Экспорт и выпуск
Бронетранспортеры Sd Kfz 251, в принципе, не экспортировались в
другие государства Оси. Немного Sd Kfz 251 (главным образом Ausf. D)
получила Румыния. Единичные экземпляры попали в финскую и венгерскую
армии. О боевом применении этих машин достоверной информации нет.
Бронетранспортеры Sd Kfz 251 выпускали многие предприятия фашистской
Германии и оккупированных ею стран. Широко применялась система
кооперации — одни фирмы выпускали составные части и узлы, а другие
собирали из них машины.
Главными изготовителями бронетранспортеров Sd Kfz 251 были две
ганноверские фирмы — Ханомаг и Машиненверке Нидерзаксише Ганновер,
предприятие Фр. Шихау в Эльблонге (Эльбинг), а также заводы Вумаг,
Везерхюте и Борвард. В 1944 году к выпуску бронетранспортеров Sd Kfz
251 приступили еще несколько предприятий.
Техническое описание
Бронетранспортер Sd Kfz 251 можно разделить на силовое отделение,
расположенное в передней части машины, и находящееся за ним боевое
отделение, в котором помещался экипаж (механик-водитель и командир) и
солдаты десанта или какое-либо вооружение (миномет, противотанковая
пушка и др.). Внутри боевого отделения находилось и специальное
оборудование (радиостанция или прибор ночного видения).
Корпус
Корпус бронетранспортера состоял из каркаса, на который при помощи
клепки или сварки устанавливали бронеплиты корпуса. На
бронетранспортерах Sd Kfz 251 применяли гетерогенные бронеплиты — их
наружная поверхность была более твердой, чем внутренняя. Лобовая,
бортовая и кормовая броня была толщиной 14.5 мм, а днище и крыша
корпуса — 8 мм.
В силовом отделении размещался двигатель, топливный бак, рулевое
управление передними колесами и др. За противопожарной перегородкой
находился пост управления, где были места механика-водителя и командира
бронетранспортера. На приборном щитке в районе места механика-водителя
были установлены приборы, контролирующие параметры работы двигателя
(термометр, датчик давления масла, тахометр, указатель топлива),
спидометр и контрольные лампочки. Управление бронетранспортером
осуществлялось при помощи руля и педалей (сцепление, газ и тормоз).
Справа от места механика-водителя находились два рычага; переключатель
скоростей и ручной тормоз.
В правой части поста управления размещался командир
бронетранспортера. На некоторых моделях, например Sd Kfz 251/9, место
командира бронетранспортера (одновременно командира расчета) было
перенесено в кормовую часть боевого отделения.
По обеим стенам боевого отделения устанавливались скамьи для солдат
десанта. На бронетранспортерах первых модификаций (Sd Kfz 251 Ausf.
A-C) скамьи были покрыты дерматином, позднее применяли простые скамьи в
виде трубчатой рамы с натянутым на нее брезентом. Использовали и
деревянные сидения. На стенах боевого отделения были предусмотрены
крепления для оружия десанта: пулеметов Маузер 98k калибра 7.92 мм и
пистолетов-пулеметов MP 38 и MP 40 калибра 9.0 мм.
У специализированных моделей бронетранспортера Sd Kfz 251 боевое
отделение было переоборудовано для размещения дополнительной
радиостанции, пушки или прибора ночного видения. У санитарного
автомобиля были оборудованы стеллажи для установки носилок. У
бронетранспортеров Sd Kfz 251 Ausf. А в бортах боевого отделения
имелись смотровые щели, закрытые бронестеклом. На передних крыльях
находились габаритные огни. Рядом были установлены прожекторы
(прожектор). На корме бронетранспортера располагались позиционные огни.
Антенна находилась или у корпуса (Sd Kfz 251 Ausf. А) или на стене
боевого отделения (прочие модификации).
Силовая установка
На бронетранспортеры Sd Kfz 251 устанавливались двигатели Майбах HL
42 TURKM. Карбюраторный шестицилиндровый двигатель жидкостного
охлаждения Майбах HL 42 TURKM имел следующие характристики: диаметр
цилиндра — 90 мм, ход поршня — 110 мм, рабочий объем — 4171 см3.
