Когда в декабре 1915 г. полковник Этьен
обратился к Луи Рено с предложением делать танки и получил от него
отказ, никто из них и не подозревал, что в конце концов Луи Рено за
это дело все же возьмется. Однако вряд ли бы это произошло, если бы
и сам Этьен не посчитал, что кроме тяжелых и средних танков союзникам
потребуются легкие танки для непосредственной поддержки пехоты. Уже 30
декабря 1916 г. фирма Луи Рено изготовила опытный образец и
предоставила его Консультативному комитету штурмовой артиллерии на
всесторонние испытания. Членам комитета новинка не понравилась. И
молодые офицеры, и старые опытные генералы критиковали машину упорно и
долго. Было заявлено, что танк слишком мал и тесен, что центр тяжести
смещен не туда, куда нужно, что из-за небольшого веса он будет не в
состоянии разрывать проволочные заграждения, а всего один член экипажа в
башне — обслуживать установленный в ней пулемет. От фирмы требовали
посадить в башню минимум двух человек. Но на это нужно было время, а его
не было, вот почему семью голосами против трех новый танк все-таки
приняли на вооружение. Для начала заказали 100 машин, причем на части
из них Этьен предложил заменить 8-мм пулемет Гочкиса на 37-мм пушку
Пюто, а также сделать специальные средства связи между подразделениями и
в качестве командирской машины. Количество заказанных танков продолжало
расти, и справиться с их выполнением фирма «Рено» уже не могла.
Пришлось привлекать к производству другие предприятия, так что первые
«Рено» начали поступать во французскую армию уже в марте 1918 г., а
всего до конца войны их было выпущено 3177 в нескольких вариантах FТ-17.
Без преувеличения можно сказать, что это была дизайнерская разработка
мирового значения, хотя на первый взгляд ничего особенного в танке не
было.
Французский танк "Рено" производства США
Корпус довольно простой формы собирался
на каркасе из уголков и фасонных деталей при помощи заклепок. Ходовая
часть состояла из отдельных тележек с катками малого диаметра,
сблокированных на листовых рессорах. Поддерживающие катки
подрессоривались спиральной пружиной, что обеспечивало постоянное
натяжение гусеницы. Ведущее колесо располагалось сзади, а
направляющее, сделанное из дерева с металлическим ободом (случай в
мировом танкостроении поистине беспрецедентный!), спереди. Для
повышения проходимости через рвы и окопы танк имел съемный хвост,
крепившийся на оси в задней части корпуса, что позволяло закидывать
его на нишу моторного отделения. При этом он не мешал транспортировке
танка по железной дороге и в тоже время на марше, если хвост был
откинут, на нем могли располагаться 2-3 пехотинца и какой-нибудь
нужный груз.
Карбюраторный двигатель танка заводился при помощи специальной рукоятки,
как автомобиль, причем сделать это можно было и снаружи, и изнутри.
Управление осуществлялось отключением и торможением действующей гусеницы
при помощи механической коробки передач, имевшей четыре скорости
вперед и одну назад. Для входа в танк служил носовой трехстворчатый
люк, а в задней части башни был устроен аварийный люк, служивший также
для загрузки боеприпасов. Водитель сидел спереди и мог вести
наблюдение через три смотровые щели,стрелок в башне мог стоять или
сидеть в брезентовой петле, которую позже заменили на регулируемое по
высоте сиденье, и имел для наблюдений грибовидный откидывающийся
колпак для вентиляции, оборудованный пятью смотровыми щелями.
Новаторство Рено проявилось и в том, что он впервые поставил на свой
танк цельнолитую башню с броней толщиной 22-мм, хотя параллельно
выпускались и более привычные восьмигранные клепаные башни на каркасе из
уголков. Правда, вскоре выяснилось, что плоские листы брони на этих
башнях толщиной 16-мм обладают даже лучшей пулестойкостью, нежеля
броня на литых башнях, но так как литая башня была дешевле для
массового производства, то ее выпуск был продолжен, а уже в 30-е гг.
французская промышленность начала выпуск танков только лишь из одних
литых деталей.
Конечно, боевые качества танка «Рено»
могли быть и значительно выше, если бы, например, лобовая плита на нем
была сделана без излома, а вместо щелей для наблюдения водитель имел
хотя бы простейший перископ. Траншейные перископы в то время уже широко
применялись, но почему-то никто не додумался установить их на танке.
Или лобовой лист сделать с большим наклоном и, следовательно, более
пулестойким. Точно так же можно было бы использовать для наблюдения из
башни стробоскоп - специальный прибор ввиде купола со
множеством вертикальных узких щелей, которые при быстром вращении
создают внутри панорамное изображение окружающей местности.
Здесь, видимо, сыграло свою роль то обстоятельство, что стробоскоп -
прибор довольно-таки дорогостоящий, к тому же он плохо показывает в
темное время суток. Хотя на свои тяжелые танки СНАР 1А и 1В,
строительство которых в 1917 г. уже велось полным ходом, французы
поставили стробоскопы сразу на обе имевшиеся на них башни. Как
бы там ни было, а даже в таком виде легкие танки «Рено» сумели
зарекомендовать себя с наилучшей стороны. Благодаря низкому удельному
давлению на грунт, составлявшему всего 0,6 кг/см2, они обладали хорошей
проходимостью и могли преодолевать 45-градусные подъемы и
1,8-метровые рвы. Вот только из-за небольшого запаса горючего на
передовую эти танки приходилось перевозить на грузовых автомобилях.
Именно эти танки и стали самыми массовыми танками Первой мировой войны
и самыми повоевавшими, поскольку с 31 мая и по 11 ноября 1918 г. они
участвовали в 3292 боевых столкновениях, в ходе которых было потеряно
440 машин. Среди иностранных армий больше всего танков «Рено»
получила армия США, где впоследствии такие машины под названием
«6-тонных танков модели 1917 года» начали выпускать самостоятельно. Три
танка в июне 1918 года получила Италия, затем эти танки поставлялись в
Финляндию, Эстонию, Литву, Югославию, Бразилию, Польшу, а многие
страны закупили их для проведения испытаний. В разное время «Рено»
получили воевавшие между собой Греция и Турция, они применялись в
Сирии и Марокко, воевали в составе итальянской армии в Африке, а также
во время гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. Поставлялись они
и нашим белогвардейцам, причем многие из этих машин в качестве трофеев
попали потом в Красную Армию, так же как и польские танки,
захваченные во время советско-польской войны 1920 г. В самой Франции
эти машины составляли основу танкового парка до середины 30-х гг., и
даже приняли участие во Второй мировой войне!
К этому времени все пушечные танки
были разоружены — их пушки потребовались для оснащения новых легких
танков, поэтому на «Рено» вместо пушек и старых пулеметов «Гочкис»
установили новые пулеметы образца 1931 г., из-за чего и марку танков
тоже изменили на FТ-31. После капитуляции Франции германские войска
захватили 1704 танка «Рено», но применяли их главным образом для охраны
аэродромов и в качестве полицейских машин. Иногда их просто
закапывали в землю в качестве бронированных огневых точек — хоть
какая-то боевая единица на пути наступавших англо-американских войск.
Последний раз танки «Рено» вступили в бой с японцами в 1945 г.,
штурмовавшими Ханойскую крепость. Так что творение Луи Рено побило
своеобразный рекорд -27 лет на боевой службе, с 1918 по 1945 г. Пожалуй,
это единственный на планете танк сразу двух мировых войн.
Источник: http://pro-tank.ru/ |