Одной из
особенностей гражданской войны в Испании являлось широкое использование броневых
автомобилей. Объяснялось это не только маневренным характером боевых действий и
хорошим качеством дорог, но и имевшейся в стране хорошей производственной
базой. Как показал опыт первых боев, броневики ненамного уступали танкам, но
были значительно дешевле и проще в обслуживании. Особенно активно развивалось
бронеавтомобильное дело в республиканской зоне, где находились наиболее крупные
промышленные центры.
Бронеавтомобиль UNL-35(ранний
вариант) во дворе завода
Union Naval de Levante,
февраль 1937г.
Пионером в
этом были заводы в Бильбао. В августе 1936 г. здесь наладили производство
бронированных машин на шасси различных грузовиков. Количество построенных боевых
машин было небольшим, все они отличались большим разнообразием. После захвата
Бильбао франкистами — 20 июня 1937 г. — работы по бронированию прекратились.
Другим
центром по производству броневиков была Каталония и Валенсия, где находилось
большое количество различных промышленных предприятий и частных мастерских.
Здесь первые бронированные машины начали строиться осенью 1936 г. без каких-либо
проектов и чертежей, используя имеющиеся подручные материалы. Чуть позже работам
по бронированию придали более организованный характер, Основной производственной
базой стала Барселона, где находились филиалы фирм «Испано-Сюиза» и «Дженерал-Моторс».
С конца 1936 года на заводах Барселоны изготовили несколько десятков броневиков.
Тип их бронировки за висел от наличия броневого листа и возможностей
предприятия-изготовителя. Наиболее интересными были бронеавтомобили, построенные
в частной мастерской Филда («Construktora
Field»)
в пригороде Барселоны. Они изготавливались из штампованных листов брони и
отличались от остальных машин характерными обтекаемыми формами. По различным
данным, было выпущено 10-12 таких броневиков.
Другим
интересным проектом был бронеавтомобиль на шасси «Испано-Сюиза» Т-69, который,
помимо экипажа, мог перевозить до десяти солдат! Таких машин было построено
всего несколько штук, броневые листы для них изготовил завод
Sociedad Comercial de Hierros
в Мадриде, сборку осуществлял филиал «Испано-Сюиза» в Барселоне. Любопытно, что
на некоторых этих бронеавтомобилях ставили башни с разбитых Т-26.
Бронеавтомобиль "Испано-Сюиза " Т-69,
вооруженный пулеметом "Гочкиса" в башне, Каталония, лето 1937г.
Точное
количество всех броневиков, произведенных на различных предприятиях, неизвестно.
Они различались типом бронировки, вооружением, базовым шасси. Из-за
несовершенства конструкции многие эти бронеавтомобили могли использоваться
только для действий по хорошим дорогам и боев в населенных пунктах. Поэтому они
не пользовались популярностью в танковых подразделениях республиканцев и большей
частью использовались в составе пехотных частей. В испанской армии все эти
бронеавтомобили получили прозвище «Tiznaos»
— «Грязные» — из-за обилия надписей и лозунгов различных партий на их бортах.
Но помимо
всех этих весьма несовершенных «бронтозавров», производились на испанских
заводах и полноценные боевые машины, отвечавшие требованиям современной войны и
составившие основу бронеавтомобильного парка республиканской армии. Этими
броневиками стали
UNL-35
и
Chevrolet
1937.
"Tiznaos \" на
улице одной из испанских деревень, 1937г.
В ноябре
1936 г. Комиссия по бронетанковому вооружению Испанской республики поручила
полковнику испанской армии, советскому военному советнику Николаю Алымову
спроектировать бронеавтомобиль по типу советских машин ФАН и БАИ. Разработка
конструкторской документации осуществлялась на заводе № 22
Union Naval de Levante
в Валенсии. В ходе проектирования броневик получил заводское обозначение
abajo
№ 35» («Проект № 35») или сокращенно Т-35. Впоследствии по первым буквам
названия завода производителя машина получила официальное обозначение
UNL-35.
Производство броневого листа для броневиков удалось наладить на заводе
Alios Hornos de Sagunto
под руководством советского инженера Андриана Воробьева. Небезынтересно привести
выдержки из отчета Н. Алымова, направленного в Москву в июне 1937 г.: «Я был
послан на завод «Навалис» (завод
Union Naval de Levante.
— Прим. авт.) для производства бронеавтомобилей на шасси ЗИС-5, Так как
шасси очень длинное, пришлось укоротить раму на 140 см, обрезать карданный вал и
передвинуть задние рессоры. Броневой корпус частично сварной, частично клепанный
на специальных угольниках. Низ машины бронированный, вооружение — два пулемета.
Производство броневого листа налажено на заводе «Сагундо» в Валенсии. Был взят
химический анализ нашей и немецкой брони, и на основе этого проведены опыты по
изготовлению брони с высоким содержанием хрома и никеля. В результате получилась
хорошая твердая броня, которая при толщине в 10 мм не пробивается бронебойной
пулей с 25 м. Кроме того, была изготовлена экранированная (двухслойная) броня
путем склепки 7-мм броневого листа с 3-мм котельным железом. При стрельбе
бронебойной пулей с 25 м пулей броня пробивалась, а на месте железа получалась
вспучина. Все построенные бронемашины были покрыты экранированной броней.