Мощность двигателя — 73.6 кВт (100 л.с.) при 2800 об/мин (максимально —
3000 об/мин). Удельная мощность (Sd Kfz 251 Ausf. А массой 9000 кг) —
8.27 кВт/т (11.1 л.с./т). степень сжатия 6.7.
Радиатор находился перед блоком цилиндров. Горловина радиатора была
выведена наружу. На верхней броне силового отделения (Sd Kfz 251 Ausf.
А и В) находилось забранное сеткой вентиляционное отверстие. На машинах
поздних модификаций это отверстие убрали. Топливо — этилированный
бензин OZ 74 с октановым чиcлом 74 — помещалось в бензобаке емкостью
160 литров. Топливный бак располагался между двигателем и постом
управления, перед противопожарной перегородкой. Расход топлива: 40-55
литров на 100 км по шоссе и 80-85 литров на 100 км по пересеченной
местности. Глушитель находился на борту бронетранспортера между колесом
и гусеницей.
На бронетранспортерах Sd Kfz 251 устанавливался один двухкамерный
двухпоплавковый карбюратор Солекс 40 JFF II. Сцепление сухое
двухдисковое Фихтель & Сакс Мекано PF 220 K с гидравлическим
приводом передавало крутящий момент от двигателя на коробку передач
Ханомаг O21-32785 U50. Коробка передач планетарного типа, четыре
передачи вперед и одна назад. Для движения по шоссе и по пересеченной
местности передачи имели разные передаточные числа. По шоссе: I
передача — 1:3.47, II передача — 1:1.80, III передача — 1:1.01 и IV
передача 1:0.63, а по пересеченной местности: I — 1:8.63, II — 1:4.47,
III — 1:2.52 и IV — 1:1.58. Задняя передача имела передаточное число
1:9.80. Механик-водитель переключал передачи при помощи двух рычагов,
расположенных справа от его места. Управление бронетранспортером
осуществлялось при помощи руля, действующего на передние колеса и
привод гусениц. Вспомогательный пневматический тормоз с колодками
Клетрак действовал на передние колеса, а основной пневматический тормоз
— на ведущие колеса гусеничного механизма.
Электрооборудование
Электрооборудование однопроводное, напряжением 12 В, питалось от
генератора Бош RKCN 300/12-1300 мощностью 300 Вт. Кроме генератора
источником тока служили два свинцовых аккумулятора Бош напряжением 12 В
и емкостью 75 Ач. Аккумуляторы находились в аккумуляторном отсеке,
расположенным под сиденьем командира бронетранспортера. Электрическое
зажигание, последовательность воспламенения топливно-воздушной смеси в
цилиндрах: 1-5-3-6-2-4. Кроме электростартера двигатель можно было
запустить при помощи рукоятки, проходящей через отверстие в лобовой
броне и соединенной непосредственно с валом двигателя.
Электрическое питание имели контрольные приборы, звуковой сигнал,
прожектора, установленные на крыльях, радиостанции, позиционные огни. У
бронетранспортеров, вооруженных пушкой, электрическое питание имели
подсветка прицела и спуск пушки. На машинах Sd Kfz 251/20
устанавливался дополнительный генератор, питающий прибор ночного
видения.
Вооружение
Большинство бронетранспортеров было вооружено пулеметом
Рейнметалл-Борзиг MG 34 или MG 42 калибра 7.92 мм, установленным в
передней части боевого отделения. У бронетранспортеров Sd Kfz 251 Ausf.
B-D пулемет был закрыт бронещитком толщиной 6 мм. В кормовой части
боевого отделения находилось крепление для дополнительного пулемета MG
34 или MG 42. Пулемет был приспособлен для ведения огня по воздушным
целям. Боезапас обычно составлял 2010 патронов. У специальных вариантов
боезапас как правило был меньше.
