В 1916 году у немцев не было машин, как Mk.
Вот почему эффект от первого массированного боевого применения танков
превзошел все ожидания. 15 сентября 1916 г., когда английские танки
впервые атаковали германские позиции на севере Франции во время
сражения на реке Сомме, они за 2,5-3 часа боя смогли захватить участок в
5 км глубиной и столько же шириной, при этом потери в живой силе у
англичан были в 20 раз меньше обычных! И это при том, что из бывших на
фронте 49 танков на позиции их вышло всего 32, а в атаке
участвовало 18. Остальные оказались технически неисправны или же
застряли в болоте. Британский главнокомандующий генерал Д. Хейг
настолько обрадовался победе, что сразу же сделал заявку на тысячу
таких боевых машин. Первые бои позволили выработать и правила для
танковых экипажей, от которых в первую очередь требовалось помнить о
своем задании и стрелять быстро и низко.
15 сентября, 1916 г, первое появление танков в битве на Сомме
"Пусть лучше промах насыплет пыли в
глаза врагу, чем ваш снаряд просвистит над его головой. Стреляй во
врага, пока он трет глаза, и экономь боеприпасы. Помни, что окопы
извилисты, землянки глубоки, а вражеские пулеметы могут быть искусно
спрятаны. Ты должен разыскать их, ориентируясь на дым, пыль и тень на
бруствере. Дыра в стене, стог сена, куча мусора, штабель из досок,
кирпичная кладка - все это может скрывать пулемет, который тебе следует
уничтожить. Помни, что 6-фунтовый снаряд может поразить пулемет при
прямом попадании, поэтому стреляй, чтобы попасть в цель, а не наделать
шума. Никогда не наводи свое оружие, пусть даже оно и не будет заряжено,
на свои войска. Следи за пехотой, которой ты помогаешь. Думай о своих
товарищах в пехоте. Следи за продвижением пехоты в бою и за соседними
танками. Старайся уничтожить танки врага... Имей всегда противогаз под
руками. Не обращай внимания на жару. Не обращай внимания на шум. Не
обращай внимания на пыль. Благодари Господа, что ты прикрыт броней и
можешь оказать помощь пехоте, которая уязвима...".
Последние
наставления имели особенное значение, так как из-за технического
несовершенства служить на первых английских танках было исключительно
тяжело. Подрессоривание отсутствовало, поэтому тряска в них была
ужасной. Большую часть танка внутри занимал 105-сильный бензиновый
двигатель "Даймлер", коробка передач и трансмиссия, из-за чего
температура в танке иной раз достигала 70°, а пороховая гарь, пары
бензина и выхлопные газы двигателя настолько отравляли экипаж, что это
вызывало обмороки. В бою нередки были случаи, когда танкистам
приходилось покидать свои танки, чтобы как следует отдышаться. Грохот в
танке стоял страшный, а так как переговорных устройств тогда не
существовало, экипаж общался жестами либо писал друг другу записки на
специальных планшетах. Плохо было с внешним наблюдением и связью.
Смотровые щели в бортах не обеспечивали достаточного обзора, зато в
них летели брызги расплавленного свинца от пуль, попадавших в броню
рядом с ними, из-за чего до 80 % ранений у первых танкистов приходилось
именно на глаза. Не слишком помогали и специальные очки - стальные
пластины со множеством дырочек, а также кольчужные маски вроде тех,
что когда-то носили воины Средневековья.
Для передачи сигналов другим танкам употребляли флажные сигналы, как на
кораблях, или же семафор наподобие железнодорожного. Для дальней связи в
танках держали почтовых голубей, с которыми пересылали донесения
командованию в том случае, если танк выходил из визуального контакта с
другими машинами и не мог передать сигнал по цепочке. Управление
танком также требовало значительных усилий. При экипаже из 8-ми человек
в нем принимали участие водитель и командир танка, который отвечал за
тормоза гусениц правого и левого бортов, а также два трансмиссионщика,
работавших на бортовых коробках передач. Водитель подавал им команды
голосом или же жестами, а сам поворот осуществлялся путем торможения
одной из гусениц и переключением коробки передач. С остановленной
гусеницей танк разворачивался на месте, а вот для поворота с большим
радиусом использовали пару больших колес позади танка, крепившихся на
шарнире. Тележку с колесами поворачивали при помощи специального троса,
который накручивали вручную на барабан внутри танка, что также было
очень нелегко и требовало от танкистов немалых усилий. Считалось, что
благодаря таким колесам танк легче будет преодолевать окопы и широкие
рвы, но по причине громоздкости и большой уязвимости от них очень скоро
пришлось отказаться. При этом проходимость новых танков Мk без них не
ухудшилась.
Бегство немецкой пехоты от английских танков
Боевой вес Мk составлял 28 т у "самца" и
27 т у "самки". Скорость - 4,5 км/ч (на пересеченной местности 2
км/ч), запас хода составлял всего 19 км, а толщина брони была 5-11-мм.
