Внешним
фактором, который вызвал появление танков на поле боя, стала Первая
мировая война. Как и предвидели военные специалисты, она началась и
какое-то время шла как маневренная. Но затем фронт стабилизировался.
Многомиллионные армии зарылись в землю, опутали свои траншеи многими
рядами колючей проволоки, а вражеские атаки отражали огнем
многочисленных пулеметов и артиллерии. Прорвать такую оборону силами
пехоты оказалось невозможно. Чтобы победить, требовалось нечто
неординарное. Германские военные 22 апреля 1915 г. применили газ
хлор, выпущенный по ветру на позиции англичан из баллонов. Из строя
были выведены 15 тысяч человек, одна треть которых погибла, после чего
химическое оружие начинают применять обе стороны. В 1915 г.
германские дирижабли типа «Граф Цеппелин» бомбардируют Лондон и Париж.
Наконец, в 1917 г. германский подводный флот начал неограниченную
подводную войну на морских коммуникациях и на какое-то время сумел
парализовать транспортные перевозки стран Антанты. Не менее результативно с самых первых дней войны начал использоваться и автомобильный транспорт.
В переломные дни 1914 г., когда победа
или поражение в битве при Марне могли решить исход войны и уж во всяком
случае судьбу Франции, французы для ликвидации угрозы захвата Парижа
(впервые в военной истории!) организовали массовую переброску войск на
легковых автомобилях, мобилизовав для этого 12 000 парижских такси! В
1916 г. во время «верденской мясорубки» машины, подвозившие резервы на
линию фронта, проходили контрольные посты через каждые 14 секунд, а
иногда и каждые 6 секунд. Во время румынского похода осенью того же
года двухсоттысячная германская армия со всем снаряжением и
материальной частью была переброшена к месту боев на 20 000 автомобилях
и фактически разгромила Румынию. В боях под Горицей итальянцы перебросили на автомобилях 500 000 человек и около 8500 лошадей.
Во время боев 1918г. на реке Эн железные дороги в течение семи дней
перевезли девятнадцать дивизий, а на автомобилях - 33 дивизии и 46
отдельных артиллерийских частей. Наконец, в сентябре 1918 г. 12
американских дивизий общей численностью около 500 000 человек были
перебазированы из Сен-Мишеля в район Мааса и Арденн на расстояние 80 км
всего за одну ночь. Такой размах автомобильных перевозок поставил
автотранспорт в один ряд с железными дорогами и сделал его практически
полным монополистом в ближайшей армейской и войсковой зоне,
практически вытеснив в Европе конную тягу. Проблема моторизации армий
таким образом оказалась решенной! К исходу войны воюющие армии
имели на фронтах значительное количество автомашин транспортного
назначения: США -107 000, Франция -88 000, Англия -87 000 и Германия -60
000. Помимо этого значительная часть гражданского автотранспорта стран
европейского континента и Великобритании обслуживала нужды
вооруженных сил в глубоком тылу.
В боях они непосредственно не участвовали, но это была та база для
промышленного производства, на основе которой можно было делать не
только бронеавтомобили, но также и танки. Столь же быстро росло в
армиях воюющих государств и количество бронепоездов. Только в Германии
за первые месяцы войны их было изготовлено около 30. Постепенно
стандартизировались их типы и состав вооружения. Отдельные бронепоезда
получили броню толщиной 185-мм, а кроме мощного вооружения -
совершенные по тому времени средства связи, сигнализации и наблюдения.
Одним словом, все, что требовалось для того, чтобы сделать танк, воюющие
страны имели уже в конце 1914 г.! И новые проекты боевых машин, отличные от тех, что предлагались изобретателями до войны, буквально тут же начали появляться.
Первым
проект гусеничной вездеходной боевой машины предложил мастер рижского
машиностроительного завода А. Пороховщиков. Каким образом ему пришла
в голову мысль создать свой «Вездеход», изобретатель впоследствии
описал так: «На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат,
перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука - бежать в атаку под
пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей,
беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню,
вооруженную пулеметами? Конструктивное решение я увидел в постановке
бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа...» Первый
российский танк представлял собой одноместную танкетку весом около 4
т. Внутри обтекаемого корпуса была рама, на трех барабанах которой
перематывалась всего одна резиновая гусеница, напоминавшая гусеницу на
современных мотонартах. Поворот машины осуществлялся при помощи двух
рулевых колес по бокам, соединявшихся со штурвалом. Вооружение
«Вездехода» — один пулемет «максим» во вращающейся цилиндрической
башне, - обслуживал командир машины, сидевший вместе с водителем плечом к
плечу, что говорит о непродуманности этого важного вопроса, так как
при таком размещении экипажа управлять машиной и стрелять из нее в
разные стороны было бы очень неудобно. Много беспокойства внушал и
движитель, однако 15 мая 1915 г. постройка опытного образца была
все-таки завершена. На нем смонтировали деревянный макет корпуса, а
для компенсации веса брони уложили балласт из мешков с песком. Спустя
три дня был проведен и пробный пробег, показавший, что гусеница при
движении с барабанов соскальзывает. Целый месяц искали причину, после
чего догадались на первоначально гладкой поверхности барабанов сделать
по три кольцевые проточки, а на внутренней поверхности гусеницы -
соответственно три направляющих выступа.
"Вездеход" А.А. Пороховщикова на испытаниях в 1915 г (башня не установлена)
Источник: http://pro-tank.ru/ |