Бронетранспортеры Sd Kfz 251/2 были вооружены минометом WgGr 34
калибра 80 мм, а Sd Kfz 251/9 — короткоствольной пушкой 7.5 cm KwK 37
L/24 калибра 75 мм и длинной ствола 1765.3 мм. Для пушки применяли
следующие типы боеприпасов: дымовые (масса — 6.21 кг, начальная
скорость 455 м/сек), фугасными Sprenggranate (5.73 кг, 450 м/сек) и
бронебойными K Gr rot Pz (6.80 кг, 380-415 м/сек, на дистанции 1000
метров бронебойный снаряд пробивал броню толщиной 35 мм). Кроме того
для пушки 7.5 cm KwK 37 L/24 применяли кумулятивные боеприпасы
Hohladungsgranate 38 HL1/A, HL1/B и HL1/C массой 4.40, 4.57 и 4.80 кг и
начальной скоростью 450 м/сек. На дистанции 100 метров кумулятивные
снаряды пробивали броню толщиной соответственно 70, 75 и 100 мм
(обычный бронебойный снаряд К K Gr rot Pz на этой дистанции пробивал
только 41 мм!). 25% стандартного боезапаса составляли бронебойные
снаряды, 10% дымовые и 65% фугасные. В гренадерских частях боезапас
обычно на 80% составляли фугасные и на 20% бронебойные снаряды.
Бронетранспортеры Sd Kfz 251/10 оснащались противотанковой пушкой
Pak 35/36 L/45 (1665 мм) калибра 37 мм. Для этой пушки применяли
бронебойные снаряды 3.7 cm PzGr массой 0.685 кг, начальная скорость 745
м/сек. На дистанции 1000 метров снаряд PzGr пробивал броню толщиной 22
мм.
Бронетранспортеры Sd Kfz 251/17 были вооружены зенитной пушкой 2 cm
Flak 38 L/112.5 калибра 20 мм. Пушка стреляла снарядами массой 0.100
кг. Дополнительно бронетранспотреры этой версии вооружались пулеметом
MG 34 или MG 42.
Бронетранспортеры Sd Kfz 251/22 Ausf. D оснащались противотанковой
пушкой 7.5 cm Pak 40/1 L/46 калибра 75 мм, а Sd Kfz 251/23 — пушкой 2
cm KwK 38 L/55 калибра 20 мм и пулеметом MG 34 калибра 7.92 мм,
установленными в стандартной башне Hanglafette 38. Пушка стреляла
разными типами боеприпасов, в том числе бронебойными снарядами 2 cm
PzGr массой 0.100 кг.
На вооружении отделения гренадеров, которых перевозил
бронетраспортер, состоял пулемет MG 34, пистолеты-пулеметы MP 38 и MP
40 (с 1944 года также автоматы MP 43/44) и пистолеты P-08 и P-38, а
также другое оружие (например "панцерфаусты").
Шасси
Бронетранспортер Sd Kfz 251 имел полугусеничное шасси. Передние
колеса служили для управления машиной, а гусеницы обеспечивали высокую
проходимость. Полугусеничная схема позволила значительно упростить
конструкцию бронетранспотртера (были не нужны сложные бортовые передачи
и фрикционы) при сравнительно неплохой проходимости машины.
Колесная часть шасси состояла из червячного рулевого механизма типа
Ханомаг или ZF Ross 600, и была подрессорена поперечной перьевидной
рессорой. Для движения по пересеченной местности использовали колеса
размером 190x18. Шины низкого давления типа Континенталь или Михелен.
Колея передних колес — 2775 мм.
При поворотах на угол до 15° управление бронетранспотером
осуществлялось как и обычным автомобилем. При более крутых поворотах
специальный механизм освобождал внутреннюю гусеницу и одновременно
передавал часть мощности (от 56 до 100%) на внешнюю.
Первый наружный ряд опорных катков состоял из трех катков,
внутренний ряд — из четырех, а средний ряд — из шести опорных катков. В
обычных условиях нагрузка ложилась на внутренний и средний ряд катков,
внешний ряд принимал нагрузку только при преодолении препятствий.
Первый опорный каток в правом ряду был на 140 мм смещен к корме
бронетранспортера. Это было вызвано особенностями торсионной подвески.
Последнее колесо, находящееся в задней части машины, было направляющим.
Для натяжения гусеницы применяли винтовой натягивающий механизм.
Опорные катки штамповались из стального листа толщиной 8-12 мм, имели
восемь округлых отверстий и были обрезинены. Ведущие колеса — литые.
Гусеницы раздельнозвенные одногребневые одношкворневые, снабженные
аморти¬зирующими резиновыми прокладками (Gummipolster). Шаг гусеницы —
140 мм, длина — 7700 мм (левая гусеница) и 7840 мм (правая гусеница).
Ширина гусеницы 280 мм. Левая гусеница состояла из 55 звеньев, правая —
из 56. Колея — 1600 мм. Опорная длина гусениц — 1800 мм. Клиренс — 320
мм.
