружены
бронетранспортеры были двумя пулеметами Рейнметалл-Борзиг MG 34 калибра
7.92 мм, установленными спереди и сзади боевого отделения. Максимальная
скорость Sd Kfz 251 Ausf. A составляла 50 км/час, а запас хода достигал
300 км.
На базе бронетранспортера Sd Kfz 251 Ausf. A чаще всего выпускали
следующие варианты: Sd Kfz 251/1 (бронетранспортер пехоты), Sd Kfz
251/4 (артиллерийский тягач) и Sd Kfz 251/6 (штабная машина
командования). В меньших количествах выпускали машины связи Sd Kfz
251/3 и машины поддержки, вооруженные пушкой калибра 37 мм — Sd Kfz
251/10.
Серийно бронетранспортеры Sd Kfz 251 Ausf. A выпускали фирмы
Боргвард (Берлин- Борзигвальде) — заводские номера 320831-322039,
Ханомаг (796001-796030) и Ганза-Ллойд-Голиаф (по 320285).
Sd Kfz 251 Ausf. B
Выпуск следующей модификации бронетранспортера Sd Kfz 251 — Ausf. B
— начался во второй половине 1939 года. В конструкцию машины было
внесено несколько изменений. Прежде всего были убраны смотровые щели
для солдат десанта, перенесена радиоантенна с перереднего крыла на борт
боевого отделения. Sd Kfz 251 Ausf. A поздних выпусков получили
бронещиток переднего пулемета MG 34. В ходе серийного выпуска начали
применять бронированные кожуха воздухозаборников. Выпуск
бронетранспортеров Sd Kfz 251 Ausf. B продолжался до конца 1940 года.
Sd Kfz 251 Ausf. C
В конструкцию бронетранспортеров Ausf. C, по сравнению с машинами
двух предыдущих модификаций, было внесено довольно много изменений.
Большинство из них было вызвано желанием упростить технологию
изготовления машины, другие изменения были сделаны на основании боевого
опыта.
У Sd Kfz 251 Ausf. C была изменена передняя часть корпуса (силового
отделения). Прямая монолитная лобовая бронеплита лучше защищала машину
спереди. Воздухозаборники были перенесены на борта силового отделения и
закрыты бронекожухами. Металлические ящики для запчастей, установленные
на крыльях бронетранспортера, саперные инструменты и т.д., были
перенесены дальше к корме. Пулемет MG 34, установленный в передней
части боевого отделения, был защищен бронещитком.
Бронетранспортеры этой модификации выпускали с конца 1940 года.
Транспортеры выпуска 1941 года имели заводские номера 322040-322450,
а машины, выпущенные в 1942 году — 322451-323081. Кроме уже
перечисленных фирм, к выпуску бронетранспортеров и их комплектующих
приступило еще около десяти предприятий. На одну машину шло 6076 кг
стали. Стоимость одного бронетранспортера Sd Kfz 251 Ausf. C составляла
22560 рейхсмарок (для сравнения цена одного танка колебалась от 80000
до 300000 рейхсмарок).
Sd Kfz 251 Ausf. D
Последней модификацией бронетранспортера Sd Kfz 251 стала машина Sd
Kfz 251 Ausf. D. Главными отличительными чертами, этой модификации
стала измененная форма кормы и бортов десантного отделения. Теперь
контейнеры, установленные вдоль бортов, составляли с ними единое целое.
С каждой стороны было по три контейнера.
Следующими нововведениями стали замена визиров на смотровых щелях и
модификация системы выхлопа. Корпус теперь стал сварной, а не
клепанный, как раньше. Кроме того было использовано много
технологических упрощений, ускоряющих серийный выпуск. С 1943 года было
изготовлено 10602 бронетранспортера Sd Kfz 251 Ausf. D. На базе
серийного бронетранспортера выпускали все варианты от Sd Kdz 251/1 до
Sd Kfz 251/23.
HKp 602/603
В 1940 году фирма Демаг и Ханомаг — главные поставщики
бронетранспортеров Sd Kfz 250 и 251 — начали работы над универсальным
бронетранспортером, который в будущем должен был заменить имеющиеся
машины. Планировали полностью переделать ходовую часть и оснастить
транспортер НКр 602/603 карбюраторным двигателем Майбах HL 45Z
мощностью 88 кВт (120 л.с.). Был построен только опытный образец.