Для защиты от ручных гранат, которые могли быть заброшены на крышу
танка, поверх нее натягивались проволочные сетки -гранаты по ним
скатывались и взрывались на земле. Самые первые танки не столько для
маскировки, сколько для устрашения противника раскрашивались ярким
камуфляжем, хотя позднее многие британские танки стали краситься просто в
шаровый, то есть корабельный серый цвет или же армейский цвет хаки.
Конструктивно танк собирался из бронелистов на каркасе из уголков и
полосовой стали. Отверстия для заклепок в бронелистах сверлили до
закалки, затем их закаливали и устанавливали на каркас. Между
внутренними и внешними бронелистами, словно в обойме, крепились колеса
- опорные и ведущие-ленивцы, имевшие механизм натяжения гусениц и
бортовые коробки передач. Каждая гусеница шириной 520-мм состояла из
90 плоских траков из броневой стали. На твердой почве удельное давление
танка на грунт достигало почти 2 кг/см, что было слишком велико и
сильно ограничивало проходимость, в особенности на сырой и болотистой
почве, где первые танки очень часто начинали зарываться в землю и
садились днищем на грунт. Одним словом, первый английский танк
получился не слишком удачным и весьма мало соответ ствовал тому, чего
от него добивались военные.
С другой стороны, поскольку им
требовался «истребитель пулеметов», обладавший высокой проходимостью,
они его и получили. Перебирать варианты не было времени, поэтому
неудивительно, что первые танки, отвечающие выданным тогда
требованиям, появились у англичан уже после войны! Так, например, в 1917 г. был изготовлен деревянный макет танка Мk.VI, имевший 57-мм орудие в носовой
части корпуса и 6 пулеметов, располагавшихся в двух небольших
спонсонах по обеим сторонам корпуса и по углам боевой рубки, в передней
части которой находился водитель, имевший хороший обзор. В 1921 г.
англичане в опытном порядке изготовили так называемый тропический танк,
который предназначался для действий в колониях, имевший две пулеметные
башни от бронеавтомобиля "Остин", которые так почему-то никто и не
решился поставить на танк в годы Первой мировой войны. Другой подобной
машиной оказался сравнительно небольшой (что в свое время и
требовалось) танк "Виккерс №1" образца 1921 г., имевший поверх
традиционного английского ромбического шасси броневой купол с пулеметным
вооружением. Именно такие машины, появись они во время войны, было бы
гораздо легче и производить, и использовать. Но так как первые танки
строили моряки, а не автомобилисты, то и решения они выбрали сугубо
свои, а тот задел, который в это время уже был у конструкторов
бронеавтомобилей, оставили без внимания.
Английский средний танк "Виккерс" № 1, 1921 г
Само название "танк" тоже родилось в это время совершенно случайно.Дело в том, что когда англичане строили свои первые танки
при соблюдении строжайшей секретности, они понимали, что только
внезапное их появление на поле боя может гарантировать успех. При
перевозке по железной дороге закрытые брезентом машины больше всего
напоминали большие металлические цистерны, вот тогда-то и был распущен
слух, что это не что иное, как "баки" ("танки"), изготовленные по
заказу российского правительства. Более того, чтобы обмануть
германских шпионов, которые могли бы залезть под брезент, на них так и
было написано: "Осторожно, Петроград", причем по-русски, чтобы еще
больше ввести в заблуждение всяких охотников за чужими секретами.
Поскольку слово "танк" использовалось и в официальной переписке, то
этот термин прижился, причем именно в английском и русском языках, хотя
никаких танков Россия из Англии в это время так и не получила. А вот в
других странах за танками закрепились другие названия. В немецкой
армии их стали называть "панцеркампфваген" ("боевая бронированная повозка"), в аббревиатуре PzKpFw или же просто Pz.
Французы назвали свои танки "шар де комба" ("боевая повозка"), или же
на военном жаргоне просто "шар". Итальянцы использовали термин "карро
д'ар-мато"- "вооруженная повозка", шведы — "стридсваген" ("боевая
повозка"), ну а поляки - "чолг"("гусеница").
Устройство английского танка Mk.V
|
1 |
кресло механика-водителя |
11 |
баки с горючим |
2 |
глушитель |
12 |
вентилятор |
3 |
57-мм орудие |
13 |
ведущие колеса |
4 |
боеукладка снарядов |
14 |
катки |
5 |
пулемет "Льюис" |
15 |
редуктор |
6 |
бензопровод |
16 |
входная дверь |
7 |
фракцион |
17 |
пулемет |
8 |
коробка передач |
18 |
масса пушки |
9 |
радиатор |
19 |
двигатель |
10 |
гусеница |
20 |
ленивец |
http://pro-tank.ru/ |