Радиооборудование
Стандартно бронетранспортеры Sd Kfz 251 были оборудованы
ультракоротковолновым приемопередатчиком FuG Spr Ger a-f с прутовой
антенной длинной 2 метра. Радиостанция обеспечивала связь на расстоянии
до 3 км и размещалась справа от места — командира бронетранспортера в
передней части машины. Кроме радиостанций для связи и сигнализации на
бронетранспортерах находился набор сигнальных флажков и ракетница LP
(Leucht Pistole) или LP-42 (вальтер) калибра 27 мм и комплект
сигнальных и осветительных ракет. На бронетранспортерах
использовавшихся в качестве автомашин связи и командирских машин
применяли другие типы радиостанций.
Оптическое оборудование
У пулеметов MG 34 и MG 42 не было оптических прицелов. На них
использовали обычные стрелковые прицелы и иногда концентрические (для
стрельбы по воздушным целям). Sd Kfz 251/9, вооруженные пушкой 7.5 cm
KwK 37 калибра 75 мм, были оборудованы прицелами SflZFlb/Rblf 36
дающими пятикратное увеличение при дальности действия до 2000 метров и
поле зрения 8°. Пушка Pak 35/36, составляющая главное вооружение
бронетранспотреров Sd Kfz 251/10 была оборудована прицелом ZF 1x11.
Зенитные пушки были оснащены стандартным прицелом ZF 3x8. Этот прицел
был у пушки Pak 40 (Sd Kfz 251/22) и у зениток Flak 38 и MG 151. В
лобовой броне боевого отделения находились две смотровые щели, закрытые
бронестеклом. Подобные смоторовые щели имелись и по бокам поста
управления. У бронетранспотртеов Sd Kfz 251 Ausf. D конструкция
смотровых щелей была упрощена. У транспортеров Sd Kfz 251/1 Ausf. А в
бортах боевого отделения находилось шесть (по три с каждого борта)
смотровых щелей. Для наблюдения также применяли различные
артиллерийские прицелы и бинокли.
Дополнительное оборудование
Дополнительное оборудование состояло из инструментов, прикрепленных
к бортам машины и находящихся в бортовых контейнерах (Kasten). У
бронетранспортреров Sd Kfz 251 Ausf. D бортовые контейнеры были
встроены и представляли собой единую конструкцию с бортами. На бортах
бронетранспортеров перевозилось саперные инструменты: ломы, топоры и
лопаты. Внутри боевого отделения на выходной двери был прикреплен
огнетушитель и аптечка первой помощи. Кроме того на бронетранспортерах
находился брезентовый тент, который можно было натягивать над открытым
боевым отделением во время дождя или снегопада.
На бронетранспортерах имелся стандартный комплект запасных частей,
топливный насос и домкрат. Санитарные бронетранспортеры были
оборудованы бочкой с питьевой водой, которая крепилась на борту боевого
отделения. Кроме бочки с водой на санитарной машине находился
увеличенный запас лекарственных и перевязочных средств. Внутри Sd Kfz
251/8 были приспособлены для размещения носилок с раненными.
Кроме всего перечисленного выше в состав дополнительного оборудования входили канистры с топливом и водой, ведро, чехлы и т.д.
Тактика применения моторизованных частей
Во время 2-й Мировой войны немецкая армия выработала оригинальную
тактику применения моторизованных частей, вооруженных
бронетранспортерами Sd Kfz 251. В наступлении бронетранспортеры
поддерживали атаки танков, двигаясь за их строем, но во время боя часто
случалось, что бронетранспортеры находились непосредственно в боевых
порядках танков. Пехота (гренадеры) сразу после прорыва обороны
противника должна была оборонять и расширять захваченные позиции,
препятствуя попыткам противника отрезать прорвавшиеся танки. Для этого
при помощи бронетранспортеров формировали пункты круговой обороны.
Другой их задачей была доставка разведывательных подразделений к
передовой. Бронетранспортер занимал скрытую позицию, а экипаж вел
наблюдение за противником, изучая район будущих военных действий,
засекая огневые точки и т.п. Такой тактики немцы стали придерживаться
после войны с Польшей в сентябре 1939 года, когда стало ясно, что без
поддержки пехоты танки не могут прорвать хорошо подготовленную оборону
противника. Только поддержка пехоты и артиллерии (буксируемой и
штурмовой) позволила успешно проводить танковые атаки.