HKp 605/606
В 1941 и 1942 гг. фирмы Демаг и Ханомаг разработали и построили два
опытных образца бронетранспортеров, обозначенных НКр 605 (1941) и НКр
606 (1942). Во время их создания много сил было потрачено на унификацию
частей и упрощение технологии изготовления бронетранспортеров.
Эти машины оснащались новым двигателем Майбах HL 50 мощностью 99 кВт
(135 л.с.). Строились только опытные образцы. Большое количество
технических решений выполненных для НКр 605/606 было использовано при
выпуске упрощенной модификации Sd Kfz 251 — Ausf. D.
Sd Kfz 251/1
Sd Kfz 251/1 (Geraet 901) были базовым вариантом бронетранспортера.
Его выпускали в трех видах: бронетранспортер пехоты (перевозил
отделение стрелков), транспортер крупнокалиберного пулемета и
передвижная пусковая установка неуправляемых реактивных снарядов.
Базовый вариант Sd Kfz 251/1 перевозил пехотное отделение и был
вооружен двумя пулеметами Рейнметалл-Борзиг MG 34 или (под конец войны)
MG 42, боезапас — 2010 патронов. Бронетранспортер перевозил 10 солдат и
двух членов экипажа — механика-водителя и командира. Масса машины —
9000 кг.
Некоторые бронетранспортеры оснаща¬лись станковым пулеметом MG 34
(MG 42), размещенным на треноге посреди боевого отделения, при этом
передний пулемет снимался.
Третьей разновидностью Sd Kfz 251/1 была передвижная пусковая
установка неуправляемых реактивных снарядов (Mittlerer
Schutzenpanzerwagen mit Wuhrframen). Контейнеры с ракетами
устанавливались по обоим бортам машины (по три с каждого борта). Угол
возвышения (+5°...+40°) задавался при помощи специального механизма, а
горизонтальная наводка осуществлялась путем разворота всего
бронетранспортера. Для более точной горизонтальной наводки на броне
силового отделения были установлены два штыря длиной 400 мм. Фугасные
ракеты калибра 280 мм находились в металлических, а зажигающие ракеты
калибра 320 мм в деревянных транспортных контейнерах, которые
одновременно служили и направляющими. Залп установки длился в течение
10 секунд. Фугасный реактивный снаряд Wgr 42 калибра 280 мм имел боевой
заряд массой около 40 кг, а зажигательный снаряд калибра 320 мм
содержал около 50 литров горючей смеси по составу близкой к напалму.
Дальность стрельбы фугасными снарядами (Sprenggranate) составляла 1900
метров, а зажигательными (Flammgranate) — 2200 метров. Чаще всего
боезапас состоял из пяти фугасных ракет калибра 280 мм и одной
зажигательной калибра 320 мм или по три снаряда каждого типа.
Дополнительное вооружение — 1-2 пулемета MG 34 (MG 42) калибра 7.92 мм,
боезапас 2010 патронов. Масса машины — 9140 кг. Экипаж — семь человек.
В конце войны немцы стали применять бронетранспортеры Sd Kfz 251/1
"Фальке", на которых устанавливался инфракрасный прожектор, служащий
для "подсветки" целей танкам PzKpfw V "Пантера" Ausf. G, оборудованных
пассивными приборами ночного видения. Экипаж машины 12 человек.
Sd Kfz 251/2
Следующая модель бронетранспортера — Mittlerer Schutzenpanzerwagen
mit Granatenwefer (sGrWr) 34 (Geraet 892) была вооружена минометом 8 cm
schwere Granatenwefer (sGrWr) 34 калибра 80 мм, боезапас — 66 мин.
Миномет и боезапас размещались внутри боевого отделения. Дополнительное
вооружение — пулемет MG 34 (MG 42) калибра 7.92 мм, боезапас — 2010
патронов. Масса машины — 8640 кг, экипаж — восемь человек.
Бронетранспортеры Sd Kfz 251/2 состояли на вооружении взводов поддержки
(тяжелого вооружения) в ротах моторизованной пехоты (гренадеров). Дальше
|