Для
вездеходной боевой машины требовались гусеницы, поскольку воевать
обычно приходилось вне дорог. И хотя перед глазами у военных в начале
XX в. были лишь тихоходные гусеничные тракторы, проекты таких машин
уже тогда начали появляться. Первым в 1903 г. свою конструкцию
представил капитан французской армии Левассер, но она так и не была
использована. В 1911 г. поручик австро-венгерской армии Г. Бурштынь
предложил военному министерству проект колесно-гусеничной
бронированной машины, во многом предвосхитив последующие работы в этой
области. Согласно проекту машина имела две гусеницы с двумя парами
колесных опор, увеличивающих ее способность преодолевать препятствия, а
также четыре подъемных колеса для езды по шоссе. По расчетам автора
проекта скорость движения на гусеницах должна была составлять 5-8 км/ч, а
на колесах - 20-30 км/ч. Экипаж состоял из 3-4 человек, а вооружение
из малокалиберного орудия во вращающейся башне. Проект не был
реализован, так же как и проекты американцев Клива Шаффера, Е. М.
Уиллока и Френсиса С. Лава.
В том же году проект первого в мире
сверхтяжелого танка разработал сын знаменитого русского химика Д. И.
Менделеева инженер Василий Дмитриевич Менделеев, который предложил по
сути дела даже не танк, а настоящий бронированный форт на гусеничном
ходу. Проект содержал много оригинальных технических решений:
поворот маски пушки при помощи электрического сервопривода, сервопривод
агрегатов трансмиссии, пневматическую регулируемую подвеску,
позволявшую опускать корпус машины на грунт для более точной стрельбы с
места, подъемную пулеметную башенку, противоснарядное бронирование
(100-150-мм) и дублирование постов управления. По всем показателям
тактико-технические характеристики машины впечатляли, при этом
особенно мощным казалось вооружение – 120-мм морская пушка Канэ.
Проект предусматривал возможность переброски танка по железной дороге,
поскольку только железнодорожные мосты и могли бы выдерживать
подобную тяжесть. Важно и то, что конструктор догадался разместить
топливные баки в задней части корпуса,в специальном отделении под
днищем, что существенно уменьшало возможность пожара в боевых
условиях.
Обычно проект танка Менделеева принято хвалить, однако очевидно,
что он совершенно не отражал реального положения вещей и нужд армии.
Даже многие годы спустя танкам не требовались ни толщина брони в
150-мм, ни такие мощные орудия, а огромный вес и определенно
ничтожная проходимость превращали этот проект в «хорошую игрушку для
ума», но и не более. В нем все было избыточно, а, следовательно,
неработоспособно. А то, что сам конструктор этого, к сожалению, не
увидел, может быть объяснено только тем, что очевидных выгод от своей
разработки он просто не понимал. Или же свою роль здесь сыграл и чисто
российский менталитет добиваться совершенства по максимуму... Куда
более осуществимый проект машины в 1912 г. предложил австралиец
Ланселот де Моль, гусеничное шасси которой могло изгибаться в
горизонтальной плоскости, чем и достигалась возможность совершать
повороты. «Платформу» де Моля можно было использовать в качестве
носителя различных видов вооружения, однако военный комитет
отклонил его предложение. Так же как и многие другие, конструктор
придумал свою машину слишком рано, когда реальной необходимости в ней
еще никто не ощущал. Самое интересное, что технологические
возможности многих стран мира даже в XIX в. были вполне достаточными
для того, чтобы создать боевую гусеничную машину для действий на поле
боя. Орудийные башни, в том числе и на роликовых, а также на
шариковых опорах, конструкторы создали еще в 1871 г.
В 1883 г. был сконструирован
пулемет, паровые тракторы и транспортеры для пушек использовались в
Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Еще раз можно вспомнить и о том,
что в войнах конца XIX столетия широкое распространение получают
бронепоезда, причем первый проект такого поезда появился во Франции
еще в 1826 г., то есть буквально через год после постройки
Стефенсоном своего знаменитого паровоза «Ракета». Правда, в Европе
первый бронепоезд был построен только 22 года спустя: его применила
австрийская армия во время осады венграми австрийской столицы. Затем
бронепоезда используются во время гражданской войны в США, участвуют в
обороне Парижа в 1871 г., после чего наступает относительно короткий
период развития «бронекареток», созданных в 80-е гг. прошлого
столетия. Серия бронекареток сводилась в группу, представлявшую собой
мелкие подвижные огневые точки на рельсовом пути. Макси-первый
проект такого поезда появился во Франции еще в 1826 г., то есть
буквально через год после постройки Стефенсоном своего знаменитого
паровоза «Ракета». Правда, в Европе первый бронепоезд был построен
только 22 года спустя: его применила австрийская армия во время осады
венграми австрийской столицы. Затем бронепоезда используются во
время гражданской войны в США, участвуют в обороне Парижа в 1871 г.,
после чего наступает относительно короткий период развития
«бронекареток», созданных в 80-е гг. прошлого столетия. Серия
бронекареток сводилась в группу, представлявшую собой мелкие подвижные
огневые точки на рельсовом пути. Максимальное развитие и
практическое применение бронекаретки получили при обороне Серета в
Румынии в войне 1889 г., где их было применено 571. Пример Англо-бурской
войны, широко применялись бронепоезда, также является весьма
показательным, но боевая машина на гусеницах в это время в армии так и
не появилась.
Дело в том, что военная доктрина
того времени не соответствовала уровню технических достижений-инертность
мышления была чудовищной. На кораблях по-прежнему сохранялись паруса и
тараны,на униформе хаки, принятой в английпийской армии, долгое время
оставалась цветная отделка, а пулеметы «максим», по мнению военных
стреляли слишком быстро и тратили слишком много патронов, что для
военного бюджета казалось обременительным. Армии готовились к
маневренным боям на пересеченной местности. Перемещаться туда они должны
были по железной дороге, а там на местах идти своим ходом. Маневренная
война просто не требовала тяжелых, медлительных машин, в то время
появившиеся быстроходные автомобили на пересеченной местности
использовать было нельзя, потому-что машины двигались вперед до первой
ямы. Скоростные машины на гусеницах также были невостребованы. Получался
«заколдованный круг», выбраться из которого никак не удавалось!
Источник: http://pro-tank.ru/ |