Немецкий боевой устав различал следующие виды наступательных
операций: фронтальная атака, фланговая атака, охват, комбинированная
(фронтально-фланговая) атака и обход. Бронетранспортеры Sd Kfz 251
двигались во второй линии атакующих, подавляя пункты обороны, не
уничтоженные танками. Танки при необходимости оказывали поддержку
бронетранспортерам. Третья волна состояла из моторизованных
подразделений и небольшого количества танков. Транспортеры двигались в
100-150 метрах позади танков, уничтожая противотанковые средства
противника и указывая танкам на те цели, которые не могли подавить
сами. На местности устав предписывал максимально использовать укрытия и
преодолевать открытые участки на наибольшей скорости. Гренадеры
покидали броне¬транспортеры лишь в 50-60 метрах от переднего края
обороны противника.
Если местность позволяла скрытно приблизиться к позициям неприятеля,
то бронетранспортеры должны были передвигаться от одного укрытия к
другому, постепенно приближаясь к противнику. Во всех случаях
бронетранспортер поддерживал пехоту (гренадеров). Если же выяснялось,
что у противника есть хорошо организованная противотанковая оборона, то
гренадеры выдвигались вперед для ее ликвидации, что вело к большим
потерям среди пехотинцев, но зато позволяло занимать позицию и
проводить атаку без риска потерять собственные танки.
Немецкая военная доктрина рассматривала оборону как вынужденную фазу
подготовки к атаке. Лишь в 1943-1944 годах была разработана тактика
ведения оборонительных боев с целью замедлить продвижение противника.
Чаще всего мотопехотные части составляли резерв, который можно было
быстро перебросить на самый важный участок обороны. Sd Kfz 251 позволял
сравнительно безопасно доставлять пехоту к передовой. Части мотопехоты
занимали позиции в 2000-3000 метрах от передовой и принимали на себя
удар в случае прорыва обороны противником. При перевесе неприятеля
бронетранспортеры позволяли быстро и без потерь отвести пехоту "на
заранее подготовленные позиции", если таковые имелись. В обороне
успешно применяли Sd Kfz 251/9, вооруженный пушкой калибра 75 мм.
Большую роль играли бронетранспортеры и при обороне городов, где его
экипаж имел больше шансов уцелеть, чем при атаках на открытой местности.
Боевое применение
Впервые бронетранспортеры Sd Kfz 251 были использованы в бою во
время агрессии против Польши в 1939 году. Первая часть получила
бронетранспортеры 12 июля 1939 года. Небольшое количество Sd Kfz 251
поступило в 1 и 3-ю танковые дивизии, где их применяли, главным
образом, как машины командования (Sd Kfz 251/3 и Sd Kfz 251/6), а в
артиллерийских частях как тягачи пушек (Sd Kfz 251/4). Вполне возможно,
что в сентябре 1939 года бронетранспортер Sd Kfz 251/6 стал "боевым
конем" командира XIX танкового корпуса генерал-майора Гейнца Гудериана.
К 1 сентября было выпущено 68 бронетранспортеров Sd Kfz 251, однако в
точности не известно сколько из них было использовано в боях.
К маю 1940 года немецкая армия располагала уже 338
бронеранспортерами разных модификаций. Больше всего Sd Kfz 251 было в
1-й бригаде мотострелков (Schuetzen Brigade) 1-й танковой дивизии.
Бронетранспортеры также использовали как командирские машины,
артиллерийские тягачи и машины связи (Sd Kfz 251/3 и Sd Kfz 251/11). В
батареях штурмовых орудий (Heeres Sturmgeschuetz Batterie) Sd Kfz 251
применяли в качестве передвижных командных пунктов. Во время
французской кампании вермахт потерял 17 бронетранспортеров Sd Kfz 251.
Вообще, штаты многих частей предусматривали вооружение их
бронетранспортерами, но в действительности далеко не каждая часть имела
их в достаточном количестве.