Один из вариантов
" Tiznaos ", изготовленные в Барселоне, 1936г.
В
настоящий момент всего сдано 26 броневиков, из них десять с пулеметами Максима и
16 с пулеметами ДТ. Находится в производстве 200 шасси на заводах «Навалис»,
"Сагундо», "Торрес», «Девис». О строительстве броневиков хорошо были осведомлены
мятежники, и после выпуска первых десяти машин заводы "Навалис» и «Сагундо»
подверглись сильным бомбардировкам с воздуха».
Следует
отметить, что существовало две основных модификации
UNL-35
на шасси ЗИС-5. Они различались бронировкой двигателя и рядом других мелких
деталей Слета 1937 г. до весны 1938 г. выпускалось примерно по пять-шесть
UNL-35
в месяц. Затем, из-за сильных бомбардировок авиации франкистов пришлось
эвакуировать производство бронеавтомобилей на завод
Amal
(г.Элда, провинция Аликанте). К этому времени поставки грузовиков из СССР
прекратились, поэтому для производства
UNL-35
стали приспосабливать другие шасси, главным образом «Форд»
V8
и "Шевроле- (любопытно, что для бронировки использовали несколько шасси с правым
расположением руля). Это, а также перебои с поступлением броневого листа,
значительно снизили выпуск бронеавтомобилей, и только с сентября 1938 г.
производство их начало возрастать и прекратилось в марте 1939 г., после разгрома
испанской республики. Всего же за два года производства было построено более 120
UNL-35f
из них более половины на базе ЗИС-5).
Трофейный бронеавтомобиль "Испано-Сюиза "
Т-69 с башней от танка Т-26 на параде франкистов по случаю освобождения
Каталонии. Барселона, февраль 1939г.
Почти
одновременно с началом работ по изготовлению
UNL-35
завод «Дженерал Моторс» в Барселоне приступил к проектированию более тяжелого
броневого автомобиля. Новая боевая машина создавалась на базе трехосного шасси
«Шевроле»
SD
по типу уже производившегося
UNL-35
и советского БА-6. Первые образцы нового броневика, получившего обозначение
ААС-1937 («Autometralladora
Canon»
— бронеавтомобиль
с пушкой) или «Шевроле-1937», были готовы в апреле 1937 г. Корпус изготавливался из 8-мм
брони, поставляемой с металлургического завода в Сагундо, вооружение состояло из
двух пулеметов (ДТ, Максима или
MG-13).
По возможности, на части броневиков устанавливали башни, снятые с разбитых и не
подлежащих ремонту Т-26, БТ-5 и БА-6. До марта
1938
г. завод «Дженерал Моторс» выпускал
примерно
по четыре ААС-1937 ежемесячно. Но после того как франкисты отрезали Каталонию от
основной территории Республики, начались перебои с поставкой броневого листа.
Выпуск машин стал уменьшаться и прекратился в феврале
1939
г. Всего
же за время производства республиканская армия получила чуть более 70
бронеавтомобилей «Шевроле-1937»,
UNL-35
и
ААС-1937 начали использоваться в боях практически сразу после начала их
изготовления. Так, уже в мае 1937 г. они участвовали в подавлении восстания
анархистов в Барселоне. К лету 1938 г. все бронеавтомобили
UNL-35
и ААС-1937 находились в составе 1-й (Каталония) и 2-й (зона «Центр-Юг»)
бронетанковых дивизий республиканской армии. После разгрома Каталонского фронта
(в феврале 1939 г.) около тридцати машин обеих типов вместе с остатками
республиканской армии перешли французскую границу, где и были интернированы. В
1940 г., после оккупации Франции Германией, небольшое количество броневиков
ААС-1937 поступило на вооружение частей вермахта и использовались на Восточном
фронте (в частности, в боях под Москвой), где все были потеряны.
Бронеавтомобиль ААС-1937, интернированные на
французской территории. Версаль, 1940г.
После
разгрома Испанской республики в марте 1939 г. оставшиеся в строю броневики
UNL-35
и ААС-1937 поступили на вооружение армии Франко, в составе которой прослужили до
1957 г.
Бронеавтомобиль UNL-35.Масштаб
1:35
Чертежи восстановил и выполнил М.Коломиец.
Тактико-технические
характеристика бронеавомобиля UNL-35(на шасси
ЗиС-5)
Боевая масса, т: |
4 |
Экипаж, чел: |
3 |
Длина, мм: |
4720 |
Ширина, мм: |
1800 |
Высота, мм: |
2540 |
База, мм: |
3150 |
Колея передних колес, мм: |
1546 |
Колея задних колес, мм: |
1676 |
Вооружение, пулеметов |
2(7.62-мм ДТ, 7.62-мм Максима или 7.92 MG-13) |
Боекомплект, патронов, шт.: |
1500(вариант с ДТ) |
Бронирование, мм: |
7+3 |
Двигатель: |
ЗиС, карбюраторный, 73 л.с. при 2300 об\мин |
Скорость максимальная, км\ч: |
50 |
Запас хода по шоссе, км: |
230 |
М.Коломиец |