Расширение серийного выпуска позволило повысить численность
бронетранспортеров в частях. В Балканской кампании участвовало
сравнительно большое количество частей, оснащенных Sd Kfz 251, в том
числе 2, 5, 8 и 11-я танковые дивизии. Транспортеры Sd Kfz 251 состояли
на вооружении некоторых подразделений бригады СС "Адольф Гитлер". Два
Sd Kfz 251 было в распоряжении обергруппенфюрера СС Дитриха.
В войне с СССР немцы применяли бронетранспортеры очень широко. Из-за
опоздания с началом серийного выпуска бронетранспортеров Sd Kfz 250,
который был развернут только летом 1941 года, процесс перевооружения
частей шел очень медленно. К началу операции "Барбаросса" только в
некоторых частях было достаточное количество Sd Kfz 251. Лучше всего
была оснащена 1-я танковая дивизия, в которой оба первых батальона 1
-го и 113-го пехотных полков имели бронетранспортеры. Кроме нее еще
только во 2-м батальоне 69-го полка 10-й танковой дивизии были Sd Kfz
251. В остальных танковых дивизиях бронетранспортерами была оснащена
только одна рота моторизированной пехоты. Во 2-й танковой дивизии это
была 2-я рота 304-го мотопехотного полка (Schuerzen Regiment), в 3-й
танковой дивизии — 1-я рота 3-го мотопехотного полка, в 4-й танковой
дивизии — 1-я рота 12-го мотопехотного полка, в 5-й танковой дивизии —
несколько рот 14-го мотопехотного полка, в 6-й танковой дивизии — 8-я
рота 116-го мотопехотного полка, в 7-й танковой дивизии — 1-я рота 6-го
танкового полка, в 8-й танковой дивизии — была неполностью
перевооружена одна из рот 8-го мотопехотного полка. В 9-й танковой
дивизии бронетранспортеры были в 1-й роте 10-го мотопехотного полка, в
11-й танковой дивизи — в 1-й роте 110-го мотопехотного полка, в 12-й
танковой дивизии — в 1-й роте 25-го мотопехотного полка, в 13-й
танковой дивизии — в 1-й роте 66-го мотопехотного полка, в 15-й
танковой дивизии — во 2-й роте 115-го мотопехотного полка, в 17-й
танковой дивизии — в 1-й роте 40-го мотопехотного полка, в 18-й
танковой дивизии — в 1-й роте 52-го мотопехотного полка и в 20-й
танковой дивизии — одна из рот 59-го пехотного полка была частично
оснащена бронетранспортерами Sd Kfz 251. В 14, 16 и 19-й танковых
дивизиях вообще не было частей мотопехоты оснащенных
бронетранспортерами Sd Kfz 251.
Мотопехотный батальон состоял из четырех пехотных рот (трех рот
стрелков и пулеметной роты — роты поддержки), кроме них в состав
батальона входила рота тяжелого вооружения. Каждая рота подразделялась
на три взвода, а взвод, соответственно, — на три стрелковых отделения и
отделение минометчиков. В каждом отделении был бронетранспортер Sd Kfz
251/1, а в отеделении минометчиков — Sd Kfz 251/1 вооруженный минометом
le Gr Wr 36 калибра 50 мм или командирский вариант Sd Kfz 251/10,
вооруженный пушкой калибра 30 мм. В отделении было 10 человек.
Вооружение отделения состояло из пулемета MG 34, восьми карабинов
Маузер 98k и двух пистолетов- пулеметов MP-38 или MP-40. Во взводе было
четыре Sd Kfz 251/1. Еще один бронетранспортер Sd Kfz 251/1 находился в
секции тяжелых пулеметов, которая подчинялась непосредственно штабу
роты. Всего в мотопехотной роте было 13 бронетранспортеров Sd Kfz 251/1.
В каждом из двух взводов пулеметной роты было два отделения,
оснащенных одним Sd Kfz 251/1, перевозящим два станковых пулемета MG
34. Минометный взвод состоял из трех отделений. В каждом отделении было
по два Sd Kfz 251/2, оснащенных минометом s Gr Wr 34 калибра 80 мм.
Всего в минометном взводе было шесть бронетранспортеров, а в пулеметной
— 14. Итого в четырех ротах было 53 бронетранспортера — 39 машин в трех
стрелковых ротах и 14 — в пулеметной роте.
В противотанковом взводе один Sd Kfz 251/1 находился в отделении
снабжения и обеспечивал подвоз боеприпасов. В каждом из трех расчетов
противотанковых орудий был один Sd Kfz 251/4 (или Sd Kfz 251/1),
служащий для буксировки противотанковой пушки Pak 35/36 калибра 37 мм.
Во взводе пехотной артиллерии находился один Sd Kfz 251/4, который
использовали для подвоза боеприпасов, и два Sd Kfz 251/4, буксировавших
две пехотные пушки 1е IG 18 калибра 75 мм. В саперном взводе было по
одному Sd Kfz 251/5 в каждом из четырех отделений. Всего в роте
поддержки насчитывалось четыре Sd Kfz 251/5, а в остальных ротах — семь
Sd Kfz 251/1 или Sd Kfz 251/4.
Такая организация батальона, оснащенного бронетранспортерами Sd Kfz
251, просуществовала до 1943 года. Позднее в танковой дивизии был один
гренадерский полк на бронетранспортерах и один на грузовиках. На
практике, только элитарные части, например некоторые танковые дивизии
СС или гренадерская дивизия "Великая Германия", были полностью
укомплектованы
бронетранспортерами. В качестве примера можно привести состояние в
12-й танковой дивизии СС "Гитлерюгенд" на 1 июля 1944 года. Так в 26-м
гренадерском полку СС только в одном батальоне были Sd Kfz 251. Всего в
этой дивизии было 211 бронетранспортеров следующих типов: Sd Kfz 251/1,
Sd Kfz 251/2, Sd Kfz 251/6, Sd Kfz 251/9, Sd Kfz 251/10, Sd Kfz 251/11
и Sd Kfz 251/15. Имевшиеся машины составляли 78.4% от необходимого
парка. По сути, до конца войны бронетранспортерами был оснащен только
один батальон в танковых и некоторых моторизованных дивизиях. Как
правило, только отличившиеся в бою части получали достаточное их
количество.
Кроме стандартной "гренадерской" модели бронетранспортеры
изготавливали в других, более специализированных версиях. Такие машины
очень широко применялись в разных частях немецкой армии.
Бронетранспортеры Sd Kfz 251/5 и Sd Kfz 251/7 поступали в саперные
части. Саперные машины перевозили разные инструменты, а на бортах
корпуса крепились штурмове мостки, служащие для преодоления окопов и
рвов. Бронетранспортеры Sd Kfz 251/8 предназначались для эвакуации
раненых с поля боя в тыл, откуда их можно было отправлять в госпиталь
колесным транспортом. Машины Sd Kfz 251/9 были вооружены пушкой KwK 37
калибра 75 мм и использовались для огневой поддержки гренадерских
частей. На коротких дистанциях снаряды калибра 75 мм были довольно
эффективны против живой силы и легких укреплений противника, однако
против танков это пушка была бесполезна. Вариант Sd Kfz 251/16,
вооруженный огнеметами, был очень кстати для боев в населенных пунктах.
С его помощью немцы подавляли огневые гнезда и прокладывали дорогу
пехоте.
Танковая дивизия "образца 1945 года" должна была иметь в своем
составе 90 бронетранспортеров: 30 машин Sd Kfz 251/1, 24 машины Sd Kfz
251/3, шесть бронетранспортеров, вооруженных огнеметами, 12
бронетранспортеров ПВО — Sd Kfz 251/21 и восемнадцать машин вооруженных
противотанковыми пушками Рак 40 Sd Kfz 255/1. Бронетранспортеры Sd Kfz
251/17 и Sd Kfz 251/21 предназначались для защиты колонн немецких войск
от воздушных налетов, поскольку со второй половины 1944 года
преимущество союзников в воздухе стало подавляющим и почти все атаки
Jabos (самолетов штурмовой и бомбардировочной авиации) заканчивались
уничтожением передвигающейся бронетехники. Вооруженный ракетами
"Хокер", самолет "Тайфун" РАФ был необычайно опасен даже для танков
"Тигр".
В 1945 году часто случалось, что бронетранспортеры Sd Kfz 251 были единственным видом бронетехники "танковых дивизий" вермахта.
Трофейные бронетранспортеры Sd Kfz 251 применяли англичане,
американцы и русские. "Ханомаги" бывшие на вооружении мотострелковых
частей американцев как правило вооружались крупнокалиберным пулеметом
Браунинг M2 калибра 12.7 мм. Дальше | Назад
|